ЖАН ЖАК РУССО
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ
ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
Глава I ПРЕДМЕТ ЭТОЙ ПЕРВОЙ КНИГИ
Человек рождается
свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не
мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они. Как совершилась эта
перемена? Не знаю. Что может придать ей законность? Полагаю, что этот вопрос я
смогу разрешить.
Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах ее действия, я
бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает хорошо;
но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо, сбрасывает
его, – он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по тому же праву, по
какому ее у него похитили, он либо имеет все основания вернуть ее, либо же
вовсе не было оснований ее у него отнимать. Но общественное состояние – это
священное право, которое служит основанием для всех остальных прав. Это право,
однако, не является естественным; следовательно, оно основывается на
соглашениях. Надо выяснить, каковы эти соглашения. Прежде чем приступить к
этому, я должен обосновать те положения, которые я только что выдвинул.
Глава II О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ
Самое древнее из
всех обществ и единственное естественное – это семья. Но ведь и в семье дети
связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются в нем. Как только нужда эта
пропадает, естественная связь рвется. Дети, избавленные от необходимости
повиноваться отцу, и отец, свободный от обязанности заботиться о детях, вновь
становятся равно независимыми. Если они и остаются вместе, то уже не в силу
естественной необходимости, а добровольно; сама же семья держится лишь на
соглашении.
Эта общая свобода
есть следствие природы человека. <.....>
Таким
образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель –
это подобие отца, народ – детей, и все, рожденные равными и свободными, если
отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы. Вся разница в том,
что в семье любовь отца к детям вознаграждает его за те заботы, которыми он их
окружает, – в Государстве же наслаждение властью заменяет любовь, которой нет у
правителя к своим подданным.
Гроций
отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для пользы управляемых: в
качестве примера он приводит рабство. Чаще всего в своих рассуждениях он видит
основание права в существовании соответствующего факта. Можно было бы применить
методу более последовательную, но никак не более благоприятную для тиранов.
По мнению Гроция, стало быть, неясно, принадлежит ли человеческий род
какой-нибудь сотне людей или, наоборот, эта сотня людей принадлежит
человеческому роду и на протяжении всей своей книги он, как будто, склоняется к
первому мнению. Так же полагает и Гоббс. Таким образом
человеческий род оказывается разделенным на стада скота, каждое из которых
имеет своего вожака, берегущего оное с тем, чтобы его пожирать.
Подобно тому, как
пастух – существо высшей природы по сравнению с его стадом, так и пастыри
людские, кои суть вожаки людей, – существа природы высшей по отношению к их
народам. <.....>
Аристотель прежде,
чем все они говорил также, что люди вовсе не равны от природы, но что одни рождаются,
чтобы быть рабами, а другие – господами.
Аристотель был прав;
но он принимал следствие за причину. Всякий человек, рожденный в рабстве, рождается
для рабства; ничто не может быть вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть
до желания от них освободиться, они начинают любить рабство, подобно тому, как
спутники Улисса полюбили свое скотское состояние.
Итак, если
существуют рабы по природе, так только потому, что существовали рабы вопреки
природе. Сила создала первых рабов, их трусость сделала их навсегда рабами. <.....>
Глава III О ПРАВЕ СИЛЬНОГО
Самый сильный
никогда не бывает настолько силен, что бы оставаться постоянно повелителем,
если он не превратит своей силы в право, а повиновения
ему – в обязанность. Отсюда – право сильнейшего; оно называется правом как
будто в ироническом смысле, а в действительности его возводят в принцип. Но
разве нам никогда не объяснят смысл этих слов? Сила – это физическая мощь, и я
никак не вижу, какая мораль может быть результатом ее действия. <.....>
Подчиняйтесь
властям. Если это означает – уступайте силе, то заповедь хороша, но излишняя; я
ручаюсь, что она никогда не будет нарушена. Всякая власть – от Бога, я это
признаю; но и всякая болезнь от Него же: значит ли это, что запрещено звать
врача? Если на меня в лесу нападает разбойник, значит, мало того, что я должен,
подчиняясь силе, отдать ему свой кошелек; но, даже будь я в состоянии его
спрятать, то разве я не обязан по совести отдать ему этот кошелек? Ибо, в конце
концов, пистолет, который он держит в руке, – это тоже власть.
Согласимся же, что
сила не творит право и что люди обязаны повиноваться только властям законным.
Так перед нами снова возникает вопрос, поставленный мною в самом начале.
Глава IV О РАБСТВЕ
Раз ни один человек
не имеет естественной власти над себе
подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою
любой законной власти среди людей могут быть только соглашения.
Если отдельный
человек, говорит Гроций, может, отчуждая свою
свободу, стать рабом какого-либо господина, то почему же не может и целый
народ, отчуждая свою свободу, стать подданным какого-либо короля? Здесь много
есть двусмысленных слов, значение которых следовало бы пояснить; ограничимся
только одним из них – «отчуждать». Отчуждать – это значит отдавать или
продавать. <.....>
Скажут, что деспот
обеспечивает своим подданным гражданский мир. Пусть так, но что
же они от этого выигрывают, если войны, которые им навязывает его честолюбие,
если его ненасытная алчность, притеснения его правления разоряют их больше, чем
это сделали бы их раздоры? <.....>
Утверждать, что
человек отдает себя даром, значит – утверждать нечто бессмысленное и
непостижимое: подобный акт незаконен и недействителен уже по одному тому, что
тот, кто его совершает, находится не в здравом уме. Утверждать то же самое о
целом народе – это значит считать, что весь он состоит из безумцев: безумие не
творит право.
Если
бы каждый и мог совершить отчуждение самого себя, то он не может этого сделать
за своих детей; они рождаются людьми и свободными; их свобода принадлежит им, и
никто, кроме них, не вправе ею распоряжаться. До того, как они достигнут
зрелости, отец может для сохранения их жизни и для их благополучия принять от
их имени те или иные условия, но он не может отдать детей безвозвратно и без
условий, ибо подобный дар противен целям природы и превышает отцовские права.
Поэтому, дабы какое-либо самовластное Правление стало законным, надо, чтобы
народ в каждом своем поколении мог сам решать вопрос о том, принять ли такое
Правление или отвергнуть его; но тогда это Правление не было бы уже
самовластным.
Отказаться от своей
свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав
человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение
для того, кто от всего отказывается. Подобный отказ несовместим с природою
человека; лишить человека свободы воли – это значит
лишить его действия какой бы то ни было
нравственности. Наконец, бесполезно и противоречиво такое соглашение, когда, с
одной стороны, выговаривается неограниченная власть, а с другой – безграничное
повиновение. <.....>
Уже хотя бы потому,
что люди, пребывающие в состоянии изначальной независимости, не имеют столь
постоянных отношений между собою, чтобы создалось состояние войны или мира; от
природы люди вовсе не враги друг другу. Войну вызывают не
отношения между людьми, а отношения вещей, и поскольку состояние войны может
возникнуть не из простых отношений между людьми, но из отношений вещных,
постольку не может существовать войны частной, или войны человека с человеком,
как в естественном состоянии, где вообще нет постоянной собственности, так и в
состоянии общественном, где все подвластно законам. <.....>
Итак, война – это отношение
отнюдь не человека к человеку, но Государства к Государству, когда частные лица
становятся врагами лишь случайно и совсем не как люди и даже не как граждане,
но как солдаты; не как члены отечества, но только защитники его.
Наконец, врагами
всякого Государства могут быть лишь другие Государства, а не люди, если принять
в соображение, что между вещами различной природы нельзя установить никакого
подлинного отношения.<.....>
Итак, с какой бы
стороны мы ни рассматривали этот вопрос, право рабовладения недействительно не
только потому, что оно незаконно, но также и потому, что оно бессмысленно и
ничего не значит. Слова «рабство» и «право» противоречат друг другу; они
взаимно исключают друг друга. <.....>
Глава V О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ВСЕГДА ВОСХОДИТЬ К ПЕРВОМУ
СОГЛАШЕНИЮ
<.....> Народ,
говорит Гроций, может поставить над собою короля. По
мнению Гроция, стало быть, народ является таковым и
до того, как он подчиняет себя королю. Но такое действие представляет собою
гражданский акт; оно предполагает решение, принятое народом. Таким образом,
прежде чем рассматривать акт, посредством которого народ избирает короля, было
бы неплохо рассмотреть тот акт, в силу которого народ становится народом, ибо
этот акт, непременно предшествующий первому, представляет собой истинное
основание общества.
Глава VI ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОГЛАШЕНИИ
Я предполагаю, что
люди достигли того предела, когда силы, препятствующие им оставаться в естественном
состоянии, превосходят в своем противодействии силы, которые каждый индивидуум
может пустить в ход, чтобы удержаться в этом состоянии. Тогда это изначальное
состояние не может более продолжаться, и человеческий род погиб
бы, не измени он своего образа жизни.
Однако, поскольку
люди не могут создавать новых сил, а могут лишь объединять и направлять силы,
уже существующие, то у них нет иного средства самосохранения, как,
объединившись с другими людьми, образовать сумму сил, способную преодолеть
противодействие, подчинить эти силы одному движителю и заставить их действовать
согласно.
Эта сумма сил может
возникнуть лишь при совместных действиях многих людей; но – поскольку сила и
свобода каждого человека – суть первые орудия его самосохранения – как может он
их отдать, не причиняя себе вреда и не пренебрегая теми заботами, которые есть
его долг по отношению к самому себе? Эта трудность, если вернуться к предмету
этого исследования, может быть выражена в следующих положениях:
«Найти такую форму
ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество
каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми,
подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и
прежде». Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор.
Статьи этого
Договора определены самой природой акта так, что малейшее видоизменение этих
статей лишило бы их действенности и полезности; поэтому, хотя они пожалуй, и не были никогда точно сформулированы, они
повсюду одни и те же, повсюду молчаливо принимаются и признаются до тех пор,
пока в результате нарушения общественного соглашения каждый не обретает вновь
свои первоначальные права и свою естественную свободу, теряя свободу,
полученную по соглашению, ради которой он отказался от естественной.
Эти
статьи, если их правильно понимать, сводятся к одной-единственной, именно:
полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу
всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдает себя всецело, то создаются
условия, равные для всех; а раз условия равны для всех, то никто не
заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других.
Далее, поскольку
отчуждение совершается без каких-либо изъятий, то единение столь полно, сколь
только возможно, и ни одному из членов ассоциации нечего больше требовать. Ибо,
если бы у частных лиц оставались какие-либо права, то, поскольку теперь не было
бы такого старшего над всеми, который был бы вправе разрешать споры между ними
и всем народом, каждый, будучи судьей самому себе в
некотором отношении, начал бы вскоре притязать на то, чтобы стать таковым во
всех отношениях; естественное состояние продолжало бы существовать, и
ассоциация неизбежно стала бы тиранической или бесполезной.
Наконец, каждый,
подчиняя себя всем, не подчиняет себя никому в отдельности. И так как нет ни
одного члена ассоциации, в отношении которого остальные не приобретали бы тех
же прав, которые они уступили ему по отношению к себе, то каждый приобретает
эквивалент того, что теряет, и получает больше силы для сохранения того, что
имеет.
Итак,
если мы устраним из общественного соглашения то, что не составляет его
сущности, то мы найдем, что оно сводится к следующим положениям: «каждый из нас
передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою
личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член
превращается в нераздельную часть целого».
Немедленно вместо
отдельных лиц, вступающих в договорные отношения, этот акт ассоциации создает условное
коллективное Целое, состоящее из стольких членов, сколько голосов насчитывает
общее собрание. Это Целое получает в результате такого акта свое единство, свое
общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое, образующееся
следовательно в результате объединения всех других, некогда именовалось
Гражданскою общиной, ныне же именуется Республикою, или Политическим
организмом: его члены называют этот Политический организм Государством, когда
он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою при сопоставлении его с ему
подобными. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа,
а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти, и
подданными как подчиняющиеся законам Государства. Но эти термины часто
смешиваются и их принимают один за другой; достаточно уметь их различать, когда
они употребляются во всем их точном смысле.
Глава VII О СУВЕРЕНЕ
Из этой формулы
видно, что акт ассоциации содержит взаимные обязательства всего народа и
частных лиц и что каждый индивидуум, вступая, так сказать, в договор с самим
собой, оказывается принявшим двоякое обязательство, именно: как член суверена в
отношении частных лиц и как член Государства по отношению к суверену. Но здесь
нельзя применить то положение гражданского права, что никто не обязан выполнять
обязательства, взятые перед самим собой, ибо велико различие между
обязательствами, взятыми перед самим собою, и обязательствами, взятыми по
отношению к целому, часть которого ты составляешь.
Следует
еще заметить, что, поскольку каждый выступает в двояком качестве, решение,
принятое всем народом, может иметь обязательную силу в области отношений всех
подданных к суверену, но не может, по противоположной причине, наложить на
суверена обязательства по отношению к себе самому, и что, следовательно, если
бы суверен предписал сам себе такой закон, от которого он не мог бы себя
освободить, – это противоречило бы самой природе Политического
организма. Поскольку суверен может рассматривать себя лишь в одном-единственном
отношении, то он попадает в положение частного человека, вступающего в
соглашение с самим собою; раз так, нет и не может быть
никакого основного закона, обязательного для Народа в целом, для него не
обязателен даже Общественный договор. Это, однако, не означает, что Народ, как
целое, не может взять на себя таких обязательств по отношению к другим, которые
не нарушают условий этого Договора, ибо по отношению к чужеземцу он выступает
как обычное существо, как индивидуум.
Но Политический
организм или суверен, который обязан своим существованием лишь святости Договора,
ни в коем случае не может брать на себя таких обязательств, даже по отношению к
другим, которые сколько-нибудь противоречили бы этому первоначальному акту,
как, например, отчуждение какой-либо части самого себя или подчинение себя
другому суверену. Нарушить акт, благодаря которому он существует, значило бы
уничтожить самого себя, а ничто ничего и не порождает.
Как только эта масса
людей объединяется таким путем в одно целое, уже невозможно причинить вред ни
одному из его членов, не задевая целое, и тем более нельзя причинить вред
целому так, чтобы члены его этого не почувствовали. Стало быть
и долг, и выгода в равной мере обязывают обе договаривающиеся стороны взаимно помогать
друг другу; и одни и те же люди должны стремиться использовать в этом двояком
отношении все преимущества, которые дает им объединение.
Итак,
поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не может быть
таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц; следовательно,
верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе перед подданными,
ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим членам; и мы увидим
далее, что он не может причинять вред никому из них в отдельности.
Суверен уже в силу того, что он существует, является всегда тем, чем он должен
быть.
Но не так обстоит
дело с отношениями подданных к суверену; несмотря на общий интерес, ничто не
могло бы служить для суверена порукою в выполнении подданными своих
обязательств, если бы он не нашел средств обеспечить их верность себе.
В самом деле, каждый
индивидуум может, как человек, иметь особую волю, противоположную общей или
несходную с этой общей волей, которой он обладает как гражданин. Его частный
интерес может внушать ему иное, чем то, чего требует интерес общий. Само его естественно независимое существование может заставить его
рассматривать то, что он должен уделять общему делу, лишь как безвозмездное
приношение, потеря которого будет не столь ощутима для других, сколь уплата
этого приношения обременительна для него, и если бы он рассматривал то
юридическое лицо, которое составляет Государство, как отвлеченное существо,
поскольку это – не человек, он пользовался бы правами гражданина, не желая
исполнять обязанностей подданного; и эта несправедливость, усугубляясь, привела
бы к разрушению Политического организма.
Итак,
чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно молчаливо
включает в себя такое обязательство, которое одно только может дать силу другим
обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к
этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою
принудят быть свободным. Ибо таково условие, которое, подчиняя каждого
гражданина отечеству, одновременно тем самым ограждает его от всякой личной
зависимости: условие это составляет секрет и двигательную силу политической машины,
и оно одно только делает законными обязательства в гражданском обществе,
которые без этого были бы бессмысленными, тираническими и открывали бы путь
чудовищнейшим злоупотреблениям.
Глава VIII О ГРАЖДАНСКОМ СОСТОЯНИИ
Этот переход от
состояния естественного к состоянию гражданскому производит в человеке весьма
приметнут перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью
и придавая его действиям тот нравственный характер, которого они ранее были
лишены. Только тогда, когда голос долга сменяет плотские побуждения, а право –
желание, человек, который до сих пор считался только с самим собою, оказывается
вынужденным действовать сообразно другим принципам и советоваться с разумом,
прежде чем следовать своим склонностям. Хотя он и лишает себя в этом состоянии
многих преимуществ, полученных им от природы, он вознаграждается весьма
значительными другими преимуществами; его способности
упражняются и развиваются, его представления расширяются, его чувства
облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что ее ли бы
заблуждения этого нового состояния не низводили часто человека до состояния еще
более низкого чем то, из которого он вышел, то он должен был бы непрестанно
благословлять тот счастливый миг, который навсегда вырвал его оттуда и который
из тупого и ограниченного животного создал разумное существо – человека.
<.....>
По Общественному
договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то,
что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую
и право собственности на все то, чем обладает. Чтобы не
ошибиться в определении этот возмещения, надо точно различать естественную
свободу, границами которой является лишь физическая сила индивидуума, и свободу
гражданскую, которая ограничена общей волей, а также различать обладание,
представляющее собой лишь результат применения силы или право того, кто пришел
первым, и собственность, которая может основываться лишь на законном документе.
К тому, что уже
сказано о приобретениях человека и гражданском состоянии, можно было бы
добавить моральную свободу, которая одна делает человека действительным
хозяином самому себе; ибо поступать лишь под воздействием своего желания есть
рабство, а подчиняться закону, который ты сам для себя установил, есть свобода.
КНИГА 2
Глава I О ТОМ, ЧТО СУВЕРЕНИТЕТ НЕОТЧУЖДАЕМ
Первым и самым
важным следствием из установленных выше принципов является то, что одна только
общая воля может управлять силами Государства в соответствии с целью его
установления, каковая есть общее благо. Ибо, если противоположность частных
интересов сделала необходимым установление обществ, то именно согласие этих
интересов и сделало сие возможным. Общественную связь образует как раз то, что
есть общего в этих различных интересах; и не будь такого пункта, в котором
согласны все интересы, никакое общество не могло бы существовать. Итак, обществом
должно править, руководясь единственно этим общим интересом.
Я утверждаю,
следовательно, что суверенитет, который есть только осуществление общей воли, не
может никогда отчуждаться и что суверен, который есть не что иное, как
коллективное существо, может быть представляем только
самим собою. Передаваться может власть, но никак не воля. <.....>
Глава II О ТОМ, ЧТО СУВЕРЕНИТЕТ НЕДЕЛИМ
В силу той же
причины, по которой суверенитет неотчуждаем, он неделим, ибо воля либо является
общею, либо ею не является; она являет собою волю народа как целого, либо –
только одной его части. В первом случае это провозглашенная воля есть акт суверенитета и создает закон. Во втором случае – это лишь
частная воля или акт магистратуры; это, самое большее, – декрет.
Глава IV О ГРАНИЦАХ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ СУВЕРЕНА
Если Государство или
Гражданская община это нечто иное, как условная личность, жизнь которой заключается
в союзе ее членов, и если самой важной из забот ее является забота о
самосохранении, то ей нужна сила всеобщая и побудительная, дабы двигать и
управлять каждою частью наиболее удобным для целого способом. Подобно тому, как
природа наделяет каждого человека неограниченной властью над всеми членами его
тела, общественное соглашение дает Политическому организму неограниченную
власть над всеми его членами, и вот эта власть, направляемая общею волей,
носит, как я сказал, имя суверенитета.
Но, кроме общества
как лица юридического, мы должны принимать в соображение и составляющих его
частных лиц, чья жизнь и свобода, естественно, от него независимы. Итак, речь
идет о том, чтобы четко различать соответственно права граждан и суверена; а
также обязанности, которые первые должны нести в качестве подданных, и
естественное право, которым они должны пользоваться как люди.
Все согласны с тем,
что все то, что каждый человек отчуждает по общественному соглашению из своей силы,
своего имущества и своей свободы, составляет лишь часть всего того, что имеет
существенное значение для общины. С этим все согласны; но надо также
согласиться с тем, что один только суверен может судить о том, насколько это
значение велико.
Все
то, чем гражданин может служить Государству, он должен сделать тотчас же, как
только суверен этого потребует, но суверен, со своей стороны, не может налагать
на подданных узы, бесполезные для общины; он не может даже желать этого, ибо
как в силу закона разума, так и в силу закона естественного ничто не
совершается без причины.
Обязательства,
связывающие нас с Общественным организмом, непреложны лишь потому, что они взаимны
и природа их такова, что, выполняя их, нельзя действовать на пользу другим, не
действуя также на пользу себе. <.....> …равенство в правах и порождаемое
им представление о справедливости вытекает из предпочтения, которое каждый
оказывает самому себе и, следовательно, из самой природы человека; что
общая воля, для того, чтобы она была поистине таковой, должна быть общей как по
своей цели, так и по своей сущности; что она должна исходить от всех, чтобы
относиться ко всем, и что она теряет присущее ей от природы верное направление,
если устремлена к какой-либо индивидуальной и строго ограниченной цели, ибо
тогда, поскольку мы выносим решение о том, что является для нас посторонним,
нами уже не руководит никакой истинный принцип равенства. <.....>
...в высшей степени
неверно было бы утверждать, что Общественный договор требует в действительности
от частных лиц отказа от чего-либо; положение последних в
результате действия этого договора становится на деле более предпочтительным,
чем то, в котором они находились ранее, так как они не отчуждают что-либо, но
совершают лишь выгодный для них обмен образа жизни неопределенного и
подверженного случайности на другой – лучший
и более надежный; естественной независимости – на свободу; возможности вредить
другим – на собственную безопасность; и своей силы, которую другие могли бы превзойти, на право, которое
объединение в обществе делает неодолимым. Сама их жизнь,
которую они доверили Государству, постоянно им защищается, и если они рискуют
ею во имя его защиты, то разве делают они этим что-либо иное, как не отдают ему
то, что от него получили? <.....>
Глава V О ПРАВЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ
<.....> Общественный договор имеет своей целью
сохранение договаривающихся. Кто хочет достичь цели,
тот принимает и средства ее достижения, а эти средства неотделимы от некоторого
риска, даже связаны с некоторыми потерями. Тот, кто хочет сохранить свою жизнь
за счет других, должен, в свою очередь, быть готов отдать за них жизнь, если
это будет необходимо. Итак, гражданину уже не приходится судить об опасности,
которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему:
«Государству необходимо, чтобы ты умер», – то он должен умереть, потому что
только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь
не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях
от государства.
Смертная казнь,
применяемая к преступникам, может рассматриваться приблизительно с такой же
точки зрения: человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть в том
случае, если сам станет убийцей. Согласно этому договору, далекие от права
распоряжаться своей собственной жизнью люди стремятся к тому, чтобы ее
обезопасить... <.....>
Глава VI О ЗАКОНЕ
Общественным
соглашением мы дали Политическому организму существование и жизнь; сейчас речь
идет о том, чтобы при помощи законодательства сообщить ему движение и наделить
волей. Ибо первоначальный акт, посредством которого этот организм образуется и
становится единым, не определяет еще ничего из того, что он должен делать,
чтобы себя сохранить.
То, что есть благо и
что соответствует порядку, является таковым по природе вещей и не зависит от
соглашений между людьми. Всякая справедливость – от Бога, Он один – ее
источник; но если бы мы умели получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни
в правительстве, ни в законах. Несомненно, существует всеобщая справедливость,
исходящая лишь от разума, но эта справедливость, чтобы быть принятой нами,
должна быть взаимной. Если рассматривать вещи с человеческой точки зрения, то
при отсутствии естественной санкции законы справедливости бессильны между
людьми; они приносят благо лишь бесчестному и несчастье – праведному, если этот
последний соблюдает их в отношениях со всеми, а никто не соблюдает их в своих
отношениях с ним. Необходимы, следовательно, соглашения и законы, чтобы
объединить права и обязанности и вернуть справедливость к ее предмету. В
естественном состоянии, где все общее, я ничем не обязан тем, кому я ничего не
обещал; я признаю чужим лишь то, что мне ненужно. Совсем не так в гражданском
состоянии, где все права определены Законом.
Но что же такое, в
конце концов, закон? До тех пор, пока люди не перестанут вкладывать в это слово
лишь метафизические понятия, мы в наших рассуждениях будем, по-прежнему, уж не
понимать друг друга; и даже если объяснят нам, что такое закон природы, это еще
не значит, что благодаря этому мы лучше поймем, что такое закон Государства. <.....>
Законы, собственно –
это лишь условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен
быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять
условия общежития. <.....>
Глава IX (О НАРОДЕ) ПРОДОЛЖЕНИЕ
Подобно
тому, как природа установила границы роста для хорошо сложенного человека, за
пределами которых она создает уже лишь великанов или карликов, так и для
наилучшего устройства Государства есть свои границы протяженности, которою оно
может обладать и не быть при том ни слишком велико, чтобы им можно было хорошо
управлять, ни слишком мало, чтобы оно было в состоянии поддерживать свое
существование собственными силами. Для всякого Политического организма
есть свой максимум силы, который он не может превышать и от которого он, увеличиваясь
в размерах, часто отдаляется. Чем более растягивается связь общественная, тем
более она слабеет; и вообще Государство малое относительно сильнее большого. <.....>
Глава Х ПРОДОЛЖЕНИЕ
Политический
организм можно измерять двумя способами, именно: протяженностью территории и
численностью населения; и между первым и вторым из этих измерений существует
соотношение, позволяющее определить для Государства подобающие ему размеры.
Государство составляют люди, а людей кормит земля. Таким образом, отношение это
должно быть таким, чтобы земли было достаточно для пропитания жителей
Государства, а их должно быть столько, сколько земля может прокормить. Именно
такое соотношение создает максимум силы данного количества населения. <.....>
Глава XI О РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ
Если попытаться
определить, в чем именно состоит то наибольшее благо всех, которое должно быть
целью всякой системы законов, то окажется, что оно сводится к двум главным
вещам: свободе и равенству. К свободе – поскольку всякая зависимость от
частного лица настолько же уменьшает силу Государства; к равенству, потому что
свобода не может существовать без него.
Что
касается до равенства, то под этим словом не следует понимать, что все должны
обладать властью и богатством в совершенно одинаковой мере; но, что касается до
власти, – она должна быть такой, чтобы она не могла превратиться ни в какое
насилие и всегда должна осуществляться по праву положения в обществе и в силу
законов; а, что до богатства, – ни один гражданин не должен обладать столь
значительным достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и ни один –
быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать... <.....>
КНИГА 3
Глава I О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ
<.....> Всякое свободное действие имеет две
причины, которые сообща его производят: одна из них – моральная, именно: воля,
определяющая акт, другая – физическая, именно: сила, его исполняющая...
У Политического организма – те же движители; в нем также различают силу и волю:
эту последнюю под названием законодательной власти, первую под названием власти
исполнительной. <.....>
Мы видели, что
законодательная власть принадлежит народу и может принадлежать только ему...
исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа как
законодательнице или суверену... <.....>
Сила народа
нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице, которое собирало бы
ее и приводило и действие согласно указаниям общей воли, которое служило бы для
связи между Государством и сувереном, и некоторым образом осуществляло в
обществе как коллективной личности то же, что производит в человеке единение
души и тела. Вот каков в Государстве смысл Правительства, так неудачно
смешиваемого с сувереном, коего оно является лишь служителем.
Что же такое
Правительство? Посредствующий организм, установленный для сношений между
подданными сувереном, уполномоченный приводить в исполнение законы и
поддерживать свободу как гражданскую, так и политическую. <.....>
Глава III РАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЙ
<.....> Суверен может… вручить Правление всему
народу или большей его части, так чтобы стало больше граждан-магистратов, чем
граждан – просто частных лиц. Этой форме Правления дают название демократии.
Или же он может
сосредоточить Правление в руках малого числа, так чтобы было больше простых граждан,
чем магистратов, и такая форма носит название аристократии.
Наконец, он может
сконцентрировать все правление в руках единственного магистрата, от которого
получают свою власть все остальные. Эта форма наиболее обычна и называется
монархией или королевским Правлением. <.....>
Глава VIII О ТОМ, ЧТО НЕ ВСЯКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ПРИГОДНА ДЛЯ ВСЯКОЙ СТРАНЫ
Свобода – это не
плод, созревающий под всеми небесами, поэтому она доступна и не всем народам.
Чем больше обдумываешь этот принцип, установленный Монтескье, тем более
убеждаешься в его истинности; чем больше его оспаривают, тем больше дают
случаев подтвердить его с помощью новых доказательств.
При всех Правлениях
в мире та собирательная личность, которую представляет собой общество, потребляет
и ничего не производит. Откуда же она получает то, что потребляет? Из труда ее
членов. Излишек у частных лиц и создает то, что необходимо для удовлетворения
нужд всего общества. Отсюда следует, что общественное состояние может
существовать лишь тогда, когда труд людей приносит больше, чем необходимо для
удовлетворения нужд их. <.....>
Глава Х О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ВЛАСТЬЮ И О ЕЕ
СКЛОННОСТИ К ВЫРОЖДЕНИЮ
Как
частная воля непрестанно действует против общей, так и Правительство постоянно
направляет свои усилия против суверенитета. Чем больше эти усилия, тем
больше портится государственное устройство; а так как здесь нет другой воли
правительственного корпуса, которая, противостоя воле государя, уравновешивала
бы ее, то рано или поздно должно случиться, что государь подавляет
в конце концов суверен и разрывает общественный договор. В этом и заключается
исконный и непременный порок, который с самого рождения Политического организма
беспрестанно стремится его разрушить, подобно тому как старость и смерть разрушают в конце концов тело человека. <.....>
Глава XI О СМЕРТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА
Так, естественно и
неизбежно склоняются к упадку наилучшим образом устроенные Правления. Если Спарта
и Рим погибли, то какое Государство может надеяться
существовать вечно? Если мы хотим создать прочные установления, то не будем
помышлять сделать их вечными. Чтобы достичь успеха, не следует ни пытаться
свершить невозможное, ни льстить себя надеждою придать созданию людей
прочность, на которую создания рук человеческих не позволяют рассчитывать.
Политический
организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего
рождения и несет в себе самом причины своего разрушения. Но и тот и другой
могут иметь сложение более или менее крепкое и способное сохранить этот
организм на более или менее длительный срок. <.....>
КНИГА 4
Глава VII О ЦЕНЗУРЕ
<.....> У всех
народов мира не сама природа, а их взгляды определяют, что им любо. Исправьте
взгляды людей, и нравы их сами собою сделаются чище. <.....>
Взгляды народа
порождаются его государственным устройством. Хотя Закон и не устанавливает
нравы, но именно законодательство вызывает их к жизни: когда законодательство
слабеет, нравы вырождаются. Но тогда приговор цензоров уже не может сделать
того, чего не сделала сила законов.
Отсюда следует, что
цензура может быть полезна для сохранения нравов, но никогда – для их
восстановления. <.....>