Автономова
Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. –М.:
Наука, 1977. –271 с.
Н. С. АВТОНОМОВА
ФИЛОСОФСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
(Критический очерк концепций французского
структурализма)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» МОСКВА 1977
Монография посвящена актуальной и малоисследованной
теме — критическому анализу и оценке основных концепций французского
структурализма в этнологии, литературоведении, истории на'уки, психологии и
др. В работе выявляются идейные и философские предпосылки появления французского
структурализма. Вместе с тем осуществляется попытка осмысления
специально-научного материала, содержащегося в этих концепциях, с позиций
методологии диалектического материализма.
Введение .......................................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Условия возникновения и развития французского структурализма 14
Некоторые черты
социально-психологического
климата во Франции 60-х годов XX в........... 19
Идейные и философские предпосылки французского
структурализма 31
ГЛАВА ВТОРАЯ
Критический анализ основных концепций французского структурализма 48
М. Фуко и история науки................................. 54
Р. Барт и литературоведение........................... 81
К- Леви-Стросс и этнология........................... 108
Ж- Лакан и психология.................................. 144
Ж- Деррида, Ю. Кристева и самокритика структурализма 158
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Структурализм и диалектический материализм . . 192
Общая проблематика французского структурализма 192
Проблема человека....................................... 217
Проблема языка и проблема обоснования знания 232
Заключение.................................................................. 253
Литература.............................................................................................. 258
введение
В
современном мире идет острая борьба идей и мировоззрений, охватывающая все
стороны экономической и духовной жизни. Поэтому ученый, живя в обществе, не
может заниматься независимой от общества «чистой наукой»: научное познание в
современных условиях неизбежно выходит за рамки собственно гносеологической
проблематики, приобретает важное значение в борьбе идей, в коренном
преобразовании всех сторон человеческого бытия. Социальная «вовлеченность» науки
в сложную ситуацию общественного развития дает ей возможность углубленного
критического анализа новых тенденций и явлений, постановки и исследования
актуальных проблем социальной жизни. Вместе с тем эта ситуация делает необходимым
целостное философское осмысление общественно-исторической практики, дальнейшую
разработку марксистско-ленинской методологии обществознания.
Наше время — это время научно-технической революции.
В современную эпоху наука превращается из «привилегированного» вида духовной деятельности
в непосредственную производительную силу, тесно связанную со структурой и
условиями материального производства. Это вызывает перестройку социальных отношений
между различными слоями, классами и группами, участвующими в общественном
производстве и использовании научного знания, меняет их образ жизни и способ
мышления. Наука становится важнейшим компонентом культуры, оказывает решающее
воздействие на все сферы духовной жизни человека и общества. В этой связи
исследование методологических и мировоззренческих основ науки, анализ ее
функционирования и развития в различных общественных системах приобретают
особую актуа чьность.
Однако в оценке перспектив развития общества и науки
некоторые представители буржуазной идеологии подменяют социологический подход
узкотехнологическим, полагая, что научно-техническая революция, рост
социального значения и использования науки вне социальных революций и
классовой борьбы определяют характер общественного развития. Такие тенденции
различаются лишь эмоциональным пафосом: либо это оптимистическая вера в
неограниченные возможности науки, развитие которой якобы способно само по себе
разрешить все противоречия буржуазного общества, либо, наоборот,
пессимистическое осуждение ее роли в обществе, ведущей к «дегуманизации», «деперсонализации»
человека, заброшенного в чуждый и враждебный ему мир. С этими тенденциями
определенным образом связана также весьма характерная для современного буржуазного
сознания антиномия «сциентизма» и «антропологизма»: в первом случае это
требование очищения науки от философских и мировоззренческих «псевдопроблем»,
во втором — сосредоточение на стихийном психологическом опыте индивида, на
неповторимых ситуациях его жизни, на описании социальных процессов в
категориях индивидуального чувствования и переживания. Не случайно, что
крайности «сциентизма» и «антропологизма» сходятся, однако, в неправомерном
отрицании философско-мировоззренческой функции науки, с одной стороны, и
научной обоснованности философии — с другой.
