ЖАН БОДРИЙЯР
В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
в тени молчаливого большинства...
Всё хаотическое скопление социального вращается вокруг этого пористого объекта, этой одновременно непроницаемой и прозрачной реальности, этого ничто - вокруг масс. Магический хрустальный шар статистики, они, наподобие материи и природных стихий, "пронизаны токами и течениями". Именно так, по меньшей мере, мы их себе представляем. Они могут быть "намагничены" - социальное окружает их, выступая в качестве статического электричества, но большую часть времени они образуют "массу" в прямом значении слова, иначе говоря, всё электричество социального и политического они поглощают и нейтрализуют безвозвратно. Они не являются ни хорошими проводниками политического, ни хорошими проводниками социального, ни хорошими проводниками смысла вообще. Всё их пронизывает, всё их намагничивает, но всё здесь и рассеивается, не оставляя никаких следов. И призыв к массам, в сущности, всегда остаётся без ответа. Они не излучают, а, напротив, поглощают всё излучение периферических созвездий Государства, Истории, Культуры, Смысла. Они суть инерция, могущество инерции, власть нейтрального.
Именно в этом смысле масса выступает характеристикой нашей современности - как явление в высшей степени имплозивное (т.е. не "взрывающееся", не распространяющееся вовне, а, наоборот, вбирающее, втягивающее в себя), не осваиваемое никакой традиционной практикой и никакой традиционной теорией, а может быть, и вообще любой практикой и любой теорией.
Воображению массы представляются колеблющимися где-то между пассивностью и необузданной спонтанностью, но всякий раз как энергия потенциальная, как запас социального и социальной активности: сегодня они - безмолвный объект, завтра, когда возьмут слово и перестанут быть "молчаливым большинством", - главное действующее лицо истории. Однако истории, достойной описания, - ни прошлого, ни будущего - массы как раз и не имеют. Они не имеют ни скрытых сил, которые бы высвобождались, ни устремлений, которые должны были бы реализовываться. Их сила является актуальной, она здесь вся целиком, и это сила их молчания. Сила поглощения и нейтрализации, отныне превосходящая все силы, на массы воздействующие. Специфическая сила инертного, принцип функционирования которой чужд принципу функционирования всех схем производства, распространения и расширения, лежащих в основе нашего воображения, в том числе и воображения, намеренного эти схемы разрушить. Недопустимая и непостижимая фигура имплозии (возникает вопрос: применимо ли к имплозии слово "процесс"?), о которую спотыкаются все наши рассудочные системы и против которой они с упорством восстают, активизацией всех значений, вспышкой игры всех означающих маскируя главное - крушение смысла.
В вакууме социального перемещаются промежуточные объекты и кристаллические скопления, которые кружатся и сталкиваются друг с другом в рассудочном поле ясного и тёмного. Такова масса, соединённые пустотой индивидуальные частицы, обрывки социального и распространяемые средствами информации импульсы: непроницаемая туманность, возрастающая плотность которой поглощает все окрестные потоки энергии и световые пучки, чтобы рухнуть в конце концов под собственной тяжестью. Чёрная дыра, куда проваливается социальное.
Итак, полная противоположность тому, что обозначается как "социологическое". Социология в состоянии лишь описывать экспансию социального и её перипетии. Она существует лишь благодаря позитивному и безоговорочному допущению социального. Устранение, имплозия социального от неё ускользают. Предположение смерти социального есть также и предположение её собственной смерти.
Термином "масса" выражено не понятие. За этим без конца используемым в политической демагогии словом стоит рыхлое, вязкое, люмпен-аналитическое представление. Верная себе социология будет пытаться преодолеть его ограниченность, используя "более тонкие" категории социо-профессионального и классового, понятие культурного статуса и т. д. <…..> Впрочем, задним числом оказывается, что и понятия класса, социальных отношений, власти, статуса, институции и само понятие социального, все эти слишком ясные, составляющие славу узаконенных наук понятия, тоже всегда были только смутными представлениями, на которых, однако, остановились с тайной целью оградить определённый код от анализа.
Стремление уточнить содержание термина "масса" поистине нелепо - это попытка придать смысл тому, что его не имеет. Говорят: "масса трудящихся". Но масса никогда не является ни массой трудящихся, ни массой какого-либо другого социального субъекта или объекта. "Крестьянские массы" старого времени массами как раз и не были: массу составляют лишь те, кто свободен от своих символических обязанностей, "отсетчен" (пойман в бесконечные "сети") и кому предназначено быть уже только многоликим результатом функционирования тех самых моделей, которым не удаётся их интегрировать и которые в конце концов предъявляют их лишь в качестве статистических остатков. Масса не обладает ни атрибутом, ни предикатом, ни качеством, ни референцией. Именно в этом состоит её определённость, или радикальная неопределённость. Она не имеет социологической "реальности". У неё нет ничего общего с каким-либо реальным населением, какой-либо корпорацией, какой-либо особой социальной совокупностью. Любая попытка её квалификации является всего лишь усилием отдать её в руки социологии и оторвать от той неразличимости, которая не есть даже неразличимость равнозначности (бесконечная сумма равнозначных индивидов 1+1+1+1 - это её социологическое определение), но выступает неразличимостью нейтрального, то есть ни того, ни другого.
Полярности одного и другого в массе больше нет <…..> … здесь невозможен обмен смыслами - они тут же рассеиваются, подобно тому как рассеиваются в пустоте атомы. Именно по этой причине в массе невозможно также и отчуждение - здесь больше не существуют ни один, ни другой.
Масса, лишённая слова, которая всегда распростёрта перед держателями слова, лишёнными истории. <…..> …масса есть то, что остаётся, когда социальное забыто окончательно.
Что касается невозможности распространить здесь смысл, то лучший пример тому - пример Бога. Массы приняли во внимание только его образ, но никак не Идею. Они никогда не были затронуты ни Идеей Божественного, которая осталась предметом заботы клириков, ни проблемами греха и личного спасения. То, что их привлекло, это феерия мучеников и святых, феерии страшного суда и пляски смерти, это чудеса, это церковные театрализованные представления и церемониал, это имманентность ритуального вопреки трансцендентности Идеи. <…..> Царство Божие для масс всегда уже заранее существовало здесь, на земле - в языческой имманентности икон, в спектакле, который устроила из него Церковь. <…..> Массы растворили религию в переживании чудес и представлении - это единственный их религиозный опыт.
Одна и та же
участь постигла все великие схемы разума. Им довелось обрести себя и следовать
своему историческому предназначению только на узких горных тропах социальности,
удерживающей смысл (и прежде всего смысл социальный); но в массы они
внедрились, по существу, лишь в искажённом виде, ценой крайней деформации <…..> Массы, однако,
функционируют скорее как гигантская чёрная дыра, безжалостно отклоняющая,
изгибающая и искривляющая все потоки энергии и световые излучения, которые с
ней сближаются <…..>
пучина, в которой исчезает смысл
Следовательно, исчезает информация. Каким бы ни было её содержание: политическим, педагогическим, культурным, именно она обязана передавать смысл, удерживать массы в поле смысла. Бесконечные морализаторские призывы к информированию: гарантировать массам высокую степень осведомлённости, обеспечить им полноценную социализацию, повысить их культурный уровень и т. д. - диктуются исключительно логикой производства здравомыслия. В этих призывах, однако, нет никакого толка - рациональная коммуникация и массы несовместимы. Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища. Убедить их в необходимости серьёзного подхода к содержанию или хотя бы к коду сообщения не удалось никакими усилиями. Массам вручают послания, а они интересуются лишь знаковостью. Массы - это те, кто ослеплён игрой символов и порабощён стереотипами, это те, кто воспримет всё, что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным. Не приемлют массы лишь "диалектику" смысла. И утверждать, что относительно него кто-то вводит их в заблуждение, нет никаких оснований. Для производителей смысла такое во всех отношениях далёкое от истины предположение, конечно, удобно - предоставленные сами себе, массы якобы всё же стремятся к естественному свету разума. В действительности, однако, всё обстоит как раз наоборот: именно будучи "свободными", они и противопоставляют свой отказ от смысла и жажду зрелищ диктату здравомыслия. <…..>
Ещё раз: дело не в том, будто они кем-то дезориентированы, - дело в их внутренней потребности, экспрессивной и позитивной контр-стратегии, в работе по поглощению и уничтожению культуры, знания, власти, социального. Работе, идущей с незапамятных времён, но сегодня развернувшейся в полную силу. В контексте такого рода глубоко разрушительного поведения масс смысл неизбежно предстаёт как нечто совершенно противоположное тому, чем он казался ранее: отныне это не воплощение духовной силы наших обществ, под контролем которой рано или поздно оказывается даже и то, что пока от неё ускользает, - теперь это, наоборот, только неясно очерченное и мимолётное явление, эффект <…..> Сказанное верно также и для уровня индивидов: проводниками смысла нам дано быть не иначе как от случая к случаю - в сущности же мы образуем самую настоящую массу, большую часть времени находящуюся в состоянии неконтролируемого страха или смутной тревоги, по эту или по ту сторону здравомыслия. <…..>
Массы ориентированы не на высшие цели... любое упование на социальное и на социальные изменения так и остаются надеждой и упованием исключительно по одной причине: массы уходят, самыми непостижимыми способами уклоняются от идеалов. <.....>
возвышение и падение политики
По крайней мере со времени Великой французской революции политика и социальное предстают как нечто нераздельное, как созвездия-близнецы, так или иначе находящиеся в поле притяжения экономики. Эта их тесная связь обнаруживается и в наше время, однако весьма своеобразно - в одновременности их заката.
Сначала, в эпоху Возрождения, когда она возникает,
когда внезапно выходит из сферы религиозного и церковного, чтобы заявить о себе
как таковой голосом Макиавелли, политика есть лишь чистая игра знаков, чистая
стратегия, не обременяющая себя никакой социальной или исторической
"истиной", но, напротив, играющая на её отсутствии <…..> Цинизм и имморализм макиавеллиевской политики
связаны не с неразборчивостью в выборе средств, на чём настаивает крайне грубая
её интерпретация: их надо искать в свободном обращении с целями. <…..>
Но начиная с XVIII века, и особенно с Революции, направленность политического решительно меняется. Оно берёт на себя функцию выражения социального, социальное становится его содержанием. Политическое теперь - это представление, над игрой властвуют механизмы репрезентации (аналогичным образом эволюционируют и театр - он оказывается театром представления, и пространство перспективы - из пространства машинерии, каким оно было первоначально, оно превращается в место фиксации истины пространства и истины репрезентации). Политическая сцена отныне отсылает к фундаментальному означаемому: народу, воле населения и т. д. На этот раз на неё выходят уже не чистые знаки, но смыслы: от политического действия требуется, чтобы оно как можно лучше изображало стоящую за ней реальность, чтобы оно было прозрачным, чтобы оно было нравственным и соответствовало социальному идеалу правильной репрезентации. <…..>.
Конец
политики, её собственной энергии наступает с возникновением и распространением
марксизма. Начинается эра полной гегемонии социального и экономического, и
политическому остаётся быть лишь зеркалом - отражением социального в областях
законодательства, институциональности и исполнительной власти. Насколько
возрастает господство социального, настолько теряет в самостоятельности политическое. <…..>
Социальное овладело политическим. Но теперь, став всеобщим и всепоглощающим, низведя политическое до нулевой степени его существования, превратившись в абсолютное исходное основание, будучи вездесущим, то есть проникая во все щели физического и ментального пространства, - сохраняется ли оно ещё как таковое? Нет, эта новая его форма свидетельствует о его конце: его энергия обращена против самой себя, его специфика исчезает, его исторической и логической определённости больше не существует. Утверждается нечто, в чём рассеивается не только политическое - его участь постигает и само социальное. У социального больше нет имени. Вперёд выступает анонимность. Масса. Массы.
молчаливое большинство
Политическое как таковое, политическое чисто стратегической направленности угасает сначала в системе репрезентации, а окончательно - в рамках современной неофигуративности.
Последняя предполагает всё ту же самовозрастающую знаковость, но знаки теперь уже не обозначают: в "действительности", реальной социальной субстанции, им больше ничто не "соответствует". Что может выражаться в политическом, чем может обеспечиваться эффективная работа его знаков, если социального референта сегодня нет даже у таких классических категорий, как "народ", "класс", "пролетариат", "объективные условия"? Исчезает социальное означаемое - рассеивается и зависимое от него политическое означающее.
Единственный оставшийся референт- референт "молчаливого большинства". Этим тёмным бытием, этой текучей субстанцией, которая наличествует не социально, а статистически и обнаружить которую удаётся лишь приёмами зондажа, обусловлены все функционирующие сегодня системы. Сфера её проявления есть сфера симуляции в пространстве социального, или, точнее, в пространстве, где социальное уже отсутствует.
Но молчаливое большинство (каковым являются массы) - референт мнимый. Это не значит, что оно не существует. Это значит, что оно не может иметь какой-либо репрезентации. Массы не являются референтом, поскольку уже не принадлежат порядку представления. Они не выражают себя - их зондируют. Они не рефлектируют - их подвергают тестированию. Политический референт уступил место референдуму (организатор постоянного, никогда не прекращающегося референдума - средства массовой информации). Однако зондирования, тесты, референдум, средства массовой информации выступают в качестве механизмов, которые действуют уже в плане симуляции,а не репрезентации. <…..> С механизмами классической социальности (в состав которых по-прежнему входят выборы, институции, инстанции репрезентации, а также подавления) дело обстоит совершенно иначе: здесь всё ещё в силе диалектическая структура, поддерживающая ставки политики и различные противоречия, здесь всё ещё в силе социальный смысл, который перемещается от полюса к полюсу.
У механизма симуляции эта структура отсутствует. В паре зондаж/молчаливое большинство, к примеру, нет ни противоположных, ни вообще выделенных элементов; нет, следовательно, и потока социального <…..> Именно таким образом - по схеме сокрушения полюсов и круговращения моделей - и развёртывается симуляция (это матрица любого имплозивного процесса).
Бомбардируемые рассчитанными на ответную реакцию сигналами, забрасываемые посланиями, атакуемые тестовыми испытаниями, массы оказываются теперь лишь непрозрачным, непроницаемым образованием, подобным тем скоплениям звёздного газа, которые изучаются только методом анализа их светового спектра - данные статистики и результаты зондажа играют здесь ту же роль, что и спектр излучений. И речь теперь идёт не о выражении или представлении, а исключительно о симуляции больше уже не выражаемого и в принципе невыразимого социального. Такова природа молчания масс. Но оно, следовательно, парадоксально - это не молчание, которое не говорит, это молчание, которое накладывает запрет на то, чтобы о нём говорили от его имени. <…..> Массы уже не инстанция, на которую можно было бы ссылаться, как когда-то на класс или народ. Погружённые в своё молчание, они больше не субъект (прежде всего не субъект истории)… <…..> …не будучи субъектом, они уже не могут оказаться отстранёнными от самих себя… <…..> Но тогда революционные ожидания напрасны. Ибо они всегда основывались на вере в способность масс, как и класса пролетариев, отрицать себя как таковых. Однако масса - это поле поглощения и имплозии, а не негативности и взрыва.
Масса избегает схем освобождения, революции и историчности - так она защищается, принимает меры против своего Я. Она функционирует по принципу симуляции и мнимого референта, предполагающему политический класс-фантом и исключающему какую-либо "власть" массы над самой собой - масса есть в то же время и смерть, конец политического процесса, которому она могла бы оказаться подконтрольной. Она губит и политическую волю, и политическую репрезентацию.
