Вопрос трансформации власти, изменения ее природы и характера используемых ею процедур в контексте становления пост-современных «обществ контроля» (Ж. Делез)
является актуальным для множества научных дисциплин, но стоит предельно остро в
поле социальной и политической философии. Нестабильная, не связанная в единое
целое, дисперсная, рассеянная власть, которая представляет собой совокупность
«отношений власти» (М. Фуко), становится своего рода полем жизни. В этом смысле
традиционное понятие власти (соотносящееся с индивидом) сменяется понятием «биовласти» (соотносящимся с живым вообще). Приобретение биовластью все новых и новых форм представляет собой биополитику, которая берет под
контроль все аспекты жизни, становясь своего рода «социальной медициной» (А. Негри).
Проблематика биополитического,
включающая в себя как технологии властвования над жизнью, так и реакции жизни
на техники власти, и представляет собой основание данной работы.
Оперируя понятиями «биовласть»
и «биополитика», автор использует основные положения
концепции власти М. Фуко, однако фокусирует внимание на современных
технологических формах биополитики. Собственно,
контекст эволюционной биологии позволяет автору рассматривать эволюцию биовласти, выделяя этапы модификации «политической
биотехнологии» \ «биополитической технологии». Это, в
свою очередь, позволяет вести речь о том, что на нынешнем этапе наблюдается не
«изменение существа человека» посредством техник прямого вмешательства в жизнь,
но создание «нового человеческого существа» посредством косвенно действующих
«высоких технологий», которые становятся не столько атрибутом, сколько самим
его существом.