«Повседневный спорт в обществе потребления»
Дипломная работа посвящена
анализу феномена повседневного спорта, который анализируется в контексте
культурных и социальных особенностей современности, обозначаемой в самом
широком смысле как «общество потребления». Отсылая к широкому спектру
культурологических и социально-философских концепций, уделяющих пристальное внимание
игровой природе социального бытия, данное исследование прослеживает логику
трансформации понятия «спортивное соревнование» и вскрывает причины радикальных
изменений самой природы и сущности спорта, которые происходит в современном обществе.
Актуальность темы исследования
обусловлена как интенсивным формированием в современном поле социальных наук
нового понимания физического воспитания и физической культуры, так и реакцией
со стороны философии на свое собственное – достаточно долгое – пренебрежение
вопросами спорта. Существенность спорта стала очевидной с того момента, когда
социально-философскому анализу начинает подвергаться повседневность.
Работа состоит из трех разделов,
которые отражают ракурс и последовательность раскрытия выбранной автором темы. В
первом разделе раскрывается игровой характер спортивной деятельности, и
рассматриваются различные аспекты спорта. Обозначив спорт как празднество,
зрелище, заботу и себе и соревнование, автор переходит к анализу социального
поля, в котором спорт как культурная практика приобретает те или иные формы. Во
втором разделе работы выявление специфических черт общества потребления и работа
с понятием «повседневность» подготавливает необходимую базу для анализа собственно
современного спорта. Третий раздел работы показывает
каким образом происходит трансформация спорта в современном обществе и какие
изменения претерпевает человеческая жизнь на перекрестке «спортивного» и
«потребительского».
Подводя итог своему исследованию,
автор делает вывод о том, что спорт в современном обществе из свободной,
альтернативной труду деятельности превращается в индустрию, пространство
рекламы и идеологии. В то же время подчеркивается, что, с одной стороны, спорт
становится повседневно и массово потребляемым продуктом, а, с другой стороны,
повседневное массовое потребление превращается в своеобразный спорт.