Х. Ортега-и-Гассет
Восстание масс (фрагменты)
[1]
Происходит
явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую
жизнь. Этот феномен — полный захват массами общественной власти. Поскольку
масса, по определению, не должна и не способна управлять собой, а тем более
обществом, речь идет о серьезном кризисе европейских народов и культур, самом
серьезном из возможных. В истории подобный кризис
разражался не однажды. Его характер и последствия известны. Известно и его
название. Он именуется восстанием масс.
Чтобы понять это грандиозное явление, надо стараться
не вкладывать в такие слова, как «восстание», «масса», «власть» и т. д., смысл
исключительно или преимущественно политический. Общественная жизнь — процесс не
только политический, но вместе с тем и даже прежде того интеллектуальный, нравственный,
экономический, духовный, включающий в себя обычаи и всевозможные правила и
условности вплоть до манеры одеваться и развлекаться.
Быть может, лучший способ подойти к этому
историческому феномену — довериться зрению, выделив ту черту современного мира,
которая первой бросается в глаза. Назвать ее легко, хоть и не так легко
объяснить, — я говорю о растущем столпотворении, стадности, всеобщей
переполненности. Города переполнены. Дома переполнены. Отели переполнены.
Поезда переполнены. Кафе уже не вмещают посетителей. Улицы — прохожих. Приемные
медицинских светил — больных. Театры, какими бы рутинными ни были спектакли,
ломятся от публики. Пляжи не вмещают купальщиков. Становится вечной проблемой
то, что прежде не составляло труда, — найти место. <…..> …Перед нами —
толпа как таковая, в чьем распоряжении сегодня все, что создано цивилизацией.
<…..>
Столпотворение, переполненность раньше не были
повседневностью. Что же произошло?
Толпы не возникли из пустоты. Население было при мерно таким же пятнадцать лет назад. С войной оно могли
лишь уменьшиться. Тем не менее напрашивается первый
важный вывод. Люди, составляющие эти толпы, существовали и до них, но не были
толпой. Рассеянные по миру маленькими группами или поодиночке, они жили,
казалось, разбросанно и разобщенно. Каждый был на месте, и порой действительно
на своем: в поле, в сельской глуши, на хуторе, на городских окраинах.
Внезапно
они сгрудились, и вот мы повсеместно видим столпотворение. Повсеместно? Как бы
не так! Не повсеместно, а в первом ряду, на лучших местах, облюбованных человеческой
культурой и отведенных когда-то для узкого круга — для меньшинства. Толпа,
возникшая на авансцене общества, внезапно стала зримой. Прежде она, возникая,
оставалась незаметной теснилась где-то в глубине сцены; теперь она вышла к
рампе — и сегодня это главный персонаж. Солистов больше нет — один хор.
[2]
Толпа — понятие количественное и визуальное:
множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу».
Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — это
совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса — не выделенных ничем.
Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса — это
«средний человек». Таким образом, чисто количественное определение — множество
— переходит в качественное. Это — совместное качество,
ничейное и отчуждаемое, это человек в той мере, в какой он не отличается от
остальных и повторяет общий тип.. Какой смысл в этом
переводе количества в качество? Простейший — так
понятней происхождение массы. До банальности очевидно,
что стихийный рост ее предполагает совпадение мыслей, целей, образа жизни. Но не так ли обстоит дело и с любым сообществом, каким бы
избранным оно себя ни считало? В общем, да. Но есть существенная разница.
В сообществах, чуждых массовости, совместная цель,
идея или идеал служат единственной связью, что само по себе исключает
многочисленность. Для создания меньшинства — какого
угодно — сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или менее личным,
отпал от толпы. Его совпадение с теми, кто образует меньшинство, — это
позднейший, вторичный результат особость каждого, и, таким образом, это во
многом совпадение несовпадений. <…..>
В
сущности, чтобы ощутить массу как психологическую реальность, не требуется
людских скопищ. По одному единственному человеку можно
определить, масса это или нет. Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и
все», и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.
<…..>
Если вернуться теперь к изложенным выше фактам, они
предстанут безошибочными признаками того, что роль массы изменилась. Все
подтверждает, что она решила выйти на авансцену, занять места и получить
удовольствия и блага, прежде адресованные немногим. Заметно, в частности, что
места эти не предназначались толпе ввиду их малости, и вот она постоянно
переполняет их, выплескиваясь наружу и являя глазам новое красноречивое зрелище
— массу, которая, не перестав быть массой, упраздняет меньшинство.
Никто, надеюсь, не огорчится, что люди сегодня
развлекаются с большим размахом и в большем числе, — пусть развлекаются, раз
есть желание и средства. Беда в том, что эта решимость массы взять на себя
функции меньшинства не ограничивается и не может ограничиться только сферой
развлечений, но становится стержнем нашего времени. Забегая вперед, скажу, что
новоявленные политические режимы, недавно возникшие, представляются мне не чем
иным, как политическим диктатом масс. Прежде народовластие было разбавлено
изрядной порцией либерализма и преклонения перед законом. Служение этим двум
началам требовало от каждого большой внутренней дисциплины. Благодаря
либеральным основам и юридическим нормам могли существовать и действовать меньшинства.
Закон и демократия, узаконенное существование, были синонимами. Сегодня мы
видим торжество гипердемократии, при
которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью
грубого давления навязывает свои желания и вкусы. <…..>
[3]
В том процессе, который предстоит
анализировать, можно выделить два момента: во-первых, сегодня массы достигли
жизненного уровня, подобного тому, который прежде казался предназначенным лишь
для немногих; во-вторых, массы вышли из повиновения, не подчиняются никакому
меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются i с ним, но и вытесняют
его и сами его замещают.
Начнем с первого утверждения.
…сегодня массы довольно успешно овладевают и
пользуются техникой, которая прежде требовала специалистов. И техникой, что
особенно важно, не только материальной, но также юридической и социальной. В
XVIII веке определенные узкие круги открыли, что каждому человеку, без
каких-либо оценок, один уже факт его появления на свет дает основные политические
права, названные правами человека и гражданина, и что в действительности лишь
эти всеобщие права и существуют. Все иные права, связанные с личными заслугами,
осуждались как привилегии. Вначале это было идеей немногих и чистой теорией, но
вскоре эти немногие, лучшие из немногих, стали воплощать свою идею в жизнь,
утверждать и отстаивать ее. Однако в течение всего XIX века масса, вдохновляясь
идеей всеобщих прав как идеалом, за собой этих прав не чувствовала, не
пользовалась и не дорожила ими, а продолжала жить и ощущать себя в условиях
демократии так же, как и до нее. «Народ» — так теперь в духе времени именовали
массу, — «народ» уже знал, что он властитель, но сам в это не верил. Лишь
сегодня идеал осуществился — и не в законодательстве, в этом поверхностном
чертеже общественной жизни, а в сердце каждого человека независимо от
убеждений, включая убежденных реакционеров; другими словами — включая тех, кто
крушит и вдребезги разносит устои, обеспечившие ему всеобщие права. Этот
моральный настрой массы крайне любопытен, и, по-моему, не разобравшись в нем,
нельзя понять происходящее. Приоритет человека вообще, без примет и отличий,
человека как такового, превратился из общей идеи или правового идеала в
массовое мироощущение, во всеобщую психологическую установку. Заметим, что
идеал, осуществляясь, перестает быть идеалом. Притягательность и магическая
власть над человеком, присущие идеалу, исчезают.
Уравнительные права, рожденные благородным демократическим порывом, из надежд и
чаяний превращаются в вожделения и бессознательные домогательства. <…..>
Итог: в жизнь рядового человека вошло все то, что
прежде отличало лишь самые верхи общества. Но рядовой человек и есть
поверхность, над которой зыблется история краткой эпохи; в истории он то же
самое, что уровень моря в географии. И если сегодня средний уровень достиг
отметки, которой прежде касались лишь аристократы, надо честно признать, что
уровень истории внезапно поднялся – подземный процесс был долгим, но итог его
стремительный: не дольше жизни одного поколения. Человеческая жизнь вся разом,
пошла в гору. У рядовых современности много так сказать, командирского;
человеческое войско сегодня — сплошь офицеры. <…..>
[4]
Итак, у господства масс есть и лицевая сторона медали,
которая знаменует собой всеобщий подъем исторического уровня и означает, что
обыденная жизнь сегодня выше вчерашней отметки. Это заставляет признать, что у
жизни бывают разные высотные отметки, и вспомнить выражение, которое от бессмысленного
употребления отнюдь не утратило смысла. Остановимся на нем, поскольку это
поможет выявить одну неожиданную черту нашей эпохи.
Прежде всего наша жизнь
чувствует себя огромней любой другой. Какой уж тут упадок? Наоборот, чувство
превосходства лишает ее уважения и даже внимания к былому. Впервые в истории
возникает эпоха без эталонов, которая не видит позади ничего образцового,
ничего приемлемого для себя, — прямая наследница стольких веков, она тем не менее похожа на вступление, на рассвет, на
детство. Мы озираемся, и прославленный Ренессанс нам кажется провинциальным,
узким, кичливым и — что греха таить — вульгарным.
Все это мне уже довелось подытожить так: «Жестокий
разрыв настоящего с прошлым — главный признак нашей эпохи, и
похоже, что он-то и вносит смятение в сегодняшнюю жизнь. Мы чувствуем, что
внезапно стали одинокими, что мертвые умерли всерьез, навсегда и больше не
могут нам помочь. Следы духовной традиции стерлись. Все примеры, образцы,
эталоны бесполезны.
Нелегко определить, какой видит себя наша эпоха: она и
убеждена, что выше всех, и одновременно чувствует себя началом, и не уверена,
что это не начало конца. Как бы это выразить? Может быть, так: она выше любой
другой и ниже самой себя. Она могуча и не уверена в себе. Горда
и напугана собственной мощью.
[5]
Захват власти массами и возросшая вслед за ним высота
времени — в свою очередь лишь следствия одной общей причины. Причина почти
гротескная и неправдоподобная в явной своей и привычной очевидности.
Просто-напросто мир нежданно вырос, а в нем и вместе с ним выросла и жизнь.
Прежде всего, она стала планетарной; я хочу сказать, что жизнь рядового
человека вмещает сегодня всю планету, что простой смертный привычно обживает
весь мир. <…..> Каждая пядь земли уже не вмещается в топографические
рамки и влияет на жизнь в любой точке планеты. А поскольку физика расположение,
тел Определяет по их воздействию, следует любую точку
планеты признать вездесущей. Эта близость дальнего, доступность недоступного
фантастически раздвинула жизненный горизонт каждого человека.
Но мир вырос и во времени. Археология чудовищно
расширила историческое пространство. Империи и целые цивилизации, о которых мы
вчера еще не подозревали, входят в наше сознание, как новые континенты. Экраны
и журналы доносят эту незапамятную древность до глаз обывателя.
Само по себе это пространственно-временное расширение
мира не значило бы ровным счетом ничего. Физические
пространство и время—вселенский абсурд. И в том культе скорости, который ныне
исповедуют, больше смысла, чем принято думать. Скорость так же бессмысленна,
как ее слагаемые — пространство и время, — но она их упраздняет.
[6]
Всюду, где торжество массы растет, например
в Средиземноморье, при взгляде на общественную жизнь поражает то, что
политически там перебиваются со дня на день. Это более чем странно. У власти —
представители масс. Они настолько всесильны, что свели на нет саму возможность
оппозиции. Это бесспорные хозяева страны, и нелегко найти в истории пример
подобного всевластия. И тем не менее государство,
правительство живут сегодняшним днем. Они не распахнуты будущему, не
представляют его ясно и открыто, не кладут начало чему-то новому, уже
различимому в перспективе. Словом, они живут без жизненной программы. Не знают,
куда идут, потому что не идут никуда, не выбирая и не прокладывая дорог. Когда
такое правительство ищет самооправданий, то не поминает всуе день завтрашний,
а, напротив, упирает на сегодняшний и говорит с
завидной прямотой: «Мы — чрезвычайная власть, рожденная чрезвычайными
обстоятельствами». То есть злобой дня, а не дальней перспективой. Недаром и
само правление сводится к тому, чтобы постоянно выпутываться, не решая проблем,
а всеми способами увиливая от них и тем самым рискуя
сделать их неразрешимыми. Таким всегда было прямое правление массы — всемогущим
и призрачным. Масса — это те, кто плывет по течению и лишен ориентиров. Поэтому
массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны.
[7]
С середины прошлого века средний человек не видит
перед собой никаких социальных барьеров. С рождения он и в общественной жизни
не встречает рогаток и ограничений. Никто не принуждает его сужать свою жизнь.
И здесь — «широка Кастилия». Не существует ни «сословий», ни «каст». Ни у кого
нет гражданских привилегий. Средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны.
Никогда за всю историю человек не знал условий, даже
отдаленно похожих на современные. Речь действительно
идет о чем-то абсолютно новом, что внес в человеческую судьбу XIX век. Создано
новое сценическое пространство для существования человека, — новое и в
материальном, и в социальном плане. Три начала сделали возможным этот новый
мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность. Два
последних фактора можно объединить в одно понятие — техника. В этой триаде
ничто не рождено XIX веком, но унаследовано от двух предыдущих столетий.
Девятнадцатый век не изобрел, а внедрил, и в том его заслуга. Это прописная
истина. Но одной ее мало, и надо вникнуть в ее неумолимые последствия.
Тот очевидный взлет, который испытала жизнь, рискует
оборваться в столкновении с самой грозной проблемой, вторгшейся в европейскую
судьбу. Еще раз ее сформулирую: власть в обществе захватил новый тип человека,
равнодушный к основам цивилизации. И не той или этой, а любой, насколько
сегодня можно судить. Он отчетливо неравнодушен к пилюлям, автомобилям и
чему-то еще. Но это лишь подтверждает его глубокое равнодушие к цивилизации.
Все перечисленное — ее плоды, и всепоглощающая тяга к ним как раз и
подчеркивает полное равнодушие к корням. Достаточно одного примера. С тех пор
как существуют nuove scienze
— естественные науки, — то есть начиная с Возрождения,
увлеченность ими непрерывно возрастала, а именно: число людей, посвятивших себя
исследованиям, пропорционально росло с каждым новым поколением. Впервые оно
упало в том поколении, которому сегодня пошел третий десяток. Лаборатории
чистой науки теряют притягательность и заодно учеников. И происходит это в те
дни, когда техника достигла расцвета, а люди наперебой спешат воспользоваться
препаратами и аппаратами, созданными научным знанием.
Техницизм не зря считается одним из атрибутов
«современной культуры», то есть культуры, которая вбирает лишь те знания, что
приносят материальную пользу.