ТОМАС ГОББС
«ЛЕВИАФАН, ИЛИ МАТЕРИЯ, ФОРМА И ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА ЦЕРКОВНОГО И ГРАЖДАНСКОГО»
ЧАСТЬ II О ГОСУДАРСТВЕ (фрагменты)
ГЛАВА XVII О ПРИЧИНАХ, ВОЗНИКНОВЕНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА
Цель государства – главным образом обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...
Каковая не гарантируется естественным законом. В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность. Вот почему, несмотря на наличие естественных законов (которым каждый человек следует, когда он желает им следовать, когда он может делать это без всякой опасности для себя), каждый будет и может вполне законно применять свою физическую силу и ловкость, чтобы обезопасить себя от всех других людей, если нет установленной власти или власти достаточно сильной, чтобы обеспечить нам безопасность. И везде, где люди жили маленькими семьями, они грабили друг друга; это считалось настолько совместимым с естественным законом, что, чем больше человек мог награбить, тем больше это доставляло ему чести. В этих делах люди не соблюдали никаких других законов, кроме законов чести, а именно они воздерживались от жестокости, оставляя людям их жизнь и сельскохозяйственные орудия. Как прежде маленькие семьи, так теперь города и королевства, являющиеся большими родами для собственной безопасности, расширяют свои владения под всяческими предлогами: опасности, боязни завоеваний или помощи, которая может быть оказана завоевателю. При этом они изо всех сил стараются подчинить и ослабить своих соседей грубой силой и тайными махинациями, и, поскольку нет других гарантий безопасности, они поступают вполне справедливо, и в веках их деяния вспоминают со славой.
А также соединением небольшого количества людей или семейств. Гарантией безопасности не может служить также объединение небольшого числа людей, ибо малейшее прибавление к той или иной стороне доставляет ей такое большое преимущество в физической силе, которое вполне обеспечивает ей победу и потому поощряет к завоеванию. То количество сил, которому мы можем доверять нашу безопасность, определяется не каким-то числом, а отношением этих сил к силам врага <.....>
Ни множеством людей, из которых каждый руководствуется собственным суждением. Пусть имеется какое угодно множество людей, однако, если каждый будет руководствоваться в своих действиях лишь частными суждениями и стремлениями, они не могут ожидать защиты и покровительства ни от общего врага, ни от несправедливостей, причиненных друг другу. Ибо, будучи несогласными во мнениях относительно лучшего использования и применения своих сил, они не помогают, а мешают друг другу и взаимным противодействием сводят свои силы к нулю, вследствие чего они не только легко покоряются немногочисленным, но более сплоченным врагом, но и при отсутствии общего врага ведут друг с другом войну за свои частные интересы. В самом деле, если бы мы могли предположить, что большая масса людей согласна соблюдать справедливость и другие естественные законы при отсутствии общей власти, держащей их в страхе, то мы с таким же основанием могли бы предположить то же самое и относительно всего человеческого рода, и тогда не существовало бы, да и не было бы никакой необходимости в гражданском правлении или государстве, ибо тогда существовал бы мир без подчинения.
Что то и дело повторяется. Для безопасности, которую люди желали бы продлить на все время их жизни, недостаточно, чтобы они управлялись и направлялись единой волей в течение какого-то времени, например в ходе одной битвы или войны. Ибо хотя они и одерживают победу против иноземного врага благодаря своим единодушным усилиям, однако потом, когда общего врага уже нет или когда одна партия считает врагом того, кого другая считает другом, они в силу различия своих интересов должны по необходимости разобщиться и снова быть ввергнутыми в междоусобную войну. <.....> Cогласие же людей [обусловлено] соглашением, являющимся чем-то искусственным. Вот почему нет ничего удивительного в том, что, для того чтобы сделать это согласие постоянным и длительным, требуется еще кое-что (кроме соглашения), а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу.
Происхождение государства. Определение государства. Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, отданным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делает этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Что такое суверен и подданный. Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным.
Для достижения верховной власти имеются два пути. Один – это физическая сила, например, когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда путем войны подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь. Второй – это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо политическим государством, или государством, основанным на установлении, а государство, основанное первым путем,– государством, основанным на приобретении. <.....>
ГЛАВА XVIII О ПРАВАХ СУВЕРЕНОВ В ГОСУДАРСТВАХ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ
Что означает акт установления государства. Мы говорим, что государство установлено, когда множество людей договаривается и заключает соглашение каждый с каждым о том, что в целях водворения мира среди них и защиты от других каждый из них будет признавать как свои собственные все действия и суждения того человека или собрания людей, которому большинство дает право представлять лицо всех (т. е. быть их представителем) независимо от того, голосовал ли он за или против них.
Последствия подобного установления. Из этого установления государства производятся все права и способности того или тех, на кого соглашением собравшегося народа перенесена верховная власть.
1. Подданные
не могут изменять форму правления. Во-первых, так как народ заключает
соглашение, то следует разуметь, что он не обязался каким-либо предыдущим
соглашением к чему-нибудь противоречащему данному соглашению. Следовательно,
те, кто уже установил государство и таким образом обязался соглашением
признавать как свои действия и суждения одного, неправомерны без его разрешения
заключать между собой новое соглашение, в силу которого они были бы обязаны
подчиняться в чем-либо другому человеку. Поэтому подданные монарха не могут без
его разрешения свергнуть монархию и вернуться к хаосу разобщенной толпы или
перевести свои полномочия с того, кто является их представителем, на другого
человека... <.....>
2. Верховная власть не может быть потеряна. Во-вторых, так как право представлять всех участвовавших в соглашении дано тому, кого делают сувереном путем соглашения, заключенного лишь друг с другом, а не сувереном с кем-нибудь из участников, то не может иметь место нарушение соглашения со стороны суверена, и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо обязательства. Что тот, кто стал сувереном, не заключает предварительного соглашения со своими подданными – очевидно, ибо он должен был бы заключить соглашение или со всеми как одной стороной соглашения или же несколько соглашений с каждым человеком в отдельности. <.....>
Кроме того,
если кто-либо один или несколько человек утверждают, что суверен нарушил
договор, заключенный им при установлении государства, а другие – или кто-либо
другой из его подданных, или суверен сам – утверждают, что никакого нарушения
не было, то в этом случае не имеется судьи для решения этого спора, и мы снова,
таким образом, отброшены назад к праву меча, и каждый человек снова получает
право защищать себя собственной физической силой, что противоречит цели,
поставленной людьми при установлении государства. Тщетна поэтому попытка
предоставить кому-либо верховную власть на основе предварительного соглашения.
Мнение, будто какой-либо монарх получает свою власть на основе соглашения, т.е.
на известных условиях, вытекает из непонимания той простой истины, что
соглашения являются лишь словами и сотрясением воздуха и обладают силой
обязать, сдерживать, ограничить и защитить человека лишь постольку, поскольку
им приходит на помощь меч государства, т.е. несвязанные руки того человека или
собрания людей, которые обладают верховной властью и действия которых
санкционированы всеми подданными и исполнены силой всех подданных, объединенных
в лице суверена. <.....>
3. Никто не может, не нарушая справедливости, протестовать против установления суверена, провозглашенного большинством. В-третьих, если большинство согласным голосованием объявило кого-нибудь сувереном, то несогласный с этим постановлением должен по выяснении указанного результата или согласиться с остальными, т.е. признавать все действия, которые будут совершены сувереном, или он по праву может быть истреблен остальными. <.....> Поэтому, если он отказывается подчиниться или протестует против какого-нибудь постановления большинства, он нарушает свой договор и поступает несправедливо. <.....>
4. Подданные не могут осуждать действия суверена. В-четвертых, так как благодаря указанному установлению каждый подданный является ответственным за все действия и суждения установленного суверена, то отсюда следует, что все, что бы последний ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из его подданных, и он не должен быть кем-либо из них обвинен в несправедливости. Ибо тот, кто делает что-либо, на что он уполномочен другим, не может этим совершить неправомерного акта по отношению к тому, кем он уполномочен. При установлении же государства каждый отдельный человек является доверителем в отношении всего, что суверен делает, и, следовательно, всякий, кто жалуется на несправедливость со стороны суверена, жалуется на то, виновником чего он сам является... <.....>
5. Любой суверен ненаказуем подданным. В-пятых, и как вывод из только что сказанного, ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Ибо каждый подданный, как мы видели, является ответственным за действия своего суверена. Следовательно, наказывая суверена, подданный наказывает другого за действия, совершенные им самим.
6. Суверен – судья в вопросах о том, что необходимо для мира и защиты своих подданных. И так как целью учреждения верховной власти являются мир и общая защита, а право на цель дает право и на ведущие к ней средства, то к правам человека или собрания, обладающего верховной властью, относится также право быть судьей в делах мира и защиты, а также в делах того, что препятствует их осуществлению. Суверен, таким образом, имеет право предпринять все, что он считает необходимым в целях сохранения мира и безопасности путем предупреждения раздоров внутри и нападения извне, а когда мир и безопасность уже утрачены, предпринять все необходимое для их восстановления.
И судья в отношении того, каким доктринам следует их учить. И поэтому, в-шестых, в компетенцию верховной власти входит быть судьей в отношении того, какие мнения и учения препятствуют и какие содействуют водворению мира, и, следовательно, в каких случаях, в каких рамках и каким людям может быть предоставлено право обращаться к народной массе и кто должен расследовать доктрины всех книг, прежде чем они будут опубликованы. <.....> И хотя единственным критерием учения должна быть истина, однако это не противоречит тому, чтобы учения регулировались также с точки зрения их отношения к делу мира. Ибо учение, противодействующее миру, не может в большей мере быть истинным, чем мир и согласие – направленными против естественного закона. <.....>
7. Право предписывать подданным правила, с помощью которых каждый из них столь хорошо знает, что именно является его собственностью, что уже никто другой не может, не нарушив справедливости, отнять ее у него.
В-седьмых, к верховной власти относится вся власть предписывать правила, указывающие каждому человеку, какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринять, не оказываясь стесненным в этом отношении кем-либо из своих сограждан. И именно это люди называют собственностью. Ибо до установления верховной власти (как уже было показано) все люди имели право на все, каковое право необходимо вело к войне, и поэтому эта собственность, которая необходима для мира и зависит от установления верховной власти, есть акт этой власти в целях установления гражданского мира. Эти правила о собственности (или о моем и твоем), о добре, зле, закономерном и незакономерном в человеческих действиях суть гражданские законы, т. е. особенные законы каждого отдельного государства, хотя термин гражданский закон приурочивается теперь к древним гражданским законам города Рима, законы которого в силу его главенства над большей частью тогдашнего мира были там гражданским законом.
8. Суверену
также принадлежат судебная власть и право решать споры. В-восьмых, составной
частью верховной власти является право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и
решения всех споров, могущих возникнуть относительно закона, как гражданского,
так и естественного, или относительно того или иного факта. <.....>
9. И право объявления войны и заключения мира в зависимости от того, что он найдет более полезным. В-девятых, в компетенцию верховной власти входит право объявления войны и заключения мира с другими народами и государствами, т.е. право судить о том, что требуется в данный момент в интересах общего блага и какие силы должны быть для данной цели собраны, вооружены и оплачены, а также какая сумма должна быть собрана с подданных для покрытия расходов. <.....>
10. И право выбора всех советников и министров, как гражданских, так и военных. <.....>
11. И право награждать и наказывать той мерой, какую он сам сочтет разумной (если более ранний закон ее не определил). <.....>
12. И право
установления почетных титулов и табели о рангах. И наконец, принимая во
внимание, какую цену люди от природы склонны придавать самим себе, какого
уважения они требуют от других и как мало они ценят остальных людей и что из
всего этого непрерывно проистекают среди них соперничество, раздоры, заговоры
и, наконец, война, ведущая к их взаимному истреблению и к ослаблению их
сопротивления общему врагу, необходимо, чтобы существовали законы о почестях и
установленная государством градация ценности людей, оказавших или способных
оказать услугу государству, и чтобы тот или другой человек был облечен властью
претворить эти законы в жизнь. <.....>
ГЛАВА XIX О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ГОСУДАРСТВ, ОСНОВАННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИИ, И О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
Различных форм государства может быть
только три. Различие государств заключается в различии суверена, или лица,
являющегося представителем всех и каждого из массы людей. А так как верховная
власть может принадлежать или одному человеку, или собранию большого числа
людей, а в этом собрании могут иметь право участвовать или каждый, или лишь
определенные люди, отличающиеся от остальных, то отсюда ясно, что могут быть
лишь три вида государства. <.....>
Если представителем является один человек, тогда государство
представляет собой монархию; если –
собрание всех, кто хочет участвовать, тогда это демократия, или народоправство; а если верховная власть принадлежит
собранию лишь части горожан, тогда это аристократия.
Других видов государства не может быть... <.....>
Тирания и олигархия есть лишь различные названия монархии и аристократии. В книгах по истории и политике мы находим и другие названия форм правления, как тирания и олигархия. Однако это не названия других форм правления, а выражения порицания перечисленным формам. В самом деле, те, кто испытал обиду при монархии, именуют ее тиранией, а те, кто недоволен аристократией, называют ее олигархией. Точно так же те, кому причинено было огорчение при демократии, называют ее анархией...<.....>
Сравнение монархии с верховной ассамблеей. Различие между этими тремя родами государства состоит не в различии власти, а в различии пригодности, или способности, каждого из них к осуществлению той цели, для которой они установлены, а именно к водворению мира и обеспечению безопасности народа. И, сопоставляя монархию с другими двумя родами правления, мы можем заметить следующее.
Во-первых,
всякий носитель лица народа или член собрания, являющегося таким носителем,
есть одновременно носитель своего собственного естественного лица. Поэтому, как
бы усердно такой человек в качестве политического лица ни заботился об
обеспечении общего блага, он, однако, более или менее усердно заботится также
об обеспечении своего личного блага, блага своей семьи, родственников и друзей,
и, если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, он в большинстве
случаев отдает предпочтение своим интересам, ибо страсти людей обычно бывают
сильнее их разума. Общие интересы поэтому больше всего выигрывают там, где они
более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в
монархии. <.....>
Во-вторых, монарх может получить совет от кого ему угодно, когда и где ему угодно, и, следовательно, он может выслушать мнение людей, сведущих в вопросе, подлежащем его обсуждению, каковы бы ни были их ранг и звание, и настолько заблаговременно в отношении момента действия и так секретно как он сочтет это нужным. Когда же верховное собрание нуждается в совете, то туда допускаются только те, кто имеет на это право с самого начала, а это в большинстве случаев люди, сведущие больше в вопросах приобретения богатства, чем в вопросах приобретения знания. <.....>
В-третьих, решения, принятые монархом, подвержены непостоянству лишь в той мере, в какой это присуще человеческой природе, решения же собрания могут подвергаться изменениям еще и благодаря многочисленности состава собрания. Ибо стоит немногим членам, считающим необходимым держаться раз принятого решения, не явиться в собрание (что может случиться в силу заботы о своей безопасности, вследствие нерадения или случайных препятствий) или вовремя явиться некоторым держащимся противоположного взгляда, и все, что было решено вчера, сегодня будет аннулировано.
В-четвертых, монарх не может расходиться во мнениях с самим собой по мотивам зависти или своекорыстия, собрание же может, причем так резко, что дело может дойти до гражданской войны.
В-пятых, при монархии имеется следующее неудобство, а именно что какой-нибудь подданный может быть властью одного человека лишен всего своего имущества в интересах обогащения какого-либо фаворита или льстеца. И я признаю, что это большое и неизбежное неудобство. Однако то же самое может случиться и там, где верховная власть принадлежит собранию, ибо власть такого собрания одинакова с властью монархов; члены такого собрания могут поддаться дурным советам и быть введенными в соблазн ораторами, как монарх льстецами, и взаимной лестью они взаимно могут поощрять корыстолюбие и честолюбие друг друга. Между тем как монархи имеют немного фаворитов и могут покровительствовать только своим родственникам, фавориты собрания многочисленны, а родственников у членов собрания значительно больше, чем у любого монарха. <.....>
В-шестых,
одним из неудобств монархии является то обстоятельство, что верховная власть в
ней может достаться по наследству несовершеннолетнему или такому, кто не может
различать добро и зло, и неудобство состоит в том, что его власть должна быть
передана в руки другого человека или собрания людей, которые в качестве
кураторов или регентов должны управлять по его праву и от его имени. Однако
сказать, что предоставление права на осуществление верховной власти одному
человеку или собранию людей есть неудобство – значит сказать, что всякое
правительство есть большее неудобство, чем хаос и гражданская война. Поэтому
единственная опасность, которая в данном случае грозит,– это борьба соперников,
претендующих на такую почетную и выгодную должность. <.....>
Определение монархии и других форм. Хотя имеются, как я показал, лишь три рода верховной власти, а именно: монархия, где носителем верховной власти является один человек; или демократия, где носителем верховной власти является общее собрание всех граждан; или аристократия, где верховная власть принадлежит собранию определенных лиц, назначенных либо так или иначе выделенных из остальной массы, однако тот, кто будет обозревать отдельные государства, бывшие и существующие ныне на свете, нелегко, может быть, сумеет свести соответствующие формы правления к нашим трем и будет склонен думать, что имеются и другие формы, представляющие собой смесь из этих трех, например выборные королевства, в которых верховная власть дана королям лишь на определенный срок, или королевства, в которых короли имеют ограниченную власть, каковые формы правления большинством писателей тем не менее именуются монархией. Точно так же если какое-нибудь народное или аристократическое государство, покорив неприятельскую страну, управляет ею при посредстве президента, наместника или какого-нибудь другого должностного лица, то на первый взгляд может, пожалуй, показаться, будто такая страна управляется демократически или аристократически. Однако это не так. Ибо выборные короли не суверены, а министры суверена; точно так же и короли с ограниченной властью не суверены, а лишь министры тех, кто обладает верховной властью. А провинции, находящиеся в подчинении демократических или аристократических государств, управляются не демократически или аристократически, а монархически.
И в отношении
выборного короля надо, во-первых, заметить следующее. Если король, власть
которого ограничена его жизнью, как это имеет место в настоящее время во многих
местах христианского мира, или ограничена несколькими годами или месяцами, как
власть диктатора у римлян, если такой
король имеет право назначить себе преемника, то он уже не выборный король, а
наследственный. <.....>
О праве наследования. Так как материал всех этих форм правления смертей, ибо не только монархи умирают, но вымирают также целые собрания, то в целях сохранения мира среди людей необходимо, чтобы, подобно тому как были приняты меры к созданию искусственного человека, были приняты также меры к созданию искусственной вечности жизни, без которой люди, управляемые собранием, возвращались бы к состоянию войны через каждое поколение, а люди, управляемые одним человеком,– сразу по смерти их правителя. Эта искусственная вечность есть то, что люди называют правом наследования.
Нет такой совершенной формы правления, при которой право определения порядка наследования не принадлежало бы царствующему суверену. Ибо если это право принадлежит какому-нибудь отдельному человеку или частному собранию, то оно принадлежит подданному и может быть присвоено сувереном по его желанию. Следовательно, указанное право в данном случае принадлежит суверену. Если же право определения наследника предоставлено не особому человеку, а новым выборам, то это означает распад государства, и указанное право будет принадлежать тому, кто присвоит его себе силой, что противоречит намерению первых основателей государства, желавших создать этим не временную, а вечную гарантию безопасности.
При демократии все собрание не может умереть, поскольку не вымерла управляемая им людская масса. Вот почему при этой форме правления вопросы о праве наследования не могут иметь места.
Когда при аристократии умирает кто-нибудь из членов верховного собрания, то право избрания другого принадлежит собранию как суверену, которому принадлежит право избрания своих советников и чиновников. Ибо то, что делает представитель в качестве уполномоченного, делает каждый из его подданных как доверитель. И хотя верховное собрание может предоставить другим право избрания новых людей для пополнения его корпуса, однако эти выборы совершаются на основании полномочий, данных верховным собранием, и последним это право может быть взято назад (если бы народ этого потребовал).
Царствующий монарх распоряжается
престолонаследием. Величайшая трудность в отношении права наследования
имеется при монархии. Эта трудность проистекает из того, что на первый взгляд
представляется неясным, кто имеет право определить наследников, а часто и кто
именно назначен наследником, ибо в обоих этих случаях требуется более точное
умозаключение, чем то, которым каждый привык пользоваться. Что касается
вопроса, кто должен определить наследника монарха, обладающего верховной
властью, т.е. кто должен определить право наследования (ибо выборные короли и
принцы имеют верховную власть не в собственности, а лишь в пользовании), мы
должны сообразить, что право распоряжения в отношении наследования принадлежит
или царствующему суверену, или же распавшейся на свои составные элементы
народной массе. Ибо смерть того, кто имеет верховную власть в собственности,
оставляет народную массу без всякого суверена, т.е. без всякого представителя,
в лице которого эта масса была объединена, дабы вообще быть способной совершить
какое-либо действие. Вот почему эта масса не способна избирать нового монарха,
ибо каждый человек имеет в этом случае право отдать себя в подданство тому,
кого считает наиболее способным защищать его или, если он может, защищать себя
собственным мечом. Но это есть возвращение к хаосу и состоянию войны всех против
всех, что противоречит той цели, для которой монархия была впервые установлена.
Вот почему при установлении монархии право распоряжаться престолонаследием
всегда предоставлялось усмотрению и воле царствующего монарха. <.....>
Престолонаследие, установленное устно. Устное волеизъявление или завещание имеет место тогда, когда монарх при жизни объявил свою волю viva voce или письменно, как, например, первые римские императоры объявляли, кто должен быть их наследником. Ибо слово наследник само по себе подразумевает вовсе не детей или ближайших родственников человека, а всякого, в отношении кого человек каким-либо путем объявляет, что он желал бы его иметь наследником своего состояния. <.....>
Или обычаем, не подверженным контролю. Там же, где не имеется ни устного волеизъявления, ни завещания, надо следовать другим естественным знакам воли, одним из которых является обычай. <.....>
Или на основании предположения о естественных склонностях покойного монарха. Там же, где нет ни завещания, ни соответствующего обычая, следует подразумевать: во-первых, что воля монарха такова, чтобы образ правления остался монархическим, ибо он эту форму одобрил своим собственным правлением; во-вторых, чтобы его собственному потомству мужского или женского рода было отдано предпочтение перед всеми другими, ибо, надо полагать, люди от природы более склонны выдвигать своих детей, чем чужих, а из своих детей они более склонны выдвигать мужчин, чем женщин, ибо мужчины, естественно, более, чем женщины, приспособлены к деятельности, сопряженной с трудом и опасностью; в-третьих, что в случае отсутствия потомства монарх склонен отдать предпочтение брату перед посторонним и более близкому по крови – перед более дальним, ибо всегда предполагается, что более близкий из родственников ближе к сердцу, и очевидно, что наибольшая слава всегда достается человеку как отражение величия его ближайших родственников.
Распоряжение о престолонаследии, хотя бы и
в пользу короля другой нации, не незаконно. Могут, однако, возразить, что
право монарха распоряжаться престолонаследием путем договора или завещания
может повлечь за собой большое зло, ибо монарх может продать или подарить свое
право на правление иностранцу. А так как иностранцы (т.е. люди, привыкшие к
другому правлению и говорящие на другом языке) обычно недооценивают друг друга,
то указанное право монарха может привести к притеснению его подданных, что
является, несомненно, большим злом. Однако такое зло не необходимо связано с
правлением иностранца, а является следствием неумелости правителей, не знающих
истинных правил политики. <.....>
ГЛАВА XX ОБ ОТЕЧЕСКОЙ И ДЕСПОТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Государство, основанное на приобретении.
Государство, основанное на приобретении, есть такое государство, в
котором верховная власть приобретена силой. А верховная власть приобретена
силой, когда люди – каждый в отдельности или все вместе – большинством голосов
из боязни смерти или неволи принимают на свою
ответственность все действия того человека или собрания, во власти которого
находится их жизнь и свобода.
В чем его отличие от государства, основанного на установлении. Эта форма господства, или верховной власти, отличается от верховной власти, основанной на установлении, лишь тем, что люди, которые выбирают своего суверена, делают это из боязни друг друга, а не из страха перед тем, кого они облекают верховной властью; в данном же случае они отдают себя в подданство тому, кого они боятся. В обоих случаях побудительным мотивом является страх, что следует заметить тем, кто считает недействительными всякие договоры, заключенные из страха смерти или насилия. Если бы это мнение было верно, то никто ни в каком государстве не был бы обязан к повиновению. Верно, что в государствах, однажды установленных или приобретенных, обещания, данные под влиянием страха смерти или насилия, не являются договорами и не имеют никакой обязательной силы, если обещанное противоречит законам; но такие обещания лишены обязательной силы не потому, что они даны под влиянием страха, а потому, что обещающий не имеет права на то, что он обещает. Точно так же если обещающий может на законном основании выполнить свое обещание и не делает этого, то его освобождает от этой обязанности не недействительность договора, а решение суверена. Во всех же других случаях всякий, кто на законном основании обещает что-либо, совершает беззаконие, если нарушает свое обещание. Но если суверен, являющийся уполномоченным, освобождает обещающего от его обязательства, тогда последний, как доверитель, может считать себя свободным.
Права верховной власти в обоих случаях одинаковы. Однако права и последствия верховной власти в обоих случаях одинаковы. <.....>
Как добиваются отеческого господства. Господство может быть приобретено двояким путем: путем рождения и путем завоевания. Право господства на основе рождения есть право родителя над своими детьми, а такая власть называется отеческой. Но это право не производится от факта рождения в том смысле, будто родитель имеет господство над своими детьми на том основании, что он родил их, а производится оно из согласия детей, ясно выраженного или тем или иным путем достаточно выявленного. Ибо что касается рождения, то Бог назначил мужчине помощника, и всегда имеются двое, одинаково являющиеся родителями. Если бы господство над детьми обусловливалось актом рождения, то оно должно было принадлежать обоим в одинаковой степени и дети должны были быть подчинены в равной мере обоим, что невозможно, ибо никто не может повиноваться двум господам. А если некоторые приписывали это право лишь мужчине как превосходящему полу, то они в этом ошибались. Ибо не всегда имеется такая разница в силе и благоразумии между мужчиной и женщиной, чтобы это право могло быть установлено без войны. В государствах этот спор решается гражданским законом, и в большинстве случаев (если не всегда) это решение бывает в пользу отца, так как большая часть государств была учреждена отцами, а не матерями семейств. Однако сейчас речь идет о чистом, естественном состоянии, где нет ни законов о браке, ни законов, касающихся воспитания детей, а есть лишь естественные законы и естественная склонность полов друг к другу и к детям. В этом состоянии вопрос о власти над детьми родители или регулируют между собой договором, или совсем не регулируют. Если они заключают на этот счет договор, то право достается тому, кто указан в договоре. <.....>
Или на основании передачи подданства от одного из родителей другому. Если мать является подданной отца, ребенок находится во власти отца, а если отец – подданный матери (как это бывает, когда королева выходит замуж за кого-нибудь из своих подданных), то ребенок является подданным матери.
Если мужчина и женщина, являющиеся монархами разных королевств, имеют ребенка и определяют договором, кто должен иметь господство над ним, то это право приобретается согласно договору. При отсутствии же договора вопрос решается местожительством ребенка, ибо суверен каждой страны имеет господство над всеми, живущими в ней.
Тот, кто господствует над детьми, господствует также над детьми этих детей и над детьми детей этих детей. Ибо тот, кто господствует над личностью человека, господствует над всем, что этот человек имеет, без чего господство – пустой титул без всякого реального значения.
Право наследования регулируется правилами монархии. Право наследования отеческой власти регулируется теми же правилами, что и право наследования монархии. <.....>
Как добиваются деспотического господства. Власть, приобретенная завоеванием или победой в войне, есть та, которую некоторые писатели называют деспотической, от слова Δεσπότης, что означает господин или хозяин', это власть хозяина над слугой. А эта власть в том случае приобретена победителем, когда побежденный во избежание грозящего смертельного удара ясно выраженными словами или каким-нибудь другим проявлением своей воли дает согласие на то, чтобы в течение всего времени, пока ему будут сохранены жизнь и физическая свобода, победитель использовал эту жизнь и свободу по своему усмотрению. Лишь по заключении такого соглашения, не ранее, побежденный становится слугой. В самом деле, под словом слуга <.....> подразумевается не тот пленник, который содержится в тюрьме или оковах, пока взявший его в плен или купивший у взявшего его в плен не решит, что с ним делать,– ибо такие люди, называемые обычно рабами, не имеют никаких обязательств и могут с полным правом разбить свои цепи или тюрьму и убить или увести в плен своего хозяина,– а такой пленник, которому оставлена физическая свобода после его обещания не убегать и не совершать насилия над господином, каковому обещанию последний поверил.
Не победа, но соглашение о подчинении.
Право господства над побежденным дает поэтому не победа, а собственное согласие
побежденного, и его обязательство обусловлено не тем, что он побежден, т. е. разбит,
взят в плен или обращен в бегство, а тем, что он приходит и подчиняется
победителю. Точно так же то обстоятельство, что враг сдается, не обязывает
победителя (если он не дал обещания сохранить жизнь) пощадить его за то, что он
отдался на его благоусмотрение, ибо оно обязывает победителя только до тех пор,
пока он сам считает это нужным. <.....>
В целом права и последствия как отеческого, так и деспотического господства одинаковы с правами и последствиями верховной власти, основанной на установлении, имеют те же основания, которые были изложены в предыдущей главе. <.....>
Различие между семьей и царством. Из
всего этого ясно, что семья, не являющаяся частью какого-либо государства,
представляет сама по себе в отношении прав верховной власти маленькую монархию
независимо от того, состоит ли эта семья из человека и его детей, или из
человека и его слуг, или из человека и его детей и слуг вместе. Во всех этих
случаях сувереном является отец, или господин. Однако семья не является
собственно государством, разве только она обладает из-за своей численности или
других благоприятных условий такой силой, что не может быть покорена без риска
войны. <.....>
Власть суверена в государстве должна быть
абсолютной. Таким образом, как доводы разума, так и Священное писание ясно
свидетельствуют, на мой взгляд, что верховная власть независимо от того,
принадлежит ли она одному человеку, как в монархиях, или собранию людей, как в
народных и аристократических государствах, так обширна, как только это можно
себе представить. И хотя люди могут воображать, что такая неограниченная власть
должна вести ко многим дурным последствиям, однако отсутствие таковой власти, а
именно беспрестанная война всех против всех, ведет к значительно худшим
последствиям. Состояние человека в этой жизни никогда не будет свободно от
невзгод, но наибольшие невзгоды, которые имеют место в каком-либо государстве,
всегда проистекают из-за неповиновения подданных и из-за нарушения договоров,
от которых государства берут свое начало. А
если кто-либо, полагая, что верховная власть слишком обширна, пожелает ограничить
ее, то он должен будет подчиниться власти, могущей ее ограничить, т.е. признать
над собой большую власть.
Самое серьезное возражение против развитых нами взглядов делается с точки зрения практики, когда люди спрашивают: где и когда такая власть была признана подданными? Но этих людей можно в свою очередь спросить: когда или где было королевство в течение долгого времени свободно от мятежа и гражданской войны? У тех народов, государства которых существовали долго и были разрушены лишь внешней войной, подданные никогда не оспаривали прав верховной власти. Однако не следует придавать значение практическому доводу, выдвигаемому людьми, которые не исследовали основательно и не взвесили точно причины и сущность государств и каждодневно страдают от бедствий, проистекающих от незнания этих причин и этой сущности. <.....> Искусство строительства и сохранения государств, подобно арифметике и геометрии, основано на определенных правилах, а не только на практике (как игра в теннис). Для нахождения этих правил бедным людям не хватает досуга, а тем, кто имеет досуг, не хватало до сих пор ни любознательности, ни метода.
ГЛАВА XXI О СВОБОДЕ ПОДДАННЫХ
Что такое свобода. Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешнее препятствие для движения), и это понятие может быть применено к неразумным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам. Ибо если что-либо так связано или окружено, что оно может двигаться лишь внутри определенного пространства, ограниченного сопротивлением какого-либо внешнего тела, то мы говорим, что это нечто не имеет свободы двигаться дальше. <.....>
Что значит быть свободным человеком. Согласно этому собственному и общепринятому смыслу слова, свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это сделать. Но если слово свобода применяется к вещам, не являющимся телами, то это злоупотребление словом, ибо то, что не обладает способностью движения, не может встречать препятствия. Поэтому, когда, к примеру, говорят, что дорога свободна, то имеется в виду свобода не дороги, а тех людей, которые по ней беспрепятственно двигаются. А когда мы говорим свободный дар, то понимаем под этим не свободу подарка, а свободу дарящего, не принужденного к этому дарению каким-либо законом или договором. Точно так же когда мы свободно говорим, то это свобода не голоса или произношения, а человека, которого никакой закон не обязывает говорить иначе, чем он говорит. Наконец, из употребления слов свобода воли можно делать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему его влекут его воля, желание или склонность.
Страх и свобода совместимы. Страх и свобода совместимы. Например, если человек из страха, что корабль потонет, бросает свои вещи в море, то он тем не менее делает это вполне добровольно и может воздержаться от этого, если пожелает. Следовательно, это действие свободного человека. Точно так же если человек платит свои долги, как это иногда бывает только из боязни тюрьмы, то и это действие свободного человека, ибо ничто не препятствует этому человеку отказаться платить. Как правило, все действия, совершаемые людьми в государствах из страха перед законом, являются действиями, от которых совершающие их имеют свободу воздержаться.
Свобода и необходимость совместимы. Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в
действиях, совершаемых людьми добровольно.
В самом деле, так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они
проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание
и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина – из другой в
непрерывной цепи (первое звено которой находится в руках Бога – первейшей из
всех причин), то они проистекают из необходимости.
Таким образом, всякому, кто мог бы видеть связь этих причин, была бы очевидна
необходимость всех произвольных человеческих действий. И поэтому Бог, который
видит все и располагает всем, видит также, что, когда человек делает то, что он
хочет, его свобода сопровождается необходимостью делать не больше и не
меньше того, что желает Бог. <.....>
Искусственные узы, или соглашения. Но подобно тому как люди для достижения мира и обусловленного им самосохранения создали искусственного человека, называемого нами государством, точно так же они сделали искусственные цепи, называемые гражданскими законами, и эти цепи они сами взаимными соглашениями прикрепили одним концом к устам того человека или собрания, которым они дали верховную власть, а другим концом – к собственным ушам. Эти узы, слабые по своей природе, могут, однако, быть сделаны так, чтобы они держались благодаря опасности, а не трудности их разрыва.
Свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью. Лишь в связи с этими узами я буду говорить теперь о свободе подданных. Действительно, так как мы видим, что нет такого государства в мире, в котором было бы установлено достаточно правил для регулирования всех действий и слов людей (ибо это невозможно), то отсюда с необходимостью следует, что во всякого рода действиях, о которых правила умалчивают, люди имеют свободу делать то, что их собственный разум подсказывает как наиболее выгодное для них. Ибо если под свободой в собственном смысле мы будем понимать физическую свободу, т. е. свободу от цепей и тюрьмы, то было бы нелепо, чтобы люди, как это часто бывает, требовали той свободы, которой они и так явно пользуются. С другой стороны, если под свободой понимать свободу от законов,– это не менее нелепо, ибо люди тогда требовали бы для себя, как они это часто делают, такой свободы, при которой все другие люди могли бы стать хозяевами их жизни. Однако, как это ни нелепо, они именно этого требуют, не зная, что законы бессильны защищать их, если им не приходит на помощь меч в руках одного или многих людей, заставляя исполнять законы. Свобода подданных заключается поэтому лишь в тех вещах, которые суверен при регулировании их действия обошел молчанием, как, например, свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т. д.
Свобода подданного совмещается с неограниченной властью суверена. Однако нас не следует понимать так, будто этой свободой упраздняется или ограничивается власть суверена над жизнью и смертью его подданных. Ведь было уже показано, что все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному и под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле, так как каждый подданный является виновником каждого акта, совершаемого сувереном. Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обязан в силу этого соблюдать естественные законы. <.....>
Свобода одинакова как в монархическом, так и в демократическом государстве. Однако люди легко вводятся в заблуждение соблазнительным именем свободы и по недостатку способности различения ошибочно принимают за свое прирожденное и доставшееся по наследству право то, что является лишь правом государства. А когда эта ошибка подкрепляется авторитетом тех, чьи сочинения по этому вопросу пользуются высокой репутацией, то не приходится удивляться, что это приводит к мятежу и государственному перевороту. В западных странах привыкли заимствовать свои мнения относительно установления и прав государств у Аристотеля, Цицерона и других греков и римлян, которые, живя в демократических государствах, не выводили эти права из принципов природы, а переносили их в свои книги из практики собственных демократических государств <.....> Благодаря чтению греческих и латинских авторов люди с детства привыкли благосклонно относиться (под лживой маской свободы) к мятежам и беззастенчивому контролированию действий своих суверенов, а затем к контролированию и этих контролеров, вследствие чего было пролито столько крови, что я считаю себя вправе утверждать, что ничто никогда не было куплено такой дорогой ценой, как изучение западными странами греческого и латинского языков.
Как может быть определена свобода подданных.
Переходя теперь к отдельным сторонам истинной свободы подданного, т.е. к
вопросу о том, в каких случаях подданный может, не совершая беззакония, ослушаться
приказаний суверена, мы должны рассмотреть, от каких прав мы отказываемся,
когда устанавливаем государство, или (что одно и то же) от какой свободы
отрекаемся, принимая на свою ответственность все без исключения действия
человека или собрания, которых мы делаем своими суверенами. Ибо в акте нашего подчинения заключаются одинаково как
наше обязательство, так и наша свобода, и последние должны быть выведены
из первого на основании доводов. Так как все люди одинаково свободны от
природы, то всякое обязательство человека может проистекать лишь из
какого-нибудь его собственного действия. <....>
Подданные обладают свободой защищать свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании. Так как мы поэтому первым делом видим, что верховная власть, основанная на установлении, учреждена посредством соглашения каждого с каждым, а верховная власть, основанная на приобретении,– посредством соглашения между побежденными и победителями или между ребенком и родителем, то отсюда очевидно, что каждый подданный имеет свободу в отношении всего, право на что не может быть отчуждено соглашением. <.....>
Они не обязаны наносить себе повреждения.
Поэтому: если суверен приказывает человеку (хотя бы и по праву осужденному)
убить, ранить или изувечить себя, или не оказывать сопротивление тому, кто на
него покушается, или воздержаться от пищи, пользования воздухом, употребления
лекарств или какой-либо другой вещи, без которой он не может жить, то такой
человек свободен не повиноваться; если какой-нибудь человек допрашивается
сувереном или кем-нибудь от его имени по поводу совершенного им преступления,
то допрашиваемый, когда ему не обещают прощения, не обязан сознаваться в этом,
ибо (как я показал это в этой же главе) никакой договор не может обязать
человека обвинить себя. <.....>
Даже и на войне, если они не взяли на себя добровольно обязательство сражаться. На этом основании солдат, которому приказано сражаться против врага, может в некоторых случаях, не совершая беззакония, отказаться от этого, хотя суверен имеет право казнить его за отказ. Это возможно, например, в том случае, когда солдат ставит вместо себя другого достаточно сильного солдата, ибо в этом случае нет уклонения от службы. То же самое должно быть дозволено людям, робким от природы, не только женщинам (от которых никто не ждет исполнения таких опасных обязанностей), но и мужчинам, обладающим бабьим мужеством. Когда армии сражаются, бывает, что одна или обе стороны обращаются в бегство, однако если это делается не из-за предательства, а из страха, то это считается не беззаконием, а позором. На том же основании уклонение от участия в сражении есть не беззаконие, а трусость <.....>
Наибольшая свобода подданных проистекает из
умолчания закона. Что же касается остальных свобод, то они проистекают из
умолчания закона. Там, где суверен не предписал никаких правил, подданный
свободен действовать или не действовать согласно своему собственному
усмотрению. И такой свободы бывает в одних местах и в одни времена больше, в
других местах и в другие времена – меньше соответственно тому, как это
представляется наиболее целесообразным тем, которые обладают верховной властью.
<.....>
В каких случаях подданные освобождаются от
повиновения суверену. Обязанности подданных по отношению к суверену
предполагаются существующими лишь в течение того времени, и не дольше, пока суверен
в состоянии защищать их. Ибо данное людям природой право защищать себя, когда
никто другой не в состоянии их защитить, не может быть отчуждено никаким
договором. <.....>
– Если подданный взят в плен на войне или если его личность или средства существования находятся под охраной врага и ему даруется жизнь и физическая свобода при том условии, что он станет подданным победителя, то подданный волен принять это условие, а приняв его, он становится подданным того, кто взял его в плен, ибо у него нет другого средства сохранить свою жизнь. Точно так же обстоит дело, если кто-либо арестован в чужой стране и ему предлагается свобода на таких же условиях.
– В случае отречения суверена от власти за себя и за своих наследников. Если монарх отрекается от верховной власти за себя и за своих наследников, то его подданные возвращаются к состоянию абсолютной естественной свободы… <.....>
– Если монарх подвергает подданного изгнанию, то последний во время изгнания не является подданным.
– В случае, когда суверен сам становится подданным другого. Если побежденный на войне монарх отдается в подданство победителю, то подданные освобождаются от их прежних обязанностей и становятся подданными победителя. Однако если побежденный монарх содержится в тюрьме или не пользуется физической свободой, то нельзя предполагать, что он отрекся от прав верховной власти, а поэтому его подданные обязаны повиноваться всем ранее установленным властям, правящим не от своего имени, а от имени попавшего в плен монарха. <.....>
ГЛАВА XXII О ПОДВЛАСТНЫХ ГРУППАХ ЛЮДЕЙ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЧАСТНЫХ
Различные виды групп людей. <.....> Под группой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. Одни из этих групп людей называются упорядоченными, другие – неупорядоченными. Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие группы называются неупорядоченными.
Из упорядоченных групп некоторые абсолютны и независимы, будучи подвластны лишь своим представителям. Таковы лишь государства <.....> Другие зависимы, т.е. подвластны какой-нибудь верховной власти, подданными которой являются как каждый член этих групп, так и их представители.
Из подвластных
групп некоторые являются политическими,
другие – частными. Политическими (иначе
называемыми политическими телами и юридическими лицами) являются те группы
людей, которые образованы на основании
полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными или
образованы на основании полномочий, данных чужеземной властью. <.....>
Из частных групп одни законны, другие противозаконны. Законны те, которые допущены государством, все другие противозаконны. Неупорядоченными называются те группы, которые, не имея никакого представительства, являются лишь скоплением людей. Если оно не запрещено государством и не имеет дурных целей (как, например, стечение народа на базарах, на публичных зрелищах или по какому-нибудь другому невинному поводу), то оно законно. Если же намерения дурны или (в случае значительного числа людей) не известны, то оно противозаконно.
Во всех
политических телах власть представителей ограничена. В политических телах
власть представителей всегда ограничена, причем границы ей предписываются
верховной властью, ибо неограниченная власть есть абсолютный суверенитет. И в
каждом государстве суверен является абсолютным представителем всех подданных.
Поэтому всякий другой может быть представителем части этих подданных лишь в той
мере, в какой это разрешается сувереном. Но разрешить политическому телу
подданных иметь абсолютное представительство всех его интересов и стремлений
значило бы уступить соответствующую часть власти государства и разделить
верховную власть, что противоречило бы целям водворения мира среди подданных и
их защиты. <.....> Познание границ власти, данной представителям
политического тела, может быть почерпнуто из двух источников. Первый – это
грамота, данная сувереном; второй – закон государства. <.....>
Скопление
народа является неупорядоченной группой людей, законность или незаконность
которой зависит от повода к скоплению и от числа собравшихся. Если повод
законен и явен, скопление законно. Таково, например, обычное скопление народа в
церкви или на публичных зрелищах, если число собравшихся не выходит из обычных
рамок, ибо, если число собравшихся слишком велико, повод неясен, и,
следовательно, всякий, кто не может дать подробного и ясного отчета о мотивах
своего пребывания в толпе, должен считаться преследующим противозаконные и
мятежные цели. Можно считать вполне законным для тысячи человек составить общую
петицию, которая должна быть представлена судье или должностному лицу, однако
если тысяча человек пойдет подавать ее, то это уже мятежное сборище, ибо для
этой цели достаточно одного или двух человек. Однако в подобных случаях
собрание делается незаконным вследствие не какого-нибудь установленного числа
собравшихся, а вследствие такого их числа, которое представители власти не
способны укротить или передать в руки правосудия. <......>
ГЛАВА XXVI О ГРАЖДАНСКИХ ЗАКОНАХ
Что такое гражданский закон. Под гражданскими законами я понимаю законы, которые люди обязаны соблюдать не как члены того или другого конкретного государства, а как члены государства вообще.
Прежде всего очевидно, что закон вообще есть не
совет, а приказание, но не приказание любого человека любому другому, а лишь
приказание лица, адресованное тому, кто раньше обязался повиноваться этому лицу.
В соответствии
с этим я определяю гражданское право следующим образом. Гражданским правом являются для каждого подданного те правила, которые
государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков
своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным
и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с
правилом. <......>
– Законодателем во всех государствах является лишь суверен <.....>
– Суверен
государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским
законам. <.....>
– Когда долгая практика получает силу закона, то эта сила обусловлена не продолжительностью времени, а волей суверена, сказывающейся в его молчании (ибо молчание есть иногда знак согласия), и эта практика является законом лишь до тех пор, пока суверен молчит. <.....>
– Естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем. <.....>
– Наши законоведы согласны с тем, что закон никогда не может противоречить разуму и что законом является не буква (т. е. всякая конструкция закона), а лишь то, что соответствует намерению законодателя. И это верно. Вопрос только в том, чьему разуму должен соответствовать закон. Этим разумом не может быть разум любого человека... Поэтому закон устанавливается... разумом и приказанием нашего искусственного человека – государства. <.....>
– Все неписаные законы – естественные законы. И прежде всего если это закон, который обязывает всех подданных без исключения и который остается неписаным и не опубликованным в другой форме для сведения в этих местах, то это естественный закон. Ибо все, что люди обязаны знать как закон не на основании слов других людей, а каждый по собственному разуму, должно быть чем-то таким, что согласуется с разумом всех людей, а таковым не может быть никакой иной закон, кроме естественного. Естественные законы поэтому не нуждаются ни в какой публикации и ни в каком провозглашении, ибо они содержатся в одном признанном всеми положении: не делай другому того, что ты считал бы неразумным со стороны другого по отношению к тебе самому. <.....>
– За исключением естественных законов, все другие законы имеют своим существенным признаком то, что они доводятся до сведения всякого человека, который будет обязан повиноваться им, или устно, или письменно, или посредством какого-нибудь другого акта, заведомо исходящего от верховной власти. <.....>