Долгое время казалось, что апатия масс должна приветствоваться властью. У власти сложилось убеждение, что чем пассивнее массы, тем эффективнее можно ими управлять. Исходя из него она и действовала в период, когда властные механизмы были централизованы и бюрократизированы. Однако сегодня последствия этой стратегии оборачиваются против самой власти: безразличие масс, которое она активно поддерживала, предвещает её крах. Отсюда радикальная трансформация её стратегических установок: вместо поощрения пассивности - подталкивание к участию в управлении, вместо одобрения молчания - призывы высказываться. Но время уже ушло. "Масса" стала "критической", эволюция социального сменилась его инволюцией в поле инертности. От масс постоянно требуют, чтобы они подали свой голос, им навязывают социальность избирательных кампаний, профсоюзных акций, сексуальных отношений, контроля за руководством, празднований, свободного выражения мнений и т. д. Призрак должен заговорить, и он должен назвать своё имя. Молчание масс, безмолвие молчаливого большинства - вот единственная подлинная проблема современности. На то, чтобы удержать эту массу в состоянии управляемой эмульсии и защититься от инерции её неконтролируемой тревожности, тратится огромная энергия. Воля и репрезентация над массой уже не властвуют, но она сталкивается с напором диагностики, чистой проницательности. Она попадает в безграничное царство информации и статистики: нужно уловить её самочувствие, выяснить позицию, побудить высказать какое-то пророчество. С ней активно заигрывают, её окружают заботой, на неё воздействуют. И она откликается: "Французский народ полагает... Большая часть немцев осуждает... Вся Англия испытывает неописуемую радость по поводу рождения принца..." и т. д. Её предсказания кажутся следствиями её дара предвосхищения и её всезнания, но в них абсолютно ничто не отражается.
Отсюда эта бомбардировка массы знаками, на которую ей полагается отвечать подобно эху. Её исследуют методом сходящихся волн, используя световые и лингвистические сигналы - совсем как удалённые звёзды или ядра, которые бомбардируют частицами в циклотроне. На сцену выходит информация. Но не в плане коммуникации, не в плане передачи смысла, а как способ… реализации обратной связи и контролируемых цепных реакций… Высвобождаемая "энергия" массы должна быть направлена на построение "социального".
Однако результат получается обратным. Развёртывание информационности и средств защиты, в каких бы формах оно ни происходило, ведёт к тому, что социальное не упрочивается, а, наоборот, теряет свою определённость, гибнет.
Принято считать, что, вводя в массы информацию, их структурируют, что с помощью информации и посланий высвобождается заключённая в них социальная энергия (сегодня уровень социализации измеряется не столько степенью развитости институциональных связей, сколько количеством циркулирующей информации и тем, какой её процент распространяется телевидением, радио, газетами и т.д.). На самом же деле всё складывается прямо противоположным образом. Вместо того чтобы трансформировать массу в энергию, информация осуществляет дальнейшее производство массы. <…..> Всё увеличивающаяся в своих размерах создаваемая ею инертная масса совершенно неподконтрольна классическим социальным институциям и невосприимчива к содержанию самой информации. Ранее властвовало социальное - и его рациональная сила разрушала символические структуры, сегодня на первый план выходят mass media и информация - и их "иррациональным" неистовством разрушается уже социальное. <…..>
Масса является массой только потому, что её социальная энергия уже угасла. <…..> Она похожа на те практически бесполезные устройства, которые потребляют больше, чем производят, на те уже истощённые месторождения, которые продолжают эксплуатировать, неся большие убытки. <…..>
Со смыслом дело обстоит, в сущности, так же, как с товаром. Долгое время капитал заботился только о производстве - с потреблением затруднений не возникало. Сегодня надо думать и о потреблении, а значит, производить не только товары, но и потребителей, производить сам спрос. И это второе производство неизмеримо дороже первого <…..>
Но точно так же и власть в течение долгого времени довольствовалась лишь тем, что производила смысл (политический, идеологический, культурный, сексуальный); спрос же развивался сам - он вбирал в себя предложение и тут же ожидал нового. Смысла недоставало, и всем революционерам приходилось приносить себя в жертву наращиванию его производства. Сейчас дело обстоит иначе: смысл повсюду, его производят всё больше и больше, и недостаёт уже не предложения, а как раз спроса. Производство спроса на смысл - вот главная проблема системы. Без этого спроса, без этой восприимчивости, без этой минимальной причастности смыслу власть оказывается не более чем простым симулякром, всего лишь эффектом пространственной перспективы. Однако и в данном случае второе производство - производство спроса на смысл - гораздо дороже, чем производство первое - то есть производство самого смысла. И в конце концов производство спроса на смысл станет неосуществимым - энергии системы на него больше не хватит. Спрос на предметы и услуги, пусть и дорогой ценой, всегда может быть создан искусственно: у системы есть соответствующий опыт. Но потребность в смысле, но желание реальности, однажды исчезнув, восстановлению уже не поддаются. Для системы это катастрофа. Масса впитывает всю социальную энергию, и та перестаёт быть социальной энергией. Масса вбирает в себя все знаки и смысл, и те уже не являются знаками и смыслом. Она поглощает все обращённые к ней призывы, и от них ничего не остаётся. На все поставленные перед ней вопросы она отвечает совершенно одинаково. Она никогда ни в чём не участвует. Её подвергают разного рода воздействиям и тестовым испытаниям, но она представляет собой именно массу, и потому с полным безразличием пропускает сквозь себя и воздействия (причём все воздействия), и информацию (причём всю информацию), и нормативные требования (причём все нормативные требования). <…..>
Молчание массы подобно молчанию животных, более того, оно ничем не отличается от последнего. Бесполезно подвергать массу интенсивному допросу (а непрерывное воздействие, которое на неё обрушивается, натиск информации, который она вынуждена выдерживать, равносильны испытаниям, выпадающим на долю подопытных животных в лабораториях) - она не скажет ни того, где для неё - на стороне левых или на стороне правых - истина, ни того, на что она - на освободительную революцию или на подавление - ориентирована. Масса обходится без истины и без мотива. Для неё это совершенно пустые слова. Она вообще не нуждается ни в сознании, ни в бессознательном.
Такое молчание невыносимо. Оно является неизвестным политического уравнения, аннулирующим любые политические уравнения. Все стремятся в нём разобраться, однако обращаются с ним не как с молчанием - им всегда необходимо, чтобы оно заговорило. Но зондированию сила инерции масс неподвластна: она не поддаётся ему потому, что как раз благодаря ей массы нейтрализуют любое зондирующее исследование. Это молчание переводит политическое и социальное в сферу гиперреальности, где они сейчас и находятся. Ибо если политическое пытается ограничить массы пространством, где царствуют эхо и социальная симуляция (используя информацию и средства информирования), то массы, со своей стороны, и оказываются таким пространством эха и невиданной симуляции социального. <…..>
ни субъект, ни объект
Масса парадоксальна - она выступает одновременно и объектом симуляции (поскольку существует только в пункте схождения всех волн информационного воздействия, которые её описывают), и её субъектом, способным на гиперсимуляцию: все модели она видоизменяет и снова приводит в движение (это её гиперконформизм, характерная форма её юмора).
Масса
парадоксальна - она не является ни субъектом (субъектом-группой), ни объектом.
