«Экзистенциальное понимание истории: выбор и ответственность»

 

 

Дипломная работа затрагивает весьма непростую, многомерную и междисциплинарную тему, которая не теряет своей актуальности для философского анализа на протяжении многих десятилетий по той причине, что она затрагивает вопросы о способах бытия человека в истории после «конца истории» и о способах само-идентификации человека через понимание своей проблематической историчности. На стыке экзистенциальной философии и философии истории автор ищет те категории и концепты, которые позволили бы сделать вывод о возможностях современного человека реализовывать свою свободу выбора своего прошлого и будущего, а также той истории, которая способна ответить ему на вопрос о его существе.

Исследование структурно построено как заочный диалог двух философских направлений. В первом разделе автор проясняет экзистенциальное понимание истории, предложенное М. Хайдеггером, анализирует экзистенциальные основания понятия мировой истории в интерпретации К. Ясперса и раскрывает точку зрения Ж.-П. Сартра на вопрос свободного творения выбора человеком себя и своей истории. Во втором разделе речь ведется, преимущественно, о понимании истории с точки зрения представителей аналитической и нарративной философии истории, т.е. языком философии истории, пережившей т.н. «лингвистический поворот».

В качестве точки, согласующей оба подхода к вопросу о понимании истории, автор обозначает категорию опыта. Опыт, подразумевающий свободное действие по выбору прошлого, будущего и себя настоящего, неумолимо влечет за собой ответственность. Кроме того, всякий опыт, открывающий еще неизведанное, по своей природе может быть и «возвышенным», и «травматическим», поскольку связан с «ужасом» – перед неизвестностью, негарантированными последствиями выбора, а самом широком смысле – перед ничто и перед потерей идентичности.

Подводя итог, автор указывает на необходимость «возвращения» человека в историю, или на «возрождение» исторического субъекта. Подобная позиция аргументируется тем, что понимание истории единственно в текстуальном формате, как нарративное производство, практически лишает человека возможности свободно действовать, оставляя ему лишь свободу различных режимов чтения и письма. Последнее, по мнению автора, лишает человека той доли ответственности за свой выбор, который, собственно, и делает его свободным человеком.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz