НИКЛАС ЛУМАН
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
I
Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология - с душой или с сознанием, а социология - с обществом. Однако при ближайшем рассмотрении замечают, что эти дисциплины имеют характерные трудности с понятиями, которые должны обозначить единство их предмета. Понятие аутопойесиса нацелено непосредственно на эту проблему. <…..>
В принципе не следует удивляться тому, что социология
тоже имеет трудности в обозначении единства своего предмета. Можно ли
использовать для этого понятие "социальное"? Но ведь это понятие
слишком приятно, слишком приветливо, слишком добросердечно. Где были бы тогда
асоциальное, преступность, аномия Дюркгейма? Можно было бы воспользоваться
понятием общества, ведь в других дисциплинах и в публичной дискуссии привыкли
причислять социологию к общественным наукам. Однако когда пытаются определить
понятие общества, то сталкиваются с трудностями: на передний план выходит
слово, однако напрасно ищут понятие, которое обозначало бы подразумеваемый
предмет с точностью, достаточной для теоретических целей.
Для отказа от использования понятия общества хотелось
бы сначала получить исторические основания. Когда в конце прошлого столетия
социология начала создаваться как академическая дисциплина, понятие общества
уже имелось в наличии и имело собственную историю, было проблематичным, и
некоторые даже считали его непригодным к употреблению в новой дисциплине.
Отчасти это понятие было компонентой различения, которое вело к исчезновению
того, что нужно было обозначить им: государство и общество или общество и
сообщество <…..> Им часто злоупотребляли в идейно-политическом отношении,
вследствие чего оно было предметом идеологических споров. Если не желали
полностью отказаться от него вслед за "формальной социологией", то
следовало бы уточнить его по отношению к собственной истории. Однако этого
все-таки никогда не удавалось сделать в действительности.
Итак, то были проблемы наших уважаемых классиков. Это
не наши проблемы. Если социология и сегодня остается в нерешительности перед
этими препятствиями, то здесь должны играть роль другие причины. Я полагаю, что
можно говорить об "obstacles epistemologigues" именно в том смысле, который связал с
этим понятием Гастон Башляр. У традиционных ожиданий по отношению к понятию,
которые не могут быть устранены или заменены (или это может быть сделано лишь с
трудом, лишь в контексте совершенно новой парадигмы) имеются известные
преимущества.
Я хотел бы привести три таких obstacles, которые мне
кажутся наиболее важными:
1) Первое касается допущения о том, что общество
состоит из людей или из отношений между людьми. Я называю его гуманистическим
предубеждением. Как следует это понимать? Что оно состоит из рук и ног, мыслей
и энзимов? Что парикмахер стрижет волосы общества? Нужно ли при случае вводить
ему немного инсулина? Какого рода операции характеризуют общество, если химия
клетки относится к нему в такой же степени,
как и алхимия бессознательных вытеснении? Очевидно, что гуманистическое
предубеждение намерение основывается на нестрогости понятий, но тогда следует
задать вопрос: почему? И теоретик сам нуждается в помощи.
2) Второе предубеждение, которое блокирует развитие
понятий, заключается в допущении территориального многообразия обществ. Китай -
это одно общество, Бразилия - другое; Парагвай - одно, следовательно, Уругвай -
другое. Однако все усилия, направленные на строгое отграничение обществ, не
удаются, безразлично, ориентируются ли они на государственную организацию или
на язык, культуру, традиции. Хотя на этих территориях имеются необозримые
различия в жизненных условиях, но они должны быть объяснены в качестве различий
внутри общества, а не допускаться в качестве различий между обществами. Иначе
получается, что социология пытается решить свою центральную проблему
посредством географии?
3) Третье предубеждение носит теоретико-познавательный
характер. Оно следует из различения субъекта и объекта. Согласно теории
познания, господствовавшей вплоть до нашего столетия, субъект и объект (также
как мышление и бытие, познание и предмет познания) следует полагать разделенными
исчитать наблюдение и описание мира возможными ab extra; признавать познание
как таковое только тогда, когда удалось избежать всякого переплетения со своим
предметом. Лишь субъекты обладают привилегией самореференции, а объекты
являются такими, каковы они есть.