Когда её пытаются превратить в субъект, обнаруживают, что она не в состоянии
быть носителем автономного сознания. Когда же, наоборот, её стремятся сделать
объектом, то есть рассматривают в качестве подлежащего обработке материала, и
ставят целью проанализировать объективные законы, которым она якобы
подчиняется, становится ясно, что ни обработке, ни пониманию в терминах
элементов, отношений, структур и совокупностей она не поддаётся. Любое
воздействие на массу, попадая в поле её тяготения, начинает двигаться по кругу:
оно проходит стадии поглощения, отклонения и нового поглощения. Чем такое
воздействие завершится, с абсолютной точностью предсказать невозможно, но
вероятнее всего, что непрерывное круговое движение отнимет у него все силы и
оно угаснет, полностью перечеркнув планы тех, кто его предпринял. <…..>
Масса олицетворяет… пограничное и парадоксальное состояние социального. Она уже не объективируема (на языке политики это значит, что она не может иметь представительства) и останавливает любую активность, которая оказывается активностью стремящегося к её постижению субъекта (в политическом плане это значит, что она предотвращает любые попытки выступать от её имени). Выражать её способны лишь зондаж и статистика… но очевидно, что практика заклинаний и магических ритуалов, взятая ими на вооружение, - это практика без действительного объекта… <…..>
…политическое уже давно превратилось всего лишь в спектакль, который разыгрывается перед обывателем. Спектакль, воспринимаемый как полу-спортивный – полу-игровой дивертисмент (вспомним выдвижение кандидатов в президенты и вице-президенты в Соединённых Штатах или вечерние предвыборные дебаты на радио и телевидении), в духе завораживающей и одновременно насмешливой старой комедии нравов. Предвыборное действо и теле-игры - это в сознании людей уже в течение длительного времени одно и то же. Народ, ссылки на интересы которого были всегда лишь оправданием очередного политического спектакля и которому позволяли участвовать в данном представлении исключительно в качестве статиста, берёт реванш - он становится зрителем спектакля театрального, представляющего уже политическую сцену и её актёров.
Народ оказался публикой. Моделью восприятия политической сферы служит восприятие матча, художественного или мультипликационного фильма. Точно так же, как зрелищем на домашнем телеэкране, население заворожено и постоянными колебаниями своего собственного мнения, о которых оно узнаёт из ежедневных газетных публикаций результатов зондажа. И ничто из этого не рождает никакой ответственности. Сознательными участниками политического или исторического процесса массы не становятся ни на минуту. Они вошли когда-то в политику и историю только с тем, чтобы дать себя уничтожить, то есть будучи как раз абсолютно безответственными. <…..>
Свидетельством тому может служить радикальное изменение взаимоотношения между историей и повседневностью, между публичной и частной сферами. Вплоть до 60-х годов полюсом силы выступала история: частное, повседневное оказывались лишь обратной, теневой стороной политического. Поскольку, однако, взаимодействие данных сторон выглядело в высшей степени диалектичным, имелись все основания надеяться, что повседневное, равно как и индивидуальное, однажды займут достойное место по ту сторону исторического, в царстве универсальности. Конечно, эта перспектива воспринималась как отдалённая - слишком очевидными были вызывающие сожаление ограниченность активности масс сферой домашнего хозяйства, их отказ от истории, политики и универсального их рабская зависимость от процесса тупого каждодневного потребления… <…..> Сегодня представление о том, какой из двух полюсов является сильным, а какой слабым, становится прямо противоположным: мы начинаем подозревать, что повседневное, будничное существование людей - это, весьма вероятно, вовсе не малозначащая изнанка истории, и, более того, что уход масс в область частной жизни - это, скорее всего, непосредственный вызов политическому, форма активного сопротивления политической манипуляции. Роли меняются: полюсом силы оказываются уже не историческое и политическое с их абстрактной событийностью, а как раз обыденная, текущая жизнь, всё то (включая сюда и сексуальность), что заклеймили как мелкобуржуазное, отвратительное и аполитичное.
Итак, полный переворот во взглядах. Деполитизированные массы, судя по всему, находятся не по эту, а по ту сторону политического. Частное, низкое, повседневное, малозначимое, маленькие хитрости, мелкие извращения и т. д., по всей видимости, располагаются не по эту, а по ту сторону репрезентации. <…..>
Но обратим внимание: из этой вселенной частного и асоциального, не подчиняющейся диалектике репрезентации и выхода к универсальности, из этой сферы инволюции, противостоящей любой революции в верхах и отказывающейся играть ей на руку, кое-кто хотел бы сделать (рассматривая её прежде всего в аспекте сексуальности и желания) новый источник революционной энергии, хотел бы возвратить ей смысл и восстановить в правах как некую историческую отрицательность, причём во всей её тривиальности. Налицо стремление активизировать микро-желания, мелкие различия, слепые практики, анонимную маргинальность. Налицо последняя попытка интеллектуалов усилить незначительное, продвинуть бессмыслие в порядок смысла. И образумить тем самым данное бессмыслие политически. <…..>
от сопротивления к гиперконформизму
Появление
молчаливого большинства нужно рассматривать в рамках целостного процесса
исторического сопротивления социальному. Конечно, сопротивления труду, но также
и медицине, школе, разного рода гарантиям, информации. Официальная история
регистрирует лишь одну сторону дела - прогресс социального, оставляя в тени всё
то, что, будучи для неё пережитками предшествующих культур, остатками
варварства, не содействует этому славному движению. Она подводит к мысли, что
на сегодняшний день социальное победило полностью и окончательно, что оно
принято всеми. Но с развитием социальности развивалось и сопротивление ей, и
последнее прогрессировало ещё более быстрыми темпами, чем сама социальность. И
теперь оно существует по преимуществу уже не в тех грубых и примитивных формах,
которые были свойственны ему вначале (сегодня прогрессу социального благодарны,
сегодня только сумасшедшие отказываются пользоваться вакцинация или социальные
гарантии), прежнее открытое сопротивление соответствовало этапу столь же
открытой и грубой социализации и исходило от традиционных групп, стремящихся
сохранить свою культуру, изначальный уклад жизни <…..> Иное дело - когда
угроза для социализации исходит от масс, то есть групп чрезвычайно многочисленных,
внушающих страх и безликих, сила которых заключена, наоборот, в их
бесструктурности и инертности. В случае со средствами массовой информации
традиционное сопротивление сводится к тому, чтобы интерпретировать сообщения по-своему - в рамках особого кода группы и
в контексте её установок. Массы же принимают всё и абсолютно всё делают зрелищным;
им не требуется другой код, им не требуется смысл; они, в сущности, не
сопротивляются - они просто обрекают всё на соскальзывание в некую
неопределённую сферу, которая даже не является сферой бессмыслия, а выступает
областью всеохватывающего гипноза/манипуляции.
Всегда
считалось, что массы находятся под влиянием средств массовой информации - на
этом построена вся идеология последних. Сложившееся положение объясняли эффективностью
знаковой атаки на массу. Но при таком, весьма упрощённом, понимании процесса
коммуникации упускается из виду, что масса - медиум гораздо более мощный, чем
все средства массовой информации, вместе взятые, что, следовательно, это не они
её подчиняют, а она их захватывает и поглощает или, по меньшей мере, она
избегает подчинённого положения. Существуют не две, а одна-единственная
динамика - динамика массы и одновременно средств массовой информации. Mass(age)
is message.
Та же ситуация и с кино, которое создавалось как медиум рационального, документального, содержательного, социального и которое очень быстро и решительно сместилось в сферу воображаемого.
Та же ситуация
и с техникой, наукой и знанием. Они обречены на существование в качестве
магических практик и предназначенных для потребления зрелищ. Та же ситуация и с
самим потреблением. Экономисты, к своему изумлению, так и не смогли
рационализировать его, несмотря на основательность их "теории потребностей",
несмотря на согласие массы с их рассуждениями о том, что в действительности
является полезным, а что нет. <…..> Масса перевела потребление в
плоскость, где его уровень оказывается показателем статуса и престижа, где оно
выходит за всякие разумные пределы или симулируется, где царствует потлач, который
отменяет какую бы то ни было потребительную стоимость. Обращённые к ней
настойчивые призывы к правильному, рациональному потреблению раздаются со всех
сторон (они исходят и от официальной пропаганды, и от общества потребителей, и
от ассоциаций экологов и социологов), но всё напрасно. Ориентируясь на
стоимость/знак, не задумываясь, делая на неё ставку (что экономистами всегда -
даже когда представление об этой стоимости как о чём-то весьма неустойчивом они
пытались ввести в свои теории - рассматривалось в качестве отступления от
принципов экономического разума), масса разрушает экономику, выступает против
"объективного" императива потребностей и рационального контроля за
намерениями и устремлениями. <…..>
Массы (мы, вы, все), вопреки надеждам учителей, вопреки всем призывам воспитателей-социалистов, сделали его асоциальным, отклоняющимся от нормы, и продемонстрировали, что отныне не ориентируются ни на какую политическую экономию. Они не стали готовиться к будущим революциям и брать на вооружение теории, в соответствии с которыми они должны "освободиться" от экономического в рамках "диалектики" поступательного движения. Они знают, что ни против чего, строго говоря, не восстают, что упраздняют систему, всего лишь подталкивая её к функционированию по законам гиперлогики, в режиме предельной нагрузки, который ей противопоказан. Они заявляют: "Вы хотите, чтобы мы потребляли. Ну что ж, мы будем потреблять всё больше и больше. Мы будем потреблять всё что угодно. Без всякой пользы и смысла".
Так же обстоит дело и с медициной: и здесь прямое сопротивление (которое, впрочем, окончательно не исчезло) было оттеснено в сторону вариантом ниспровержения более гибким - гипертрофированно, необузданно почтительным к ней отношением, панически слепым подчинением её предписаниям. Фантастический рост потребления в секторе медицинских услуг, полностью лишающий медицину её социального характера, - лучшего средства для её уничтожения не придумаешь. Отныне уже и сами врачи не знают, чем они занимаются, в чём заключается их функция, поскольку масса воздействует на них в гораздо большей степени, чем они на массу. <…..> "Люди требуют от медицины заботы, хороших врачей, лекарств, гарантий здоровья - им всего этого мало, они хотят ещё, всё больше и больше, и они хотят этого без конца". Перестают ли массы в своём отношении к медицине быть массами? Отнюдь нет: они разрушают её как социальный институт, подрывают систему социального обеспечения; требуя увеличения предоставляемых им медицинских услуг, они ставят под удар социальное как таковое. Видеть в социальном предмет индивидуального потребления, товар, цена которого зависит от колебаний спроса и предложения, - что может быть большим издевательством над этим социальным? <…..>
масса и терроризм
Мы живём в это странное время, когда массы не соглашаются носить имя социального и тем самым отказываются и от смысла, и от свободы. Но отсюда не следует, что они включены в какую-то иную - новую и не менее славную - референцию. Ибо они не существуют. Можно лишь констатировать, что, столкнувшись с ними, начинает медленно разваливаться любая власть. Молчаливое большинство - это не сущность и не социологическая реальность, это тень, отбрасываемая властью, разверзнувшаяся перед ней бездна, поглощающая её форма. Текучее, неустойчивое, податливое, слишком быстро уступающее любому воздействию скопление, характеризующаяся гиперреальным конформизмом, крайней степенью пассивности туманность - вот виновник сегодняшней гибели власти. Но точно так же и краха революции - потому что такого рода имплозивная масса по определению никогда не взорвётся и, следовательно, неизбежно нейтрализует любой обращённый к ней революционный призыв. Как же тогда быть с этими массами? <…..>
К тому же
единственный феномен, который близок массе как виновнику потрясений и смерти
социального, - это терроризм. С одной стороны, масса и терроризм - непримиримые
враги, и власть без труда сталкивает их друг с другом. Но с другой - есть и то,
в чём они удивительным образом совпадают: отрицает социальное и отказывается от
смысла не только масса - это характерно и для терроризма. Терроризм полагает,
что он выступает против капитала (мирового империализма и т. п.), но он
ошибается - на деле он противодействует социальному, которое и является его
настоящим противником. Современный терроризм держит под прицелом социальное в ответ
на терроризм социального. И он держит под прицелом именно современное
социальное: переплетение сфер, связей, центров и структур, сеть контроля и
блокировки - всё то, что окружает нас со всех сторон и благодаря чему мы, все
мы, оказываемся молчаливым большинством. <…..>
Терроризм столь же лишён смысла и столь же неопределёнен, как и система, с которой он борется и в которую, по сути дела, включён в качестве средоточия максимальной и одновременно исчезающе малой имплозии. Терроризм - это не вспышка исторической и политической критики, он по-настоящему имплозивен, и он вызывает оцепенение, ошеломляет, а потому внутренне связан с молчанием и пассивностью масс. Терроризм направлен не на то, чтобы заставить говорить, воодушевить или мобилизовать, - он не приводит к революции (в этом плане он, пожалуй, абсолютно контрпродуктивен; но, вменяя ему в вину вред, который он наносит революционному движению, надо учитывать, что он и не стремится быть революционером). Он ориентирован на массы именно в их молчании, массы, загипнотизированные информацией. Он концентрирует своё внимание исключительно на современном социальном, на этой постоянно влияющей на нас белой магии информации, симулирования, разубеждения, анонимного и произвольного управления, на этой магии абстракции - магии, которую он максимально активизирует и которую, таким образом, подталкивает к смерти, используя магию иную, чёрную, магию абстракции ещё более сильной, более анонимной и более произвольной: магию террористического акта. Террористический акт единственный не является актом репрезентации. Этим он сближается с массой, выступающей единственной реальностью, которая не может иметь представления. <…..>
Безусловно,
массы и терроризм связывает что-то весьма важное, то, что было бы бесполезно
искать у исторически предшествующих им репрезентативных систем
(народ/национальное собрание, пролетариат/партия, меньшинства
маргиналов/представляющие их группы). И также как между полюсами какой-нибудь
репрезентативной системы циркулирует энергия социальная, энергия позитивная,
точно так же, по-видимому, циркулирует энергия и между массой и терроризмом,
между этими не-полюсами системы не-репрезентации, но это энергия противоположного характера, энергия не социальной
аккумуляции и трансформации, а социальной дисперсии, рассеивания социального,
энергия поглощения и уничтожения политики. Утверждать, что "эпоха
молчаливого большинства"
"порождает" терроризм - значит допускать ошибку. На самом же деле
масса и терроризм, хотя и непонятным для нас образом, но именно сосуществуют. И
такого рода их синхронное функционирование, каким бы ни было к нему отношение,
- единственное, что по-настоящему знаменует собой конец политического и социального.
<…..>
Задача
терроризма заключается вовсе не в том, чтобы продемонстрировать репрессивный
характер государства (на это ориентирована провокационная негативность групп и
группок, которые цепляются за нее как за
последнюю возможность выступить перед массами в качестве их представителей).
Будучи не-репрезентативным, он делает очевидной - запуская механизм цепной
реакции её распространения а не указывая на неё и не пытаясь подтолкнуть её
осознанию – не-репрезентативность любой власти. Именно такова его подрывная
работа: утверждает не-репрезентацию, внедряя её крайне малыми, но весьма
концентрированными дозами.
Характерная для него жестокость объясняется тем, что он отрицает все репрезентативные институции (профсоюзы, организованные движения, сознательную "политическую" борьбу и т.п.), включая и те, от которых исходят заверения в солидарности с его усилиями, ибо солидарность - это всего лишь один из способов конституировать его как модель, как эмблему и следовательно, заставить быть представителем (О погибших участниках акции в таких случаях говорят: "Они умерли за нас, их смерть не напрасна...".) <…..>
Другой аспект террористического насилия - отрицание всякой детерминации и всякого качества. В этом плане терроризм надо отличать от бандитизма и акций "коммандос". Отряд "коммандос" осуществляет военные операции против определённого противника (они могут выражаться в подрыве железнодорожного состава, внезапном нападении на вражеский штаб и т.д.). Бандитизм (налёт на банк, лишение свободы в расчёте на получение выкупа и т.п.) является разновидностью традиционного уголовного насилия. Все эти действия имеют цель, экономическую или военную. Современный терроризм, начало которому положили захваты заложников и игра с откладыванием-отсрочиванием смерти, уже не имеет ни цели... (если всё же допустить, что он ориентирован какими-то целями, то они либо совсем незначительны, либо недостижимы…), ни конкретного врага. <…..> Своими действиями, выражающими его убийственное безразличие к тому, кто окажется у него в заложниках, терроризм направлен как раз против самого главной продукта всей системы - анонимного и совершенно безликого индивида, индивида, ничем н отличающегося от себе подобных. Невиновные расплачиваются за преступление, состоящее в том, что они теперь никто, что у них нет собственной судьбы, что они лишены своего имени, лишены системой, которая сама анонимна и которую они, таким образом, символизируют, – вот парадокс нынешней ситуации. Они являются конечным продуктом социального, абстрактной и ставшей сегодня всемирной социальности. И именно потому, что они теперь - это "кто угодно", им и суждено быть жертвами терроризма.
Как раз в этом
смысле, или, лучше сказать, в этом своём вызове смыслу, террористический акт
сближается с катастрофами, происходящими в природе. <…..> Террористами
являются и природа, и внезапный отказ любой технологической системы: крупные
сбои в системах подачи электроэнергии в Нью-Йорке (в 1965 и 1977 годах) создали
ситуации значительно более серьёзные, чем те, к которым приводили все до сих
пор осуществлявшиеся спланированные террористические акты. Более того: эти крупные
аварии технологического плана, как и катаклизмы природного характера,
демонстрируют возможность радикальной подрывной работы без субъекта. <…..>
Отсюда следует, что терроризм порождён не стремлением к насилию, а характерен
для нормального состояния социального - в
той мере, в какой это нормальное состояние в любой момент может превратиться в
нечто прямо противоположное, абсурдное, неконтролируемое. Природная катастрофа
способствует такому повороту событий и именно поэтому парадоксальным образом
становится мифическим выражением катастрофы
социального. Или, точнее, природная катастрофа, будучи в высшей степени
бессмысленным и нерепрезентативным событием… становится своего рода симптомом
или наиболее ярким олицетворением особого состояния социального, а именно его
катастрофы и крушения всех репрезентаций, на которые социальное опиралось.
системы имплозивные и взрывные
Треугольник
массы - средства массовой информации - терроризм указывает на пространство, в
котором развёртывается характерный для современности процесс имплозии. Этот
процесс пронизан нарастающим насилием - насилием рассеянным и
концентрированным, насилием вовлечения и гипноза, насилием пустоты (гипнотическое
воздействие есть предельная агрессивность нейтрального). В своём нынешнем
состоянии мы имеем дело только с такой неистовой и катастрофической -
имплозией. Сегодня она не может быть иной, потому что выступает завершающим
периодом крушения - последним этапом гибели системы взрыва и контролируемого
расширения, господствовавшей на Западе на протяжении нескольких веков. Тем не
менее, имплозия отнюдь не обязательно развёртывается как катастрофа. Она
существует и в контролируемой и направляемой форме. В этом своём качестве она
обнаруживает себя прежде всего в примитивных и традиционных обществах и, более
того, оказывается их скрытой главной
особенностью. Такого рода обществам не свойственна экспансия - в них царствует
не центробежная, а центростремительная сила. Такого рода сингулярные множества
никогда не нацелены на универсальное - они сконцентрированы на цикле, на
ритуале, они стремятся замкнуться в этом нерепрезентативном процессе, где нет
ни высшей инстанции, ни дизъюнктивной полярности, но где отсутствует также и
опасность их, множеств, саморазрушения <…..> Примитивные общества живут,
следовательно, благодаря контролируемой имплозии; но если они ей уже не
управляют, их ждёт смерть. Это значит, что теперь они оказались во власти
взрыва (т.е. стали рабами неконтролируемого увеличения населения или столь же
неуправляемого роста объёма произведённой продукции, пленниками безудержного
расширения в пространстве или же просто-напросто объектами колонизации,
насильно приобщающей их к принципам развития и ориентации вовне, в соответствии
с которыми существуют западные системы).
Наши "современные" цивилизации, напротив, на всех уровнях строятся на основе экспансии и взрывных процессов - под знаком универсализации рынка, экономических и философских ценностей, под флагом универсальности закона и такой же универсальности стратегии завоевания. Они, без всякого сомнения, оказались способными, по крайней мере до сегодняшнего дня, существовать за счёт контролируемого взрыва, регулируемого поэтапного высвобождения энергии, и этим определяется золотой век их культуры. Однако сегодня их взрывное развитие осуществляется такими немыслимыми темпами, что контроль за ним становится невозможным. Этот взрывной процесс достиг предельной скорости и предельного размаха и начал выходить за рамки сферы универсального - ему уже тесно в той области, которая является областью экспансии. И так же, как примитивные общества были разрушены динамикой взрыва, так и не сумев на определённом этапе удержать под контролем процесс имплозии, - точно так же и наша культура начинает разрушаться имплозией, поскольку не имеет средств справиться с взрывной динамикой. <…..> Но мягкую имплозию надо оценивать трезво. Скорее всего, она недолговечна и закончится безрезультатно. Превращение систем имплозивных в системы взрывные нигде не было безболезненным - оно всегда сопровождалось большими потрясениями; жёстким и катастрофическим будет, по всей видимости, и наш переход к имплозии.
...или конец социального
Динамика социального не является ясной и определённой. Чем характеризуются современные общества - его нарастанием или распадом? Иначе говоря, им свойственны социализация или последовательная де-социализация? Ответ зависит оттого, как понимается социальность, но он в любом случае не может быть окончательным и однозначным. Скорее всего, социальное обладает такими характеристиками, что институциями, которые выступают вехами "социального прогресса" (урбанизация, концентрация, производство, труд, медицина, обучение в школе, социальное обеспечение, страхование и т. д.), включая сюда и капитал, являющийся, пожалуй, самым эффективным проводником социализации, оно в одно и то же время и создаётся, и разрушается.
Поскольку
социальное, по-видимому, сложено из абстрактных инстанций, возникающих одна за
другой на развалинах предшествующих символических и ритуальных обществ, эти
институции его - шаг за шагом - производят. Но они работают именно на неё -
ненасытную абстракцию, питающуюся, возможно, "самой сутью" социального. И в этом плане по мере
развития своих институций социальное не укрепляется, а регрессирует.
Данный противоречивый процесс ускоряется и достигает своего максимального размаха с появлением средств массовой информации и самой информации. Средства информации, все средства, и информация, вся информация, действуют на двух уровнях: внешний - уровень наращивания производства социального, глубинный - тот, где и социальные отношения, и социальное как таковое нейтрализуются.
Но тогда, если социальное, во-первых, разрушается - тем, что его производит (средствами информации и информацией), а во-вторых, поглощается - тем, что оно производит (массами), оказывается, что его дефиниция не имеет референта, и термин "социальное", который является центральным для всех дискурсов, уже ничего не описывает и ничего не обозначает. В нём не только нет необходимости, он не только бесполезен, но всякий раз, когда к нему прибегают, он не даёт возможности увидеть нечто иное, не социальное: вызов, смерть, совращение, ритуал или повторение. Он скрывает то, что за ним стоит всего лишь абстракция, результат процесса абстрагирования, или даже просто эффект социального, симуляция и видимость. <…..>
Так называемые "социальные науки" были призваны закрепить впечатление, что социальность вечна. Но сегодня от него надо освободиться. Существовали общества, которые обходились без социального, как они обходились и без истории. Ни термин "отношение", ни термин "социальное" к характерным для этих образований символическим структурам взаимных обязательств не приложимы. С другой стороны, социального, по всей видимости, не будет и в наших "обществах" - они хоронят его тем, что оно в них симулируется. <…..> Социальное, судя по всему, в состоянии существовать лишь очень короткое время: в узком промежутке между эпохой символических формаций и возникновением нашего "общества", где оно уже не живёт, а только угасает. Раньше - его нет ещё, позже - его нет уже. <…..>
На протяжении двух столетий неиссякаемыми источниками энергии социального были детерриториализация и концентрация, обнаруживающие себя во всё большей унификации инстанций. Эта унификация происходит в централизованном пространстве перспективы, которое придаёт смысл всем оказавшимся в нём элементам благодаря тому, что просто ориентирует их на схождение в бесконечности (в качестве пространства и времени социальное, действительно, делает перспективу бесконечной). Социальность оформляется только в этой всеохватывающей перспективе.
Но не будем забывать: такого рода перспективное пространство… является лишь одной из моделей симуляции, для которой характерно то, что она даёт место эффектам истины и объективности, невозможным, немыслимым в других моделях. А что, если она представляет из себя просто ловушку? В таком случае всё, что было задумано и осуществлено в этом социальном "сценическом действии по-итальянски", никогда не имело существенного значения. В своей основе вещи никогда не функционировали социально - они приходили лишь в символическое, магическое, иррациональное и т. п. движения. Отсюда и следует, что капитал есть вызов обществу. Иначе говоря, эта машина всеохватывающей перспективы, эта машина истины, рациональности и продуктивности, какой является капитал, чужда и объективной целесообразности, и разуму: она есть прежде всего насилие, насилие, состоящее в том, что социальное направляется против социального. Но по своей сути данная машина не является социальной - ей нет дела до капитала и социального в их антагонистическом единстве. Она не подразумевает контракт, она никогда не предполагает договор, заключённый между различными инстанциями по закону (всё это для неё пустое) - она ориентирована на ставку, на вызов, то есть на что-то, что не проходит по линии "социальной связи". Вызов находится вне диалектики и вне взаимного противостояния полюсов в рамках какой-либо целостной структуры. Он есть процесс уничтожения всех противостоящих элементов, всех противодействующих субъектов, и в первую очередь тех, кто бросает вызов: тем самым он уходит от любого контракта, который мог бы дать место "отношению". Логика обмена ценностями теперь не действует. В силу вступает логика отказа от ценности и смысла. Герой вызова неизменно занимает позицию самоубийцы, но его самоубийство триумфально: именно разрушая ценность (свою ценность), именно уничтожая смысл (свой смысл), он вынуждает другого реагировать всякий раз неадекватно, всякий раз чрезмерно. Вызов всегда исходит от того, что не имеет ни смысла, ни имени, ни идентичности, и он всегда брошен тому, что за них держится, - это вызов смыслу, власти, истине, самой их способности существовать, самому их стремлению к существованию. Только такого рода обращение силы назад и способно положить конец власти, смыслу и ценности; надеяться на какое-то соотношение сил, каким бы благоприятным оно ни было, бесполезно - оно предполагает полярную, бинарную структурную связь, которая по самой своей природе всегда формирует пространство смысла и власти. (То же самое можно сказать и о совращении. Если секс и сексуальность… выступают формой обмена и производства сексуальных отношений, то совращение и обмен - это противоположности. Совращение сближается не с обменом, а с вызовом. Сексуальность стала "сексуальным отношением"… только выйдя за рамки совращения, - так же и социальное превратилось в "социальную связь" лишь тогда, когда утратило своё символическое измерение).
Относительно социального возможны несколько гипотез.
1. Социальное, по сути дела, никогда не существовало. Социального "отношения" никогда не было. Ничто никогда не функционировало социально. В условиях неизбежного вызова, неотвратимого совращения и неминуемой смерти всегда имела место лишь симуляция социального и социального отношения. В этом случае нет никаких оснований говорить ни о "реальной", ни о скрытой, ни об идеальной социальности <…..> Если социальное есть симуляция, то единственное вероятное резкое изменение ситуации - это стремительная де-симуляция, при которой социальное само для себя перестаёт быть пространством референции, выходит из игры и кладёт конец сразу и власти, и эффекту социального, и зеркалу социального, социальное поддерживающему. Де-симуляция сама приобретает характер вызова (обратного вызову капитала социальному и обществу): вызова способности капитала и власти существовать в соответствии с их собственной логикой - у них её нет, в качестве механизмов они исчезают сразу же, как только разрушается симуляция социального пространства. И сегодня это резкое изменение ситуации происходит. Разложение социального мышления, истощение и вырождение социальности, угасание социального симулякра… - всему этому мы являемся свидетелями. Социальное исчезает бесследно, как будто его и не было. <…..> Это уже не "кризис" социального - это распад самого его устройства. <…..>
2. Социальность всё же существовала и существует,
более того, она постоянно нарастает. Она пронизывает всё - есть только
социальность. Социальное вовсе не исчезает, а, напротив, торжествует и заявляет
о себе повсюду. Можно, однако, предположить - вопреки мнению, будто динамика
социального развёртывается в закономерный прогресс человечества, а всё её
избежавшее представляет собой лишь остаток, - что как раз само социальное и является
остатком и что оно торжествует именно в этом качестве. Заполнивший собой всё,
ставший универсальным и получивший статус реальности остаток рассеивания
символического порядка - это и есть социальное.
Перед нами уже более изысканная форма смерти. <…..>
Безусловно, теперь нельзя говорить, что социальное умирает - отныне оно есть аккумуляция смерти. Мы действительно принадлежим цивилизации сверх-социальности и в то же время неисчезающего и неуничтожимого остатка, захватывающего всё новые территории по мере того, как социальное расширяется.
Образование остатка и его новое использование - таковы, по-видимому, основные моменты социального как производства. Его циклы уже давно не имеют никаких "социальных" ориентиров, так что оно представляет собой абсолютно самостоятельную, вращающуюся исключительно вокруг собственной оси спиралевидную туманность, расширяющуюся с каждым витком, который она описывает. Таким образом, усиление социального в ходе истории - это, очевидно, усиление "рационального" управления остатками и, вскоре, рост рационального производства остатков. <…..> По мере быстрого упрочения социального остатком становятся целые общности, а стало быть, - на следующем витке спирали - и упрочившееся социальное. Когда остаток достигает масштабов общества в целом, мы получаем полную социализацию. Полностью исключены и полностью взяты на иждивение, полностью разобщены и полностью социализированы абсолютно все.
