Автономова
Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. –М.:
Наука, 1977. –271 с.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СТРУКТУРАЛИЗМ
И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
ОБЩАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФРАНЦУЗСКОГО
СТРУКТУРАЛИЗМА
В предыдущих главах мы рассмотрели некоторые основные теоретические
определения структурализма, показали его концептуальные параллели с другими течениями
современной буржуазной мысли, а в ходе конкретного анализа концепций отдельных
представителей французского структурализма более детально проследили те
влияния, которым подвергся структурализм, и отметили основные тенденции его
развития в различных областях гуманитарного знания: литературоведении, психологии,
истории науки, этнологии; показали концептуальные сдвиги в становлении и
развитии этих концепций. Теперь мы вычленим и суммируем в определенном аспекте
ту философскую проблематику, которая — осознанно или спонтанно — возникает в
структуралистских концепциях и связывается по преимуществу с отношением
структурализма к классическому буржуазному рационализму, представленному в
современной Франции прежде всего картезианско-кантианской традицией со всеми ее
различными модификациями и видоизменениями.
Во введении ко второй главе речь уже шла о противоречивом
отношении структурализма (в его философском аспекте) к классическому
рационализму. Отмечалось, что структурализм подвергает критике основные
абстракции классического рационализма (например, такие, как абстракция
суверенного субъекта, автономного сознания и самосознания, способного быть
опорной точкой для объяснения историко-культурного процесса, и др.) и в то же
время заимствует, переосмысляет и продолжает традиции рационалистического
мышления, философские аспекты структурализма тесно связаны с определенными
неорационалистическими тенденциями с задачей рационалистического обоснования
познания, с отказом от всех форм субъективизма и иррационализма, принесшего
немало вреда практике научного познания.
Здесь мы и рассмотрим ту линию философской проблематики
структурализма, которая связана с критикой, усвоением и преобразованием
традиций рационалистического мышления. В основе этого переосмысления лежит
представление о сложном опосредованном характере субъектно-объектного
взаимодействия, которое является результатом функционирования сложных систем социальных
норм, критериев, ценностей, установок.
Мы выделим в отношении структурализма к классическому
буржуазному рационализму две различные тенденции, которые должны быть
подвергнуты дифференцированной оценке. С одной стороны, перед нами вполне
плодотворные специально-научные исследования, которые конкретизируют и
видоизменяют основные абстракции классического рационализма в соответствии с
новыми данными социального опыта, и те философско-ме- тодологические
обобщения, которые правомерно при этом возникают. С другой стороны, перед нами
гиперболизация роли знаково-символических систем культуры, отождествление их
со всей социальной реальностью в целом, трактовка субъекта как их безличного
носителя. Здесь уже правомерные научные абстракции перерастают в
неправомерные философские абстолютизации, которые не дают необходимого
философского осмысления реальных процессов научной практики и тормозят Qe развитие. Дальнейший анализ
покажет нам, каким образом в структурализме осуществляются обе эти тенденции.
Теоретический разбор проблематики, поднимаемой в
рассматриваемых концепциях, естественнее всего про-
193
1 Определение структурализма как специфической формы
рационализма, как «неорационализма», содержится, например, в работах:
Киссель М. А. Судьба старой дилеммы (рационализм и эмпиризм в
буржуазной философии XX века). М., 1974; Сахарова Т. А. От философии
существования к структурализму. М., 1974.
7 Н. С. Автопомова
водить
в три этапа. Сначала мы уточним ряд понятий, которые явно или неявно используются
структуралистами и с помощью которых можно охарактеризовать духовную почву, породившую
их концепции, выразить их основные идеи, представить их в целостном систематическом
виде, выделить позитивные и подвергнуть критике слабые стороны. Это понятия
децентрации, прерывности, преломленности, опосредованности. Затем, рассматривая
взаимодействие обозначенных этими понятиями явлений, мы вычленим возникающие,
по мнению структуралистов, как бы на «пересечении» этих понятий философские
проблемы — это проблема обоснования знания, проблема языка и проблема
человека. Наконец, поставленные структуралистами проблемы мы попытаемся
осмыслить в плане марксистского анализа соответствующих проблемных полей и
прежде всего в плане марксистской проблематики превращенных форм сознания и
деятельности; здесь эти проблемы находят четкое выражение и путь для своего адекватного
теоретического разрешения.
Не предвосхищая в полной мере результатов проводимого
далее анализа, отметим, однако, что структуралистам не удалось ни вполне четко
зафиксировать исходные понятийные содержания, ни разрешить те реальные
проблемы, которые объективно запечатлелись в их мыслительном поиске. Как уже
отмечалось, одна из важнейших причин этой неудачи — гиперболизация роли
знаково-символического посредника в функционировании всего общественного
организма и отдельного человека. Именно это обстоятельство усиливает, например,
нигилистические тенденции в структуралистской трактовке проблемы человека,
несмотря на всю оправданность ее антисубъективистской постановки.
И само разграничение ступеней исследования, как оно
здесь намечено и проведено, и понятийная конкретизация каждой из них, и те
общие схемы взаимосочленения и взаимодействия выделенных понятий, которые мы
предлагаем в настоящей главе, содержатся в самом рассматриваемом материале в
виде намеков, тенденций, поисков, далеко не всегда достигающих отчетливой
формы выражения, и приобретают большую систематичность лишь в ходе анализа
этих концепций. Дело в том, что концептуальная система структурализма очень
неоднородна и включает также элементы мыслительной стилистики субъективистских
философских направлений, равно как и понятия специально-научных дисциплин.
Поэтому стремление структуралистов к объективной строгости их построений практически
осуществляется далеко не всегда, а контуры намечаемых ими понятий нередко
остаются расплывчатыми. Эта «недо- определенность» в известной мере
соответствует неразработанности и относительной новизне тех мыслительных
содержаний, которыми они оперируют, и потому она отчасти, но неизбежно,
воспроизводится и на начальных ступенях анализа рассматриваемого материала.
Кроме того, приходится иметь в виду, что многие
понятия, с помощью которых характеризуются структуралистские концепции
(например, понятие «децентрации субъекта»), обладают отчетливой полемической заостренностью.
Все они скорее «негативны», нежели позитивны в своем содержании; все они
направлены прежде всего на критику традиционных представлений о субъекте —
трансцендентальном или эмпирическом. При этом концептуальные формы позитивного
содержания, противопоставляемого этой критике, остаются менее четкими и
труднее поддаются объективному описанию.
Итак, рассмотрим те исходные понятия, которые помогают
охарактеризовать и реконструировать проблематику и основные идеи
структурализма.
7*
Децентрация субъекта. Понятие децентрации характеризует совокупность
представлений структуралистов о том, что индивидуальное сознание не может быть
точкой отсчета и критерием ни для самопознания субъекта, ни для постижения
культурно-исторической действительности. (Напротив, модель сознания в
классическом рационализме, подвергаемая структуралистами критике, строилась, по
их представлению, как раз на том, что сознание прозрачно для самого себя и
служит мерой постижения внеположной реальности.) В человеческом сознании
обнаруживаются различные слои и уровни, в том числе бессознательные, не
подвластные господству рациональной рефлексии, по отношению к которым рефлексивное
самосознание уже не способно быть «центром». Ни человеческое сознание, ни
культурно-историческая действительность не сводятся к рациональным
195
конструкциям индивидуального субъекта и не могут быть поняты как проекция его самосознания.
Эта проблематика запечатлевается в концепциях французских структуралистов в
различных формах. У Фуко это мысль о возможном «стирании облика человека» в современной
культуре; у Леви-Стросса — перспектива растворения человека в совокупности безличных
физико-химических взаимодействий; у Лакана — это эксцентрация субъекта, противопоставляемая
самодостаточности языкового функционирования. Таковы лишь наиболее показательные
примеры, в которых запечатлевается совокупность явлений, обозначаемых понятием
децентрации.
Прерывность объекта. Это понятие фиксирует совокупность представлений
структуралистов об объекте их исследования. Оно тесно связано с понятием децентрации
субъекта. Перед сложно структурированным субъектом, лишенным самозамкнутости и
предельного основания внутри самого себя, мир предстает не линейным и не
непрерывным, как это было бы для абсолютно суверенного субъекта,
беспрепятственно развертывающего все свои определения подобно гегелевскому
абсолютному духу. Объект, соотносимый с децентрирован- ным субъектом, с одной
стороны, включает в себя, по мнению структуралистов, многие измерения, он как
бы «многоцентричен», а, с другой стороны, его развертывание предполагает
качественно различные этапы или стадии, которые несводимы к какой-то одной,
главнейшей.
Эта проблематика предстает в структуралистских
концепциях, как правило, в форме абсолютизации «разрывов» и «прерывностей»
различного типа. Материал исследования у К- Леви-Стросса и Ж- Лакана концентрируется
вокруг прерывности между природой и культурой; у М. Фуко — вокруг «эпистем»,
систематически организованных предпосылок познания, меняющихся соответственно
различным историко-культурным периодам; у Р. Барта — вокруг тех особенностей
культурной почвы (в разные периоды различных), которые определяют условия
«возможности» литературы и литературоведения.
Опосредованность и преломленность. Эти понятия также тесно связаны между собой. Оба они
относятся к сфере, промежуточной между децентрированным субъектом и
прерывным объектом исследования. Понятие Лреломленности выделяет тот аспект,
который связан с характеристиками и свойствами субъекта; понятие
опосредованное™, напротив, выделяет аспект, который связан с
характеристиками и свойствами объекта.
Понятия преломленности и опосредованности схватывают нечто общее в концепциях структуралистов, хотя они
подходят к обозначаемым этими понятиями явлениям по-разному и выделяют в них
различные аспекты. В буржуазной критике нередко можно встретить мнение о
том, что структурализм — это и есть наука о преломляющем посреднике, наука о знаково-символи-
ческих системах. Эта характеристика, на наш взгляд, явно не достаточна, однако,
она не случайна. М. Фуко исследует преломляющий характер «эпистем», определяющих,
по его мнению, возможность познавательного и любого другого
социально-культурного действия человека; Р. Барт, Ж. Лакан — проблематику
«письма», «словесности»; К.. Леви-Стросс, в частности, — проблематику языка
как первоматериала, орудия, результата и даже условия «возможности» культуры.
Сами по себе все эти содержания таких понятий, как децентрация, прерывность, преломленность и опо-
средованность, существующих в виде определенных идеологических или социально-психологических
представлений, вполне доступны объективному научному анализу. Однако в
концепциях структуралистов, как правило, не находится адекватных концептуальных
средств и форм их исследования. Достаточно назвать хотя бы определенную тенденцию
к абсолютизации роли посредника в процессе познания (в частности, знако-
во-символических систем); или тезис о «смерти человека»; или же
недиалектическое понимание прерывности объекта, выражающееся в том, что либо
одна, либо Другая сторона единства прерывности и непрерывности объекта
неправомерно абсолютизируется.
Невозможно отрицать, что структуралистские концепции
с той или иной степенью адекватности и глубины фиксируют вполне реальную
проблематику: они отнюдь не упраздняют главные эпистемологические Категории и
прежде всего — фундаментальное гносеологическое субъект-объектное отношение.
Они лишь пытаются — подчас неумело, не будучи в состоянии осмыслить опыт
марксистских традиций в этой области-— исследовать процессы усложнения
субъект-объектного взаимодействия, расширение и углубление содержания
познавательного отношения человека к миру.
Обозначенные введенными выше понятиями аспекты
структуралистских концепций находятся в тесной связи друг с другом. Так,
децентрация субъекта соотносится в концепциях структуралистов с преломленностыо
познавательного и экзистенциального отношения этого субъекта к миру. В ходе
анализа этого соотношения в структуралистских концепциях намечаются контуры философской проблематики человека. Но это не антропологическая проблематика в
традиционном смысле слова, ибо, как уже было показано, само понятие субъекта (и
трансцендентального, и человеческого) подверглось у структуралистов
определенному переосмыслению. Это вопрос об изменившихся и усложнившихся
отношениях к миру «конечного» человека, окруженного не им созданными
структурами (экономическими, социальными, языковыми и др.) его бытия, смысл
которых находится вне его осознания.
Исследование соотношения явлений, обозначаемых
понятиями преломленности и опосредованности, задает в концепциях
структуралистов параметры
проблемы языка в широком смысле и
прежде всего — его роли в процессе познания. Процесс познания не линеен: формы
познания, его механизмы, орудия и средства являются независимыми от контроля и
осознания индивида достоянием и как бы живут самостоятельной жизнью. Как показывают
исследования структуралистов в различных специально-научных областях, реальный
познавательный процесс оказывается зависимым от факторов, которые не только
преломляют и опосредуют познавательное отношение человека к миру, но даже как
бы препятствуют самому процессу познания. Возникающая в этой связи проблема
языка не является чисто лингвистической проблемой. Она возникает в процессе
осознания роли языка как материала любой исследовательской работы, как
основного средства фиксации ее процесса и ее результатов. Проблема языка
связана с самым широким научным интересом к предпосылочности познания, к его
многогранному опосредованному характеру.
Взаимодействие таких аспектов структуралистских
концепций, как опосредованность и прерывность, приводит к постановке следующей
проблемы — проблемы обоснования
знания. Далее мы будем более
подробно рассматривать те переосмысления, которым подверглась эта проблематика
в концепциях структуралистов. Здесь же обратим внимание лишь на несколько
важных моментов. Возникновение проблемы обоснования знания закономерно связывается
с «объектной» группой понятий, характеризующих структурализм, — прерывностью и опосредованностью: для всех рассматриваемых концепций характерно
стремление соотнести обоснованно знания не с центрирующей, синтезирующей
субъективностью (как это делалось в концепциях классического немецкого
идеализма и прежде всего у Канта), а со знаковыми системами, через призму
которых дается объект.
В целом совокупность основных для структурализма
проблем можно схематически представить как возникающую в узлах пересечения
указанных понятийных координат. Если взять прямоугольник, стороны которого
условно представляют четыре указанных выше понятия, тогда на пересечении его
сторон можно условно представить те проблемы, которые являются основными в
структуралистских концепциях.
Предпосылочность познания |
Децентрация |
Проблема человека |
Прерывность |
«Неевклидово» социально- культурное пространство |
Преломленность |
Проблема обоснования знания |
Опосредованность |
Проблема языка |
Как видим, на пересечении децентрации с преломленностью
возникает философская проблематика человека, его субъективности
(децентрированной), его познавательного и экзистенциального отношения к миру
(преломленного). На пересечении преломленности и опосредованное™
кристаллизуется проблематика языка в широком смысле, раскрывающаяся как
«преломленное™» субъективного взгляда и «опосредованность» объекта. Сочленение
опосредованное™ и прерывности выступает как место
кристаллизации в структуралистских
концепциях проблематики обоснования знания. Наконец, пересечение прерывности с
децентрацией выступает в этих концепциях как предпосылочность познания, или, шире, предпосылочность субъектно-объект- ного
отношения.
По сути структуралистам не удалось ни эксплицировать
в развертывании своих концепций взаимосвязь всех этих проблем, ни поставить
каждую из них с той глубиной и полнотой, которых требует реальный смысл
поднимаемых структуралистами вопросов. Характерен в этом отношении фактически
проповедуемый ими тезис о своеобразной взаимоисключенности проблемы языка и
проблемы человека, а также проблемы обоснования знания и проблемы человека,
который проявляет себя самым различным образом. Так, например, аргументация М.
Фуко основывается на онтологических посылках. Он объясняет взаимоисключенность
проблемы языка и проблемы человека выявлением в современной культуре самостоятельной
роли бытия языка, освобожденного от того непосредственного замыкания на
мышление, которое было характерно для эпохи классического рационализма. У Ж.
Лакана эти аргументы исходят из очевид- ностей повседневной терапевтической
практики, связанной с болезненными, но «неслучайными» нарушениями психической
целостности человека. У К. Леви-Стросса, напротив, они обусловлены общим
требованием «подлинной научности», которая в пределе своего осуществления
предполагает, по его мнению, «растворение» человека в природе (в совокупности
физико-химических взаимодействий).
Таким образом, ни в одной из рассматриваемых концепций
мы не находим адекватного представления о взаимосвязи всех этих проблем. Это
вполне вписывается в традицию европейской буржуазной философии: классическая
проблематика обоснования знания действительно ставилась в истории западной
философии в отрыве от двух других проблем и прежде всего — в отрыве от
проблематики человека. Так, для Декарта проблема человека в том смысле, в каком
она обсуждается в современной буржуазной философии, естественно вообще не
существовала, для Канта проблема человека существовала лишь как
отрицательно-ограничивающая инстанция: сфера человеческой свободы и морального
долженствования кладет предел механической законо- образности природы, с
которой имеют дело естественные науки, подчиняющиеся требованиям объективной
всеобщности и необходимости.
Как известно, эту взаимосвязь познавательной и гуманистической
проблематики теоретически и методологически впервые выявил и концептуально
представил марксизм. Марксистская методология требует выявления единства
«гуманизма» и «науки», их неразрывной органической связи. Возрастающее
могущество научного знания, постоянно углубляющего свои основания, делает
крайне актуальным теоретическое осмысление диалектической взаимосвязи
проблематики обоснования знания и проблемы человека, жизнедеятельность которого
выступает для гуманитарного знания и как источник, и как объект. В такой ситуации
отрыв проблематики обоснования знания от проблемы человека, который фактически
предлагает структуралистская «метанаука», нельзя признать адекватным решением
того «уравнения», перед которым стоит современная наука. По сути дела такая
постановка вопроса возвращает нас к домарксовым временам, когда спонтанно
действующий субъект и непроницаемо-пассивный объект оказывались полярно-
противоположными друг другу.
Неадекватность структуралистской трактовки указанных
проблем может быть выявлена по меньшей мере дважды: сначала там, где
обнаруживаются некоторые предельные, скрытые условия и предпосылки структуралистского
обоснования знания, а затем—-на уровне некоторых явных и осознанных процедур
обоснования знания. Руководствуясь этим, мы прежде всего сделаем попытку
вычленить исходную понятийную «клетку», которая бы раскрывала имплицитно
содержащиеся в концепциях структуралистов представления об условиях
возможности познания и его обоснования. Чтобы удовлетворять этим требованиям,
понятийная «клетка» должна заключать в себе два основополагающих для структурализма
момента: условно говоря, онтологическую составляющую, т. е. своеобразно
понимаемую «материальность», укорененность в бытии, и гносеологическую составляющую,
т. е. момент дискурсивности, предрасположенности к последующему
рационализирующему упорядочиванию. Затем, после разбора этой «предельной»
абстракции, мы критически рассмотрим уже не скрытые интенции, но собственно
структуралистские концепции с точки зрения содержащихся в них моментов и
аспектов проблематики обоснования знания.
В соответствии с этим и критика структуралистского
представления о взаимосвязи выделенных выше проблем должна быть двоякой.
Предвосхищая ее результаты, можно уже сейчас отметить, что в первом случае — в
«предельной» степени абстрагирования — взаимоисклю- ченность проблематики
обоснования знания и проблематики языка, с одной стороны, и проблематики человека—
с другой, выявляет свою несостоятельность, поскольку эти проблемы оказываются
разноуровневыми, а потому здесь нельзя говорить о взаимоисключенности, которая
возможна лишь в однопорядковых явлениях. Во втором случае — в «непредельной»
степени абстрагирования — «взаимоисключенность» опровергается уже не
разноуровневостыо этих проблем, но реальным или потенциальным взаимодействием
явлений, находящих в них свое выражение.
Выявляя «предельный» уровень обоснования знания в
структуралистских концепциях, мы проследим два возможных здесь пути к нему,
обратив внимание на те тенденции структурализма, которые на первый взгляд могут
показаться противоречивыми по отношению к самой проблематике обоснования
знания.
Во-первых, это путь от «знания» к «до-знанию», к стиранию привычных дискурсивных разграничений. В
самом деле, в анализируемых концепциях порой оказываются незначимыми даже
разграничения между отдельными науками: так, М. Фуко и Ж. Лакан в своем понятии
«языка», «речи», «дискурсии», а Леви-Стросс — в вычленении бессознательных
духовных структур стремятся найти такую область, которая была бы свободна от
логических, психологических и лингвистических различий и по отношению к которой
эти разграничения выступали бы как вторичные[1]. Не
значимыми для них оказываются и разграничения между естественным и
гуманитарным типами знания: фран
цузские структуралисты ищут именно тот уровень, на котором можно было бы обосновать
возможность всякого знания, не зависящую от каких-либо предметно-
содержательных разграничений, в том числе от разграничения между
естественнонаучным и гуманитарным -знанием. Если К. Леви-Стросс еще разделяет
науки естественные, социальные и гуманитарные, хотя и требует при этом от
гуманитарных наук ориентировки на критерии естественнонаучной точности, то М.
Фуко снимает и это расчленение: его понятие «эпистемы» призвано показать
общие условия возможности и филологии (гуманитарные науки в левистроссовском
смысле), и политической экономии (социальные науки в левистроссовском смысле),
и биологии (естественные науки в левистроссовском смысле). Р. Барт полагает,
что «структуральная деятельность» принципиально тождественна и для ученого, и
для художника, и для техника-конструк тора; она не связана рамками исходного
материала деятельности, но определяется лишь спецификой «раз-
борочно-сборочных» операций, ведущих к построению нового объекта на основе
другого, первоначально данного объекта. Это снятие, казалось бы, самоподразу-
меваемых различий, однако, вовсе не вводит нас в область метафизических
объектов, непроницаемых для познания. Если бы это было и в самом деле так, то
получаемое в итоге «обоснование» ни в коей мере не могло бы выступать в роли
обоснования знания: ведь для этого последнего необходимое, хотя и недостаточное
условие — показать, каким образом «гносеологический», «рациональный» момент
наслаивается на исходную «онтологическую» материальность.
Во-вторых, это путь от «языка» (в самом широком
смысле) к «до-языку». Следуя по этому пути, мы попытаемся выявить вторую
составляющую «предельной» абстракции, которая, по представлениям структуралистов,
должна вносить в онтологическую плоскость дискурсивную расчлененность. Дело в
том, что проблематика языка, занимающая столь важное место в концепциях
структуралистов, выявляется у них не только в постановке вопроса о роли
естественного языка для формирования других языков или кодов культуры (ибо это
скорее дело специальных семиотических дисциплин) и не только в рассмотрении
возможностей и критериев переноса лингвистической методологии на
другие области гуманитарного исследования (ибо
это скорее дело «логики науки»). Важнейший аспект этой
лингвистической проблематики в широком смысле слова связан для структуралистов
прежде всего с выходом к «до-языку», со стремлением выявить тот первоначальный
слой дискурсивности, на основе которого далее раскрывается богатство смысловых
возможностей человеческой культуры. Вот этот-то язык, выступающий уже не как
«продукт» и не как «код», но как исходное условие возможности последующей
рационализации и упорядочения, и дает в
структуралистских концепциях вторую составляющую искомого ими уровня
обоснования знания. На этом уровне предварительной рационализации еще нет и
не может быть дифференциации означаемого и
означающего (ибо здесь полагается лишь возможность знаков, представляющих собой
единство этих двух сторон), наблюдаемого и наблюдателя.
На уровне «дознания» и «доязыка» единство проблем
обоснования знания и языка выявляется, как считают структуралисты, в полной
мере, в то время как проблема человека оказывается исключенной целиком и
полностью. Думается, что это вполне оправданно. В самом деле, на
досемиотическом уровне говорить о человеке как о целостной творческой
субъективности просто невозможно — это задача последующих уровней анализа и
рефлексии. Однако такую ситуацию не следует абсолютизировать. Есть уровни, на
которых проблема человека ставится вполне правомерно. Это позволяет
зафиксировать первый итог нашего анализа: проблема человека не исключает
проблему обоснования знания просто потому, что она должна ставиться вовсе не на
том же уровне, на котором вычленяется предельная «клетка» обоснования знания.
Перейдем теперь к другому, «непредельному» уровню, на
котором собственно и развертываются исследуемые здесь концепции (между тем как
вычленение первого уровня абстракции намечается в них лишь в виде
неразвернутых тенденций). И снова мы обратим главное внимание на соотношение
трех философских проблем— проблемы обоснования знания, проблемы языка и проблемы
человека.
Первое направление конкретизации исходного уровня представлено
работами М. Фуко и Р. Барта и развертывается на материале
культурно-исторического содержания. Здесь все сосредоточено на поиске
исторически сменяющихся, но вместе с тем относительно постоянных Конфигураций
«эпистемологического поля», которые определяют условия возможности познания и
любого другого социально-культурного действия в применении к определенному
срезу социально-культурной почвы. Правомерен, однако, вопрос: что объединяет
«эпистемы» М- Фуко, типы «словесности» Р. Барта или, скажем, «проблематики» Г.
Башляра, выявляющие соответственно условия возможности науки, литературы,
философии, с тем предельным уровнем обоснования знания, который был рассмотрен
нами выше? Дело в том, что их общий знаменатель можно было бы определить как
представление о социально-культурно-детерминированном «бытии порядка». Это
последнее выражение принадлежит М. Фуко и обосновывается им в предисловии к
книге «Слова и вещи». Акцент на «бытие» напоминает здесь о своеобразной
онтологичности выделенного уровня, в то время как акцент на «порядок»
напоминает о его дискурсивной расчлененности.
Другое направление конкретизации исходного уровня
представляют собой концепции К. Леви-Стросса и Ж. Лакана. Эти исследователи
выходят не только за рамки отдельных типов и состояний культуры, но и за рамки
культуры как таковой; их задача — исследовать тот разрыв, который отделяет
культуру от «не-культу- ры», от природы, выявить и описать механизм перехода
между ними. Если в первой группе концепций роль онтологической составляющей
обоснования принадлежит социально-культурному бытию, то во второй группе концепций
в этой роли выступает материальное, биологическое, природное бытие, подлежащее
последующим разграничениям и упорядочиваниям. Соответственно меняется и роль
второй, «дискурсивной» составляющей: в первом случае она выступает как
расчленяющее функционирование «до-языковых» социальных практик (это наиболее
четко выражено в «Археологии знания» Фуко); во втором — дискурсивный момент
налагается на своеобразную материальность природно-биологических закономерностей
в виде закона символического (запрещающего инцест) — этого якобы первого
культурного закона, ограничивающего абсолютную всеобщность биологического
естества. Далее между Лаканом и Леви-Строссом происходит своеобразное
разделение ролей. Леви- Стросс подвергает рассмотрению и анализу филогенетический
аспект этого перехода, задаваясь вопросом о том, каким образом во всеобщности
действующих законов природы возникает первое формирующее упорядочение и
культурное ограничение: закон запрещения инцеста. Лакан, со своей стороны,
анализирует онтогенетический аспект становления культуры, рассматривая, каким
образом социально-исторический переход природного в культурное вновь
воспроизводится, переживается и изживается в индивидуальной истории человека;
Лакан рассматривает возможность преобразования биологического (в его
терминологии — «реальное») в культурное (в его терминологии — «символическое»)
на примере детской психики.
Между обеими формами концепций, связанными соответственно
с представлениями о прерывности внутри культуры и о прерывности между природным
и культурным, нетрудно заметить отношение определенной взаимодоиолнительности.
Это подчеркивается тем фактом, что исследование исторического материала европейской
культуры связывается с необходимостью выхода за пределы истории, к
конструированию синхронных срезов культурной почвы, а «экзотический» материал в
свою очередь служит основой для логико-генетического подхода, для вычленения
той исходной «клетки», которая содержала бы в себе необходимые и достаточные
условия, а также динамический импульс всего дальнейшего развертывания. Кстати,
это одно из объективных доказательств той диалектической взаимосвязанности
«синхронии и диахронии», «истории и структуры», которая фактически игнорируется
философско-методологи- ческим сознанием структуралистов.
Если на «предельном» уровне обоснования знания
«обоснованность» и «лингвистичность» не связывались и не могли связываться с
«человечностью», то в данном случае соотношение между этими проблемами иное.
При рассмотрении перехода природного в культурное (К. Леви-Стросс и Ж. Лакан)
сама динамическая возможность человека и проблемы человека вырисовывается со
все большей необходимостью, а в анализе различных
пластов внутрикультурнон почвы (М. Фуко, Р. Барт) эта
необходимость становится прямо-таки неустранимой, ибо лишь обращение
к динамике культурного человеческого действования позволяет осмыслить не
только прерывность, но и взаимопереходящую преемственность между различными
качественно своеобразными состояниями общественной и культурной жизни
человеческого коллектива. В результате тенденции к исключению проблематики
человека из теоретического рассмотрения общим знаменателем структуральных концепций
оказывается пренебрежение историей, своеобразный внеисторизм; Р. Барт
по-экзистенциалистски «вчитывает» в Расина вневременные смыслы человеческого
существования; К- Леви-Стросс и Ж- Лакан также сталкиваются со значительными,
почти непреодолимыми сложностями при объяснении динамики социально-културных
структур. Эту сложность не смогли возместить ни математические трансформации
структур, предлагаемые К. Леви-Строссом, пи осуществление дискурсивно- расчленяющего
закона символического в концепции Ж- Лакана: «предрасположенность» докультурной
основы сознания к расчленению и переходу в культуру еще не обеспечивала
динамического импульса к осуществлению этого перехода. Но, пожалуй, особенно
показательны здесь затруднения, с которыми столкнулся М. Фуко, ибо именно этот
исследователь наиболее последовательно стремился изгнать из своей концепции
все «антропологические» предрассудки. Именно М. Фуко, который систематически и
кропотливо опровергал все толкования своей концепции, опиравшиеся на
представления об «архетипах», «коллективном бессознательном», «глубинных
пластах народной души» и любые другие понятия, связанные, по его мнению, с
опорой на трансцендентальную субъективность, оказался не в состоянии концептуализировать
переходы между различными эпистемами внутри исторически развивающейся культуры.
Как иронически заметил Сартр, смена зпистемических конфигураций у Фуко
напоминает скорее чередование картинок в волшебном фонаре, чем настоящее кино.
Существенно, что познавательное пространство, в
котором реализуются и концептуализируются структуралистские намерения, во
многом отличается от того «классического» познавательного пространства, в котором
развертывается классическая буржуазная философия. Многочисленные частные
различия между схемами классической буржуазной философии и современного
структурализма складываются в общую картину, группируясь вокруг центральной
проблемы — проблемы обоснования знания. Поскольку в структуралистских концепциях
не содержатся ни сама эта проблема в четком эксплицитном виде, ни тем более
переосмысление ее постановки, то не удивительно, что соответствующие рассуждения
структуралистов носят характер скорее отталкивания от традиционных для
буржуазной философии постановок этой проблемы, чем ее позитивного решения. Поэтому
и позитивный подход структурализма к проблеме обоснования знания как бы просматривается
сквозь его негативное изображение. Подытоживая те переосмысления традиционной
рационалистической проблематики обоснования знания, которые нашли свое
выражение в концепциях структуралистов, мы сгруппируем их в несколько пунктов.
Тип обоснования. Как известно, «классическое» для буржуазной философии обоснование
знания предполагает некоторое непосредственное (вне учета преломляющего
воздействия социально-культурных факторов) взаимодействие обосновываемой науки
и обосновывающей философии. Так, в кантовской схеме наука поставляет
философии наглядное доказательство всеобщего и необходимого знания;
одновременно с этим философия осуществляет обоснование науки, выявляя те
антропологически всеобщие вневременные механизмы и структуры сознания,
которые делают возможным достижение этого универсального истинного знания. В
структуралистских концепциях существенно усложняется представление об этом
отношении: и наука, и философия, — как и любые другие факторы
духовно-практического бытия человека,— не замкнуты друг на друга непосредственно,
их опосредует общая структура социального целого.
Уровень обоснования. Осознание роли социально- культурного целого,
опосредующего и преломляющего все типы и формы человеческой деятельности,
влечет за собой в структуралистских концепциях своеобразное понижение уровня
абстракции, на котором развертывается обоснование знания. Если для Канта и
Декарта исходным понятием было антропологически всеобщее человеческое сознание,
то для структуралистов таковым становится вся толща социально-культурного бытия
в его конкретной исторической обусловленности. Если Кант говорил о формальных
априорных механизмах чувственности и рассудка, обеспечивающих достижение
универсально истинного знания, то Фуко говорит уже не о формальных, но об
исторических априори и помещает их не в рефлексивно-прозрачные структуры сознания
абстрактного гносеологического субъекта, а в плотные слои социально-культурной
«археологической» почвы.
Критерии обоснования. Буржуазные мыслители классического периода исходили
из представления о вневременной и бесконечной способности человека к познанию,
а телесно-аффективные и социально-культурные аспекты его существования
выступали для них лишь как досадное ограничение этой бесконечной мыслительной
способности. Напротив, самая первая очевидность для структуралистского
мышления — это реальное бытие сознания во всех его сложных опосредованиях.
Именно это бытие сознания определяет то, что доступно осознанию и познанию.
Прежде чем приобрести устойчивые отточенные формы рационального мышления,
содержания сознания, как считают структуралисты, существуют в виде «домысли»,—
того, что не является собственно мыслью; возможность удержать эти содержания, а
затем переработать их с помощью форм теоретического мышления как раз и стремится
обосновать «критическая» проблематика в ее структуралистской интерпретации.
Здесь-то и выступают в качестве обоснования те два момента, о которых уже шла
речь: своеобразная эпи- стемическая, или археологическая укорененность знания
(«донаучные» слои опыта) и его своеобразная дискур- сивность (тот слой
первоначального структурирования и упорядочивания, над которым далее
надстраивается наука, заново обосновывая, в формах теоретического сознания,
исходные модальности первоначального опыта).
Направленность обоснования. В отличие от принятого в классической буржуазной философии
обоснования естественных паук, предсказывающего наперед и во веки веков критерии
достижения всеобщего и необходимого знания, структуралистское
обоснование гуманитарного знания' выявляет явные черты ретроспективности.
Не случайно М. Фуко говорит об исторических априоризмах, а,
например, А. Дюпрон — французский историк социально-психологического
направления, близкий к структуралистам в ряде положений своей программы, —
об «апостериорной необходимости». Если в одном случае речь идет о
чистом мышлении, беспрепятственно приводящем в движение антропологически всеобщий
каркас познавательных возможностей индивида, то во втором— о мышлении в бытии и
о бытии мышления; о тех специфических
закономерностях, которым подчиняется развертывание того и
другого в различных областях социальной и культурной жизни.
Эта обширная и серьезная программа преобразования
современного гуманитарного знания, принимаемая структуралистами, требует выхода
за пределы теории и метода структурализма, поскольку ее осуществление с
очевидностью выявляет фундаментальную зависимость характера знания от структур
бытия. Признание этой зависимости, а также необходимости практического преобразования
социального бытия как предпосылки преобразования знания об обществе и человеке
остается для структурализма в значительной мере словесным. Ведь принципиальное
требование «чистой» научности, отказ от «идеологического» субъективизма — это
главные интенции структурализма. Между тем решение проблемы обоснования и
преобразования знания невозможно без принятия «пристрастной», социально-классовой,
идеологически заостренной позиции. Иначе немыслимым становится и научное
представление об объекте структурализма, т. е. о том сложном социальном целом,
в котором функционирует человеческая деятельность и в которой осуществляется
жизнь сознания.
Принципиальная новизна Марксова подхода к изучению
проблематики познания в первую очередь заключается в том, что К- Маркс
исследует социально-классовые детерминации сущности сознания и познания,
вскрывает воздействие на них механизмов функционирования общественного
производства, решительно отмежевываясь от психологических и антропологических
интерпретаций познавательного процесса. Выявив непосредственную
несоизмеримость общественного бытия и общественного сознания, Маркс обнаруживает
в них многомерные и многоуровневые взаимосвязи, посредством которых сознание
дает не зеркально-мертвое, но определенным образом превращенное отображение действительности.
Превращенность не есть ложное отображение общественного явления в сознании
людей; это свойство самой действительности в ее объективных качествах и
определениях, это косвенное выражение внутренних отношений сложной системы.
Превращенность тех форм, той системы отношений, в которую включены участники капиталистического
производства, порождается различными обстоятельствами, в частности тем, что
сложные социальные системы, во-первых, не воспроизводят всех элементов своего
генезиса и развития и, во-вторых, подчиняются диалектической закономерности
«оборачивания» основания и следствия: «Всякая предпосылка общественного
процесса производства есть вместе с тем и его результат, а всякий его результат
выступает вместе с тем и как предпосылка. Поэтому все те производственные
отношения, в которых движется процесс произ- : водства, суть в
одинаковой мере и его продукты, и его условия. Чем больше мы рассматриваем этот
процесс в его действительном внешнем проявлении, тем больше его облик
закрепляется в форме условий, так что эти условия кажутся чем-то определяющим
его независимо от него самого, а собственные отношения участников процесса
представляются участникам процесса как вещные условия, как вещные силы, как
определенности вещей, тем более, что в капиталистическом процессе всякий, даже
наиболее простой элемент, например товар, уже есть некоторое извращение и уже
заставляет отношения между лицами выступать как свойства вещей и как отношения
лиц к социальным свойствам этих вещей»[2].
Существенно, что при выключении того или иного элемента из системы
общественного целого происходит иной, противонаправленный процесс:
«исчезновение» социальной связи компенсируется видимостью естественной и
самоподразумеваемой, плотной, природной, вещной связи. «Следовательно,
таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом,
которое отражает
людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих
продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от
природы; поэтому и общественное отношение производителей к совокупному труду
представляется им находящимся вне их общественным отношением вещей»[3].
Вследствие этой фетишизации общественных отношений образования сознания,
вырастающие на твердой материальной социальной почве, приобретают объективную
видимость самопричинности и первопричинности: в непосредственных очевидностях
сознания своего непосредственного производителя социально-экономическая
система как бы компенсирует собственную непонятность.
Точно так же и в духовном производстве его продукты,
в которых сняты следы предшествующей деятельности, имеют вид цельных,
самопричинных образований. Так, видимость «самоподразумеваемости» приобретают
знаково-символические системы культуры: знаки кажутся вещами, предметами, а их
связь, со значениями, их способность передавать смысл остается для человека,
реально использующего эти знаковые системы (например, говорящего на языке),
неосознанной; эта связь остается объективно скрытой, невыявленной и в
функционировании самой системы знаков.
Такая фетишизация знаков не случайна. Она проистекает
из описанных выше причин: из стремления исторически преходящей социальной
системы «натурализоваться», представить себя как естественную и единственно
возможную. Такая «натурализация» и погружение в привычную исключительность
собственных представлений свидетельствует о том, что человек, вовлеченный в
исторически обусловленную социальную систему, как бы «забывает» о производстве,
т. е. о производности и произведенное™ этих представлений. Лишь восстановление
производящего их механизма способно одновременно и оживить их привычность, и
снять их исключительность.
Марксистский подход к изучению сложных объектов
человеческой культуры ставит достижение научной объективности в зависимость от
определенного способа исследования сознания и порождаемых им продуктов, а
именно от изучения сознания как атрибута целостной социально-экономической
системы, как одной из наиболее существенных функций этой системы, как активного
и необходимого звена в функционировании социальных структур, а не как простого
отображения объекта в восприятии субъекта.
Именно введением социального и социально-классового
измерения в анализ сознания и познания (измерения, которое отсутствует в
классической буржуазной философии самосознания) марксизм обосновывает возможность
научности в познании явлений человеческого плана. Опора на социальное измерение
в анализе сознания предполагает, что между объектом и человеческой
субъективностью простирается не область действия механической причинности и
механических закономерностей, в которой индивид мог бы уловить, осознать и
воссоздать свое положение внутри социальной системы в каждом данном случае и в
каждый данный момент времени, но, напротив, область действия системной
причинности, что предполагает тем самым различного рода сложные превращения,
которым подвергаются все действующие элементы системы. Такими превращениями
являются, например, смещения элементов относительно друг друга; «сгущения»
элементов и цепочек элементов, когда в одной точке социального пространства
пересекаются целые вереницы зависимостей различного рода, дающие определенный
совокупный эффект, в котором эти различные детерминанты могут быть вычленены
лишь с большим трудом; наконец, это различного рода инверсии причин и
следствий, обычные при функционировании сложных систем связей, когда причина и
следствие как бы меняются местами: система не воспроизводит в ходе своего
функционирования всех моментов своего генетического возникновения и
становления, и таким образом вторичные производные процессы и явления
приобретают объективную видимость первопричинных и первоначальных. Поэтому для
анализа социальной действительности необходимы особые, специальные средства и
инструменты, какими не располагал классический буржуазный европейский рационализм.
В самом деле, мы видим, что содержания сознания обнаруживаются в другом месте и
в другой форме, нежели это предполагалось классической буржуазной философией
самосознания, фактически оставшейся в пределах понимания научного познания и
научного мышления как проявления (наивысшего проявления) имманентных свойств
человеческой сущности. Как показал Маркс в анализе предметной области
политической экономии не имманентное устройство человеческого интеллекта, но
исторически меняющиеся системы общественного производства — как материального,
так и духовного — создают в объекте условия и предпосылки знания о нем. Именно
выработанные обществом системы средств производства, включающие определенные
совокупности орудий, материалов, приемов, и методов работы с предметами,
являются в марк- совой концепции исходной точкой отсчета при анализе
социально-экономических и духовно-идеологических процессов современной ему
буржуазной действительности. Сложные опосредованные и превращенные детерминации
в системе социальных связей требуют такого рода инструментов познания, которые
позволяли бы выявлять и эксплицировать косвенные объективации содержаний
сознания, недоступные прямому анализу. В анализе социально-экономических
закономерностей Маркс осуществляет именно своеобразную «децентрацию» сознания,
анализ сознания в обход через посредство некоторых косвенных объектов, которые
собственно сознанием в узком смысле слова не являются и, на первый взгляд,
никак с ним не связаны. Лишь понимание сознания как объективной функции социальной
системы дает Марксу возможность выработать новую систему инструментов
познания в области экономических структур и функционирования сознания непосредственного
экономического производителя.
Таким образом, реконструкция «идеального» проекта
структурного исследования недвусмысленно показывает его направленность в
сторону исследования того феномена социальной жизни, который в марксизме фигурирует
как проблематика превращенных форм. В самом деле, всем без исключения
рассматриваемым программам структурного анализа свойственно стремление
пробиться сквозь объективную видимость естественности и «самоподразумеваемости»
«общих мест» буржуазного сознания, исследовать механизмы производства
социально-культурных продуктов. Интерес к проблеме духовного производства
объединяет всех структуралистов: и тех, которые открыто ее формулируют (представители
группы «Тель кель», Р. Барт), и тех, которые подразумевают ее как скрытую
предпосылку своих исследований.
Наиболее плодотворным в структурализме выступает
анализ механизмов функционирования знаковых систем культуры. Так,
исследовательская позиция, зафиксированная в рассматриваемых концепциях,
исключает самоподразумеваемость связи знака и значения. Тем самым исключается и
такой поверхностный подход к исследованию знаковых систем, когда производится
анализ (уже не на уровне отдельного знака, а на уровне текста) плана означающих
или плана означаемых, подкрепляемый введением математических моделей и даже
получением известных результатов — ведь такой подход затушевывает и
«натурализует» исходную фундаментальную связку: саму возможность связи знака и
значения, субстанциального и дискурсивного. Французский структурализм
вскрывает проблематичность этой связки и ставит вопрос о ее возможности. Он
стремится прежде всего выявить саму возможность знака и знаковых систем,
эксплицировать модальности их существования и критерии их смысла. Как мы
видели, опускаемая обычно связка означаемого с означающим, конституирующая
знак, восстанавливается здесь через целостную систему социально детерминированных
дискурсивных и недискурсивных практик, а бытие знака или даже модальности
знака оказываются не менее значимыми, чем вторичные и производные операции их
рациональной переработки.
Напротив, наиболее уязвима в структурализме интерпретация
проблемы человека. На первый взгляд, структурализм эту проблему решительно
отвергает.
Так, Лакан заявляет, что слово «гуманитарный» звучит
для него «призывом к рабству», а Фуко попросту исключает то, что он называет
«гуманитарными науками», из конструируемого им эпистемического пространства:
они, по его мнению, стремятся угнездиться в толще
познавательного пространства лишь «за счет» Других наук. Они тянутся к математической
формализации, охотно заимствуют модели и понятия из лингвистики, политической
экономии, биологии, с удовольствием «философствуют» на своем эмпирическом уровне,
заражая при этом «полноденные» эмпирические науки «психологизмом»,
«социологизмом», «историзмом» и прочими проявлениями назойливой
«антропологистич- ности». Объект гуманитарных наук (иначе говоря, тот человек,
который представляет себе свою жизнь, труд, язык) оказывается у Фуко в том
самом пространстве представления, которое, по его же собственным словам, было
разрушено на исходе эпохи классического рационализма.
Человеческая сущность в ее научном понимании,
раскрытом марксистской мыслью, неразрывно связана с социальной природой
человека. Человек — это не абстрактная «внутренняя, немая всеобщность,
связующая множество индивидов только природными узами», а
совокупность общественных отношений, которыми он определяется и в которых он
раскрывается [4].
Марксистский анализ проблемы человека не ограничивается критикой традиционных
метафизических идей, разрушением веры в иллюзорную абстрактную сущность индивида;
он обнаруживает параметры того теоретического пространства, в котором конкретно-историческая
природа человека раскрывается в совокупности общественных отношений. Лишь
марксизм смог стать подлинной наукой о человеке-—наукой о реальном историческом
развитии индивидов, вовлеченных в процесс производства и воспроизводства
общественных отношений.
На этом фоне становятся особенно очевидны все недостатки
структурализма, объективно нацеленного в сторону проблематики «превращенных»
форм, но не нашедшего того теоретического пространства, в котором можно было
бы осуществить эту задачу. Все это сказывается и на рассмотрении других
проблем на других уровнях. Раскрытие содержаний, лежащих за понятиями
децентрации, преломленности, опосредованности, прерывности, и последующий
анализ проблем обоснования знания, языка и человека, а в конечном счете исследование
и превращенных форм духовного производства, возможны лишь при наличии
целостного, теоретически
последовательного
взгляда на тот сложный объект, которым является социальное целое, на механизмы
его функционирования и на общественные противоречия как движущую силу его
развития. Структурализм в этом смысле как бы оказывается недостаточно структурным
и системным: он обнаруживает явную тенденцию к абсолютизации и «натурализации»
собственного исследовательского места, с которого, как мы имели возможность
убедиться, видны далеко не все ориентиры теоретического познания общества и
человека.
Подлинное самосознание и широта творческого горизонта
любой современной науки зависит от того, насколько она оказывается способной
включить в этот целостный горизонт собственного самоопределения другие уровни
анализа и другие возможные исследовательские позиции, на которых ставятся и
решаются проблемы, быть может, и недоступные данной конкретной науке. В
конечном счете это вопрос об отношении специальных наук и философии:
имманентная «философичность» науки, особенно в критические периоды ее развития,
оказывается недостаточной. Аналогично кризису в философских основаниях физики
на рубеже веков переломный период переживает ныне и социально-гуманитарное
знание (появление структурализма в известной мере является симптомом этого
кризиса). В этот период оно особенно остро ощущает необходимость в ,методологической
и мировоззренческой поддержке философии. Только диалектико-материалистическая
философия, принципом которой является органическое единство мировоззренческих
и методологических функций, способна «поместить» специально-научное знание в такой
теоретический контекст, в котором единственно оно может обрести свой подлинный
смысл и значение, избегнув абсолютизации своих открытий и своих заблуждений.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
Далее
мы рассмотрим те проблемы философского плана, которые были выделены в предшествующей
главе как характерные для структурализма — это проблема языка, проблема человека
и проблема обоснования зна- ч ния. Начнем с проблемы человека во
французском структурализме. Сложность анализа этой проблемы н косвенности, неявности, «замаскированности» ее структуралистской постановки. Однако, хотя из самих структуралистских
концепций порой следует, что проблема человека, с одной стороны, и проблема
языка и обоснования знания — с другой, взаимоисключаются,
на самом деле такого взаимоисключения нет: наоборот, в известной
мере они взаимоопосредуют и взаимопроникают друг друга.
На первый взгляд кажется, что сама постановка вопроса
о гуманистической проблематике в структуралистских исследованиях лишена
всякого основания. Ведь структурализм пытается изучать целостные, сложные
системные объекты духовной культуры, условия их порождения и функционирования,
существующие и воспроизводящиеся как бы независимо от индивидуального
субъективного человеческого сознания. На место субъективистского интроспекционизма,
долго владевшего умами западных исследователей-гуманитариев, структурализм
предлагает иные методы и иные объекты: исследовательская любознательность
должна сосредоточиваться не на индивидуальном творчестве и не на индивидуальном
восприятии продуктов культуры, но на всеобщих инвариантных объективных и
безличностных структурах социально-культурной целостности, определяющих в тот
или иной историко-культурный период любой акт индивидуального творчества и
индивидуального восприятия.
В самом деле, можно ли вести речь о гуманистической
проблематике в концепциях, притязающих на резкое размежевание с
антропоцентристскими схемами, которые были отработаны и в известной мере
исчерпаны в философиях субъективности (например, экзистенциализме,
сосредоточившем свои усилия именно на проблеме человека и человеческой субъективности)?
Можно ли говорить о гуманистической проблематике применительно к концепциям,
утверждающим примат структуры в некогда ожесточенных и до сих пор еще не утихающих
во Франции спорах вокруг понятийных альтернатив: «структура или субъект»?
«структура или история»? — спорах, поднятых экзистенциалистами, феноменологами,
персоналистами, которые не устают приписывать структуралистам лозунг «смерти
человека»?
Постановка гуманистической проблематики во французском
структурализме сама по себе далеко не очевидна. Это объясняется несколькими
причинами. Во- первых, дело в том, что она возникает в неявных, косвенных
формах, как правило, — при обсуждении других проблем, на первый взгляд вовсе
не связанных с проблемой человека (например, проблемы обоснования знания или же
проблемы языка). Во-вторых, дело в том, что структурализм, пытаясь отмежеваться
от традиционного буржуазного гуманизма (антропоцентризма, психологизма,
субъективизма) иначе задает свой объект, пользуется при рассмотрении проблем
человека другим языком, другой системой понятий.
Специфика структуралистской постановки проблемы
человека была во многом обусловлена вполне определенным «запросом»
социально-культурной действительности современного буржуазного Запада. Этот
«запрос» был связан прежде всего с кризисом субъективистских схем
экзистенциалистского мышления, не только осознаваемых философами-профессионалами,
но и переживаемым в обыденном сознании индивидов; с выявившейся не только на
уровне философского, но и на уровне обыденного сознания необходимостью вскрыть
и проанализировать объективные, от воли и сознания индивидуального человека
не зависящие параметры его социального бытия.
Воспринимая этот «запрос», структурализм дает на него
ответ, специфика которого обусловлена неоднозначностью его места внутри той
главной духовно-идеологической антиномии, которую не в силах преодолеть
буржуазное сознание и на уровне теоретического мышления, и на уровне
обыденного сознания. Эти две наиболее отчетливые реакции буржуазного сознания
на разложение традиционных форм духовного производства и соответствующей ему
структуры самосознания можно условно назвать «гуманистской» и «сциентистской».
«Гуманистский» тип ответа представлен прежде всего концепциями
экзистенциализма, персонализма, феноменологии и психоанализа. Он опирается на
спонтанную «неподсудность» внутреннего мира человека, неподвластного
произвольному вмешательству извне и отвечающего на него как целостное,
относительно устойчивое, независимое от рефлексивного осознания, структурно
развитое и организованное образование. Напротив, второй, «сциентистский» ответ
находит опору в науке, превратившейся в отчужденную от человека безличную силу,
не контролируемую сознанием отдельного производителя ни на уровне порождения
знания, ни на уровне функционирования языковых знаковых форм его выражения и
существования. Этот параллелизм двух противоборствующих тенденций — очищения
человеческой субъективности и очищения объективных основ науки — характерен для
современной буржуазной культуры Запада. В противоборстве этих тенденций
оказалось расторгнутым диалектическое единство субъекта и объекта духовного
производства: на одном полюсе мыслительного и реального пространства сосредоточиваются
субъективные человеческие потенции, а на другом — объективированные и
обезличенные предпосылки и результаты духовного производства, составной частью
которого является наука.
Структурализм стремится избежать как той, так и другой
крайности. Как концепция, ориентированная на объективное знание, он несомненно
ближе к сциентизму, однако как направление собственно гуманитарного знания он
неизбежно устремляется и к собственно гуманистическим ценностям. В отличие от
сциентистов структуралисты видят проблему не в том, чтобы эмпирически
верифицировать абстрактные структуры теоретически развитого знания, как это
делает, например, неопозитивизм, но в том, чтобы освободиться от слишком еще
очевидного в гуманитарном знании антропоморфизма,
В отличие же от этико-гуманистического подхода
структурализм критически относится к «исконным» оче- видностям человеческой
природы и стремится привести их в соответствии с новейшими данными гуманитарных
наук: социологии, психологии, лингвистики, этнологии. Туда, куда экзистенциализм
считал возможным проникнуть лишь в экстатическом порыве, структурализм пытается
войти рациональными средствами. Структурализм, несмотря на кажущуюся
абсолютную противоположность экзистенциализму, совсем не чужд направленности
экзистенциалистского поиска дорефлексивных слоев сознания, однако в отличие от
экзистенциализма, структурализм стремится рационализировать «дорефлексию»,
переводя ее в план языка.
Таким образом, мы неизбежно приходим к выводу, что
перед нами некоторое «гибридное» образование, являющееся «критико-рефлексивным»
по своей основной формальной интенции и в то же время «этико-гумани- стическим»
по ряду своих философских предпосылок. Морально-этическому стоицизму
экзистенциалистов противостоит здесь стоицизм интеллектуальный, экзистенциалистской
этике «неучастия» в действиях — «неучастие» в мыслительных клише,
мелкобуржуазный протест против проторенных ходов обыденного сознания, облекающего
нынешние ценности буржуазного общества видимостью вечности, незыблемости,
самоподразумевае- мости.
Если морально-этическая проблематика экзистенциализма,
согласно довольно распространенному мнению критики, выступает определенной
типологической параллелью доктринам стоицизма и раннего христианства, то
структуралистский пафос очистки гуманитарного сознания в чем-то созвучен
раннерационалистическому пафосу буржуазной новоевропейской философии, призывавшей
в бэконовском «восстановлении наук» разделаться с многоликими идолами, стоящими
на пути объективного познания6.
Собственную программу структуралистской постановки
вопроса о человеке можно выразить следующим парадоксальным образом: «наука о
человеке» отказывается от человека ради науки, причем понятие человека
выступает здесь как вариант в ряду других понятий, смежных с ним и определяющих
его, например, таких, как «трансцендентальная субъективность», «эмпирическая
субъективность», «сознание», «субъект», порой даже «свобода», «история». Таким
образом, критическому сомнению здесь подвергается целая сетка взаимосоотне-
сенных понятий и представлений.
Несмотря на очевидные идеологические коннотации
лозунга «растворения человека», лозунг этот имеет определенный, правда,
ограниченный гуманистический смысл в рамках мелкобуржуазного сознания.
Относясь с критической настороженностью к традиционным
представлениям об объекте гуманитарного знания, структуралисты утверждают, что
этим объектом является уже не «человек» и не «сознание», но нечто другое,
отличное от них, лежащее в другом месте и существующее в другом облике.
Сознание — не объект социального и гуманитарного знания, как его понимают
структуралисты, и объект социально-гуманитарного знания— не сознание. Этот
объект может обозначаться и трактоваться по-разному, будь то «эпистемы» у Фуко,
«проблематики» у Башляра, «типы словесности» у Р. Барта, «анонимное поле, где говорит
«оно» у Ж. Лакана, или «область, открытая для безымянной мысли» у К-
Леви-Стросса. Этим полноправным, с точки зрения структуралистов, объектом социально-гуманитарного
познания выступают уже не очевидности субъективного сознания, которые вторичны
по отношению к другим основообразующим механизмам, но такие формы, типы и
способы духовно-практического бытия человека, по которым можно объективно
восстановить и действительные параметры его сознания.
Таким образом, структуралистский тезис «смерти
человека» предполагает прежде всего «смерть» индивидуалистически понимаемого
человека: это попытка задать человека в проекции на широкий фон биологических,
социальных и культурных факторов, понять индивидуальное человеческое сознание
в контексте доиндивидуальных и надиндивидуальных детерминаций человеческого
существования. Это стремление освободиться от «антропологистического сна»
позволило структуралистскому «а-гуманизму» прозвучать в мелкобуржуазном
духовном мире современной Франции, в обстановке разочарования и пессимизма,
как попытка высвобождения новых, более глубоких уровней человеческого бытия,
как защита человека — при всей, повторяем, его ограниченности.
Рассмотренные здесь примеры показали, что структуралистская
постановка гуманистической проблематики фактически предполагает два этапа
решения. Первый этап заключается в полном сведении индивидуального к вне- или
надиндивидуальному (особенно четко — у Фуко) или доиндивидуальному (особенно
четко — у Лакана), понимаемым как социальное и одновременно как
бессознательное. Второй этап, это сведение таким образом понимаемого
социального — внеиндивидуального и доиндивидуального — к лингвистической дискурсии.
Само наличие дискурсии, обозначающее структурированность
психической и социальной материи, социально-культурную опосредованность
бессознательного, должно, по мнению структуралистов, подключать индивидуальные
психические механизмы к социальным механизмам языка и культуры человеческого
коллектива, соотносить разноуровневые механизмы и продукты человеческой
деятельности.
Таким образом, в структуралистских концепциях речь
идет не об исследовании языковых каркасов, выражающих и закрепляющих готовые
продукты деятельности мышления, как в концепциях неопозитивизма, и не об исследовании
этимологических возможностей обыденного языка, как у Хайдеггера. Речь идет о
принципе дискурсивности, «письма», «графии» как о формообразующих и
смыслообразующих механизмах, опосредующих индивидуально-психическое и
социально-культурное, о пространстве, в котором сочленяются механизмы
духовного и соматического, в котором жесты мысли оказываются онтологически
укорененными в бытии, а жизнь тела — одухотворенной первоначальным структурированием.
Дискурсивные лингвистические механизмы опосредуют любую человеческую
деятельность и участвуют в ней, а тексты, фиксирующие дискурсивные практики,
согласно структурализму, выступают как исходный материал и конечный продукт
любой человеческой деятельности. Именно на дискурсивном уровне структуралисты усматривают
социальную укорененность, «бытие» знания—не как абстрактный постулат
философского мышления, но как пропитывание всякой человеческой деятельности языком,
в котором они видят основу социальных детерминаций в сфере духовного производства.
Однако попытка структурализма решить проблему
человека, исследовать механизмы его подключения к социальным структурам под
углом зрения одной единственной проблемы языка, хотя бы и понимаемой в
достаточно широком смысле, обречена на иеосуществимость. Дело в том, что
комплекс социальной символики не сводится к языковым символикам, даже и широко
понимаемым. Область социальных явлений, в которой могли бы плодотворно работать
лингвистические аналогии, достаточно ограниченна. Это доказывается «от
противного» при любой попытке представить язык как основу социальной жизни,
поскольку это приводило бы фактически к замыканию языка на самом себе. Иначе
говоря, либо дискурсивная сфера оказывается причиной самой себя, либо она
обнаруживает зависимость от факторов другого порядка, собственную сферу которых
в концептуальных рамках структурализма определить невозможно.
Вместе с тем следует заметить, что провозглашаемый
структурализмом «теоретический антигуманизм» не вызывает в структуралистских
концепциях отрицания проблемы человека в философском, идеологическом, социологическом,
морально-этическом плане. Для структуралистов смысл этой проблемы не столь
прост и прямолинеен. Так, в концепции «раннего» Барта утверждается
проблематика «новой антропологии», нового гуманизма в социально-философском
плане: по его представлению, освобождение человека, уже более не скованного
узкими предметными рамками своей деятельности, возможно лишь в будущем обществе.
Концепция Фуко также позволяет сделать вывод о том, что знаменитое его высказывание
об «антропологическом сне» современного мышления свидетельствует не о нигилистическом
равнодушии автора к описанной им ситуации «апокалиптического катастрофизма»,
но о стремлении проследить как ставилась проблема человека в различные исторические
эпохи.
И едва ли не наиболее напряженный смысл приобретает
морально-этическая сторона проблемы человека в концепциях К. Леви-Стросса и Ж.
Лакана. Вероятно, одна из причин этой остроты в том, что деятельность обоих
исследователей развертывается между тезисами структуралистской программы,
утверждающими «де- центрированность» субъекта и «прерывность» объекта, и теми
положениями структурализма, которые как бы остаются в стороне от собственно
теоретического ядра этих концепций, но, однако, при этом воспроизводятся в
качестве их необходимых предпосылок. В роли этих предпосылок и выступают морально-этические
и идеологические соображения и представления, противоречащие ряду теоретических
принципов структурализма. Леви- Стросс, доказывая самоценность жизни и сознания
первобытного человека при всем их отличии от европейских идеалов и критериев,
одновременно подразумевает в качестве предпосылки своего исследования и даже
прямо обосновывает (в новом издании «Структурной антропологии») так или иначе
реализующееся единство человеческого рода. Лакан, эмпирически констатируя и
теоретически конструируя безысходную «дисперсию» сознания, свидетельствующую о
«ниспровержении» субъекта, одновременно стремится восстановить эту самую
утерянную человеческую целостность. Фуко, явно занимаясь построением не
сводимых друг к другу и друг из друга не выводимых эпистем, негласно исходит из
некоего представления о единстве историко-культурного процесса, внутри которого
только и возможно устанавливать какие бы то ни было разграничения. При этом
концепции Леви-Стросса и Лакана предполагают общение «живых с живыми»,
непосредственное столкновение ;С человеческим «материалом», в то время как
другие iструктуралисты
имеют дело с памятниками прошлого, КС овеществленным материалом человеческой
культуры. Так, в практике Лакана, связанной с болезненно распадающейся
человеческой личностью, казалось бы, лишенной каких-либо других определений,
кроме как своего бытия в качестве точки возврата вопрошающей речи врача, вот
эта-то самая целостность, подлежащая оживлению и сочленению, и витает как
некая регулятивная идея, направляющая исследовательскую мысль по изборожденному
«прерывностями» и «порогами» полю речевых нарушений больного. То же характерно
и для .Леви Стросса, который считает «гуманистическое» собирательное понятие
человечества, цивилизации синтезом всех гипотетически мыслимых общественных
структур, специфически реализующихся в каждом отдельном случае и в рамках
конкретных обстоятельств.
225
Однако попытки перехода от научного исследования
внеиндивидуальных детерминаций человеческого бытия к его морально-этическому и
философскому обоснованию влекут за собой в структуралистских концепциях многие
сложности и противоречия. И, быть может, главное среди них, —
это противоречие между претензией на «научность», с одной стороны, и некоторыми
«этико-гу- манистическими» предпосылками структуралистского проекта — с другой.
Сюда же можно отнести и еще одно в высшей степени существенное обстоятельство —
противоречие между некоторой конечной целью структуралистских исследований и
принципиальной невозможностью осуществления этой цели. Конечный проект структурализма
можно собирательно охарактеризовать как тенденцию к построению целостного
знания о человеке, которое бы в новом синтезе «задавало» человека на основе
новых данных гуманитарных наук (хотя пока структурализм развертывается в
основном на уровне аналитического расчленения своего объекта). Как показал
поучительный опыт позитивистской философии и в ее ранних и в ее поздних,
неопозитивистских вариантах, построение такого рода целостности не есть дело
одних лишь специальных наук, даже и во всей их совокупности. Вне широкого
философско-мировоззренческого контекста, в рамках одних специальных наук,
расчлененных позиционно и предметно, даже при всем их стремлении к методологическому
единству, этот проект заведомо не осуществим.
Другая заметная сложность, с которой пришлось
столкнуться исследователям-структуралистам, связана уже не с объективным, но с
субъективно-методологическим моментом. Исследовательские процедуры структуралистского
теоретизирования не должны быть, по определению, ни модернизирующей
ретроспекцией, ни самозабвенным погружением в изучаемый исторический или
этнологический материал. Стало быть, согласно структуралистским требованиям,
остается одна напряженная и трудно выполнимая задача: построить свое
теоретическое знание об объекте таким образом, чтобы оно не было ни модернизацией,
ни архаизацией, но соответствовало бы некоторой иной, «третьей», позиции объективного
наблюдения. На практике, однако, те или иные формы «модернизации» все-таки
имеют место, хотя уже, конечно, не самозабвенные, а с «комплексом вины» перед
изучаемым объектом человеческой культуры.
Оба эти последние затруднения — стремление к недостижимому
синтезу в субъекте и объекте исследования — соотнесены уже не столько с
двойственностью структуралистской позиции, сколько со сложностями исторического
порядка. Так, призыв к единой позиции теоретико-методологического синтеза (не
модернизирующей и не архаизирующей) фактически и юридически противоречит
развиваемому самими структуралистами представлению о «неклассическом»
децентрированном субъекте, лишенном единой точки сочленения и синтезирования
содержаний сознания. Так, стремление синтезировать в целостность объект гуманитарных
наук столь же мало соответствует структуралистскому «неклассическому» идеалу
прерывного объекта, который единственно мог бы быть под стать децентрированному
субъекту. Переосмысление рациональности старого типа как бы останавливается на
полдороге: не случайно, например, что книга Фуко «Слова и вещи» так легко
интерпретировалась в рамках весьма традиционных представлений о «культурных
тотальностях» духа, стиля, мироощущения и т. д.,
что Фуко пришлось специально пояснять свой замысел и настаивать, что главное
для него — это не целостность неких духовных образований, а объективно
верифицируемые речевые факты.
Таковы некоторые методологические сложности
структуралистского размышления о человеке, вытекающие из своеобразной
двойственности и одновременно «переходности» историко-культурного состояния
структурализма.
8*
Таким образом, структуралисты правы в своей критике
традиционных антропоцентристских схем человеческой сущности и плодотворны в
тех своих исследованиях, которые служат логическим продолжением этой критики.
Французские марксисты положительно оценили и
структуралистскую критику спекулятивного антропологизма, и научные исследования,
предпринятые на этой основе. Так, член Политбюро ФКП Ги Бесс, в частности,
пишет (нижеследующее высказывание относится непосредственно к «Словам и вещам»
Фуко, но в то Же время характеризует французский структурализм, взятый как
целое) о том, что концепции структуралистов «заставляют по-новому взглянуть на
некоторые коренные проблемы, еще раз задуматься о положении гуманитарных
наук, слишком часто засоренных субъективистскими концепциями, которые
принимаются учеными На веру. Устав, как и мы, от рассуждений о «субъекте»,
227
который,
сам не зная, о ком и о чем говорит, наивно принимает себя за меру всех вещей,
Фуко рассматривает понятия «человек» и «гуманизм» как пережиток такого
«знания», которое не отвечает требованиям настоящего и тем более будущего»1.
Ги Бесс говорит далее о позитивной возможности вывести такие понятия, как
«гуманизм» или «человек», из круга антропоцент- ристских ассоциаций, наполнить
их новым философским содержанием. «Мы полагаем, что эти понятия имеют право на
существование, если удастся освободить их от морализма и «фразы» и толковать их
в контексте революционного преобразовния общественной практики, а также с
учетом исследования социальных условий бытия человечества»[5].
Однако именно эта позитивно-конструктивная задача —
уже не на уровне выявления дорефлексивных определений человеческого
существования, но на уровне анализа человека как субъекта творческого действия
— оказывается слабым местом структуралистских концепций. Вследствие этого
«наука» и «гуманизм» для них становятся либо разобщенными (из-за тенденции к абсолютизации
специально-научного уровня), либо нечетко расчлененными. Поэтому, как мы уже
имели возможность убедиться, морально-этические предпосылки или философские
размышления о некоей вечной природе человека порой противоречат собственным
задачам специально-научного анализа, а трезвый критический анализ «децентрированного»
индивида буржуазного общества восполняется в их концепциях романтической руссоистской
тоской по первозданной полноте человеческого бытия[6].
Марксистская точка зрения на проблему человека
утверждает научный гуманизм и гуманистическую науку. хотя при этом она вполне
учитывает всю сложность разработки гуманистической проблематики и, в частности,
сложности разработки категориального аппарата для такого исследования10.
Марксистский анализ не ограничивается лишь фиксацией этой непреодолимой в
рамках буржуазного сознания антиномии «сциентизма» и «гуманизма», он подвергает
критике реальные социальные основания, породившие эту антитезу буржуазного
сознания и конкретно указывает пути их практического преобразования.
Проблема человека ставится в марксистской философии
не в абстрактных внеисторических категориях метафизического мышления, но в
концептуальной системе конкретного историзма, который предполагает анализ
взаимодействия человека и общества в зависимости от той или иной исторически
ограниченной системы общественного разделения труда. Противоречивый характер
капиталистического производства порождает одновременно и все большее
разнообразие форм деятельности Индивида, и все более ограниченный характер его
социальных функций. В социально-экономической системе капитализма
устанавливаются уже не просто отношения, во отношения второго порядка: не
столько отношения между людьми, сколько отношения между социальными функциями. Обезличивание социальных отношений порождает весьма
специфический для буржуазного общества эффект — явление товарно-денежного
фетишизма, двусторонне замкнутое между персонификацией ве-
смешно верить в необходимость остановиться на нынешней
полной опустошенности. Выше противоположности по отношению к этому
романтическому взгляду буржуазный взгляд никогда не поднимался, и потому этот
романтический взгляд, как правомер- '* ная противоположность, будет сопровождать
буржуазный взгляд вплоть до самой его блаженной кончины» (Маркс К■
и Энгельс Ф. . Соч., т. 46, ч. I, с. 105—106).
Ср. в этой связи: Кешелава В. В.
Марксизм и гуманизм.— «Во- . просы философии», 1971, № 5; Кецан Октавиан.
Гуманизм и трудности, обусловленные теоретической неоднозначностью этого понятия.—
«Вопросы философии», 1971, № 11; Сэв Люсьен. Марксизм и теория
личности. М., 1972; Мысливченко А. Г. Человек как предмет
философского познания. М., 1972; Григорьян Б. Т. Философия о
сущности человека. М., 1973.
щей,
с одной стороны, и обезличиванием человека — с другой.
Вследствие этого и разрыв «науки» и «гуманизма» как
мировоззренческая доминанта и методологический принцип современного буржуазного
сознания (избежать этого разрыва, как мы видели, не удалось и структурализму)—
это не субъективная иллюзия, а отображение конкретной социально-экономической
ситуации, которая определяется отчуждением сущностных сил человека, «вещным»,
превращенным характером социальных отношений в условиях товарно-денежного
фетишизма. Согласно марксову определению, «вещное отношение зависимости— это
не что иное, как общественные отношения, самостоятельно противостоящие по
видимости независимым индивидам, т. е. их производственные отношения друг с
другом, ставшие самостоятельными по отношению к ним самим»[7]. Это
господство «вещных» связей над людьми Маркс отказывается рассматривать как
имманентную и неизбежную черту социальной жизни, как проявление самой природы
социального. Это — этап, причем этап неизбежный и закономерный, развития
социальной действительности. «Вещные» связи между индивидами являются
результатом исторического развития социальных отношений, которым соответствует
и определенная стадия развития самих индивидов. Кроме того, «вещные» отношения
людей в социуме не есть лишь отрицательное условие социальной жизни: «всеобщее
отчуждение» — это, по Марксу, предпосылка создания подлинно всеобщих и
всесторонних социальных связей индивидов и, следовательно, предпосылка всестороннего
развития возможностей и способностей самого индивида.
Таким образом, в отличие от разнообразных форм
буржуазной критики социальной действительности, которая либо отвергает ее с
позиций некоего абстрактного идеала, выдаваемого за универсальный (всякое антагонистическое
общество стремится представить реальную проблематику общественного развития на
языке вневременных общественных идеалов), либо видит в этой наличной
действительности роковую, фатальную неизбежность, марксистская концепция
человека выявляет
конкретно-исторические причины дегуманизации общества и человека.
Социальные объекты — это не вневременные абсолюты,
они развиваются в соответствии с теми или иными тенденциями и перспективами.
Причем перспективы этого развития выявляются не отдельными науками, которые
замкнуты на своем материале, ограниченном данной стадией развития исследуемого
объекта, но общим контекстом социальной теории, которая вводит изучаемый
объект в диалектику его временного становления, определяя и его исторический
генезис, и перспективы его будущего развития. Так и в трактовке человека
марксизм исходит не из абсолютизации именно данных общественных отношений, но
из «ансамбля» социальных отношений, «открытых» как по отношению к прошлому
(человек данной исторической эпохи наследует и те ресурсы материальной и
духовной культуры, которые были выработаны предшествующими человеческими поколениями),
так и по отношению к будущему (человек «включает в себя» не только социальное и
культурное наследие предков, но и целую совокупность еще не реализовавшихся
тенденций, способностей, возможностей). Структурализм же либо вообще
отвлекается от процесса развития личности (а исследует лишь аспект обусловленности
индивида различными системами внеиндивиду- альных детерминаций), либо (как, например,
в структурном психоанализе Жака Лакана) трактует этот процесс исключительно в
плане приобщения индивида к знаково-символическим системам культуры, т. е. в
плане научения, а не формирования личности.
Марксистская диалектико-материалистическая трактовка
проблемы человека, проблемы «науки» и «гуманизма» основывается на научном
понимании перспектив создания новой социальной системы и нового целостного
человека. Идеалы, направляющие социальную практику, вместе с тем сами
конкретизируются социальной практикой в процессе их осуществления. Научное
познание человека как целостной личности невозможно вне связи с той социальной
действительностью, в которой индивид реально становится целостной личностью. А
это в свою очередь возможно лишь в условиях того общественного
строя, при котором целостность человеческой личности и полнота его саморазвития
выступают как необходимые предпосылки всего общественного развития. Борьба за
осуществление этого общественного идеала предполагает создание условий для
всестороннего развития личности, для гармонического сочетания социального и
индивидуального, преодоления разрыва между естественнонаучной и гуманитарной
культурой.
Таким образом, лишь внутри теоретической системы
марксистской философии, которая формулирует определенный общественный идеал и
разрабатывает средства для его достижения, позитивное исследование конкретных
вопросов, связанных с человеческим бытием в мире и в социуме, и их
философско-методологическое обоснование, или, иначе, «наука» и «гуманизм», не
противопоставляются и не исключают друг друга. Напротив, здесь они
взаимодополняют друг друга и выступают единой основой для решения проблем
человека, предоставляя специальным наукам философски ориентированную и
осмысленную программу действия и в то же время обосновывая сам ход философского
рассуждения практикой специально-научной работы.
[1] Ср.-.Крымский С. Б. Научное знание и принципы его трансфер мации. Киев, 1974.
[2] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. III,, с. 534.
[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 82.
[4] Маркс К■ и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3.
[4] Разница здесь, пожалуй, в том, что у Бэкона речь идет о познании природы, т. е. об исходной точке «наступления» на природу в западноевропейской буржуазной философии, а у французских структуралистов второй половины XX в. отчетливо прорисовывается пафос восстановления «мирных» отношений человека с природой или, как выражается Леви-Стросс, «растворения» человека в совокупности «физико-химических взаимодействий».
[5] Там же.
[6] Переживание опустошенности наличного данного индивида и ностальгия по его исконной полноте и целостности — таковы две эмоциональные струны мировоззрения интеллигента в буржуазном обществе. Это состояние сознания буржуазной интеллигенции было очень точно зафиксировано Марксом: «На более ранних ступенях развития отдельный индивид выступает более полным именно потому, что он еще не выработал всю полноту своих отношений и не противопоставил их себе в качестве независимых от него общественных сил и отношений. Так же смешно тосковать по этой первоначальной полноте индивида, так же
[7] Маркс К. it Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 107—108.