ФИГАСЕ
Фарс в 2-х действиях
Действующие лица:
Арбенин Александр Александрович, доктор наук, профессор
Ростовцева Ольга Владимировна, доктор наук, профессор, его коллега
Делихов Степан Богданович, доктор наук, профессор, их коллега
Деницина Юля, студентка
Барашкова Марина, студентка
Паншина Алина, студентка, ее подруга
Кирилл Хломов, студент
Структура сцен задается положением матраса. Горизонтально внизу, торцом на зрителя – постель, стол (сообщество, интим). Вертикально, плоскостью на зрителя – доска, аудитория, шкаф, стена (публичность). Вертикально, торцом на зрителя – забор, столб, стойка (границы, преграды, размежевание). Горизонтально вверху, торцом на зрителя – крыша, освещение (нависание, довлеющее).
Действие первое – апрель. Действие второе начинается в мае. Сделка Арбенина с Делиховым происходит в первой половине июня. Окончание – середина сентября.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Сцена1
Квартира Арбенина. Большая двуспальная кровать. В ней – Марина и Арбенин. Начинает пищать будильник, но замолкает от хлопка. Раздается Голос, читающий текст
Голос. Способность чувствования может ослабевать, тормозиться и совершенно исчерпываться. Отсюда состояние опьянения, сна, обморока, мнимой смерти и действительной смерти. Опьянение есть противоестественное состояние неспособности упорядочить чувственные представления в соответствии с законами опыта, поскольку оно следствие чрезмерных возлияний. Сон по номинальной дефиниции есть состояние невозможности для здорового человека сознавать представления через внешние чувства. Противоестественное состояние оцепенения органов чувств, которое обращает на себя даже меньшее внимание, чем естественное, представляет собой аналог опьянения…
(снова пищит будильник)
Марина. (из-под одеяла) Тебе пора.
Арбенин. (не поднимая головы) Это тебе пора… то есть, Вам.
Марина. (хмыкает) Опять, да? Который час?
Арбенин. Половина седьмого.
Марина. Скока-скока?
Арбенин. Половина седьмого. Утра.
Марина. А у тебя есть первая пара?
Арбенин. Слава богу, нет. А у Вас есть.
Марина. И у меня нет (заворачивается в одеяло)
Арбенин. (приподнимается) Что значит «нет»?
Марина. А то и значит – я на нее не пойду.
Арбенин. Это еще почему?
Марина. Не пойду и все. Не хочу. Не могу. Я спать хочу.
Арбенин. (встает) Нет, так нельзя… То есть, можно, конечно, но лучше этого не делать. Как минимум, не сегодня.
Марина. А что сегодня?
Арбенин. (осекшись) Понедельник.
Марина. День тяжелый. Пара отменяется – я спать буду.
Арбенин. Долго?
Марина. Пока не проснусь.
Арбенин. Нет уж, дудки! Марш умываться – и на занятия! (поднимается)
Марина. Зануда… (внимательно смотрит на будильник) … и гад! Сейчас половина восьмого! Все равно я к твоей Ростовцевой уже не успеваю! (встает и отправляется в ванную)
(Арбенин идет к письменному столу, перебирает какие-то бумаги. Смотрит на часы)
Арбенин. (саркастически) Доброе утро… можно было еще спать и спать… Смешно… Я – причина, по которой студенты прогуливают пары моих коллег (усмехается, оглядывается на кровать). Наверное, кто-то с не меньшим наслаждением прогуливает и мои пары. Впрочем, на угрызения совести это вовсе не похоже (усмехается). Чистое наслаждение собой… М-да, педагог из меня, безусловно, хреновый… (читает какой-то лист) «Научный руководитель – Ростовцева Ольга Владимировна, доктор наук, профессор…» (усмехается). И прочая, прочая, прочая... День приходит, день уходит; учебный процесс бессмертен, а мы недолговечны… (обращается к листу) Не правда ли, коллега?
(звонит по телефону)
(напротив него, с другой стороны стола появляется Ольга; в ходе разговора телефоны исчезают и диалог продолжается как бы «вживую»)
Арбенин. Мои соболезнования в связи с твоей первой парой… Да-да, знаю – это фашизм (хмыкает) Но – чтобы не забыть потом – решил сообщить прямо с утра. Твои предчувствия оправдались и, судя по всему, скоро у нас тут начнется катавасия.
Ольга. Министерство все же пошло навстречу пожеланиям аппарата?
Арбенин. Именно… вчера вечером звонили – дело будто бы уже решенное…
Ольга. Почему же ты мне сразу не перезвонил?
Арбенин. Потому, что… (оглядывается на кровать) я был несколько занят вчера вечером…
Ольга. Очередной роман?
Арбенин. Нет… повесть.
(Марина выглядывает из ванной и прислушивается, потом тихо подходит со спины к Арбенину, чтобы слышать весь разговор)
Ольга. (глядя на Марину) Только не ври.
Арбенин. Ладно… Так вот – новая специальность, места в аспирантуру, ставки, ну и так далее – сама понимаешь.
Ольга. Знаю. Тут нет ничего удивительного – обычный расклад…
Арбенин. Разумеется… Кроме всего, участвуют еще какие-то международные фонды, выделяются гранты, планируется стажировка за границей…
Ольга. Кто-то нешуточно отмывает бабло.
Арбенин. Да, но для отвода глаз делается это в провинции…
Ольга. Мы не провинция…
Арбенин. Ладно тебе… Вопрос сейчас не в этом.
Ольга. А в том, кому что достанется?
Арбенин. Угу… и кто останется без чего.
Ольга. (с иронией) Это тебя привлекает или тревожит?
Арбенин. Это – пренеприятнейшее ощущение… (оглядывается; Марина приседает у него за спиной) Сама знаешь кто сама знаешь чего не упустит.
Ольга. Конечно. Значит, надо подумать о том, чтобы и нам своего не упустить.
Арбенин. В каком смысле?
(звонок на пару)
Ольга. Извини, у меня пара – но я подумаю над этой ситуацией. Может быть, встретимся в конце недели за коньяком… (смотрит на Марину) …и все обсудим?
Арбенин. Может быть… пока точно не скажу… но…
Ольга. Ну, хорошо, пока – меня дети ждут. (исчезает)
Арбенин. Дети – наше все… (поворачивается и видит Марину topless). Это еще что такое?
Марина. (поправляя \ прикрывая бюст) Это? – благодарные студенты (веселится)
Арбенин. Вас учили в детстве, что подслушивать нехорошо?
Марина. (глядя на свой телефон, деланно) Ой! Уже пара началась! (включает сигнал, похожий на университетский звонок)
(после того, как прозвенел звонок, начинают входить и усаживаться студенты – с таким расчетом, чтобы к моменту ухода Марины напротив Арбенина образовалась аудитория)
Арбенин. (сердито) Я же о чем-то спрашиваю!
Марина. А сколько мест в аспирантуру тебе дадут?
Арбенин. Что значит «дадут»? И почему это мне?
Марина. А разве не ты будешь заведовать новой кафедрой?
Арбенин. (ядовито) А разве других претендентов не найдется?
1-й студент. (проходит мимо Арбенина со стулом) Здравствуйте, Александр Александрович!
Арбенин. Здравствуйте…
Марина. Значит, ты. Ну, да это понятно, об этом все говорят.
Арбенин. Кто это «все»?
Марина. Все… (машет в сторону усаживающихся студентов) Возьмешь меня к себе?
Арбенин. Куда?
Марина. К себе. Писать диссер.
Арбенин. Зачем?
2-й студент. (проходит мимо Арбенина со стулом) Здравствуйте, Александр Александрович!
Арбенин. Здравствуйте…
Марина. Значит, договорились? (смеется) Ладно, я пошла.
Арбенин. Что за…
Марина. (перебивая, канцелярским тоном, громко) Старосты отметят в журналах отсутствующих… (оживление в аудитории) (чмокает Арбенина в щеку) Все, я позвоню (уходит)
Арбенин. (в сторону) Только этого мне не хватало... Изъяны высшего образования… (поворачивается, видит аудиторию, переключается в режим лектора) … и его издержки сегодня очевидны – и государство, и университет существуют в режиме рынка. И в этих условиях индивидуальный героизм мысли оказывается не у дел. Герои «…встречаются только в период необразованности», а потому «в государстве нет больше места героям», «при бюрократии нет героев»... Пародирует ли Кафка мысль Гегеля? Или перефразирует ее? (речь затихает-продолжается и сходит на нет на затемнении)
(звонок по окончании пары, шум, публика расходится в полутьме, шум стихает)
Сцена 2
(Арбенин остается сам в опустевшей аудитории)
Арбенин. Как же все-таки прекрасно, когда тебя оставляют в покое. Счастье – это остаться… в тишине. Хоть ненадолго. Оставлен и предоставлен самому себе (закуривает)… всецело… казалось бы. «Покой нам только снится…» Все эти пустые места требовательны – они хотят быть заполнены, заняты, хотят что-то получить, взять… Насколько это занимает меня? В смысле и утруждает, и веселит… Занятно… Любимая работа хуже двуликого Януса; она привязывает, но и дает шанс отвязаться. (имитирует чужой голос) «В этой связи…» (хмыкает) грех жаловаться на систему, которая предоставляет тебе эксклюзивные возможности. (имитирует чужой голос) «Моя прелесть…» (хмыкает) Но и принадлежать этому всецело тоже как-то не хочется. Не жаловаться, не любя. Конкубинат. Акты гражданского состояния. Следи за собой, если не хочешь, чтобы следили за тобой. «Следи за собой, будь осторожен…» Следить… оставлять следы… Оставить после себя след или наследить? Никакого «или», только «и»… Как ты себя вел, и что по себе оставил, будет решать уже кто-то другой – историк или уборщица… потом, в будущем. В настоящем остается лишь вести себя… если не хочешь замереть на месте… на пустом месте. (тушит сигарету) Туши прекрасные порывы! (хмыкает) Нет, это не про нас… (двигается, чтобы уйти)
(нарастает свет и шум улицы, сигналы)
Сцена 3
Арбенин не успевает уйти, но уже – улица. Его окликает едущий в автомобиле Делихов.
(звук клаксона, напоминающий звонок на пару, Делихов догоняет удаляющегося Арбенина)
Делихов. Здравствуйте, Александр Александрович! (протягивает руку)
Арбенин. (без энтузиазма отвечает на рукопожатие) День добрый, Николай Захарович.
Делихов. Вы домой направляетесь? Может быть, подвезти?
Арбенин. Нет, спасибо – я уже давно взял за правило прогуливаться после работы.
Делихов. Снимаете усталость?
Арбенин. Да, отчасти… Но, в большей степени, руководствуюсь советами Аристотеля.
Делихов. Понимаю. Думается лучше на ходу.
Арбенин. Проще: прогуливаться – полезно для здоровья.
Делихов. Да-да, здоровье надо беречь… Ну, в таком случае, можете мне уделить немного времени? Так вот, на свежем воздухе?
Арбенин. Да, конечно… Прошу Вас (приглашает присесть на скамейку, т.е. на кровать, и садится сам)
Делихов. Спасибо… (садится рядом) Я, собственно, вот по какому поводу решил Вас побеспокоить…
Арбенин. Машину Вашу не угонят по шумок?
Делихов. Ах, да… (нажимает пульт, раздается писк включенной сигнализации) Ну вот, все меры предосторожности приняты.
Арбенин. (посмеивается) Так уж и все?
Делихов. (напряженно смеется) Э-э-э… Да… Так вот, о чем, собственно, речь… Вы уже, конечно, знаете, что министерство пошло нам навстречу и…
Арбенин. И?
Делихов. И теперь нам надо решать этот вопрос.
Арбенин. Нам?
Делихов. Нам. Конечно, с учетом того, что, так сказать, в общем и целом уже решено другими инстанциями.
Арбенин. И какое же сообщение содержит письмо из Замка?
Делихов. Вы знаете Хломова?
Арбенин. К сожалению, да. Но, слава богу, не слишком близко.
Делихов. Так вот, его сын, Кирилл… э… Между нами говоря, его скромные таланты не могут быть оценены в должной мере там, в столице.
Арбенин. Поэтому продвигается проект, который обеспечивает отпрыску аспирантуру со всеми удобствами на нашей кафедре.
Делихов. Да. И для того, чтобы все выглядело более-менее гладко, Кирилл будет, поначалу, проходить практику у нас в университете.
Арбенин. У Вас?
Делихов. У меня. Потом поступит к нам в аспирантуру.
Арбенин. К Вам?
Делихов. Ко мне.
Арбенин. (иронично) Поздравляю. Как исполняющий обязанности заведующего Вы проводите сбалансированную и дальновидную политику.
Делихов. В этой связи (Арбенин выразительно кривит лицо) я и хотел с Вами поговорить… То двоевластие, которое де факто существует на кафедре, не способствует… э-э-э… эффективному решению поставленных перед нами задач… Я нисколько не хочу умалить значимость научной деятельности, но нельзя же совсем не брать в расчет вопросы администрирования… Особенно в тот момент, когда перед нами открываются определенные перспективы… и недвусмысленно посылается сигнал сверху…
(Начинает вопить авто-сигнализация. Делихов отворачивается от Арбенина и безуспешно пытается отключить ее пультом. Это ему не удается и после нескольких попыток он встает и направляется к автомобилю. Все это время Арбенин сидит молча, в задумчивости. Возвращается Делихов)
Делихов. Вот же паршивая система – реагирует на каждый чих…
Арбенин. (задумчиво) Вы правы.
Делихов. (растерявшись) В чем?
Арбенин. В том, что система никуда не годится (улыбается) Системы, как известно, быстро теряют контакт с реальностью… Знаете, известное предостережение не влюбляться во власть можно для данного случая уточнить: не влюбляйтесь в перспективу. Это – удел расчетливых женщин. И кафедрой управлять, нажимая кнопки столичного пульта, не выйдет.
Делихов. Есть и иные мнения на сей счет.
Арбенин. А я вот привык придерживаться своего, а не руководствоваться чужим. И считаю, что внятное разделение науки и бухгалтерии должно проходить всегда… «А смешивать два этих ремесла…»
Делихов. Искусником меня считаете?
Арбенин. Безусловно, отдаю должное.
Делихов. Ну, хорошо (пауза). Пусть каждый влюбляется в то, что отвечает ему взаимностью. И ищет поддержки у тех, кому остается верен. В конце концов, время все расставит по своим местам.
Арбенин. По своим служебным местам – ведь время не обставишь!
Делихов. А значит, нужно чуять свойства нового времени, Александр Александрович, – а не героически сопротивляться его наступлению.
Арбенин. (с ухмылкой) Николай Захарович, я ценю Вашу любовь к флорентийскому секретарю, но, поверьте, не вижу для себя смысла отступать от своих же принципов и привычек – какими бы старомодными они кому-либо не казались.
Делихов. Не видите?
Арбенин. Пока не вижу.
Делихов. Ну, хорошо. В любом случае я считал своим долгом поставить Вас в известность о том, что в ближайшем будущем надо будет поступать… мудро.
Арбенин. Это угроза?
Делихов. Ну, зачем же? Это предупреждение… того, что может произойти.
Арбенин. В таком случае я Вам благодарен… правда (улыбается) Потому, что «…моя мудрость какая-то ненадежная, плохонькая, она похожа на сон…» и не приносит успеха… (встает, за ним встает Делихов) Так, что давайте сначала доберемся до этого будущего в целости и сохранности (улыбается)
Делихов. (поигрывая ключами) Я ведь могу и опередить Вас – будучи за рулем (смеется)
Арбенин. (смеется) Главное – я умоляю Вас – не устраивайте большие гонки. И не нарушайте правила движения. Это чревато большими разочарованиями.
Делихов. Ну, нет, в аварии я попадать не привык (смеется). Я ведь человек осмотрительный, взрослый… семейный. И свои желания регулировать умею…
Арбенин. Спасибо за назидание. Но хочу вам напомнить, что с излишним желанием рулить можно и куда-то не туда свернуть (смеется). Всего хорошего. (уходит)
Делихов. До свидания (нажимает кнопку пульта, раздается короткий писк, потом опять начинает вопить сирена). Чтоб ты пропал! (бежит к автомобилю)
(на затихающие звуки сигнализации накладывается шум улицы)
Сцена 4
Голос. Женщины могут быть образованными, однако для высших наук, философии и некоторых произведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы. Женщины могут обладать воображением, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают…. К женщинам образование приходит неведомыми путями, как бы в атмосфере представления, больше из жизни, чем посредством приобретения знаний…
(Съемная квартира Марины и Алины. Алина сидит за ноутбуком, с наушниками в ушах. За окном – клаксон отъезжающего автомобиля. Минуту спустя, входит радостная Марина)
Марина. (машет рукой) Привет!
Алина. (вынимает наушники) Привет.
Марина. Все учишься? И как у тебя только сил хватает? (раздевается) Днями и ночами… Было бы что учить-то…
Алина. Модульная завтра.
Марина. Ах, ужас, ой, кошмар! (смеется) По кому?
Алина. По Бахвалову
Марина. Ха-ха… Тогда зачем вообще учить? (усаживается рядом) Сама ведь знаешь, что он всем списать даст.
Алина. Ну, все-таки…
Марина. Стопудово даст. Короче, кончай париться, убирай все это со стола. Устроим себе небольшой праздник.
Алина. В честь чего?
Марина. В честь того, что завтра – пятница. Так… у меня есть здесь сыр, зелень, хлеб (вынимает из пакета), чипсы к пиву…
Алина. Я пиво не буду…
Марина. Как хочешь… Яблоки, шоколадка… ага, еще кофе принесла, печенье к нему…
Алина. Давай я пока чайник поставлю…
Марина. Давай… (продолжает рыться в сумке) Черт, где мой мобильник?
Алина. (улыбается) В Нарнии.
Марина. Не смешно. Слушай, набери меня.
Алина. Ща… (делает вызов, но звонка не слышно)
Марина. Твою мать… Куда я его могла деть…
Алина. Алло? (показывает Марине, что кто-то отвечает по ее телефону). Здравствуйте. Да, тут рядом… сейчас дам (протягивает телефон Марине).
Марина. Да? А, ну классно – я уже думала, что потеряла. Да, конечно. Ага… Ок, сейчас спущусь (отдает телефон Алине). Момент, сейчас заберу трубу и вернусь (выбегает из комнаты).
(Алина следит за происходящим из окна. Возвращается на свое место. Клаксон отъезжающего автомобиля. Возвращается Марина)
Марина. Ну все, порядок.
Алина. (с улыбочкой) И как его зовут?
Марина. Кирилл.
Алина. Баблосы, колеса, все дела?
Марина. Ага.
Алина. Понятно. Сессию тоже он тебе закрывать будет?
Марина. А что не так? Удовольствия надо оплачивать, чтоб ты поняла (Алина молчит) Короче, так (открывает пиво). Не надо меня воспитывать.
Алина. И не собиралась.
Марина. Да, конечно… (отхлебывает пиво) Вот скажи мне, ты мозги себе сушишь днями и ночами, чтобы красный диплом получить?
Алина. Да.
Марина. Потому, что в аспирантуру поступать хочешь?
Алина. Да, хочу
Марина. А зачем? (отхлебывает) Чтобы потом таких же стьюдентов, как и мы, век учить?
Алина. Не только… но и учить тоже.
Марина. Короче, будешь ты долбить, подруга, всю жизнь одно и то же. И все? (отхлебывает) Больше тебя ничего не привлекает? Только жизнь препода?
Алина. Почему только? Личную жизнь никто не отменял.
Марина. Ага. Точно. Вот только у нас в универе как умная баба – так сразу или не замужем, или уже в разводе. Наверное, от большого ума (смеется)
Алина. (обиженно) Ум женщине – не помеха…
Марина. Ага, запас не давит. Но, как говорится, сиськи решают все. Как по мне, то женщина должна быть в первую очередь женщиной.
Алина. (с издевкой) То есть дурой?
Марина. То есть красивой. И современной (закуривает). Поняла? Слишком умные так не при делах и остаются, а берут тех, на кого глаз кладут.
Алина. Берут куда?
Марина. Замуж. На работу… да и в аспирантуру, например (улыбается).
Алина. Наглость – второе счастье…Но..
Марина. Что но?
Алина. Но нельзя же тупить всю жизнь и чего-то стоящего добиться.
Марина. Уверена?
Алина. Да, уверена.
Марина. Ну, хорошо… (задумывается) Хочешь я тебе докажу, что все твое ботанство нахрен никому не нужно?
Алина. И как же?
Марина. (пьет пиво) Легко. Спорим, что осенью я буду в аспирантуре, со стипендией – и при этом учиться – как ты – ни дня не стану?
Алина. Бред. Кто тебя туда возьмет? И как?
Марина. А вот так! За красивые глаза (смеется, вызывающе). Спорим? (Алина молчит) Ну?
(Алина молчит и думает) Или слабо?
Алина. (осторожно) И куда?
Марина. На философский, к Арбенину.
Алина. К Арбенину?!
Марина. Да. (Алина молчит и думает) Он же бабник – не устоит (усмехается) (Алина молчит и думает) Ну, прикинь сама.
Алина. Дальше.
Марина. Дальше посмотрим.
Алина. Ты с ним спишь?
Марина. Ну, почти. Так спорим?
Алина. Не выйдет у тебя ничего… В аспирантуру места считанные…
Марина. Выйдет. Да и места там новые открываются.
Алина. С чего ты взяла?
Марина. С того (пьет пиво).
Алина. А вот отсюда поподробней.
Марина. Короче, это уже мой вопрос – ты ведь ничего не теряешь (смеется).
Алина. Так что там с местами?
Марина. (не отвечает) Нет, конечно, это прикольно будет, если меня возьмут вместо тебя (смеется)
(Алина встает и собирается уходить)
Да перестань ты! Я же шучу, поняла. Шучу. У каждого свое Ватерлоо. И каждый его рискует про… (у Марины звонит телефон) Погоди… Да, привет. Нормально. Да, хорошо. Нет, завтра на третью. Конечно. Да, конечно. Не откажусь (смеется). Ага, до вечера. Пока. (Алине) Короче, не злись ты так.
Алина. Судя по всему, ночевать ты опять не придешь?
Марина. Не-а. И рада бы, да не могу (смеется)
Алина. Это не Кирилл?
Марина. Нет. Это судьба (смеется)
Алина. Не поняла.
Марина. А что тут непонятного? Перспектива. Шанс изменить свою судьбу. До неузнаваемости (смеется) Всем назло. Своими собственными… ногами (смеется, Алина молчит и смотрит в экран ноутбука). Ну, что ты такая серьезная? Не бери дурного в голову и тяжелого в руки. Поняла? Может, музычки? (включает музыку на мобильнике)
Алина. (отводит глаза от экрана) Выруби эту фигню… и сигарету мне дай, пожалуйста.
Марина. (протягивает Алине начатую пачку) Меняю на наушники (смеется)
(Алина вынимает наушники из ноутбука и протягивает их Марине. Марина уходит. Алина закуривает, щелкает мышкой. Раздается звук «Завершение работы Windows». Алина уходит, забрав ноутбук)
(клекот домофона, стук двери, звуки лифта – двери, движение, двери)
Сцена 5
(Звонок в дверь, очень похожий и на клекот домофона, и на звуки компьютера. Ольга, одетая по-домашнему идет открывать. На пороге – Арбенин )
Арбенин. (весело) Ваше приглашение принято!
Ольга. Привет. Заходи. Ты бы хоть позвонил и уточнил когда будешь.
Арбенин. Куда уж точнее? Отчитал пары, завернул по дороге магазин и прямиком к тебе.
Ольга. Отлично. Садись. Сейчас что-то придумаю перекусить.
Арбенин. Перекусить или закусить? (выставляет на стол коньяк).
Ольга. И то, и другое.
Арбенин. «И можно без хлеба…» Как дела? Что творится?
Ольга. (неспешно сервируя стол) Да ничего особого… работа своим чередом, бумажки эти бесконечные, модули…
Арбенин. (в тон) Скоро еще дипломники досаждать начнут…
Ольга. Не скоро… у них все в последний момент… Тем более весна… Все гуляют – по полпотока на пары не появляется.
Арбенин. Да, тут можно им только позавидовать.
Ольга. А меня иногда зло берет: сидишь до часу ночи, готовишься к семинару, тексты перечитываешь, потом приходишь в аудиторию – а там три калеки. Спрашиваешь где остальные, а староста со смущенной улыбкой отвечает: «Весна…»
Арбенин. Ну и что их после этого – расстрелять?
Ольга. Нет, конечно. Но потом они за мной еще побегают – чтобы семинары отработать.
Арбенин. Ох, строга ты, Ольга Владимировна! Ох, строга... (откупоривает бутылку) Пример с них брать надо – быть молодым. Вечно. А иногда – и пьяным. По пятьдесят?
Ольга. Хлеб нарежь пока.
Арбенин. Легко (режет батон) У тебя завтра что?
Ольга. Две пары, но с часу…
Арбенин. Везет же некоторым… А у меня вторая и третья… Особо не разгуляешься.
Ольга. Так никто и не планировал сегодня банкет по полной программе.
Арбенин. А жаль – давно мы с тобой не безумствовали в полный рост (отставляет нож и хлеб). Ну все, можно начинать.
Ольга. (садится напротив, берет рюмку) Скажите тост, Александр Александрович (игриво)
Арбенин. (встает и паясничает) Уважаемые члены ученого совета! Дорогие коллеги! Друзья!
Ольга. (перебивает) Обо мне забыл.
Арбенин. За женщин – как известно – третий тост.
Ольга. А я не о женщинах, я о себе.
Арбенин. Ты – особ статья… Итак… Дорогие друзья, с величайшим прискорбием вынужден сообщить, что нам все-таки пришлось жить во времена перемен... надеюсь, к лучшему! (чокаются)
Ольга. Я смотрю, тебя последние новости изрядно взволновали (выпивает).
Арбенин. О времена, о, нравы! (выпивает) Вчера я разговаривал с Делиховым… и разговор этот закончился ничем.
Ольга. Неудивительно. И что нового он тебе поведал?
Арбенин. Фигню, по большому счету. То есть о себе, любимом – в роли заведующего кафедрой и научного руководителя сына Хломова.
Ольга. (пауза, думает) Наливай (Арбенин наливает). Николай Захарович плохо Хломова знает (улыбается). Во-первых, вопрос о заведующем пока остается открытым. Во-вторых, научным руководителем Кирилла буду, скорее всего, я.
Арбенин. (удивленно) Ты?
Ольга. Да. Если Хломов примет мои условия, которые я выдвинула в ответ на его предложения. Давай выпьем.
Арбенин. С удовольствием (пьют). Хломов сделал тебе предложение? (смеется)
Ольга. Некоторым образом да.
Арбенин. Он ведь он, кажется, женат (продолжает веселиться)
Ольга. Я же не сказала, что он предлагает мне выйти за него замуж.
Арбенин. А если бы предложил? (резвится)
Ольга. Я бы отказала.
Арбенин. Что так? (резвится) Он ведь к тебе явно неравнодушен.
Ольга. Потому, что он не ученый, а чиновник. И он какой-то… картонный.
Арбенин. Ну да, картон для чиновника – самый подходящий материал. Он гнется хорошо. Из него поэтому папки для бумаг делают.
Ольга. Ты меня послушай. Предложение сугубо деловое… и подразумевается тут не только научное руководство.
Арбенин. Я так понимаю, что его мальчик сам ни шиша не напишет?
Ольга. Безусловно. И решать эту задачу можно доверить только мне.
Арбенин. (с улыбкой) Старая любовь не ржавеет?
Ольга. (пропускает вопрос мимо ушей) Взамен Хломов предлагает мне работу под личным, так сказать, патронатом.
Арбенин. Другими словами, предлагает тебе стать его любовницей?
Ольга. Прямо он не говорит. Но это вовсе не входит в мои планы.
Арбенин. А что входит?
Ольга. Получить эту работу, но Хломову не уступать, с кафедры не уходить…
Арбенин. То есть обнадежить мужика, но держать его на расстоянии? Ты – редкий прагматик. Самое время для произнесения третьего тоста (наливает) Но это не может продолжаться бесконечно долго. Твое здоровье… (пьют) В какой-то момент он вернется к своему предложению и поставит вопрос ребром. А это будет уже вопрос карьеры. И что тогда? Или об этом Вы подумаете завтра, мисс О’Хара?
Ольга. Об этом я подумала вчера.
Арбенин. Я в восхищении! И на каких же условиях ты готова лечь с ним в постель?
Ольга. Ни на каких. Но я хочу получить от него аванс – в счет того, чего он хочет от меня,… но не получит.
Арбенин. То есть ты его хочешь, попросту говоря, кинуть?
Ольга. Да. Но интеллигентно и тонко. Для пользы дела. Но ты не переживай – это потребует минимум усилий с нашей стороны.
Арбенин. С нашей?! Ты собираешь и меня впутать в эту историю? Нет уж, увольте…
Ольга. Саша, ты должен мне помочь – я же занимаюсь не только собой, но и тобой.
Арбенин. Мной?
Ольга. Тобой. Цена моего согласия в кавычках – кафедра. Заведовать ею должен мой… как бы этот так помягче сказать (улыбается)… гражданский муж. А кто у нас муж – понятно.
Арбенин. (утвердительно) Я.
Ольга. Ты.
Арбенин. (иронично) Браво! (аплодирует) Без меня меня женили. Это нужно отметить (наливает) И зачем же мне становиться твоим мужем?
Ольга. (язвительно) Ну уж не для того, чтобы мы создали крепкую семью, жили долго и счастливо и умерли в один день.
Арбенин. Не сомневаюсь (смеется) У нас слишком разные понятия о семье, счастье и смерти. А, кроме того, ты меня точно переживешь (салютует и пьет).
Ольга. Еще неизвестно, кто кого похоронит (повторяет жест Арбенина).
Арбенин. Ну, ладно, ладно… То есть ты собираешься шантажировать Хломова в мою пользу? Точнее, в свою и в мою. Использовать его домогательство во благо науки? В этом пафос затеваемой тобой авантюры?
Ольга. Это не авантюра, а деловой расчет.
Арбенин. Ну да, ну да, ничего личного… наука требует жертв. Ты делаешь ставку на тело и предлагаешь мне поставить на кон душу.
Ольга. (раздраженно) Только не нужно ломать трагедию. Твои шансы на получение этой должности крайне невелики.
Арбенин. Это факт. Я так и не научился вести себя дипломатично, то есть по сей день не знаю синонимов к словам «дурак» и «подонок».
Ольга. В твоем возрасте пора уже быть не только умным, но и мудрым.
Арбенин. Это значит – врать?
Ольга. Это значит заниматься не только поиском истины, но и заботиться о себе. И о близких людях тоже не грех подумать хоть иногда.
Арбенин. Это ты о себе, конечно?
Ольга. (издевательски, выходя из себя) Нет, это я о вертихвостках, которые тебе глазки на парах строят. А ты, подозреваю, трахаешь время от времени то одну, то другую. О тебе столько сплетен и слухов ходит, что просто уму непостижимо!
Арбенин. По большей части это вранье…
Ольга. А по меньшей?!
(Арбенин делает неопределенный жест, не найдя что ответить. В этот момент раздается звонок в дверь)
Арбенин. Звонят…
Ольга. (глядя на часы) Черт, совсем забыла!
Арбенин. Поклонник?
Ольга. Дипломник… то есть, дипломница (направляется к двери) Я ей назначила на сегодня прийти и забыла об этом напрочь.
Арбенин. Может быть, мне в туалете пока спрятаться?
Ольга. Твоей репутации это не поможет.
Арбенин. А твоей?
(Ольга оставляет вопрос Арбенина без ответа и открывает дверь. Входит Алина.)
Сцена 6
(Арбенин остается за столом, Ольга и Алина начинают разговаривать в прихожей)
Алина. Здравствуйте, Ольга Владимировна!
Ольга. Здравствуйте, Алина. Принесли?
Алина. Да, Ольга Владимировна… (вынимает распечатки из сумки) Первый раздел полностью готов, второй почти… Введение я начала писать, но пока что туго продвигается…
Ольга. Неудивительно… но не страшно. Время у нас еще есть…
Алина. А Вы еще обещали книги…
Ольга. Да-да, конечно… минутку… (секунду мешкает)… Вы пройдите пока… (уходит в сторону за книгами)
Алина. Спасибо (входит в комнату и видит Арбенина). Здравствуйте.
Арбенин. (непринужденно) Здравствуйте.
(повисает пауза)
Вы у Ольги Владимировны диплом пишете?
Алина. Да.
Арбенин. Бакалаврский?
Алина. Магистерский.
Арбенин. (придумывая, что еще спросить) А на четвертом курсе у кого были?
Алина. У Николая Захаровича.
Арбенин. Ааа…
(возвращается Ольга с книгами)
Алина. Вместе с Мариной (смотрит на Ольгу).
Арбенин. (напрягается) С кем?
Алина. (отчетливо) С Мариной Барашковой.
(Ольга смотрит на Арбенина)
Арбенин. (делает вид, что вспоминает) А, светленькая такая, высокая…
Алина. Нет – такая невысокая брюнетка…
Ольга. Подруга Ваша? (оглядывается на Арбенина)
Алина. (смотрит на Арбенина) Да, мы квартиру снимаем вместе.
Ольга. А ею кто руководит?
Алина. Кажется, Александр Александрович.
(Ольга смотрит на Арбенина)
Арбенин. Я? – нет!
Ольга. А кто?
Арбенин. Откуда я знаю.
(Ольга смотрит на Алину)
Алина. (Арбенину) А мне показалось, что Вы.
Арбенин. Нет, не я.
(Ольга смотрит на Арбенина)
У меня в этом году вообще нет дипломников… кажется.
Ольга. Алина, вот еще пара очень полезных для работы текстов – Вы разберитесь с ними внимательно, а потом мы поговорим с Вами… в следующий раз.
Алина. Спасибо, Ольга Владимировна (кладет книги в сумку) Я пойду?
Ольга. Вы извините, вышла небольшая накладка…
Алина. Я понимаю…
Ольга. Но Вы не волнуйтесь – мы все успеем.
Алина. Я не волнуюсь… До свидания, Александр Александрович!
Арбенин. Всего доброго.
(Ольга ведет Алину к двери)
Алина. До свидания, Ольга Владимировна!
Ольга. До свидания, Алина.
(Алина уходит, Ольга возвращается к Арбенину, садится напротив, смотрит на него)
Ну?
Арбенин. Что «ну»?
Ольга. Ничего?
Арбенин. Ничего.
Ольга. Ладно… Но мне кажется, что здесь что-то нечисто.
Арбенин. Вздор!
Ольга. Ладно… (пауза) На чем мы остановились?
Арбенин. (иронично) На обстоятельствах нашего гражданского брака, способствующих прогрессу отечественной науки
Ольга. И что ты решил?
Арбенин. Что меня по-прежнему смущает… э… этический аспект этой… э… эротической картины в карьерных тонах.
Ольга. (после паузы, жестко) Тогда решай сам: или с сентября ты будешь руководить мной, или работать как прежде – но без меня! (Арбенин молчит) Или ты думаешь, что окажешься передо мной в неоплатном долгу… (Арбенин молчит) Или ты ищешь в моем предложении некий скрытый подвох?
Арбенин. Во-первых, я вижу в нем явный обман…
Ольга. Смелости не хватает на него пойти? (ехидно)
Арбенин. (пропускает мимо ушей) Во-вторых, я выгляжу человеком, который расплачивается своей женщиной за свою карьеру…
Ольга. Я не твоя женщина!
Арбенин. Уже нет. Но согласно сделке с Хломовым – уже да.
Ольга. Чушь. Это же мое решение, а не твое.
Арбенин. Укрыватель краденого не лучше вора, не так ли?
Ольга. Отлично. Значит, тебя радует перспектива пожизненно заниматься педпрактикой, писать липовые отчеты и читать лекции по учебнику времен крепостного права?
Арбенин. Нет, не радует. Но и от способа всего этого избежать я тоже не в восторге. (задумывается) Хорошо… (пауза) Возможно, ты и права отчасти… (пауза) Черт… вижу одни научные степени вместо лиц… Не уверен я, что эта цель оправдывает подобные средства…
Ольга. Даже не сомневайся.
Арбенин. О! Даже так? (меняет тон) Ну, тогда раздевайся. Начнем наш медовый месяц прямо сейчас.
Ольга. (добродушно) Иди к черту.
Арбенин. Эх, не судьба (усмехается) Вот, что я тебе тогда скажу на правах новоиспеченного мужа: ты, Ольга Владимировна, опаснейший человек (наливает обе рюмки)
Ольга. Да неужели?
Арбенин. (подражает) Даже не сомневайся. Сразу трех мужиков хочешь держать за… хм… в подвешенном состоянии… если не сказать «на поводке».
Ольга. Саша!
Арбенин. Ладно, хорошо – звони своей золотой рыбке (ухмыляется), гореть мне в аду. (Ольга достает телефон) Да, так что насчет моих супружеских обязанностей? Хотелось бы вернуться к этой теме,… оценить степень ее актуальности…
Ольга. Посмотрим на твое поведение... (в телефон) Алло? Это я... Мне показалось, что еще не слишком поздно, да и конец недели... (разговаривая, уходит)
Арбенин. Поведение… Политика, выдаваемая за этику… Вращение вокруг идеи блага (в сторону ушедшей Ольги) Ничего и никто не возвращается… Это еще вопрос – хочу ли я тебя… себя вести иначе... (собирает-двигает посуду на столе, сквозь позвякивание начинает звучать Голос) Хотя, конечно, иначе существует всегда…
Голос. Женщина вряд ли будет довольна, если мужчины перестанет отдавать должное ее прелестям. Но целомудренность – самопринуждение, скрывающее страсть, – все же как иллюзия очень полезна, дабы сохранить между тем и другим полом известное расстояние, необходимое для того, чтобы не сделать один пол простым орудием наслаждения другого.
Сцена 7
(Под звучащий в предыдущей сцене Голос комната Ольги трансформируется в аудиторию, Арбенин вместо приборов и посуды перебирает уже бумаги на столе.)
(звонок, окончание пары)
Арбенин. На сегодня все… встретимся через неделю, как обычно (студенты расходятся)
Юля. Здравствуйте, Александр Александрович!
Арбенин. Здравствуйте, Юля… давайте, где тут расписаться (берет журнал).
Юля. А можно вопрос?
Арбенин. Конечно.
Юля. Вы слышали про конкурс студенческих работ? Для гуманитарных факультетов?
Арбенин. Честно говоря, нет… я не большой любитель всей этой формалистики.
Юля. Я тоже… но там сказано, что занявшие 1-2 места получат грант на учебу за границей.
Арбенин. И что? Вас это прельщает?
Юля. Заманчиво. Вот как Вы считаете – стоит попробовать? Дедлайн еще не скоро…
Арбенин. Не знаю. Боюсь, что это лотерея, где выигрышные билеты заранее помечены начальством. Впрочем, Вы ведь ничего не теряете…
Юля. Вот именно… А если я напишу работу – можно будет ее Вам показать?
Арбенин. Почему нет? Приносите… (смотрит на часы, потом на журнал) Так где здесь…
Юля. Вот… А у Вас пары уже закончились?
Арбенин. (рассеянно) Пары?
Юля. Ну да. Сегодня это у Вас последняя пара?
Арбенин. Да, последняя…
1-й студент. До свидания, Александр Александрович!
Арбенин. До свидания.
Юля. И за прошлую неделю (указывает в журнале, Арбенин расписывается) А Вы сейчас домой идете?
Арбенин. (фокусируясь) Нет, не сразу… Мне еще надо зайти на кафедру, есть там кое-какие дела… А что случилось?
Юля. Ничего не случилось – просто.
Арбенин. Просто что?
2-й студент. До свидания!
Арбенин. Всего доброго. (Юле) Да?
Юля. Просто мне хотелось бы проводить Вас до дома.
Арбенин. С какой целью?
Юля. Поговорить…
Арбенин. Об этой работе на конкурс?
Юля. Нет… о жизни… прогуляться с Вами и поговорить…
Арбенин. Хм… мне как-то привычней видеть мужчину в роли провожатого для барышни…
Юля. А мы поступим оригинально: я подожду Вас, а потом провожу. Не откажете мне?
Арбенин. В чем именно?
Юля. В общении.
Арбенин. (смотрит на Юлю, задумывается на секунду) Вам – не откажу.
Юля. Спасибо (улыбается). Ну, значит, я Вас жду (уходит)
(фигура Юли маячит в курилке на заднем плане)
Арбенин. (сам) Так, хорошо, теперь… (собирается уходить, наталкивается на Марину)
Марина. Привет! (пытается чмокнуть его в щеку)
Арбенин. Мы в университете.
Марина. Ой, ладно – никто не видит. Ты как сегодня?
Арбенин. Сейчас у меня еще… дела. Я несколько задержусь… на кафедре.
Марина. А я хотела что-то вкусненькое на вечер приготовить.
Арбенин. Прекрасная мысль. (пауза) Давай...те так сделаем: вот ключи, Вы ступайте и реализуйте свои творческие планы, а я приду позже.
Марина. Ого! (играет ключами) Заслужила, да? (усмешка)
Арбенин. (пропускает вопрос Марины мимо ушей) Только не вздумайте никуда уходить, а то я просто домой не попаду.
Марина. Понятное дело (прячет ключи) Ладно, я пошла. (уходит)
(фигура Юли маячит в курилке на заднем плане напротив фигуры Юли)
Арбенин. (сам) До скорого… (топчется, но не уходит) Как же все сразу и не вовремя… А, черт с ним, это подождет… (на ходу достает телефон, звонит) Оля? – привет! Я еще в университете, но надо убегать… (оглядывается то на фигуру Юли, то на фигуру Марины) Нет, не буду заходить – а, собственно, зачем? Решите там все без меня… Да… считай это издержками гражданского брака. Какая прибыль? (звонит звонок на пару) Погоди, я ничего не слышу! Что? (звонок умолкает) Хорошо… Спасибо… Нет, я не планировал пока… (раздается клаксон автомобиля Кирилла) Твою мать! Что? (оборачивается, видит как к фигуре Марины подходит фигура Кирилла) Давай этот вопрос отложим до вечера – я доберусь до дома и перезвоню тебе… Какие гулянки? (Марина и Кирилл уходят, Арбенин провожает их взглядом) Нет… Все, извини, я побежал – кланяйся от меня Делихову (включается сигнализация автомобиля Делихова) С ума сойти можно! Что? Да, договорились… Пока (смотрит в сторону ушедших) Забавно… Неудивительно, но забавно… Ничего не сказать… Впрочем, «об этом сказано достаточно»… Пойдем дальше…
Сцена 8
(Юля идет навстречу Арбенину)
Юля. Александр Александрович…
Арбенин. Надеюсь, я не заставил Вас ждать слишком долго?
Юля. Нет, что Вы. Освободились?
Арбенин. Да. В том числе, и от некоторых весьма настырных иллюзий (хмыкает)
Юля. Иллюзий?
Арбенин. Иллюзий. Служащих основанием для коллизий.
Юля. (смеется) Ну, тогда пойдемте. Вам ведь отсюда в сторону метро?
Арбенин. Верно (идут вдвоем) И как Вы узнали, где я живу?
Юля. Я не знаю где… Но обычно Вы идете в эту сторону.
(пара прогуливается, описывая круги вокруг кровати, стоящей в центре)
Арбенин. Шпионили? (улыбается)
Юля. Выслеживала (улыбается) Как в детстве, когда играешь в сыщиков-разбойников.
Арбенин. Уверен, Вас всегда привлекало амплуа разбойника?
Юля. Конечно (улыбается) А Вы кем хотели стать в детстве? Или оно у Вас не закончилось?
Арбенин. То есть, как?
Юля. Мне кажется, что есть такие редкие люди, у которых как будто нет возраста… И Вы – один из них… вечно молодых.
Арбенин. (усмехаясь) Горец, одним словом. Вы скажите это моему лечащему врачу.
Юля. (смеется) Обязательно. Но не все сразу… Знаете, я когда Вас первый увидела… у нас на факультете, полгода тому назад… первое впечатление было такое… Вы умеете привлекать внимание.
Арбенин. И что же Вас так привлекло?
Юля. Манера, наверное… речь… Вы напоминаете героев Грина, а слышится Ницше…
Арбенин. Читали Ницше?
Юля. Да. Я вообще собиралась поначалу на философский… но потом родители отговорили.
Арбенин. Теперь жалеете?
Юля. Нет, наверное. Во всем есть своя прелесть.
Арбенин. Несомненно… Своя в Базеле и своя в Зурбагане.
Юля. Где?
Арбенин. (усмехается) Неважно. Чувственность всегда стремится залатать прорехи памяти или неполадки интеллекта. Она настолько непосредственна, что даже ложь или притворство составляет, надо думать, ее природу.
Юля. Тяжело с Вами говорить… интересно, но тяжело.
Арбенин. Это минус?
Юля. Это так. Начинаешь чувствовать себя как на лекции или даже как на экзамене.
Арбенин. Не расстраивайтесь – это издержки профессии препода.
Юля. Я не расстраиваюсь – даже наоборот. Это даже как-то… возбуждает.
Арбенин. Интерес?
Юля. Желание. (смотрит на улыбающегося Арбенин) Желание обнаружить за этой публичной маской живого человека. Того, кто спит, ест, любит, ходит по улице…
Арбенин. (в тон) …в обществе соблазнительной молодой дамы…
Юля. Да – и видит в ней, возможно, не только лишь студентку.
Арбенин. Ого! Это вызов.
Юля. А почему бы и нет? Вам неприятно?
Арбенин. Мне-то приятно... Но, смею напомнить, что каждый человек измаран своей манерой жизни, работой, историей… с возрастом это становится все заметней.
Юля. Ну и что? Разве возраст мешает открывать ближнему своему – свое, человеческое?
Арбенин. И человеческое, и слишком человеческое… (усмехается) Возраст, конечно, не мешает – но он изощряет эту вечную игру дистанций и субординаций. В нем есть лишний повод и самолюбования, и самоуничижения… и самоуправства, наверное… Он позволяет как-то иначе видеть близь и даль… провоцирует вечное возвращение к вопросу о том, кого можно считать ближним… и близким.
Юля. Например, того, кого любишь.
Арбенин. (иронично) Как все просто! На первый взгляд, однако. Поначалу близкие нам, вроде бы, даны – как родители; но – с возрастом – как часто мы оказываемся с ними далеко не близкими людьми? Иной раз мы идем на сближение с привлекающим нас человеком – но лишь для того, чтобы, в итоге, очередной раз убедиться в незамысловатости этой искомой близости. Еще чаще мы обнаруживаем, что вблизи не видно и недостает чего-то очень важного – и тогда вынуждены отступать, пятиться, оборачиваться. Мы ведь то и дело отмахиваемся от того, что близится… надвигается, наступает; и в то же время пытаемся приблизиться к тому, что, возможно, куда безопасней и разумней было бы лицезреть издалека…
Юля. Вы так красиво говорите о любви…
Арбенин. О любви? Ей жалость неведома, хотя и возрасты покорны… (усмешка) Но «пожилым мужчинам следует говорить о любви так, словно они к ней не причастны» (усмехается)
Юля. Почему?
Арбенин. Чтобы не казаться смешными… хотя, с другой стороны, «ни в какой любви нет остановки»… И не поспоришь… (пауза) Ну вот… Мы дошли, наконец, до той цели, которую Вы сегодня перед собой поставили.
Юля. Это Вы о чем?
Арбенин. О том, что живу я здесь (указывает рукой)… и наше первое свидание на этом месте заканчивается. Спасибо, что проводили.
Юля. Вы спешите? Вас дома ждут?
Арбенин. Ну, в общем… (с заминкой) да… мне пора уже.
Юля. Жаль. Так не хочется Вас отпускать (улыбается) Я бы слушала Вас еще и еще.
Арбенин. Жаль. Мне тоже, наверное, есть еще что Вам сказать… Но пока что выхода иного у нас нет.
Юля. У нас? Пока?
Арбенин. Пока.
Юля. Я понимаю… Но мы ведь сможем встретиться как-нибудь еще? На следующей неделе, например?
Арбенин. Чтобы прогуляться и поговорить?
Юля. И узнать Вас поближе.
Арбенин. (цокает языком) Ваша смелость и настойчивость не может не тревожить воображение. Но, видимо, я сам даю поводы… И не только как лектор (улыбается)
Юля. А без воображения жить скучно. Я Вам позвоню, хорошо?
Арбенин. Номер мой знаете?
Юля. Конечно – Вы же его всем студентам даете (улыбается)
Арбенин. Да, верно, сразу не сообразил (улыбается) Ну, тогда – да, звоните… Как говорится, у нас в запасе – вечность… а впереди – будущее.
Юля. А я себе оставлю настоящее. Можно?
Арбенин. Любой каприз! «Если сможете его схватить и удержать». И всего доброго (уходит)
Юля. До встречи… (остается одна) …Александр Александрович (садится на кровать) Осталось теперь понять чего я сама хочу. Влюбилась как кошка? Пытаюсь выиграть какой-то заочный спор? Проверка сил? Поди разберись… Или это просто желание, которое не терпит отлагательств? Желание обеих сторон? Глупые вопросы… Так или иначе, но первый шаг сделан и… и отступать не моих правилах (вкладывает наушники в уши)… тем более, что я сама этого хочу (звучит медленная романтическая музыка типа Confessa)