Иммануил Кант
К ВЕЧНОМУ МИРУ
<.....> ... автор настоящего сочинения выговаривает себе следующее: политик практик в случае спора с теоретиком в области политики должен поступать последовательно и не усматривать опасности для государства в мнениях теоретика, высказанных им публично и без задней мысли; ведь отношения между ними таковы, что практик с гордым самодовольством свысока смотрит на теоретика как на школьного мудреца, совершенно неопасного своими пустыми идеями для государства, которое исходит из принципов, основанных на опыте; государственный муж, знающий свет, может не обращать внимания на исход игры, как бы удачны ни были ходы его партнера.
Раздел первый, содержащий предварительные статьи договора о вечном мире между государствами
1. “Ни один мирный договор не должен считаться таковым,
если при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны”.
В самом деле, иначе это было бы только перемирие, временное прекращение военных действий, а не мир, который означает конец всякой вражды и прибавлять к которому прилагательное вечный есть уже подозрительный плеоназм. Мирный договор уничтожает все имеющиеся причины будущей войны, которые, быть может, в данный момент даже неизвестны самим договаривающимся сторонам или впоследствии могут быть обысканы в архивных документах. <.....>
2. “Ни одно самостоятельное государство (большое или малое — это безразлично) не должно быть приобретено другим государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара”.
Дело в том, что государство (в отличие, скажем, от земли,
на которой оно находится) не есть имущество. Государство — это сообщество
людей, повелевать и распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого.
Поэтому всякая попытка привить, как ветвь, государство, имеющее подобно стволу
собственные корни, к другому государству означала бы уничтожение его как
морального лица и превращение морального лица в вещь и противоречила бы идее
первоначального договора, без которой нельзя мыслить никакое право на управление
народом. <.....>
3. “Постоянные армии должны со временем полностью исчезнуть”.
В самом деле, будучи постоянно готовы к войне, они непрестанно угрожают ею другим государствам. Они побуждают их превзойти друг друга в количестве вооруженных сил, которое не знает никакого предела, и поскольку связанные с миром расходы становятся в конце концов более обременительны, чем короткая война, то сами постоянные армии становятся причиной военного нападения с целью избавиться от этого бремени. К тому же нанимать людей, для того чтобы они убивали или были убиты, означает пользоваться ими как простыми машинами или орудиями в руках другого (государства), а это несовместимо с правами человечества в нашем собственном лице. Совершенно иное дело – добровольное, периодически проводимое обучение граждан обращению с оружием с целью обезопасить себя и свое отечество от нападения извне. <.....>
4. “Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических дел”.
Поиски средств внутри страны или вне ее не внушают подозрений, если это делается для хозяйственных нужд страны (улучшения дорог, устройства, новых поселений, создания запасов на случай неурожайных лет и т. д.). Но как орудие борьбы держав между собой кредитная система, при которой долги могут непомерно увеличиваться, оставаясь в то же время гарантированными (поскольку кредиторы не предъявляют свои требования одновременно), — остроумное изобретение одного торгового народа1 в этом столетии — являет собой опасную денежную силу, а именно фонд для ведения войны. Превосходя фонды всех других государств, вместе взятых, этот фонд может быть истощен лишь из-за прекращения поступления налогов (что, однако, можно надолго отсрочить оживлением оборота, воздействуя на промышленность и ремесло). Таким образом, эта легкость ведения войны, связанная со склонностью к ней власть имущих, которая кажется присущей человеческой природе, представляет собой большое препятствие на пути к вечному миру. <.....>
5. “Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств”.
В самом деле, что может дать ему право на это? Быть может, дурной пример, который одно государство показывает подданным другого государства? Напротив, этот пример может служить предостережением, показывая, какое огромное зло навлек на себя народ своим беззаконием. Да и вообще дурной пример, который одно свободное лицо дает другому, не может считаться нанесением ущерба последнему. <.....>
6. “Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира, как, например, засылка убийц из-за угла, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля и т. д.
Это бесчестные военные хитрости. Ведь и во время войны должно оставаться хоть какое-нибудь доверие к образу мыслей врага, потому что иначе нельзя заключить мир и враждебные действия превратятся в истребительную войну. Война есть печальное, вынужденное средство в естественном состоянии (когда нет никакой судебной инстанции, приговор которой имел бы силу закона) утвердить свои права силой, когда ни одна из сторон не может быть объявлена неправой (так как это уже предполагает судебное решение) и лишь исход войны (подобно тому как это имеет место в так называемом суде божьем) решает, на чьей стороне право. Карательная война между государствами немыслима (поскольку между ними нет отношения высшего к низшему). — Отсюда следует, что истребительная война, в которой могут быть уничтожены обе стороны, а вместе с ними и всякое право, привела бы к вечному миру лишь на гигантском кладбище человечества. <.....>
Раздел второй, содержащий окончательные статьи договора о вечном мире между государствами
Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние (status naturalis); последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено. Ведь прекращение военных действий не есть еще гарантия от них, и если соседи не дают друг другу такой гарантии (что может иметь место лишь в правовом состоянии), то тот из них, кто требовал этого у другого, может обойтись с ним как с врагом
Первая окончательная статья договора о вечном мире
Гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским.
Устройство, установленное, во-первых, согласно с принципами свобода членов общества (как людей), во-вторых, в соответствии с основоположениями о зависимости всех (как подданных) от единого общего законодательства и, в-третьих, по закону равенства всех (как граждан государства), есть устройство республиканское — единственное, проистекающее из идеи первоначального договора, на которой должно быть основано всякое правовое законодательство народа. Это устройство с точки зрения права есть, следовательно, само по себе то, которое первоначально лежит в основе всех видов гражданской конституции; возникает лишь вопрос: единственное ли это устройство, которое может привести к вечному миру?
Республиканское
устройство берет свое начало в чистом источнике права. Но кроме безупречности
своего происхождения оно открывает перспективы желанного результата, а именно
вечного мира. <.....>
Для того чтобы республиканское устройство не смешивать (как
это обыкновенно делают) с демократическим, нужно отметить следующее. Формы
государства (civitas) могут быть разделены или в зависимости от числа лиц,
обладающих верховной государственной властью, или по способу управления народом его верховным главой, кем бы этот
последний ни был. Первая форма называется, собственно, формой господства, и возможны лишь три вида ее,
а именно: верховной властью обладает или одно
лицо, или несколько людей, связанных
между собой, или же все, вместе
составляющие гражданское общество (автократия,
аристократия, демократия; власть государя, дворянства, народа). Вторая
форма есть форма правления и касается основанного на конституции (па акте общей
воли, благодаря которому толпа становится народом) способа, каким государство
распоряжается полнотой своей власти, и в этом отношении форма правления может
быть или республиканской, или деспотической. Республиканизм есть
государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от
законодательной; деспотизм — принцип самовластного исполнения государством
законов, данных им самим; стало быть, публичная воля выступает в качестве
частной воли правителя. — Из трех форм государства демократия в собственном смысле слова неизбежно есть деспотизм, так как она устанавливает
такую исполнительную власть, при которой все решают об одном и во всяком случае
против одного (который, следовательно, не согласен), стало быть, решают все,
которые тем не менее не все, — это противоречие общей воли с самой собой и со
свободой. <.....>
Но для народа несравненно важнее способ правления, чем форма государства (хотя и в ней чрезвычайно важно ее большее или меньшее соответствие с указанной целью). Но к первому, если он сообразен понятию права, принадлежит представительная система, при которой только и возможен республиканский способ правления и без которой (при каком угодно устройстве) способ правления может быть лишь деспотическим и насильственным. — Ни одна из древних так называемых республик не знала этой системы, вследствие чего они необходимо должны были превратиться в деспотизм, который под верховной властью одного есть еще наиболее терпимый.
Вторая окончательная статья договора о вечном мире
Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств.
Народы в качестве государств можно рассматривать как отдельных людей, которые в своем естественном состоянии (т. е. независимости от внешних законов) уже своим совместным существованием нарушают право друг друга и каждый ваг которых ради своей безопасности может и должен требовать от другого вступить вместе с ним в устройство, подобное гражданскому, где каждому может быть гарантировано его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством народов. В этом заключалось бы противоречие, ибо в каждом государстве существует отношение высшего (законодателя) к низшему (повинующемуся, т. е. пароду); многие же пароды в государстве (так как мы рассматриваем здесь право народов по отношению друг к другу, поскольку они образуют отдельные государства и не должны быть слиты в одно государство) составляли бы только один народ, что противоречит предпосылке.
Уже из того, что мы с глубоким презрением смотрим на
приверженность дикарей к их не основанной на законе свободе, когда они
предпочитают беспрестанно сражаться друг с другом, а не подчиниться основанному
на законе, ими самими устанавливаемому принуждению, тем самым предпочитая
безрассудную свободу свободе разумной, и считаем это грубостью, невежеством и
скотским унижением человечества, должно было бы заключить, что цивилизованные
народы (каждый объединенный в отдельное государство) поспешат как можно скорее
выйти из столь низкого состояния. Но вместо этого каждое государство видит свое величие (величие народа — выражение нелепое)
именно в том, чтобы не быть подчиненным никакому внешнему основанному на законе
принуждению, а слава главы государства состоит в том, что в его распоряжении
находятся тысячи людей, которыми он, не подвергаясь лично никакой опасности,
может жертвовать для дела, которое их совершенно не касается. <.....>
При
всей порочности человеческой природы, которая в неприкрытом виде проявляется в
свободных отношениях между народами (в то время как в гражданско-правовом
состоянии она сильно замаскирована
из-за принуждения правительства), все же
удивительно, что слово право еще не
изгнано полностью из военной политики как педантичное и что ни одно государство
еще не отважилось провозгласить это публично. <.....>
Но разум с высоты морально законодательствующей власти,
безусловно, осуждает войну как правовую процедуру и, напротив, непосредственно
вменяет в обязанность мирное состояние, которое, однако, не может быть ни
установлено, ни обеспечено без договора народов между собой. Поэтому должен
существовать особого рода союз, который можно назвать союзом мира и который отличался бы от мирного договора тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый — всем войнам, и навсегда. Этот союз имеет
целью не приобретение власти государства, а исключительно лишь поддержание и
обеспечение свободы государства для
него самого и в то же время для других союзных государств, причем это не
создает для них необходимости (подобно людям в естественном состоянии)
подчиниться публичным законам и их принуждению. <.....>
Если бы по воле судеб какой-либо
могучий и просвещенный народ имел возможность образовать республику (которая по
своей природе должна тяготеть к вечному миру), то такая республика служила бы
центром федеративного объединения других государств, которые примкнули бы к
ней, чтобы в соответствии с идеей международного права обеспечить таким образом
свою свободу, и с помощью многих таких присоединений все шире и шире
раздвигались бы границы союза. <.....>
Третья окончательная статья договора о вечном мире
“Право всемирного гражданства должно быть ограничено условиями всеобщего гостеприимства”.
Как и в предыдущих статьях, здесь речь идет не о
человеколюбии, а о праве, и гостеприимство
означает право каждого чужестранца на то, чтобы тот, в чью страну он прибыл, не
обращался с ним как с врагом. Он может выдворить его из своей страны, если это
не ведет к гибели пришельца, но, пока последний мирно живет там, он не должен
обходиться с ним враждебно. Право, на которое может притязать чужестранец, – это не право
гостеприимства (для этой цели был бы необходим особый дружественный
договор, который делал бы его на определенное время членом дома), а право посещения, принадлежащее всем
людям, сознающим себя членами общества, в силу права общего владения земной
поверхностью, на которой, как на поверхности шара, люди не могут рассеяться до
бесконечности и потому должны терпеть соседство других; первоначально же никто
не имеет большего права, чем другой, на существование в данном месте земли. <.....>
Более или менее тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других. Из этого видно, что идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписаного кодекса государственного и международного права к публичному праву человека вообще и потому к вечному миру. И только при этом условии можно надеяться, что мы постоянно приближаемся к нему.
Добавление первое О гарантии вечного мира
Эту гарантию даёт великая в своем искусстве природа, в механическом процессе которой с очевидностью обнаруживается целесообразность, состоящая в том, чтобы осуществить согласие людей через разногласие даже против их воли; и поэтому, будучи как бы принуждающей причиной, законы действия которой нам не известны, она называется судьбой, а при рассмотрении ее целесообразности в обычном ходе вещей она, как глубоко скрытая мудрость высшей причины, предопределяющей этот обычный ход вещей и направленной на объективную конечную цель человеческого рода, называется провидением. <.....>
Предварительное установление природы состоит в следующем: 1) она позаботилась о том, чтобы люди имели возможность жить во всех краях земли; 2) посредством войны она рассеяла людей повсюду, забросив их даже в самые негостеприимные края, чтобы заселить их; 3) войной же она принудила людей вступать в отношения, в большей или меньшей степени основанные на законе. <.....>
Природа, позаботившись о том, чтобы люди могли жить на земле повсеместно, вместе
с тем имела деспотическое намерение: люди должны
жить повсюду, хотя бы против их склонности; однако это долженствование не
предполагает в то же время понятия долга, которое обязывало бы людей к этому
моральным законом. А средством для достижения этой своей цели природа избрала
войну. <.....>
Когда я говорю о природе: она хочет, чтобы произошло то или другое, то это не значит, что она
возлагает на нас долг делать это
(вменять нам в обязанность может только свободный от принуждения практический
разум), а делает это сама, хотим ли
мы этого или нет.
1. Если даже внутренние раздоры не принудят народ подчиниться публичным законам, то это сделает извне война, потому что, согласно вышеупомянутому установлению природы, каждый народ находит в соседстве с собой теснящий его другой народ, против которого он вынужден формироваться в отдельное государство, чтобы как держава быть способным к отпору. Республиканское устройство — единственное, вполне соответствующее праву людей устройство, но установить, а тем более сохранить его до такой степени трудно, что, по мнению многих, оно должно было бы быть государством ангелов, так как люди со своими эгоистическими склонностями не способны к столь возвышенному по форме устройству. Но здесь общей воле, имеющей свою основу в разуме, почитаемой, но на практике бессильной, привода оказывает поддержку с помощью как раз тех же эгоистических склонностей, так что лишь от хорошей организации государства (а это во всяком случае возможно для человека) зависит направить силы этих склонностей таким образом, чтобы каждая из них или сдерживала разрушительное действие другой, или уничтожала .его. Так что с точки зрения разума результат получается такой, как если бы этих склонностей не было совсем, и таким образом человек принуждается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином. Проблема создания государства разрешима, как бы шокирующею это ни звучало, даже для дьяволов (если только они обладают рассудком). Она состоит в следующем: “Так расположить некое число разумных существ, которые в совокупности нуждаются для поддержания жизни в общих законах, но каждое из которых втайне хочет уклоняться от них; так организовать их устройство, чтобы, несмотря на столкновение их личных устремлений, последние настолько парализовали друг друга, чтобы в публичном поведении людей результат был таким, как если бы они не имели подобных злых устремлений”. Такая проблема должна быть разрешимой. Ведь дело идет не о моральном совершенствовании людей, а только о механизме природы, относительно которого требуется узнать, как использовать его применительно к людям, дабы так направить в народе столкновение немирных устремлений индивидов в составе народа, чтобы они сами заставили друг друга подчиниться принудительным законам и таким образом необходимо осуществили состояние мира, в котором законы имеют силу... Итак, можно сказать: природа неодолимо хочет, чтобы право получило в конце концов верховную власть.
2. Идея международного права предполагает раздельное существование многих соседних государств, независимых друг от друга. Несмотря на то что такое состояние само по себе уже есть состояние' войны (если федеративное объединение государств не предотвращает возникновения военных действий), все же оно, согласно идее разума, лучше, чем слияние государств в единую державу, превосходящую другие и переходящую во всеобщую монархию, так как с увеличением сферы правления законы все более и более теряют свою силу и бездушный деспотизм, искоренив зачатки добра, в конце концов превращается в анархию. Между тем каждое государство (или его глава) желает добиться для себя прочного мира таким образом, чтобы завладеть по возможности всем миром. Но природа хочет по-другому. — Двумя средствами пользуется она для того, чтобы удерживать народы от смешения и разъединять их, — различием языков и религий. Это различие хотя и влечет за собой склонность к взаимной ненависти и повод к войне, но с ростом культуры и при постепенном приближении людей к большему согласию в принципах вызывает общее стремление жить в мире, который осуществляется и обеспечивается не ослаблением всех сил, как это имеет место при деспотизме (на кладбище свободы), а их равновесием, их активнейшим соревнованием.
3. Так же как природа, с одной стороны, мудро разделяет
народы, которые воля каждого государства на основе самого международного права
охотно подчинила бы своей или силой, так, с другой стороны, она соединяет через
взаимный корыстолюбивый интерес те народы, которых понятие права всемирного
гражданства не оградило бы от насилия и войны. Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, —
вот что несовместимо с войной. Дело в том, что из всех сил (средств),
подчиненных государственной власти, сила
денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства вынуждены (конечно, не
по моральным побуждениям) содействовать благородному миру и повсюду, где
существует угроза войны.
Добавление второе Тайная статья договора о вечном мире
Тайная статья в соглашениях публичного права, рассматриваемая объективно, т. е. по своему содержанию, есть противоречие. Но субъективно, с точки зрения качеств лица, которое ее подсказывает, тайна, конечно, может заключаться в том, что это лицо находит для своего достоинства сомнительным публично признать себя ее автором.
Единственная статья подобного рода сводится к следующему: государства, вооружившиеся для войны, должны принять во внимание максимы философов об условиях возможности общего мира.
Для законодательного авторитета государства, которому
следует, естественно, приписывать величайшую мудрость, унизительно,
по-видимому, искать поучения о принципах своих отношений с другими государствами
у подданных (философов); но все же
делать это весьма благоразумно. Итак, государство будет негласно (делая из этого тайну) привлекать
их к этому, последнее будет означать,
что государство позволит философам свободно и публично высказываться об общих максимах ведения войны и заключения мира
(это они уже сами будут делать, лишь бы им не запрещали); согласие же
государств между собой по этому пункту не нуждается в особом договоре,
поскольку оно уже содержится в обязанности, налагаемой общечеловеческим
(морально законодательствующим) разумом. — Это не означает, что государство
должно предпочесть принципы философа решениям юриста (представителя
государственной власти); это лишь означает, что его следует выслушать. <......>
Нельзя ожидать, чтобы короли философствовали или философы стали королями; да этого и не следует желать, так как обладание властью неизбежно извращает свободное суждение разума. Но короли или самодержавные (самоуправляющиеся по законам равенства) народы не должны допустить, чтобы исчез или умолк класс философов, а должны дать ему возможность выступать публично; это необходимо и тем, и другим для внесения ясности в их деятельность. Нет и оснований упрекать этот класс в пропаганде, так как по своей природе он не способен создавать сообщества и клубы.