М. Шильман

Букетом можешь ты не бить, а думать головой – обязан

 

Держать заздравную речь о нашем весьма среднем высшем образовании дело нынче неблагодарное – слишком много флуда и спама. Мешают некоторые университеты, что так и норовят посвятить себя без остатка делу выращивания «сознательных граждан», столичная академия, видящая своей целью символизацию, развитие и укрепление «украинской государственности», а также политика в сфере образования, которая то и дело озабочивается «национальным достоинством украинцев». Того или гляди вскоре ученый будет потеснен верноподданным, учебное заведение утонет в политике, а учебный процесс сойдет на нет в митингах. Старомодная «жажда знаний» сегодня все чаще и чаще пасует желанием современности «качать права». То есть, перед желанием демонизировать обидчиков, обращаться к нации, звать к топору и – не опускаясь до конструктивных предложений – с революционным пафосом выставлять счет и лупить, при случае, по сусалам. Как говорится, протест потребителей – да Богу в уши.

            Насколько демонстративная и нарочитая «Слава Ісусу Христу!» отвечает духу истинного христианства – пусть решают post factum богословы. Но в контексте пафосного заявления юной шахидки он звучит практически так же, как «Слава КПСС!» или «Heil Hitler!» Да, собственно, и вяло приложиться букетом к щеке ближнего своего – весьма комическая интерпретация новозаветной заповеди. Как ни старается юное национальное самосознание откреститься от «посттоталитарных рецидивов» и «постсоветских анахронизмов», но наследственность берет свое. Да и что может быть проще смелого выявления «врагов народа», иуд и предателей, персонально повинных в погонном подрыве, уничтожении и унижении всего святого? Конфуций сказал бы, что каждый должен быть собой на своем месте: студент – студентом, министр – министром, политик – политиком. Но этот рецепт уж слишком не про нас. Местный каприз мироздания состоит как раз в том, что каждый отстаивает право указывать другому на его место, при этом своему собственному месту не соответствуя. Более того – считает себя вправе говорить «от лица» или «от имени» некоего мифически однородного множества. Прав был Салман Рушди, призывавший остерегаться «нового От-именизма», «убийцы мысли», который требует духовного подъема, но, по сути, подменяет культурные ценности политическими.

            Впрочем, мышление ныне и вовсе не в чести – революционные тусовки и протестные настроения формируются согласно перевернутому меню Facebook’а: достаточно нажать «мне не нравится», чтобы записаться в спасители отечества. Возвышенно, патриотично и не задумываясь. Хотя – если все-таки дать себе труд проанализировать происходящее – то задуматься есть о чем.

            Идея превратить систему образования в филиал собеса для молодежи не нова; она, можно посетовать, уже наполовину воплощена в жизнь. И теперь под лозунгами ее «гуманизации», «демократизации» и «европеизации» есть соблазн доводить это дело до конца. То есть стирать различия между талантливыми и бесталанными, учащимися и пришедшими за «корочкой», добивающимися и рассчитывающими на подачки. Похабно толкуемый принцип «равенства» в этом случае просто-напросто исключит личные способности и заслуги в пользу массового потребителя, единственной и унифицированной заслугой которого будет единообразная национальная идентичность.

            Студенты не устанавливают палатки у научных библиотек, протестуя против недостатка специальной литературы. Они не выходят на митинг, когда пары заканчиваются раньше положенного срока, отменяются или подменяются «самостоятельной проработкой». Не слышна «ганьба» в адрес корыстных преподавателей, безграмотных чиновников, никчемных ученых, мздоимцев-администраторов. Никто не жалуется во всеуслышание на урезанные курсы, бездарные учебники, списанные дипломы, купленные оценки. В большинстве своем, «студенчество» не хлещет никого по ланитам за недоданные знания и не возмущается по причине своей не(до)образованности. Его запросы, на поверку, оказываются гораздо более простыми – меньше времени на учебу и больше свободного времени, меньше изучаемых предметов и больше социальных льгот, ниже требования и выше стипендии. И, разумеется, все зависит от конкретной персоны, режима и политики – как будто тот или иной преподавательский корпус всех учебных заведений по всей стране в полном составе подает в отставку или, наоборот, приступает к своей работе синхронно с уходом одного президента или министра и с приходом других.

            Историю преследуют фарсы. Студенты Парижа в 68-м скандировали: «Превратим часовни в писсуары!» и «Выборы – на хрен!» Сегодня, увы, приходится слышать бесконечные призывы «Сделай свой выбор!» и наблюдать, как вопиющий недостаток отхожих мест с лихвой компенсируется избытком ритуальных новостроек.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz