М. Шильман

ПАСХА: ТЕХНОЛОГИЯ ИСХОДА

 

В исторической партии, которая была разыграна 3500 лет тому назад, каждая сторона сделала свои ставки и понадеялась на свои козыри. Фараон рассчитывал на здравый смысл, Моисей затеял божественную авантюру. В распоряжении фараона была сила, на стороне Моисея – знание и хитрость. Результатом игры, ходы которой записаны в Книге Исход, и стал праздник Пасхи, исход евреев из Египта.

 

Ополчение Господне

Библейское сообщение о более чем 600 тыс. человек, выходящих из Египта выглядит, мягко говоря, преувеличением. Историкам известно, что на тот момент население Египта не превышало и 3 млн. человек. И потому тяжело представить, как за одну ночь страну покидает до трети населения. Однако загадочным выглядит то, что произошло чуть позже по пути. Решив, что строптивый народ пойдет на восток торной дорогой, фараон не волновался. Столкнувшись с военными патрулями филистимлян, евреи будут вынуждены повернуть обратно. Но вдруг оказывается, что идущие совершать обряды вышли "вооруженные из земли Египетской" (13:18). Полной неожиданностью становится и то, что они устремились на юг.

Остается гадать, как рабы обзавелись оружием, ведь тогда не было оружейных лавок. Видимо, пока евреи строили города для запасов (1:11), они его тайно приобретали и прятали. И вероятнее всего тайники располагались в Пифоме – одном из этих городов, который находился как раз в той точке, где маршрут движения беглецов резко изменился.

Так или иначе, но расстановка сил в связи с этим фактом радикально изменилась. К границам государства двигалась не безоружная толпа, а легковооруженное войско, что грозило конфликтом с соседями. Надеяться на помощь филистимлян фараон уже не мог, а доверять добрым намерениям Моисея поводов не оставалось. Оставалось играть на опережение.

 

Погоня наперегонки

Евреи тоже спешат, они уходят наспех. Тысячи людей не просто идут, а бегут – и днем, и ночью (13:21). Ясно, что фараон знает об их передвижении, и как только выяснится, что народ уходит безвозвратно, – пойдет погоня. Миновав Пифом, Моисей вынужден, наконец, открыть свои карты. Его войско сворачивает и, не снижая темпа, идет к Красному морю. После этого виража у беглецов остается в запасе не более чем полдня. Ведь соглядатаи мигом сообщат, что народ бежал, и фараон поднимет войска по тревоге.

С известием о том, что евреи, судя по всему, не собираются возвращаться, фараону открывается весь обман. Моисей нарушил договор, незаконно вооружил людей, а вдобавок ко всему избранный народ просто-напросто обобрал египтян (12:36). Этих трех пунктов было достаточно для того, чтобы принять вполне логичное решение – догнать евреев и принудить их вернуться. Силы для этого фараону было не занимать, ведь в его распоряжении – армия численностью до 30 тыс. бойцов. Но отдать приказ о полной боевой готовности означало бы потерять время и проиграть кампанию. Евреи успели бы уйти на земли, не подвластные Египту раньше, чем войска настигли бы их. Поэтому фараон, снаряжая отряд преследования, делает ставку на самую быстроходную часть своей армии – на колесницы и всадников. И бросается за обидчиками, стараясь выиграть время за счет превосходства в скорости.  

               

Уроки еврейской хитрости

Прежде, чем египтяне настигнут беглецов, Моисей доходит до конца пустыни (13:20) и отдает своему народу приказ расположиться лагерем (14:2). Нет сомнения, что погоня уже в пути, а подвергнуться атаке регулярных войск на марше – это верная погибель. Нужно выбрать место для стоянки, но так, чтобы не дать себя отрезать от спасительного брода через озера и болота. Поэтому, зайдя в "мешок" между горами и морем, евреи разворачиваются на 180 градусов и готовятся встретить настигающих укрепленным фронтом.

О походных укреплениях Моисей позаботился заранее. Вместе с евреями идет "стадо весьма большое" (12:38), которое в полевых условиях быстро превращается в живой щит, преодолеть который быстро и без потерь невозможно. Итак, прикрывшись рогатыми редутами и имея в своем распоряжении некоторое число легковооруженных бойцов, Моисей берет паузу.

Его задача ясна: нужно выждать момент, когда Луна и ветер понизят уровень воды, и обнажится брод. Моисей, который уже дважды проходил этими тропами, прибывает на место загодя – менее, чем за сутки до переправы. С востока еврейские позиции прикрывают воды, с запада – горы. С севера каждую минуту могут показаться передовые отряды египетской армии.

 

Абсурдное противостояние

С того момента, как фараон настигает Моисея, происходит что-то непонятное. Два войска стоят друг напротив друга всю ночь, готовые к столкновению, но бездействуют (14:20). Можно понять евреев: силы неравны, и они весьма испуганы. Они понимают, что остается лишь сомкнуть ряды, молиться и ждать. Против них 600 колесниц плюс конница, а значит, победа египтян неизбежна. Итак, Моисею остается надеяться на чудо, но почему же медлят египтяне? 

Допустим, что египетские войска измотаны переходом и нуждаются в отдыхе. Оценив диспозицию, фараон понимает, что евреям некуда деться, и решает ждать до утра. Это выглядит весьма правдоподобно, если бы не маленькая деталь. Наутро, когда расступились воды моря и евреи пошли восвояси, египтяне не атаковали их, а вновь погнались за ними (14:23). Ранее пришлось привлечь даже Ангела Божьего, чтобы он находился между двумя станами, дабы "не сблизились одни с другими во всю ночь" (14:20). Значит, ночь преследователи и беглецы провели не вблизи друг друга, а на расстоянии. И вот что странно – это расстояние велико, но оно не мешает следить за действиями в лагере Моисея.

Объяснению такой ситуации может помочь следующее предположение: египтяне с высоты нагорья взирали на евреев, расположившихся у воды.

 

Издержки египетской предосторожности

                Об этом говорит и рельеф местности, на которой разыгрались дальнейшие события, и здравый смысл, которым, по-видимому, руководствовался фараон.

Поначалу евреи шли обычной дорогой и лишь потом "обвел Бог народ дорогою пустынною" (13:18). Эта дорога тянулась вдоль берега озер и по краю тех болот, на месте которых позже был прорыт Суэцкий канал, а заканчивалась на морском побережье. Скорее всего, евреи форсировали последнюю преграду на пути к свободе чуть южнее Малого Горького озера. Расположившись в самом узком месте, они сделали вид, что заблудились.

                В это время фараона мучает один вопрос. Если евреи заключили тайный договор с племенами Синая, то преследование небезопасно. Гонясь по пятам за Моисеем можно угодить в западню, а в этом случае придется сражаться с превосходящими силами противника, не имея пеших частей, которые могут держать оборону. Поэтому – чтобы срезать расстояние и оценить обстановку – египтяне на полной скорости идут поверху, по дорогам через нагорье. В конце своего пути они оказываются у края нагорья, над еврейским лагерем. Обозрев окрестности, фараон успокаивается: Моисей в ловушке, а враг с востока не угрожает. Но начать нелегкий спуск, рискуя завершить его в темноте, египтяне не решаются. Так, разделенные пятисотметровым склоном, оба стана устраиваются на ночлег.

               

Трагическая развязка, или водная феерия

                Вскоре фараон начинает пожинать плоды своего спокойствия. Всю ночь дует сильный восточный ветер, а потом евреи внезапно снимаются с места (14:21-22). Пока правительственные войска спохватываются, авангарды Моисея уже находят брод и начинают переправу. Египтяне спешно спускаются на берег и выстраивают боевые порядки севернее того места, где был расположен лагерь противника. Им вновь приходится догонять этот народ, что едва различим в предрассветных сумерках, и течет густой толпой по непонятно откуда взявшейся суше.

                Фараон в бешенстве: Моисей, который уже был почти в его руках, опять уходит из-под носа. Времени на раздумья в обрез, вести разведку некогда, и любимец Амона рискует остаться в дураках на ровном месте. На ровном месте? Да, докладывают всадники, вода отступила и под копытами коней ровный песок. Тогда фараон отдает последний приказ: двигаться наперерез, чтобы на всем ходу обрушиться на евреев с фланга. Ведь середина колонны наиболее уязвима; она не защищена прикрывающим арьергард стадом.

                Отчаянный бросок не удался. Конница была вынуждена сбавить скорость на зыбком грунте. Колесницы так завязли в непроходимой грязи и болотном иле, что колеса "влекли их с трудом" (14:25). Наступление захлебнулось и превратилось в спасательную операцию. Пока спешившиеся воины помогали колесничим, уровень воды стал стремительно подниматься. Отчаянная попытка спастись, добравшись бегом до берега (14:27), также не увенчалась успехом.

С гибелью египтян закончилась, по сути, первая серия многолетней и полной чудес истории освобождения евреев.

«События», апрель 2006

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz