В НАЧАЛО Образ человеческого общества, создающийся в процессе разворачивания мировой исто-рии, несет на себе отпечаток человеческой сути, причем в его формировании участвует как дея-тельность людей на плотных планах (бытие), так и последовательная реализация сущн

М. Шильман “Тело истории”

Текст представляет собой базу для планируемой в дальнейшем более пространной статьи по этой же теме в виде сопутствующих материалов к книге “Такты истории”.

Автор доступен по почте: Shilman_M@Hotmail.com

Образ человеческого общества, создающийся в процессе разворачивания мировой истории, несет на себе отпечаток человеческой сути, причем в его формировании участвует как деятельность людей на плотных планах (бытие), так и последовательная реализация сущностей, происходящая в области тонких планов. Принимая наличие системы причинно-следственных отношений, необходимо согласиться, прежде всего, с тем, что условная бесконечность причинно-следственного ряда, интегрированная по временной координате, и дифференциально малый отрезок, называемый человеческой жизнью, несоизмеримы. Допуская разностороннее рассмотрение всех аспектов вопроса о причинности, можно прийти к ряду выводов, среди которых присутствуют как чисто фаталистические, так и в различной степени учитывающие возможность воздействия на общий ход вещей. Логическим следствием решения вопросов причинности, стало быть, может являться любая философская система вплоть до учения о перевоплощениях или жесточайшей теологической концепции тотальной предопределенности происходящего.

Идея параллелизма развития макро- и микрокосма не нова. Последовательность актов творений, открывающих текст Ветхого Завета, и завершающаяся созданием человека известна. Включение процесса создания людей в общий процесс сотворения мира неумолимо приводит к возможности различных интерпретаций, в числе которых – аналогичность человеческого организма организму мировому. В любом случае, человек как продукт некоего творения и составная часть мира, реальность или иллюзорность которого в данном случае не дебатируется, подлежит тем же законам миропорядка, что и прочие субстанции разного уровня плотности в пределах как проявленного так и непроявленного мира. Мистические конструкции позднего иудаизма, зороастризма, индийской философско-религиозной мысли и т.п. смыкаются в области допустимости существования на тонких планах антропоса первоначального творения, именуемого Адамом Кадмоном, небесным или вселенским Человеком. Пантеистическое в своей основе отождествление частей тела с частями космоса, учение о космическом теле человека вселенского встречается во многих оригинальных текстах, среди которых можно указать Библию, трактаты по “иудаизированной йоге” Аврахама Абулафии, Ригведу (Пуруша), отдельные части Махабхараты, книгу “Зогар”, ранние гаты зороастризма (Гайоматра) и ряд сочинений христианских мистиков раннего средневековья. Можно обратить внимание также на неканоническую концепцию джайнской мифологии, “согласно которой мир имеет форму человеческого тела (локапуруша, т.е. мир – космический человек)”.

При использовании аналогий между человеческими и историческими организмами открывается простор для многогранного трактования различных перипетий исторического развития. С точки зрения теории кармы, согласно которой допустимы кармические реакции не только на организменном уровне, но и на уровне территорий, государств, политических и исторических образований, любой факт, будучи достоянием истории, может в то же время расцениваться с моральной точки зрения. Вне всякого сомнения, моральной оценке подлежит лишь действие, сознательно совершаемый, целесообразный акт. Именно поэтому подобное рассмотрение отчасти возможно в истории, которая не есть только сознательный процесс, но она и не только бессознательный процесс.

Рассматривая поступки или действия как функционально значимые факторы формирования образа человека, его тонкого и плотного плана, а также прилагая общие законы развития сущности к космосу в целом и к планете в частности, можно прийти к выводу о подобии циклов развития отдельного организма неким мировым (а, следовательно, и планетарным) циклам. Иерархическим соответствием при данном допущении вполне может стать следующее: человеческая жизнь (период проявленного существования) – такт истории (период территориально-исторического существования) – кальпа (мировой период). Континуум на каждом из означенных уровней достигается соответственно перерождением (чередой жизней), видоизменением доминант исторического развития (чередой тактов) и последовательной сменой кальп.

Историческое существование человечества как многоплановая совместная деятельность преимущественно на плотных уровнях, рассматриваемое как протяженный, но членимый процесс, в каждый из своих периодов обладает некими признаками, позволяющими как анализировать текущие тенденции развития, так и вводить системы условной периодизации, базирующейся на ряде признаков, выделенных с той или иной точки зрения как доминантные или определяющие. Сама история может рассматриваться как своеобразный конспект превратностей проявленного мира, где под миром следует понимать все исторические формы, а под превратностями – события или факты, составляющие базу данных истории.

Историческое рассмотрение человеческих обществ начинается с того момента, когда момент очередной индивидуализации уже позади. Ареалы расположения культур, давших впоследствии начало очагам цивилизаций, как новое воплощение общественной жизни имели ряд качественных различий и были расположены в различных, но конкретных точках пространства, а также в различных, хотя и имеющих ряд сходств, условиях (географических, климатических и т.д.). Пространственность же является основой материальности вообще. Вслед за ориентацией в пространстве последовала кропотливая работа по ориентации во времени, начавшаяся непосредственно с нулевого такта. Организация календарной системы в Египте (XLII в. до н.э.) и – позднее – в Месопотамии и других очагах цивилизаций была связана напрямую с астрономией и мистикой. Канонизация лунного месяца, протяженностью от новолуния до полнолуния связывалась с рядом эзотерических аналогий. В частности можно отметить индийскую традицию проведения параллелей между частями луны и “частями” пуруши, согласно которой кульминационная точка – полнолуние – как бы связывает процесс возрастания и убывания жизни; полнолунию, максимальному погружению в материю соответствует новолуние, когда исчезает всякая форма. Усилению индивидуализации, а значит и все более явному проявлению кармы очагов, способствовали и становление в пространстве, и все более точная ориентировка во времени, и создание чуть позднее самобытных языков и литератур. В совокупности эти процессы вели к все большему накоплению феноменальных качеств, свойственных каждому региону или очагу, а также становлению признаков, свойственных лишь определенной исторической структуре, что неуклонно повышало степень проявленности осваиваемого мира. Несходство деятельности, присущей каждому из очагов (или Метаочагов в дальнейшем), напрямую связанные с этим различия или особенности обуславливали неоднородность мира, сохранявшуюся, так или иначе, из такта в такт.

Процесс появления и развития исторических образований, именуемых государственными структурами, можно рассматривать как фактическое рождение исторического тела той или иной цивилизации. Переход от культур, являющихся скорее достоянием археологии, чем истории к городским культурам и государственным организмам ознаменовал групповое вхождение сущностей в очередной уровень плотности. Само употребление понятия государства как организма наводит на мысль о допустимости широкого спектра аналогий. Организм или тело начинает самостоятельное существование, определяемое уже не кармой его составных частей, а своей собственной кармой, т.е. в каком-то смысле – предысторией. Принцип перехода от менее плотного к более плотному лежит в основе эволюции. Последовательное инкарнирование сущностей общности, запечатленное в истории как последовательное, упорядоченное появление очагов цивилизаций и дальнейшее движение, положило начало формированию плотного тела истории, имеющего протяженность во времени и существующего согласно условиям видоизменения в пространстве.

Относительно тела истории следует сделать ряд замечаний. В рассматриваемом случае под телом понимается одновременно опора, плотность, скопление, объединение взаимосвязанных частей, определенным образом функционирующая система, способность роста, костяк (в смысле организующего материю алгоритма), протяженность как свойство, сложное материальное единство и т.д. Отнюдь не следует понимать под телом истории единый организм Ойкумены, в котором каждый очаг цивилизации, культура, народность или государство играет роль того или иного “органа”. Общность схем формирования первичных исторических структур и одинаковость предметных миров, объясняющаяся общей (планетарной) кармой исключает возможность рассмотрения различных формирований в качестве элементов, выполняющих различные функции в процессе эволюции. Различия же, заметные при более детальном анализе истории конкретных регионов или структур вызваны действием их кармы, не являющейся точным подобием кармы планеты. Таким образом, тело истории включает в себя не только материальное, событийное тело, компонентами которого являются непосредственные действия, а является комплексом множества разноплановых элементов, слагающих историю в ее конкретной, “личностной” ипостаси, которая проявляется в виде внешних явлений, подчиняющихся, однако, распределяющей силе и планетарной, и региональной кармы.

Новое состояние элементов общности, с началом которого связывается начало исторического периода, есть результат действия ряда элементов, сил и условий. Доминантные элементы предыстории определяют сам факт следующего бытия, т.е. очаговое инкарнирование, причем “последние” звенья предыстории определяют тенденции к определенной форме, но не комбинацию элементов будущих форм. Переход к истории состоит в том, что исторические факторы обусловлены факторами предыстории в смысле закономерной последовательности, а не прямого создания последующего – предыдущим. Последующее движение, свойственное всем историческим образованиям, становится причиной конфигурации их кармы непосредственно в исторический период. Исходные условия проявления – место, время и форма – выполняются любой исторической структурой, поскольку ее рождение происходит по материальным причинам и, следовательно, порождает материальные следствия. Условия проявления являются общими и для самих исторических образований, и для фактов, событий, фиксируемых в ходе их функционирования. Несмотря на то, что историческое пространство, по сути, есть совокупность качественно разнородных частей, реальность или “сущность”, лежащая за событийным рядом, формирующая собственно тело истории, проявляется отчасти в однородности тактов истории.

Функциональное строение человеческого тела по анатомическим данным, довольно точно соответствующим данным йогических учений, базируется на наличии местных внутренних центров управления, объединенных в одну соподчиненную систему. Образованные посегментарно мощные сплетения образуют систему “кругов”, “лотосов” или чакрамов, связанных с полярными токами ида и пингала. Центры, последовательность которых определяется снизу вверх, по каноническим схемам соответствуют определенным элементам:

Чакра

Элемент

1

Муладхара

Земля

2

Свадхистана

Вода

3

Манипура

Огонь

4

Анахата

Воздух

5

Вишудха

(Акаша)

6

Аджна

 

7

Сахасрара

 

Традиционно, согласно каноническому ряду, соответствующими элементами (или стихиями) являются земля, вода, воздух и огонь. Пятый элемент – акаша (эфир по другим схемам) – также входит в общую систему. Столь же традиционно проведение конкретных соответствий между элементами и первыми четырьмя рассматриваемыми уровнями, что определяется, прежде всего, непосредственной доступностью для восприятия элементов, базисных для планеты Земля.

Именно с четырьмя базисными элементами, символически определяющими тонкие планы планеты, а также с соответствующими им центрами связаны такты истории, которые с сего момента рассматриваются как своеобразные узлы, качественно различные области, пороги, разделяющие семивековые промежутки исторического времени, текущего под знаком того или иного чакрама. Смена спектра энергетического влияния на планету происходит в зонах тактов истории, причем тенденции и формы развития цивилизаций в межтактовых промежутках в значительной степени определяются тем, под знаком какого чакрама происходит данный период функционирования. Известно, что градиент плотности энергий, соответствующих тому или иному центру направлен противоположно их традиционной последовательности или, если рассматривать направление с точки зрения человеческого тела, сверху - вниз. В рассматриваемой четырехчленной структуре (Муладхара – Свадхисхана – Манипура – Анахата) более тонкие энергии соответствуют Анахате, более плотные – Муладхаре. По мере исторического развития человеческое общество последовательно подвергается воздействию энергий, соответствующих чакрамам в порядке их “телесного” расположения. Соответствие промежутков развития чакрамам и последовательность смены доминирующего элемента приведено в таблице:

Промежуток развития

Чакра

1

XLIX – XLII вв. до н.э.

Анахата

2

XLII – XXXV вв. до н.э.

Манипура

3

XXXV – XXVIII вв. до н.э.

Свадхисхана

4

XXVIII – XXI вв. до н.э.

Муладхара

5

XXI – XIV вв. до н.э.

Свадхисхана

6

XIV – VII вв. до н.э.

Манипура

7

VII в. до н.э. – рубеж эр

Анахата

8

Рубеж эр – VII в.

Манипура

9

VII – XIV вв.

Свадхисхана

10

XIV – XXI вв.

Муладхара

Реальный процесс воздействия осуществляется в форме последовательной смены доминирующего компонента, активность которого в каждый отдельный период максимальна. Ряд косвенных факторов указывает на нарастание интенсивности воздействия к концу каждого отрезка времени, что позволяет представить функцию зависимости интенсивности воздействия от времени в виде т.н. “пилообразного” графика (аналогичного осциллографической развертке).



Rambler's Top100
Hosted by uCoz