В итоге символическая интеграция заменяется функциональной, и функциональные институции берут на себя ответственность за остатки символической дезинтеграции - социальная инстанция обнаруживается там, где для неё не было ни места, ни даже имени. По мере усиления такой дезинтеграции множатся, распространяются и развиваются "социальные отношения". Появляются социальные науки. <…..>
Именно к остатку приковано внимание социальной машины, и именно поглощение этого остатка дает социальности энергию для нового расширения. Но что происходит, когда социализировано всё? Тогда машина останавливается, динамика всего процесса меняется на противоположную, и в остаток превращается вся ставшая целостной социальная система. По мере того, как социальное в своём прогрессировании поглощает все остатки, оно само оказывается остаточным. <…..> Если социальное есть всего лишь остаток, оно уже не является местом процесса развития или позитивной истории, оно оказывается теперь только пространством нагромождений и расчётливого руководства, осуществляемого смертью. Оно больше не имеет смысла, поскольку смысл дан другому, а у социального не может быть шансов стать другим: оно представляет собой отбросы. У него нет никакой светлой перспективы, ибо остаток - это превзойдённое небытие, это то, что из праха уже не восстанет. И потому политика социального - это политика мертвеца. Социальному свойственно либо заточать, либо вытеснять. Сначала, выступая под знаком продуктивного разума, оно оказалось местом великого Заключения, теперь, когда его знаком стали симуляция и разубеждение, оно превратилось в пространство не менее великого Исключения. <…..> И сегодня оно характеризуется уже не столько структурами конфликта и политики, сколько структурой приёма. <…..> Оно образует некую зону безопасности, где можно укрыться от всех трудностей и обрести беззаботное существование (своего рода страхование с ответственностью за все риски взамен прежней жизни). Форма деградирующей социальности (снимающей напряжённость, предохраняющей, успокаивающей и снисходительной), форма предельно низкого уровня социальной энергетики (энергетики экологического функционирования), форма энтропии - именно в таком виде предстаёт перед нами социальное.
[экскурс] социальное, или функциональная калькуляция остатка
Социальное занято тем, что устраняет всякий прирост богатства. Если бы дополнительное богатство было пущено в процесс перераспределения, это неизбежно разрушило бы социальный порядок и создало недопустимую ситуацию утопии. <…..> У социального две обязанности: производить остаток и тут же его уничтожать.
Если бы всё богатство приносилось в жертву, люди утратили бы чувство реальности. Если бы всё богатство оказывалось в их распоряжении, они перестали бы отличать полезное от бесполезного. Социальное призвано следить за бесполезным потреблением остатка, с тем, чтобы индивиды были готовы к полезной для них организации их жизни.
Использование и потребительная стоимость конституируют некую фундаментальную мораль. Но она существует только в симуляции нищеты и расчёта. Если бы всё богатство было перераспределено, оно уничтожило бы собой потребительную стоимость (то же самое со смертью: если бы смерть была перераспределена, если бы она была обращаема, уничтожению подверглась бы потребительная стоимость жизни). Сразу же и со всей очевидностью стало бы ясно, что потребительная стоимость есть всего лишь основанная на меркантильной приземлённости, предполагающая постоянный прагматический расчёт моральная конвенция. Но она держит нас в своей власти, и потому вынести эту катастрофу перемещения богатств и перемещения смерти мы, чьё сознание навсегда отравлено фантазмом потребительной стоимости, были бы не в состоянии. Нельзя, чтобы всё обращалось. Необходим остаток. И социальное следит за тем, чтобы он был. <…..>
Общество, неспособное к тотальному перемещению богатства и ориентированное на потребительную стоимость, всегда опирается на своего рода ум и дальновидность института социальности и его абсурдную "объективную" расточительность. Действия, направленные на поддержание престижа страны, строительство "Конкордов", полёты на Луну, запуски баллистических ракет и спутников, даже организация общественных работ и социального обеспечения, безусловно, свидетельствуют о бессмысленных тратах. Но ум социального - это и есть глупость в пределах потребительной стоимости. Наивно не социальное - наивны разного рода социалисты и гуманисты, мечтающие о перераспределении всего богатства, исключении любых бесполезных расходов и т. п. Социалисты, борцы за потребительную стоимость, борцы за потребительную стоимость социального, демонстрируют, что социальность ими абсолютно не понята - они полагают, будто социальное может стать оптимальным коллективным управлением потребительной стоимостью людей и вещей.
Но оно никогда
им не будет. Оно, вопреки надеждам социалистов, бессмысленно, неуправляемо, оно
есть безответственно расходующий, разрушающий, огромный по своим размерам
протуберанец оптимального управления. Однако именно поэтому оно и является
функциональным, именно поэтому… оно в точности соответствует своему
предназначению, которое состоит в том, чтобы, осуществив объективно неизбежный
обходной манёвр, то есть используя расточительство, a contrario укрепить
потребительную стоимость и сохранить основание реальности. Социальное создаёт ту нехватку богатства, которая необходима для
различения добра и зла, в которой нуждается любая мораль, - нехватку, абсолютно
неизвестную "первым обществам изобилия"<…..> Вопрос о смерти
социального в этом плане решается просто: социальное умирает в результате
распространения потребительной стоимости… Когда всё, включая социальное,
становится потребительной стоимостью, мир оказывается инертным… <…..>
[конец экскурса]
3. Социальное, безусловно, существовало, но сейчас его больше нет. Оно существовало как связное пространство, как основание реальности. Социальное отношение, производство социальных отношений, социальное как динамическая абстракция, место конфликтов и противоречий истории, социальное как структура и как ставка, как стратегия и как идеал - всё это имело смысл, всё это что-то значило. Социальное никогда не было ни ловушкой, как в случае с первой гипотезой, ни остатком - как в случае со второй. Но, вместе с тем, в качестве власти, в качестве труда, в качестве капитала оно имело смысл только в пространстве перспективы рационального размещения, в пространстве, ориентированном на некую идеальную точку схождения всех линий, которое является также и пространством производства. <…..>
Перспективному
пространству социального приходит конец. Рациональная социальность договора,
социальность диалектическая (распространяющаяся на государство и гражданское
общество, публичное и частное, социальное и индивидуальное) множества временных
связей, в которые вступают миллионы молекулярных образований и частиц,
удерживаемых вместе зоной неустойчивой гравитации и намагничиваемых и электризуемых
пронизывающим их непрекращающимся движением. Но можно ли в данном случае
по-прежнему говорить о социуме? <…..> И её тем более не будут знать следующие
поколения… - поколения рассеивания, распределения индивидов как пунктов
получения и передачи информации в пространстве даже ещё более размеренном, чем
конвергентное: пространстве связи, соединения. Социальное существует только в
пространстве перспективы - в пространстве симуляции, которое является также и
пространством разубеждения, оно умирает. Пространство симуляции - это место
смешения реального и модели. Реальное и рациональное для того, кто находится
внутри данной сферы, неразличимы ни практически, ни теоретически. Строго
говоря, тут нет даже и вхождения моделей в реальность… есть мгновенное,
осуществляющееся здесь и теперь преображение реального в модель. Происходит невероятное:
реальное оказывается гиперреализованным - не реализованным, не идеализированным,
а именно гиперреализованным. Гиперреализация означает его упразднение, но это упразднение не является грубой
деструкцией. Оно выступает возведением реального в ранг модели. Модель
упреждает, разубеждает, предусмотрительно преображает - и тем самым всегда
поглощает реальность.
Догадаться об этой тонкой, быстрой и незаметной работе модели можно лишь тогда, когда реальное начинает заявлять о себе как о чём-то боле истинном, чем истина, как о чём-то слишком реальном, чтобы быть истинным. Сегодня на производство такого рода реальности, такого рода сверх-реальности ориентированы все mass media и информация (вспомним многообразные интервью, прямой эфир, кино, документальное телевидение и т.п.). Они производят её настолько много, что мы оказываемся окруженными непристойностью и порнографией. Наезд камеры на объект, по сути дела порносъёмка, делает для нас реальным то, что реальностью никогда не было, что всегда имело смысл только на некотором расстоянии. Гиперреальность - это разубеждение в возможности хоть какой-то реальности. Разубеждение, которое подавляет реальность тем, что заставляет её постоянно разрастаться, становиться гиперочевидной и, однако, навязывать себя снова и снова. Оно делает её предельно насыщенной и толкает к непристойности, оно упраздняет всякое различие между ней и её репрезентацией, оно, наконец, доводит ситуацию до имплозии полюсов, между которыми циркулирует энергия реального. Реального как системы координат больше нет, оно живёт жизнью модели. Но тем самым гиперреальность устраняет и социальное. <…..> И социальное умирает, так и не раскрыв нам полностью своей тайны.