Какой модерн? Философские рефлексии над ситуацией пост/недо/after-post/пост-пост... модернизма. Колл. монография. В 2 т. -Т.1. -Х.:ХТНТ, 2010. -374 с. С. 244-255.

 

 М. Шильман

 

МОДЕРН, КОТОРЫЙ СМЕЕТСЯ

 

Принцип современного мира требует, чтобы то, что каждый должен признавать, обнаруживало себя ему как правомерное.

                                    Г.В.Ф. Гегель [2]

 После шумного взрыва смеха мы еще долго стояли перед этим фаллосом современности.

Ж. Деррида [7]

 

Циркуляция вопроса «какой (же) нынче модерн?» отмечает время, исхода из которого по-прежнему нет. Несмотря на то, что многоликая «современность», похоже, утвердилась навечно, уже имеющий свою историю (!) пост-модерн (или, с оглядкой на поставленный вопрос, – ?-модерн, что может считаться эквивалентом) до сих пор остается, по словам Бодрийяра, «неопознанным теоретическим объектом» [12]. Такое положение вещей как нельзя лучше характеризует (текущее) состояние состояния пост-модерна.

Заведомая невозможность установления жестких демаркаций между модерном и пост-модерном лишний раз подтверждает (как оказывается, едва ли не бесконечную) способность модерна к изменениям. В этом смысле наблюдающееся на текущий момент выступает и как «неоконченный проект», и как «не-спроектированный конец», – состояние, лишенное и проективности, и окончательности. В то же время, наблюдение какого-то «другого модерна» указывает на некое различие, грань которого уже (всегда) перейдена. Модерн как «не-иное» уступил место модерну, склонному к мутациям, но при этом всякий ?-модерн, выделяясь из модерна, является, в первую очередь, модерном. Модерн de facto продолжает оставаться тем богатством, наследием и капиталом, – одним словом, тем состоянием – которое позволяет современности и получать свои дивиденды, и эпатировать себя растратами.

Двойственность и двусмысленность понятия «состояние» отсылает и к модерну – как долгой истории накопления, сбережения и приумножения, и к пост-модерну – как возникающей «после истории» щекотливой ситуации наследования, расплаты и раздела. В отличие от производства, несомненного самого по себе, всякая дистрибуция сама по себе сомнительна. Если пост-модерн наследует модерну, а модерн достается пост-модерну в наследство, то их стык – вдвойне сомнителен. С одной стороны, как убеждает Лиотар, «все, доставшееся в наследство, даже пусть и от вчерашнего дня… должно быть подвергнуто сомнению» [10]. С другой стороны, подозрительна всякая претензия на статус наследника и любая попытка вступить в права на наследство. 

Модерн является основанием/состоянием (для) пост-модерна; не имеющий собственного основания пост-модерн есть (как) состояние/диагноз модерна. Соучастие обоих модернов в современности очевидно, а значит речь в дальнейшем следует вести о смысловых оттенках дистанции между ними и о об использовании пост-модерном своего достояния.

Пост-модерн должен пониматься технологично – как обогащение модерна, исчерпавшего или, точнее, обеднившего собственные ресурсы. Его «отличает» от модерна извлечение «полезных ископаемых» из «философских отвалов» – обнаружение, актуализация и (пере)запуск в оборот маргинальных, «побочных», не афишированных или приговоренных к умолчанию проблем и тем, которые были о(т)ставлены и (за/от)брошены модерном как неудобоваримые. В ретроспективе может показаться, что они «играют в паре»: их сопряжение как нечто не-единое, нецелое, но «общее» удерживает дистанцию, подобную той, что неизбежно возникает между стратегией распашки новых земель и рекультивацией старых угодий.  

Обнаруживая (еще) нечто в модерне, пост-модерн обнаруживается (там же): как тут не согласиться с Лиотаром, видящим в пост-модерне спрятанную часть модерна и «разработку упущенного изначально» [16]. Пост-модерн и «входит в модерн» (Лиотар), и «проступает в модерне» (Вельш), и – «в форме возобновления и необходимости наверстать упущенное» (Слотердайк) – является/питается отходом (от) модерна. Настоящее же – после калькуляции доходов с модерна и расходов на модерн – зачастую видится не преходящим, а отходящим.