В противоположность этим воззрениям методологические
принципы диалектико-материалистической философии позволяют осуществить
последовательно научный подход к изучению общественно-исторической практики, к
обобщению достижений естественных и общественных наук. Суть марксистского
подхода — в его осознанной классовости, иначе говоря, в его партийности. Лишь
осознанно классовая трактовка общественной действительности позволяет увидеть,
что те явления, которые вызывают в буржуазном сознании непримиримый мировоззренческий
конфликт оптимистического «сциентизма» и пессимистического «антропологизма»,
имеют различную направленность в различных общественных системах,
что подлинный смысл общественных процессов, даже и сходный по
внешним формам своего проявления, по сути своей различен в условиях
капитализма и при социалистическом общественном строе.
Если социализм основывается на принципах, сама природа
которых обеспечивает разумный, осмысленный, строго научный и вследствие этого
оптимистический подход к решению жизненно важных общественных задач, то в
условиях капитализма столкновение с назревшими проблемами современности ведет к
обострению его коренных внутренних противоречий во всех областях бытия.
Преодолевая характерный для всего мыслительного контекста буржуазной Европы
разрыв «научного» и «гуманитарного» сознания, диалектико-материалистическая
методология соединяет теоретико-познавательный и мировоззренчески-идеологический
подходы к осмыслению социальной реальности в неразрывное целое и обеспечивает
связь научного познания с общественной практикой.
Традиции диалектико-материалистического мышления в
исследовании социальных и, в частности, познавательных процессов связаны —
исторически и логически— с критикой идеалистических метафизических взглядов на
сущность человека и общества, на природу и задачи социального познания. В
противоположность метафизической трактовке познания в духе гносеологической робинзонады
марксистская методология рассматривает познание как отражение бытия и вместе с
тем как общественный продукт, зависящий от конкретно-исторических стадий
развития общества. Вследствие этого и наука осмысляется в марксизме как
специфический способ отражения реальности; как один из видов «духовного
производства»; как социально-историческое образование, функционирование и
развитие которого обусловлено закономерностями существования соответствующей
общественно-экономической формации.
Эти основные принципы марксистской интерпретации
познавательных процессов выполняют конструктивную роль в развитии целого ряда
современных общественных наук — лингвистики, этнологии, психологии и др. (при всем различии между сознательным использованием
этих принципов марксистами и стихийной тенденцией к материалистическому мышлению
среди буржуазных ученых). Они дают мировоззренческие и методологические ориентиры
для осмысления новых познавательных процессов, в частности — процессов, связанных
с возрастанием роли методологической проблематики в современной науке.
Собственно говоря, методологическая проблематика или,
иначе, научный анализ самого научного знания, вычленение норм для выработки
нового знания и его применения заведомо предполагается главной задачей науки:
задачей познания объективного мира, ибо от уровня развития методологического
сознания науки зависит и эффективность достижения ею практических познавательных
результатов. Однако, хотя процесс развития науки и процесс ее самоосознания
осуществляются одновременно и параллельно, тем не менее вторая, «самообосновывающая»
функция науки приобретает особую важность в кризисные периоды ее развития,
когда осмыслению и переосмыслению подвергаются уже не только отдельные приемы и
методы, но и самые основания научного познания, его концептуальный аппарат. В
эти периоды становится особенно очевидно, что задача самопознания и
самосознания науки имеет не только узкое внутринаучное значение, но и определенный
социально-культурный, мировоззренческий смысл.
Для естественных наук периодом методологического
перелома был рубеж между XIX и XX вв., связанный с кризисом традиционных
концептуальных систем и необходимостью выработки новых
философско-методологических и мировоззренческих оснований научного познания. В
современную эпоху научно-технической революции процесс коренной перестройки
охватывает и область гуманитарных наук, в которых осуществляется переход с эмпирически-описательного
на теоретический уровень, предполагающий исследование абстрактных структур
отношений, используются некоторые приемы формализации и математизации и пр.
Поэтому именно в наши дни гуманитарное знание все
более выявляет тенденцию к методологической рефлексии. В результате происходит
своеобразное расщепление исследовательской позиции науки: наряду с
собственными внутренними задачами она размышляет и о критериях своего
теоретического развертывания, своих целях, возможностях и условиях их реализации.
Разумеется, эту тенденцию нельзя абсолютизировать: в новой проблемной ситуации
существует и другая тенденция, свидетельствующая о повышении роли собственно философской
рефлексии в области научного знания.
Реализация общей тенденции к углублению методологической
рефлексии в науке происходит, однако, в весьма различных формах, которые порой
могут показаться даже взаимоисключающими. Так, в ряде гуманитарных наук можно
заметить, с одной стороны, некоторые специфические проявления «комплекса
неполноценности»— стремление заимствовать критерии научности извне, у
естественных и математических наук, или, вернее, свести поиск самоопределения к
размышлению о применении уже готовых средств и приемов исследования. Но с
другой стороны гуманитарное знание в некоторых своих областях характеризуется
стремлением найти такие критерии строгости и объективности, которые не
сводятся к критериям естественнонаучного характера и не тождественны им.
Характерны в этом отношении весьма распространенные ныне упования на
методологическую помощь лингвистики: ведь лингвистика первая среди других
гуманитарных наук осуществила в некоторых своих разделах формализацию и математизацию,
добилась в этом направлении вполне убедительных результатов, но при этом
осталась в основной, неприкладной роли, наукой гуманитарной, ориентированной
на познание языка — одного из важнейших результатов, средств и вместе с тем
предпосылок человеческой культуры.
Интересным материалом, на котором можно проследить,
как проявляются эти различные тенденции в развитии гуманитарного знания,
связанные с углублением методологической рефлексии и поиском научной обоснованности,
является современный французский структурализм. Вычленение в структурализме
прежде всего проблематики логико-методологической (критерии научности метода,
возможности переноса приемов и методов из одной науки в другую) и особенно
философско- методологической (проблема обоснования возможности знания) вовсе не
означает, что структурализм трактуется здесь как некая философская система.
Структурализм— это прежде всего практика специально-научных исследований в
разных областях гуманитарного знания и потому он «уже» любой философской
системы (постановка некоторых философских проблем еще не делает ученого философом),
но он, несомненно, «шире» любой частной методики: проблематика структурализма
не сводится ни к формализации, ни к математизации знания.
Французский структурализм зародился в обстановке
кризиса психологистических, антропоцентристских концепций человека,
представленных в экзистенциализме, персонализме, некоторых вариантах
религиозной философии, и потому понятно, что в центре его внимания оказались
не зависящие от индивидуальной субъективности параметры человеческого бытия, а
также экспликация тех процедур научного познания, с помощью которых возможен
анализ этих параметров. Именно в результате борьбы с интуитивистскими и
психологистическими интерпретациями культуры структурализм стал трактовать
субъекта, его осознанные мотивы и побуждения, его сознание и самосознание не
как исходную точку отсчета для научного объяснения, но как вторичное образование,
в основе которого лежит бессознательное функционирование знаково-символических
систем культуры. Выявление этих скрытых внутренних структур и предполагает в
структурализме отвлечение от целого ряда факторов: от материального субстрата
тех или иных образований культуры, от тех внешних связей, которые
обусловливают развитие этого субстрата, от динамики исторического становления,
в которой развивается исследуемый объект. Все эти абстракции в ограниченных,
но не абсолютизируемых пределах правомерны, поскольку они позволяют достичь
большей точности языка и большей строгости анализа в области гуманитарного
знания.
Совокупность этих полемических и конструктивных задач
и объясняет, почему проблема метода возникает перед структуралистами с
остротой, ничуть не меньшей, чем во времена Декарта или Канта, на заре или в зените
европейского рационализма, и почему наиболее значимыми при этом оказываются не
столько отдельные приемы методологической проблематики, сколько вопрос о методе
в более широком философском смысле — обоснование знания и критерии его
достижения.
Сложность вычленения философско-методологической
проблематики структурализма заключается в том, qro он вовсе не является «школой» с четко определенной
теоретической и философской программой, которая бы принималась всеми ее
сторонниками или представителями. Структурализм существует прежде всего как
совокупность специально-научных разработок в самых различных отраслях
социального и гуманитарного познания — в лингвистике, литературоведении,
этнологии, психологии, истории науки и др.[1] Основные
общенаучные моменты, определяющие структуралистскую проблематику в различных
познавательных областях,— это примат отношений над элементами, примат синхронии
над диахронией, стремление к выявлению инвариантов отношений и др. Они нашли
определенное и достаточно плодотворное применение сначала в области структурной
лингвистики, а позднее распространились и на область других специально-научных
исследований, таких, как этнология (или теоретическая этнография), литературоведение,
психоанализ и др.
В то же время структурализм определенным образом
функционирует и на идеологически-мировоззренческом уровне, где он
интерпретируется в разных целях: и «ниспровергающе-революционных», и
«технократически-апологетических». С одной стороны, уровень философско-методологический
смыкается со специально-научными разработками, вплетается в ткань специально-
научного рассуждения, заимствуя порой элементы языка и понятийного строя тех
или иных специальных наук. С другой стороны, он соприкасается с уровнем идеологических
интерпретаций и потому выражается в языке полемики (прежде всего — с философскими
построениями экзистенциалистской и персоналистской ори
ентации), заимствующей некоторые понятия у своих противников. Именно на этом идеологическом
уровне и возникают те претензии на общефилософское значение структурализма,
которые приписывают ему порой его апологеты или его критики и которые по сути
своей вовсе ему не свойственны. Ни специально-научная проблематика
структурализма, ни те философско-методоло- гические проблемы, которые в нем
возникают, не позволяют непосредственно сопоставлять его со всеобщей
методологией диалектического материализма. Метод структурного анализа,
связанный с исследованием некоторых аспектов социальной жизни и прежде всего с
анализом производства и функционирования отдельных образований духовной
культуры, не заменяет и не подменяет собою диалектико-материалистическую
философию с ее многообразием собственно методологических и мировоззренческих
функций.
Однако несмотря на объективные сложности анализа,
задача вычленения в структурализме различных уровней — специально-научного,
философско-методоло- гического, мировоззренческого — их отдельного исследования
и оценки остается, на наш взгляд, единственно плодотворной и последовательно
проводится в ряде работ советских философов. «...Первое требование при анализе
структурализма в целом — это разграничение уровней. Именно потому, что
структурализмом называют и самые конкретные исследования, и общенаучную методологию,
и философские спекуляции, он не может оцениваться глобально и однозначно. Это
не значит, что на конкретно-научном уровне у структуралистов все правильно, а
на философском все неправильно. Это прежде всего значит, что на различных
уровнях действуют разные критерии оценки»2. Задача марксистского
исследования структурализма заключается, таким образом, в том, чтобы критически
проанализировать поднятые на различных его уровнях проблемы, выделить
2 Грецкий М. Н. Человек и природа в концепциях французского структурализма.—
«Природа», 1974, № 7, с. 80. Критика глобального недифференцированного
сопоставления системно-структур- ного подхода и диалектического материализма,
основанная на неразличении уровней методологического анализа, содержится также
в работах: Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность
системного подхода. М., 1973, с. 92—101; Грецкий М. Н. Структура
структурализма.— «Философские науки», 1973, № 1.
реальную
проблематику структурализма, понять и эксплицировать ее внутреннюю логику, отграничив
позитивное, объективное содержание, имеющееся в концепциях структурализма, от
его ложных идеологических интерпретаций.
В данной работе и осуществляется попытка вычленить
некоторые основные философские проблемы, возникающие в результате осмысления
специально-научных исследований, осуществляемых структуралистами в различных
областях знания, критически проанализировать способы постановки этих проблем в
структурализме и наметить пути марксистского анализа соответствующих проблемных
полей. Наше исследование не претендует на глобальный охват всех философских
проблем: рассматриваемые здесь вопросы связаны преимущественно с критикой
классического рационализма, с выявлением специфики нового рационализма,
получившего во французском структурализме достаточно отчетливое выражение.
Несмотря на то, что структурализм как сложный комплекс научных и философских
идей уже подвергался марксистскому анализу и критике, в ходе которых были
определены основные общеметодологические и мировоззренческие установки отношения
марксистской философии к структурализму, выявлено его место в идейной и социально-политической
жизни Франции, после критической и конструктивной работы здесь пока еще далеко
не исчерпано. В самом деле, советскую литературу о французском структурализме
никак не назовешь обширной. Здесь можно выделить несколько работ, представляющих
собой некоторое общее введение в проблематику структурализма[2]; ряд
работ, посвященных общепризнанному зачинателю французского структурализма — этнологу
Клоду Леви-Строссу, а также некоторым другим исследователям-структуралистам[3];
наконец, ра
боты, касающиеся отдельных аспектов структуралистской ' проблематики — например, проблемы человека 5 или проблемы математизации
знания6. В переводных работах о структурализме, также пока весьма
немногочисленных, отмечается некоторое сходное «разделение труда»: так, Л. Сэв7 в соответствующем разделе своей
монографии, посвященном структурализму, касается преимущественно его
гуманистической проблематики, в то время как Н. Мулуд8 рассматривает
структурализм прежде всего как тенденцию к математизации знания. Признавая
правомерность всех этих направлений исследования, а также разделяя общие для
данных работ методологические установки марксистского анализа структурализма и
прежде всего — четкое разграничение различных аспектов структуралистских
концепций,— мы предлагаем здесь несколько иной подход, нацеленный, как уже было
сказано, на выявление основных философ- ско-методологических проблем
структурализма 9, на критический разбор методов и результатов
структуралистского поиска некоторых инвариантных оснований человеческой
культуры.
В первой главе исследования рассматриваются идейные,
философские, социально-культурные, социально-
только этиология? — «Вопросы литературы», 1971, № 4;
Филип- поп Л. И. Структурный психоанализ Ж- Лакана и субъект творчества
в структурном литературоведении.— В сб.: Теории, школы, концепции.
Художественный образ и структура. М., 1975; он же.
Структурализм и фрейдизм.— «Вопросы философии», 1976, № 3; Ср. также статьи
автора настоящей работы: Концепция «археологического знания» М. Фуко.— «Вопросы
философии», 1972, № 10; Психоаналитическая концепция Жака Лакана.'— «Вопросы
философии», 1973, № 11.
5 Грецкий М. Н. Структурализм и проблема человека.— В сб.: Методологические вопросы
общественных наук, вып. 2. Методологические аспекты структурно-функционального
анализа в общест- вознании. М., 1971.
• Черняк В. С. Структурализм и математизация знания.— «Философские науки», 1969, №
5.
7
Сэв Л.
Марксизм и теория личности. М., 1972.
8
Мулуд Н.
Современный структурализм. Размышления о методе и философии точных наук. М.,
1973.
8 Ср.: Николова М. Основные черты
философии французского структурализма. М., 1975; Филиппов Л. И.
Структурализм (философские аспекты).— В кн.: Буржуазная философия XX века. М.,
1974.
психологические
предпосылки французского структурализма. Вторая глава содержит обзор,
критический анализ и оценку концепций основных его представителей (М. Фуко, Р.
Барт, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, а также молодые «критики» структурализма — Ж.
Деррида, Ю. Кристева). Третья глава выделяет из этих концепций общий для них
комплекс реальных и взаимосвязанных философско-методологических проблем,
присутствующих в них порой в мистифицированной форме; при этом мы стремимся не
только дать критический анализ структуралистской трактовки этих проблем, но и
более развернуто очертить перспективы их марксистского анализа. В заключении
подводятся некоторые итоги проведенного исследования.
[1] Работы, которые представляются нам теперь первыми обобщениями проблематики структурализма, такие, как, например, «Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра, труды представителей «формальной школы» в русском литературоведении, немецких геш- тальт-пснхологов, относятся к 10—20-м годам XX в. Основные работы представителей лингвистического структурализма, в которых была осуществлена разработка метода, распространившегося затем и на другие области гуманитарного знания, приходятся на 30—40-е годы. Таким образом, современный французский структурализм 60—70-х годов — это лишь один из этапов в истории европейского структурализма.
[2] Грецкий М. Н. Французский структурализм. М., 1971; Кирсанов Г. А. Современный структурализм. Рационализм и диалектика в концепции Ноэля Мулуда.— В кн.: Мулуд Н. Современный структурализм. М., 1973; Сахарова Т. А. От философии существования к структурализму. М., 1974; Сенокосов Ю. П. Дискуссия о структурализме во Франции.— «Вопросы философии», 1968, № 6; Сэв Л. О структурализме. Заметки об одной из сторон идеологической жизни Франции.— «Проблемы мира и социализма», 1971, № 5, 6.
[3] Мелетинский Е. М. К. Леви-Стросс и структурная типология мифа.— «Вопросы философии», 1970, № 7; он же. Клод Леви-Стросс: