«Экзистенциальное понимание истории: выбор и
ответственность»
Дипломная работа затрагивает
весьма непростую, многомерную и междисциплинарную тему, которая не теряет своей
актуальности для философского анализа на протяжении многих десятилетий по той
причине, что она затрагивает вопросы о способах бытия человека в истории после
«конца истории» и о способах само-идентификации
человека через понимание своей проблематической историчности. На стыке
экзистенциальной философии и философии истории автор ищет те категории и
концепты, которые позволили бы сделать вывод о возможностях современного
человека реализовывать свою свободу выбора своего прошлого и будущего, а также
той истории, которая способна ответить ему на вопрос о его существе.
Исследование структурно
построено как заочный диалог двух философских направлений. В первом разделе
автор проясняет экзистенциальное понимание истории, предложенное М.
Хайдеггером, анализирует экзистенциальные основания понятия мировой истории в
интерпретации К. Ясперса и раскрывает точку зрения Ж.-П. Сартра на вопрос
свободного творения выбора человеком себя и своей истории. Во втором разделе
речь ведется, преимущественно, о понимании истории с точки зрения
представителей аналитической и нарративной философии
истории, т.е. языком философии истории, пережившей т.н. «лингвистический
поворот».
В качестве точки,
согласующей оба подхода к вопросу о понимании истории, автор обозначает
категорию опыта. Опыт, подразумевающий свободное действие по выбору прошлого,
будущего и себя настоящего, неумолимо влечет за собой ответственность. Кроме
того, всякий опыт, открывающий еще неизведанное, по своей природе может быть и
«возвышенным», и «травматическим», поскольку связан с «ужасом» – перед
неизвестностью, негарантированными последствиями выбора, а самом широком смысле
– перед ничто и перед потерей идентичности.
Подводя итог, автор указывает на необходимость
«возвращения» человека в историю, или на «возрождение» исторического субъекта.
Подобная позиция аргументируется тем, что понимание истории единственно в текстуальном
формате, как нарративное производство, практически
лишает человека возможности свободно действовать, оставляя ему лишь свободу
различных режимов чтения и письма. Последнее, по мнению автора, лишает человека
той доли ответственности за свой выбор, который, собственно, и делает его
свободным человеком.