«Феномен социальной изоляции как условие практики истины»

 

Дипломная работа затрагивает одну из самых ярких, и конфликтных (а потому активно дискутируемых) тем современной социальной философии, обозначенную в пост-модерном философствовании под разными углами как тема «падения границ» (У. Эко), «конца социального» (Ж. Бодрийяр) и «кризиса пространств изоляции» (Ж. Делез). Актуальность данной темы в контексте современного массового общества, чья нарастающая открытость влечет за собой потерю приватности, кризис идентичности, обесценивание знания и, в самом широком смысле, упрощение социальной жизни, трудно переоценить. Подходя к известной и интенсивно разрабатываемой теме, автор, однако, выбирает свой особый ракурс, позволяющий вскрыть в ней и социально-философские аспекты, и историко-культурные параллели.

Исследование отталкивается от положения, согласно которому философский дискурс во все времена представляет собой достаточно изолированную от иных культурных практик специфическую практику поиска истины. Философии, как показывает автор, свойственна дисциплинарная «закрытость» и самоопределение через неравенство другим наукам. Соответственно, философствование выступает как основание феномена социальной изоляции всех, занятых открыванием истины. Это положение раскрывается и иллюстрируется на базе историко-философского материала, касающегося форм и способов изолированного поиска истины – пифагорейского сообщества, академии Платона, религиозно-философских общин и орденов и т.п.

  Современность же, как показывает автор, несет в себе угрозы этой многовековой традиции, ставя, тем самым, под вопрос саму возможность социально значимых исканий истины. Крушение классической, модерной социальности, опирающейся систему изолированных дисциплинарных пространств приводит не только к междисциплинарному характеру научных исследований, но и к стиранию необходимых границ, снятию разграничений и нивелированию различий. Массовое общество, по мысли автора, задает столь предельный формат открытости, что сама возможность мышления чего-либо сокрытого или неоткрытого ставится под сомнение. В таком формате, разумеется, практика поиска подменяется практикой потребления. Подводя, таким образом, итог исследованию, автор указывает на необходимость измышления новых модусов изоляции, способных тем или иным образом сохранить и оградить философствование как противостояние массовому обществу.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz