М. Шильман

ТЕНИ ДОБАВЛЕННЫХ СТОИМОСТЕЙ

 

Во все века налоговый аппарат расширял список товаров и услуг, подлежащих дополнительной оплате, и отыскивал способы изымания требуемых сумм. Множество поборов служит красной тряпкой для бизнеса, темой грустных анекдотов и причиной неприязни к тем, кто рекомендует платить и спать спокойно. Тем не менее, уплата налогов и пошлин – это не только черта повседневной жизни, но и часть культуры. Нам же, оглядываясь на прошлое, следует скорее радоваться, чем негодовать.

 

Свято место по расчету

На заре цивилизации человечество радостно и без оглядки расставалось с ценностями, когда дело касалось самого святого – содержания храмового хозяйства, то есть почти прямого жертвоприношения божеству. Говорят, что на содержание мобильного храма, сооруженного ветхозаветными евреями во время скитаний по пустыне, установленный налог вносился с удовольствием. По тому же принципу добровольных пожертвований и подарков существовали поначалу древнеегипетские или шумерские святилища. Кроме этого, конечно, служители культа получали доходы с земель, дарованных царями, и ведали распределением продовольствия.

Впрочем, запах экономической выгоды довольно быстро смешался с запахом ладана. Часть даров уплачивалась серебром, храмы становились сокровищницами, а со временем переквалифицировались в финансовые центры, ставшие прообразом современных банков. Как только подобная система распределения доходов и расходов сформировалась, цари начали взимать налог и со святого. Обычай совершать при входе в храм пожертвование серебром дополнился практикой содержания при храме чиновника, блюдущего финансовые интересы государства. В знак исключительной благожелательности к священникам правители могли освобождать их от ряда поборов, но такие факты были, скорее, исключениями из общего правила.

 

Хочешь жить, – готовь валюту

Привилегии, на которые могли рассчитывать храмы или города, редко касались основной массы налогоплательщиков. Имущество граждан придирчиво оценивалось государством, намеревающимся взыскать по справедливости. Справедливость же, зачастую, понималась предельно прагматично: что можно взять. А потому безотказным механизмом служила подушная подать, – раз человек живет, он должен это финансово подтвердить. А забота о душе влекла за собой подати практически на все, что способствовало индивиду жить.

Обработка земли оборачивалась уплатой поземельных налогов, учитывавших плодородность почвы. Занятие скотоводством вынуждало платить налог на скот и за пользование пастбищами. Право продажи молока и мяса на рынках оплачивалось отдельно. Не оставались без внимания также вырубка леса, сбор плодов, привоз продуктов в город, лов рыбы и ее продажа. Но поистине золотой жилой были налоги на соль и платежи частью произведенной продукции в пользу всесильной короны.

                С появлением на карте мира гигантских империй местное налогообложение ушло в прошлое. Централизованные налоговые ведомства скрупулезно учитывали региональные особенности и политическую ситуацию, время от времени проводили имущественную перепись населения и уточняли реестр обрабатываемых земель. Результатов подобной деятельности не пришлось долго ждать: в VI в. до н.э. в персидской империи усовершенствованная система государственных податей обеспечивала казне доход в 250 тонн серебром ежегодно.

 

Налоги осилит берущий

                Древний Рим и вовсе может считаться страной налоговых чудес: на просторах империи с населением в 100 млн. человек, действовало до 200 статей налога. Наряду с традиционными формами выкачивания денег с помощью подушных и поземельных податей, римляне воплощали в жизнь практику оплаты патентов. За право заниматься частным предпринимательством были вынуждены исправно платить представители даже самых экзотических профессий – от старьевщиков до проституток.

Восхищение вызывает то, как римляне перекладывали расходы самой налоговой системы на плечи налогоплательщиков. Основные поступления исправно питали госаппарат и армию, – боевые легионы и легионы чиновников. Но дополнительно налоговая инспекция на местах вводила платы для отправления своих собственных функций. Например, один сбор шел на содержание тех, кто исчислял суммы налогов или непосредственно их собирал, другой – на закупку канцелярских принадлежностей для государственных учреждений.

                Выходило, что граждане платят не только за свою жизнь и работу, но и за содержания общества в целом, включая унифицированные культурные и идеологические потребности. Особняком стояли отчисления на создание достойных условий жизни для представителей власти, верноподданнические чувства к которым следовало выражать направлением отдельных сумм на увенчание государственных голов золотыми венками.

 

За все платит проигравший

                Отношение к налоговому бремени лучше всего отражает любовь народа к власти. Издавна считалось, что не покорен тот народ, который не платит налогов. Германцы, оказавшись под властью Рима, крайне отрицательно воспринимали требования по каким-либо уплатам. Они и сами не желали заполнять налоговые декларации, и в каждом платящем оброк за землю видели угодившего в рабство. Ограничение личной свободы фиском с веками превратилось в интернациональное чувство нелюбви к поборам.

Действительно, в ходе войн налогами облагались завоеванные территории. Зависимое положение проигравшей стороны подчеркивалось объемом дани, которую с нее требовали. Знаменитое "горе побежденному" означало, что победитель имел право диктовать свои правила экономической игры. Впрочем, и народные массы не оставались перед правительством в долгу, находя различные способы уклонения от налогов – от открытого сопротивления до тихой контрабанды. Невозможно перечислить все то количество бунтов, причины которых таились в нежелании населения принять повышение привычных ставок. В ответ власть шла на любые даже самые непопулярные меры для того, чтобы не урезать планирующийся бюджет в его доходной части. И тем самым в сознании людей любые уплаты в пользу казны прочно ассоциировались с их подвластным положением.

 

Дорожные сборы – последнее дело

Перемены в системе налогов наметились в связи с развитием торговли. С того момента, как основой собственности стала земля, беспрецедентное значение приобрели разного рода пошлины. Плата за перемещение по частным владениям, тем более – за транзит торговых грузов составила одну из самых весомых статей дохода. Чем больше территорий оплеталось торговыми сетями, тем более изощренной становилась практика обложения налогами путей сообщения. Дорожная пошлина и плата за пользование мостами соседствовали с пошлиной за проплыв судов вдоль приватизированного берега, портовыми сборами и налогами на навигацию.

Часто торговые маршруты намеренно прокладывались через те города, которые ввергали купцов в дополнительные расходы. Если торговля казалась одной из сторон не эквивалентной, вводились целевые налоги на вывоз или ввоз определенных товаров. Иногда получалось, что доставка товара в те или иные районы нерентабельна, вследствие чего купцы массово встречались лишь на крупных ярмарках. Например, в Европе ярмарки заметно оживляли экономику: предоставленные на короткий срок льготы в отношении дорожных пошлин побуждали торговцев пускаться в далекие путешествия. Аналогичные льготы, дававшиеся монгольскими ханами торговым караванам, вдохнули вторую жизнь в Великий Шелковый путь, издавна связывавший Восток и Запад.

 

Приговор доходу: "В расход!"

Индустриальное общество отточило искусство сбора дани, изобретя новые решения вечной проблемы. В их основе лежало желание власти гарантированно и регулярно получать средства пропорционально уровню жизни населения. Поэтому, сохраняя налоги на собственность, государство перестало интересоваться душами своих подданных, но вплотную занялось их доходами. Простая мысль о том, что богатые должны платить больше заставляло европейские правительства экспериментировать, вводя налоги на предметы роскоши и на те аксессуары жизни, которые выдавали обеспеченность их владельца. В их число попадали товары не первой необходимости: например, алкоголь и табак, а до недавнего времени и сахар. Вплоть до сегодняшнего дня акцизы на спиртные напитки и табачные изделия служат неистощимым источником наполнения казны, сравниться с которым могут только подоходные налоги.

Столь привычный подоходный налог появился лишь 200 лет назад. Сегодня – вместе с акцизами и налогом на добавленную стоимость – он отчасти уравнял всех нас как работников, потребителей и искателей удовольствий. Нельзя сказать, что таким образом восторжествовала справедливость; граждане не вздохнули свободнее. Просто теперь им известны причины хронической бессонницы.

«События», март 2006

Rambler's Top100
Hosted by uCoz