Однако совершенно очевидно, что общество является
самоописывающимся объектом. Общественные теории являются теориями общества в
обществе. Если это было бы недопустимо в теоретико-познавательном отношении, то
невозможно было бы дать понятие общества соответствующей строгости. Иначе
говоря: понятие общества должно быть образовано автологично. Оно должно содержать
и само себя. Вне социологии такое положение дел является совершенно привычным. <…..>
II
При осуществлении такой попытки я предлагаю исходить
из понятия системы. Конечно, это еще не обещает многого, так как это понятие
употребляется в совершенно разных смыслах. Первое уточнение, немедленно
приводящее в необычную область, состоит в том, чтобы понимать под системой не
определенные сорта объектов, а определенное различение, а именно: различение
системы и окружающей среды. Это следует уяснить точно. <…..> Система является формой различения, то есть имеет две
стороны: систему (как внутреннюю сторону формы) и окружающую среду (как внешнюю
сторону формы). Лишь обе стороны производят различение, производят форму,
производят понятие. Таким образом, окружающая среда является для этой формы
столь же важной, столь же необходимой, как и сама система. Форма в качестве
различения является закрытой. <…..> Это
означает, что все, что можно описать и наблюдать с помощью этого различения,
относится либо к системе, либо к окружающей среде. Уже здесь обращает на себя
внимание нечто необычное. Относится ли единство системы к системе или к
окружающей среде? Где находится граница формы? То, что разделяет обе стороны
формы - граница между системой и окружающей средой, - обозначает единство формы
и именно поэтому не может быть отнесена ни к одной, ни к другой стороне.
Граница существует лишь как указание пересечь ее - будь то изнутри вовне,
будь то извне вовнутрь.
<…..> мы должны выяснить вопрос о том, каким образом
производится различение системы и окружающей среды, так как понятие исчисления
форм у Спенсера Брауна предполагает время, работает со временем,
истолковывается посредством времени, подобно логике Гегеля.
При этом понятие производства (или понятие
"poesis" в отличие от понятия "praxis") выбрано сознательно,
так как оно предполагает различение в качестве формы и допускает, что
произведение может быть изготовлено также и тогда, когда производитель не может
сам создать все необходимые для этого причины. Как легко можно заметить, это
подходит для различения системы и окружающей среды. Система располагает внутренними
и внешними причинами производства своего продукта, а внутренние причины можно
задать таким образом, что возникнут достаточные возможности для комбинации
внешних и внутренних причин.
Однако сама система является производимым
произведением, или точнее, формой системы, различением системы и окружающей
среды. Именно это обозначается понятием аутопойесиса. Оно введено эксплицитно в
противоположность возможному понятию аутопраксиса. При этом не идет речь о
действиях, направленных на самоудовлетворение: курении, плавании, болтовне <…..>. Тогда понятие аутопойесиса с необходимостью ведет к
трудному, часто неправильно понимаемому понятию оперативной закрытости системы.
Это понятие, конечно, еще ничего не означает в отношении производства.
Оппоненты часто усматривают в нем причинную изолированность, автаркию,
когнитивный солипсизм. В большей степени оно является необходимым следствием
того тривиального факта (а в понятийном отношении тавтологичного), что никакая
система не может оперировать за своими границами. Это приводит нас к заключению
о том, что речь должна идти об оперативно закрытой аутопойетической системе
(если вообще есть желание применять понятие формы системы), образующему первый
этап прояснения понятия общества.
На таком уровне абстракции не сразу замечают, что это
означает. А мы ведь уже находимся по ту сторону всяческих obstacles epistemologigues,
казавшихся нам сомнительными, так как оперативная закрытость исключает из
общественной системы как людей, так и страны. Вместо этого она включает
операции самонаблюдения и самоописания. Однако гуманисты и географы могут быть
спокойны, так как окружающая среда является неизбежным компонентом различения,
она относится к форме системы. Когда мы исключаем из общества людей в качестве
живых и сознательных систем и страны с их географическими и демографическими особенностями,
они не утрачиваются для теории. Они лишь находятся не там, где их предполагали
с фатальными следствиями для развития теории. Они находятся не в обществе, а
в его окружающей среде.
III
Нам еще только предстоит наиболее важная часть работы
над понятием общества. Она вызвана вопросом о том, какие именно операции
производят общественную систему, причем из собственных продуктов, т.е. воспроизводят
ее.