Переосмысленное Бодрийяром понятие «отходов» как нельзя лучше подходит для определения пост-модерна как состояния невозвращения и тотальной обратимости – не имеющей основания и контура фигуры бесконечного Re-. В таком смысле/ключе пост-модерн – это не flashback, а recycling. Современность, по мнению Бодрийяра, уже не различает используемое и оставленное; в ее (полном?) распоряжении есть «...отходы, всего лишь отходы... это не следы прошлого и не руины, которые все-таки представляют собой почтенные памятники старины» [1]. Отходам не находится оппозиции – «невозможность определить, что же является отходами другого... позволяет любому термину быть отходами другого...» – а потому «…отходы заставляют вас смеяться» [15], оказываясь нео(б/т)ходимы. В этом смысле проект модерна как истовое и бескомпромиссное производство «серьезного знания» неизбежно вызывает почтительный смех, служа, в известной мере, и отходами от того знания, которое не выдерживало (в свое время) проверки на серьезность, и путями в обход постановки вопросов, казавшихся философски смехотворными.

Констатируя принципиальную невозможность какого-либо безотходного производства, пост-модерн вносит смещение в классическую субординацию серьезного и несерьезного, предлагая игру, в которой всякое знание служит отходом (для/от) другого знания. Оппозиции, где каждому члену, находящемуся на своем (законном) месте, «не до смеха», сменяются сегодня диспозициями, в которых раз-решение проблем достигается посредством вольного раз-мещения элементов. Исходя из этого, есть резон вести речь о пост-модерне как о смещенном модерне. То есть о модерне, прямо или косвенно равняющем в правах смех и мудрость в качестве (взаимных) отходов друг друга. 

 Любые «отходы модерна» есть также и «обходы модерна» – попытки каким-то образом и обойти («обогнать»), и избежать («не повторить»). Пост-модерн ищет различные пути о(б/т)хода модерна, чтобы его о(б)ставить. Он отстраняется и отстоит от модерна, но, в то же время, отст(р)аивает его. В итоге, отстающий от пост-модерна и отстаиваемый им же модерн неизменно каким-то образом остается отстоянным отстоем: «...модерн остается обречен на самого себя...» – заключает Слотердайк – и добавляет: «Мы говорим «постмодерн» со смущенной улыбкой, как если бы знали, что он должен был бы называться «еще-модерн» [13].

В продолжение этой мысли (пост)модерн приходится ассоциировать с возгласом «ах, оставьте!» – отчасти игривым, предельно двусмысленным, сопровождаемым и смущением, и улыбкой. Когда имеет место «возвращение отходов» [15], – констатирует Бодрийяр – остаточное становится избыточным. Модерн отходит, оставаясь смущенным. Пост-модерн – это «черная метка» модерну, на оборотной стороне которой нацарапано «смещен». Что, впрочем, не означает ни устранения, ни уничтожения, ни снятия – это есть см(е/у)щение, перехват власти, в результате чего безусловная серьезность развенчивается, удаляется... но не отбрасывается, а остается – лишенная величия, «играющая отходную», вызывающая смех.

          (Пре)вращения отходов провоцируют двусмысленность и смех, – «они непристойны, поскольку они обратимы и заменяются внутри себя» (Бодрийяр). Современность как «непристойный модерн» (Жижек), смешна. Облеченный недоверием и смущением модерн, теряющий, по свидетельству Лиотара, все признанное «великим» и всех признанных «великих» [11], оказывается смехотворен. Смехотворность, в данном случае, означает не столько ничтожность текущего ?-модерна по сравнению с Модерном, сколько саму способность современности смеяться. Современное состояние вызывает смех (на себя), в виду того, что оно не может ни отвратить(ся) (от) отходов прошлого, ни предотвратить (своих) отходов в будущем.

Деформация модернового диалектики попытками чистого сохранения – возведением мавзолеев и мумификацией тел (в равной степени тел физических, политических или социальных) сыграла с модерном дурную шутку. Размягчая «снятие», подразумевающее не бальзамирование, но очистку, претензия на окончательное и не-снимаемое утверждение привела к не-утвердительности модерна. Как только модерн перестал выполнять ассенизационные функции в отношении самого себя, он (из/за)гадился.

Отказывая модерну в признании его величия, насмехаясь над модерном, пост-модерн в первую очередь выпускает на волю и реабилитирует некогда погребенный модерном смех. Как утверждает в тон Ницше Делез, «смех обладает «великим свойством» и в качестве такового он способен заменить «великого героя» или вообще «великое» метанарраций [4]. Так, «смеясь, человечество прощается со своим прошлым» (Маркс), но – вживляя в него современность и застывая (навсегда?) в неподдельно прощальных позах. С известной долей иронии диагностирует это состояние и Лиотар, полагая, что пост-модерная современность «…не является модернизмом в своем завершении, а модернизмом в своем зарождающемся состоянии, и состояние это постоянно» » [10]. Постоянность зарождения модерна, будучи в то же время и постоянностью прощания с модерном создает анекдотическую ситуацию «стояния в дверях», где «прощаться» не означает «уходить», а «медлить» не означает «оставаться». В этой безысходно возникающей неловкой «промежности», в опере-буфф, которую ставит пост-модерн, модерн volens nolens исполняет (не)веселую арию «еврейского гостя» – того, кто прощаясь не уходит. Однако же, эта партия, полная (не)скрываемого нарциссизма, необходима, – ибо современность жива как реинкарнация того, что «изначально» (со)держится в модерне и (про)является в его обращении к себе. В определенном смысле пост-модерн – это поза брошенного модерна, позаброшенный модерн, (уже) непризнанный модерн – не снятый, не избытый, но рассмешенный. Модерн, который (наконец-то) смеется.

Так сбывается мечта Ницше – замена величия высшим, «золотым смехом», который подрывает трагичность труда и борьбы: именно «смех осуществляет «трансмутацию мучения в радость» [4]. Смех лишается ярлыка «злого недуга человеческой природы» (Гоббс) и преступает запрет на изображение в роли того, что «одолевает достойных людей» (Платон), – теперь он «по праву»» символизирует разрушение всякого механизма безусловного признания. Смех, определяемый Деррида как «утверждение, постороннее всякой диалектике» [6], «обезоруживающий взрыв» высекается из (того, несмешного) модерна как нечто «внеположное дискурсивности и проективности».

Пост-модерн не прогрессирует и не причиняет прогресса; смех не снимает и не снимается, – в этом залог их союза. Гегель не мог не заметить таящейся силы смеха, в котором «...находит свое воплощение ощущаемое за счет смешного предмета согласие субъекта с самим собой» [3]. Но – доверимся Деррида – «...в гегелевской системе смех отсутствует...» [11]. За смехом стоит «переворачивание» без снятия, уничтожение без сохранения, самонаслаждение субъекта, достигающееся без усилий. Смех возникает тогда, когда «...нечто сразу превращается в свою противоположность, следовательно,  непосредственно само себя уничтожающее...» [3]. В гегелевском мире смех безответственно несет слишком простую, «незаслуженную» свободу, – ощущение свободы без борьбы, отпущение грехов без покаяния. Он не чинит преград и не преодолевает их, играя «поверх барьеров». И смех над модерном, поверх модерна – лишний пример того, как невозможно вчистую освободиться от представляющегося предельно смехотворным. От того, что ничтожится, не уничтожаясь, снижается, не унижаясь, и уходит не уходя.

Текущая ситуация «современности» характерна не столько унижением или принижением, сколько снижением модерна – имеется в виду намеренное «опускание уровня», «понижение градуса». Пост-модерн – это сниженный модерн, понижение степени модерного. Что не может означать ни (полного) падения модерна, ни (полного) «падение планки» модерна. Собственно, модерн – с оглядкой на его многолетнюю выдержку – проверяется не на вкус, но на крепость. Он не исключается из меню, присутствует в ассортименте, приправляется различными ингредиентами, сервируется и – потребляется.

Подогреваемая идеями Просвещения безотносительная потребность в модерне превратилась на сегодняшний день в обставленное множеством условий потребление модерна. Оказалось, что модерн не само-ценен и его можно (и должно) «оценить по заслугам». Вопрос «Во сколько нам обошелся проект Модерна?» получил свое пост-модерное разрешение: модерн в формате самоцели был оспорен, а его постоянная и несомненная (а потому – «непотребная») ценность модифицировалась до переменной потребительской стоимости. Таким образом, выйдя во второй половине XX века на мировой рынок в поисках своего «негероического» потребителя, модерн оказался и преданным, и проданным.

Пост-модерн как преданный модерн – это и последствие предательства модерна, и состояние неотступности, неотвязности, несвободы (от) модерна. Принципиальная невозможность окончательного освобождения (потребителей) (от) (модерна) вынуждает в наше время предельно сближать такие понятия как «свобода» и «баланс». Уравновесить держателя истины – Спасителя, который «никогда не смеялся» (Эко), – может лишь утверждающий истину со спасительным смехом. То есть тот, у кого сохраняется «инстинкт истины» (Деррида) и кто дает согласие на «игры истины» (Фуко), но – с ницшеанской уверенностью в том, что «...ложной назовется у нас всякая истина, у которой не было смеха» [13].

Воскресение освобождающего(ся) смеха диктуется – опять же – двуличием современной ситуации: с одной стороны, философия пребывает в контрактном размежевании с силами не-философскими, представляющими для нее (серьезную) опасность, и – как замечает Делез – «...если ей суждено умереть, то по крайней мере это будет смешно» [5]. С другой стороны, философия контрастно сторонится сил «экстра-философских», по чьим правилам она должна была бы (продолжать) вести борьбу за «всеобщее признание» с предельной серьезностью и риском для жизни. Результирующим же оказывается то состояние контра(с/к)та, в котором философия не «собирается с силами», чтобы соперничать, и не гарантирует серьезность своих претензий. Напротив, ее разбирает смех. Как заметил Кант, освобождающий «жизненные силы от затруднений» «смех разбирает нас сильнее всего тогда, когда нужно сохранять серьезность» [9]. В нашем случае затруднения, вызванные чрезвычайной плотностью (недавнего) модерна, указывают на очевидный избыток серьезности, который требует «разрядки». Необходима рефлексия, в ходе которой (с)проектированное и (почти) построенное не разрушается, но разбирается (со) смехом. Пост смеется над модерном как Слуга – на Хозяином: не претендуя на его место, не имея своего.

Философия не без опаски идет на (не)серьезные «разборки с модерном», т.е. на разбор (результатов/остатков/отходов) модерна: она разбирает признанные мыслительные конструкции, констатируя тот факт, что в них гипертрофия одних элементов сопрягается с атрофией других. В то же время, охота за модерновыми диспропорциями оборачивается эффектами «пере-регулирования» философского дискурса. Атрофированные элементы модерна гипертрофируются пост-модерном и наоборот – гипертрофии модерна остаются без привычной подпитки. «Очередной» модерн остается очередным нарушением «процессов питания» западноевропейской мысли, ведущим к очередным патологическим изменениям, т.е. к неизлечимой дистрофии, которая (уже давно) должна быть понята как если не синоним мышления вообще, то как его существенный и (не)устраняемый признак.

В «итоге», деконструкции пост-модерна – как попытки нейтрализовать «нарушенный обмен веществ» – оставляют современность в длящемся (полу)разобранном состоянии (раз)решения своих противоречий, что есть – в гегелевском смысле – игра, спорт, эрзац «признания». Ибо признание, которое подразумевает сокрытие истории упущенных возможностей и снятие заслуг, уже не признается. Напротив, (пере)избытку модерна требуется сбалансированность, уравновешенность, рассредоточение, чему и служит смех, способный и отказать в признании, и воздать/получить по заслугам. 