Речь должна идти о точно указанном способе
оперирования. Если, как это часто бывает, называют для надежности много
операций, такие как мышление и действие, образование структуры и протекание
процессов, то искомое единство исчезает в блеклости и безвкусице "И"
(следовало бы запретить всякие "И" при построении теории). Мы должны
несколько рискнуть при определении способа оперирования, при помощи которого общество
производит и воспроизводит себя. Иначе понятие теряет всякие очертания.
Мое предложение: положить в основу понятие
коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе
понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить
социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций,
производящую коммуникации из коммуникаций. В случае понятия действия едва
ли возможно избежать внешних референций. Действие, поскольку оно должно быть
отнесено, требует отнесения к несоциально конституированным обстоятельствам: к
субъекту, к индивидууму, а исходя из всех практических целей даже и к живому
телу; то есть, к месту в пространстве. Лишь с помощью понятия коммуникации
социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит
из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством
сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций.
Таким образом, теоретическое решение в пользу
воззрения на общество как на аутопойетическую систему и в пользу характеристики
операций, воспроизводящих систему, как коммуникаций, должно быть принято
изначально. Они взаимно обуславливают друг друга. Это означает также, что
понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия общества.
В зависимости от того, как определяют коммуникацию, определяют и общество, а
определение понимается здесь в точном смысле этого термина как определение
границ. Иными словами, построение теории должно осуществляться с двух точек
зрения: с одной, направленной на понятие системы, и с другой, направленной на
понятие коммуникации. Лишь таким образом оно приобретает требуемую строгость.
В этой ситуации изменяется уже само понятие
коммуникации. Его невозможно свести ни к понятию коммуникативного действия и констатировать
участие другого, будь то в качестве простого эффекта этого действия, будь то в
качестве нормативного вывода в смысле Хабермаса, ни к пониманию коммуникации
как переносу информации от одного места к другому. В случае подобных воззрений
тем или иным образом предполагались бы носители происходящего, которые не были
бы сами конституированы посредством коммуникации. Напротив, комбинация
системной теории и теории коммуникации требует понятия коммуникации,
позволяющего сказать, что все коммуникации производятся только коммуникацией -
само собой разумеется, что в окружающей среде, допускающей и выдерживающей это.
Для этого можно воспользоваться различением, ставшим
обычным со времен Карла Бюлсра и восходящим к античным традициям. Я
переформулирую его как различение информации, сообщения и понимания.
Коммуникация осуществляется лишь тогда, когда можно синтезировать эти три аспекта.
В отличие от простых восприятий поведения, в основу понимания должно быть
положено различение акта сообщения и самой информации. Именно из него и следует
исходить. Без такого "primery distinktion" коммуникация вообще не
осуществляется. Если эта предпосылка удовлетворяется, а в случае языка это
всегда имеет место, то дальнейшая коммуникация может заниматься сама собой.
Тогда и только тогда она достаточна и достаточно сложна для этого. Тогда она
может заниматься информацией или основаниями того, почему нечто высказывается
непосредственно здесь и теперь; или трудностями понимания смысла коммуникации,
или. наконец, следующим шагом: должен ли предложенный смысл быть принят или
отклонен. Таким образом, различение информации, сообщения и понимания является
тем различением, которое производит различения и которое, будучи однажды
совершенным, поддерживает деятельность системы. <…..> Коммуникация есть не что иное как та операция, которая
осуществляет такую трансформацию различений в различения. <…..>
IV
Если принято это понятие коммуникации, то сразу
снимаются все обычные obstacles epistemologigues обычной теории общества; на их
место заступают проблемы, которые лучше подходят для теоретически обоснованного
научного исследования.
Исходя из этого становится ясно, что конкретные
люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды. Нет
большого смысла утверждать, что общество состоит из "отношений" между
людьми. Понятие коммуникации содержит в себе гораздо более точное предположение
(но и реконструирует то, что полагают обычные социологи, когда говорят об
"отношениях"). Например, недостаточно того, что один человек видит
или слышит другого, даже если он наблюдает его поведение с помощью различения
сообщения и информации. Если о ком-то говорят или пишут, этого также еще
недостаточно для того, чтобы отношение к нему считалось социальным отношением. Социальной
операцией является лишь сама коммуникация.
Понятие территориальных границ также становится
излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных
обществ. То, какое значение имеет пространство и пространственные границы,
следует из их коммуникативного использования, но сама коммуникация не имеет
пространственного места. Вследствие своего материального субстрата она,
конечно, может быть зависима от пространственных условий. В мире животных
пространственные отношения являются одним из важнейших, если не единственным
способом выражения социального порядка, но эволюция социокультурного мира
благодаря языку, письменности, телекоммуникации настолько уменьшает значение
пространственных отношений, что сегодня следует исходить из того, что коммуникация
определяет оставшееся значение пространства, а не наоборот, не пространство
допускает и ограничивает коммуникацию.
Наконец, с помощью понятия коммуникации можно хорошо
пояснить, что общество является самоописывающей и самонаблюдающей системой. Уже
простая коммуникация возможна лишь в рекурсивной сети предшествующей и
последующей коммуникации. Такая сеть может сама себя тематизировать, может
информировать себя о собственных коммуникациях, может подвергать информацию
сомнению, не принимать ее, нормировать коммуникации как допустимые или
недопустимые и т.д. - так как все это происходит лишь с ее стороны в
оперативной форме коммуникации. Тем самым становится ясным двойное положение
вещей: что общество является самоописывающей и самонаблюдающей системой и что
оно не только может использовать свой способ операций, но и должно это делать,
чтобы осуществить такие самореферентные операции. Это также относится к науке,
в том числе и к социологии. Все коммуникации об обществе связаны с их
стандартизацией обществом. <…..>
Теперь мы можем определить понятие общества в качестве
промежуточного результата. Общество является всеобъемлющей системой всех
коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойетически, в то время как она
производит все новые (и все время другие) коммуникации в рекурсивной сети коммуникаций.
<…..>
V
Что касается языка, то системно-теоретическое понятие
общества близко к отказу от представления о том, что язык является системой.
Лингвисты вслед за Соссюром хотели бы придерживаться этого представления, так
как им кажется, что оно защищает академическую самостоятельность их дисциплины:
однако невозможно понять язык и общество одновременно как системы. Общая область
была бы слишком велика, но не вела бы к полному совпадению понятий, так как
имеется еще и невербальная коммуникация. Отношение двух этих систем друг к
другу было бы неясным. Лингвисты, конечно, могут симпатизировать такому
представлению, не будучи социологами, однако дифференциация дисциплины не
является достаточным ответом на содержательные вопросы.
Если понятие системы не следует более применять к
языку, то это, само собой разумеется, не означает, что феномен языка теряет
значение. Имеет место как раз обратное. Освободившееся место в теории можно
заполнить иначе, а именно: с помощью понятия структурного соединения. <…..>
Проблема, которую решает это понятие, состоит в том, что система может
определить себя лишь через собственные структуры, а именно: через структуры,
которые можно построить и изменить посредством собственных операций <…..>
Применительно к коммуникации это понятие позволяет
сказать, что язык, благодаря своему очевидному своеобразию, служит структурному
соединению языка и сознания. Язык обеспечивает отдельное существование
коммуникации и сознания, а также общества и индивидуума. <…..>
VI
Эти размышления уже приблизили нас к тому, что следует
сказать об отношениях индивидуума и общества. Сначала следовало бы еще раз
напомнить о соответствующих obstacles epistemologigues: социология больше не может с успехом
понимать индивидуума как часть общества, но она не может и отстраниться от
этого представления. С тех пор, как она существует в качестве академической
дисциплины, она занимается этой проблемой. В противоположность этому представленное
нами понятие общества исходит из полного разделения индивидуума и общества.
Согласно моему тезису, лишь на этой основе возможна программа теории, которая
серьезно рассматривает индивидуума.
Со всей категоричностью говоря: "участие"
индивидуума в обществе исключается. Между индивидуумом и обществом нет
никакой коммуникации, так как коммуникация всегда является внутренней операцией
общественной системы. Общество никогда не может выйти за свои пределы с
помощью собственных операций и охватить индивидуума, с помощью собственных
операций оно может воспроизводить лишь собственные операции, так как оно не
может оперировать за пределами своих собственных границ. Это, собственно
говоря, должно было бы быть легко понято… Тоже самое справедливо в отношении
жизни и сознания индивидуума. Операции, воспроизводящие систему, также и здесь
остаются в системе. Ни одна мысль не может покинуть сознание, которое она
воспроизводит. <…..>
Отсюда следует, что не существует нормативной
интеграции людей в обществе. Иначе говоря, не существует норм, от которых
невозможно было бы отклонение, если это кому-нибудь нравится. Не существует и
консенсуса, если он должен означать, что эмпирические состояния, в которых
находятся индивидуумы, каким-либо образом согласуются. Имеется лишь
соответствующая схема наблюдения, в которой наблюдатель сам себя детерминирует
к установлению того, что поведение согласуется с нормой или отклоняется от нее.
Этим наблюдателем может быть также система, осуществляющая коммуникацию, - суд,
средства массовой информации и т.д. Если спрашивают о реальной основе норм или
консенсуса, то нужно наблюдать наблюдателя; а если отказаться считать бога
наблюдателем мира, то остается множество других возможностей определения
наблюдателя. <…..>
Каждое общество социализирует индивидуумов по ту
сторону их структурных соединений и предназначено именно для этого. Язык
является бинарно кодированным и может ответить на каждое сообщение утвердительно
или отрицательно. Каждая норма будет направлена против возможности
отклоняющегося поведения. Тем самым общество размещает (полностью
бесконтрольных) индивидуумов в опциональную схему. Оно считает свободой то, что
не может изменить, и делает это в настолько сильно схематизированной форме, что
коммуникация может быть продолжена через "да" или "нет",
через конформное или отклоняющееся поведение, в зависимости от того, как решит
индивидуум. В этом мы видим эволюционно крайне невероятные, очень высоко селективные устройства разделения и соединения
систем, систем свободы и порядка.
VII
<…..> В любом случае нет обратного пути к старо-европейскому
континууму рациональности бытия и мышления или природы и действия, при котором
рациональность была бы непосредственно заложена в конвергенции этих различных
понятий, то есть в том, что мышление присущим ему образом соответствовало бы бытию
или действие присущим ему образом соответствовало бы природе. Все же при
различении бытия и мышления, природы и действия всегда обращает на себя
внимание своеобразная ассиметрия, в которой, смотря с сегодняшней точки зрения,
кажется скрытой структура рациональности. Если принято, что мышление в
собственном смысле соответствует бытию и что действие по своей натуре -
природе, то различение, очевидно, еще раз производится на одной из обеих его сторон,
на мышлении, или, соответственно, на действии. Георг Спенсер Браун называет
операцию, которая реализует такую структуру "re-entry" формы в форму
- или различением в различенном посредством самого себя. Контекст различения
формы, в которой это происходит, близок к тому, чтобы при этом подумать о
разрешении парадокса, а именно: парадокса применения различия, которое не может
различить самого себя. Как всегда, при помощи этой активной (если не
насильственной) интерпретации староевропейского понятия рациональности мы можем
спросить о том, должно ли оно оставаться связанным с такими антропологическими
(или гуманистическими) понятиями, как мышление и действие, или, как минимум, можно ли отделить от этого фигуру re-entry. Именно
этот шаг с легкостью удается системной теории, так как она и так уже определяет
форму системы посредством (асиметричного) различения системы и окружающей среды.
Для общественной системы, точно так же как и для
системы сознания, такое re-entry является неизбежным. Оперативно осуществленная
дифференциация системы и окружающей среды возвращается в систему в качестве
различения самореференции и внешней референции. Коммуникация может быть
осуществлена лишь таким образом, что система избегает совпадения своих операций
с тем, о чем будут коммуницировать. Сообщение и информация должны быть
различены и оставаться различенными, иначе вообще не состоится никакой
коммуникации. Система оперирует в постоянном воспроизводстве различения
самореференции и внешней референции. Это есть ее аутопойесис. Это впервые
дает возможность осуществить ее оперативную закрытость. Точно так же сознание
постоянно экстернализирует в каждой операции то, что ему внушает мозг, - орган
для самонаблюдения состояния своего организма. Сознание также должно различать
самореференцию и внешнюю референцию и посредством этого различения наблюдать
себя самого в различении с окружающей средой. Именно потому, что оперативные
вмешательства в окружающую среду являются невозможными, самонаблюдение с
помощью этого различения является принудительным условием аутопойесиса системы,
а именно: как в случае общества, так и в случае сознания. <…..>