На наших глазах смех разбирает (пост)модерн, который смеется с риском для смерти над риском для жизни. Это смех над «(раз)ряженным» Модерном: над «платьем короля», над тем, что/кто рядится в модерн, над мутациями и имитациями модерна. Смех, разражающийся над модерном, утверждает «разреженный» модерн, понижая плотность среды последнего для того, чтобы она была не только средой героического присутствия, но и средой повседневного обитания, «реального» обывания. (Пост)гегелевский вариант «просвещенного модерна» квалифицируется пост-модерном как «беспросветный модерн», потому как обнаружить какой-либо (про)свет «за Гегелем, в его необъятной тени» (Деррида) не представляется возможным. Нынешний вариант ответа на хрестоматийный вопрос «что такое просвещение?» неминуемо связывается со всем тем, что (философии) остается – со смехом «над Гегелем» и «над снятием» (Деррида). Подобный ответ будет и анализом модернового наследства – «светоносных метафор», и расширением артикула технологий светотехники. В любом случае он будет игрой с изменением углов освещения, открывающей новые контрасты. И эта игра – с (пере)отбрасыванием теней, с попытками a la Ницше пройти(сь) «над» и «поверх» – чревата всеми видами поверхностности, и триумфами поверхностей.

Пожалуй, корректно было бы говорить не о состоянии пост-модерна, а о его состояниях, имея в виду принципиально открытое множество. Раз выбранный модерн превращается сегодня в разобранный модерн – незаконченный в каждой из своих моделей и недостаточный в каждом из своих определений – т.е. в длящееся избрание (какого-то, очередного) модерна. Разбирая модерн (на части), а тем самым и выбирая/извлекая модерн (из модерна) по частям, пост-модерн отказывает модерну в признании единственного образа целого. Этим он оказывает (всем) поистине неоценимую услугу: поднимает модерн не снятием модерна, а тем, что поднимает его на смех. Умение о(т)казываться, «имеющееся» на сегодняшний день в качестве нефиксированного «состояния», – это модерн, поставленный на дыбы/поднятый на дыбу. Это некий modernus (e)rectus – современность напряженная, вздыбленная, (при)поднятая, (was)двигающаяся. Это модерн, сохраняющий свои черты, родимые пятна и «правильную осанку» – не пепел, но сам Клаас, который еще слишком дорог уму, но уже не принимается слишком «близко к сердцу». 

 

Литература

 

  1. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос, № 9, 1997. С. 107-116.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. –М.: Мысль, 1990. –526 с. С. 352-353.
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. –М.: Мысль, 1977. –471 с. С. 122.
  4. Делез Ж. Ницше и философия. –М.: Ad Marginem. –377 с. С. 376.
  5. Делез Ж. Переговоры. –СПб.: Наука, 2004. –233 с. С. 177.
  6. Деррида Ж. Голос и феномен. –СПб.: Алетейя, 1999. –208 с. С. 204.
  7. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. –Мн.: Современный литератор, 1999. –832 с. С. 242.
  8. Деррида Ж. Письмо и различие. –СПб.: Академический проект, 2000. –432 с. С. 324.
  9. Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 2. –М.: Мысль, 1964. –510 с. С. 211.
  10. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem '93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. –М.: Ad Marginem, 1994, Сс. 307-323. С. 321.
  11. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. –М.: Алетейя, 1998. –160 с. С. 10.
  12. Меланхолический Ницше. Беседа с Жаном Бодрийяром // http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/gtmarket/2006/663
  13. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. –М.: Мысль, 1990. –829 с. С. 153.
  14. Слотердайк П. После истории // http://wwh.nsys.by:8101/klinamen/fila22.html
  15. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. University of Michigan Press, 1994. P. 157.
  16. Lyotard J.-F. The Postmodern Explained. Minneapolis: University of Minneapolis Press, 1993. P. 80.
Rambler's Top100
Hosted by uCoz