М. Шильман
ГРАНИЦЫ
БЕЗ ГРАНИЦ
Напоминать сегодня
о том, что мир так изменился, что стал похож на одно огромное пространство
безграничной коммуникации – тривиально. Новейшие средства связи,
транснациональные авиарейсы, международные денежные переводы, казалось бы, снимают
все ограничения, барьеры и препоны. На самом же деле наш мир превращается в
одну глобальную границу.
Доисторический беспредел
Может быть и
странно, но факт: несколько тысяч лет тому назад жизнь человеческая была более
открытой, и люди не были так разобщены как сейчас. Конечно, между народами было
достаточно различий, – по языку, по цвету кожи, по месту проживания и по той
компании богов, которые обеспечивали извечный порядок мироздания. Но этот
порядок включал в себя всех действующих лиц без разбора. Люди и боги жили
вместе и общались друг с другом. С высшими силами можно было спорить, торговаться,
мириться и ссориться. Место, где живешь, могло быть покинуто без оформления
каких-либо документов, а понять, что ты оказался в другом краю, можно было только
тогда, когда встречный обращался к тебе на незнакомом наречии. Да что говорить,
– ни один правитель древности не мог в точности указать, где проходят границы
подвластной ему территории, каким числом подданных он располагает, и сколько
нелегальных эмигрантов осело на просторах его родины.
Пока география не избавилась от «белых пятен», а
человечество не привыкло делить мир на этот и потусторонний, не существовало и ничего
«запредельного» – жизненное пространство измерялось понятиями «дальше – ближе»
или «меньше – больше». Не было ни импорта, ни экспорта, ни «отечественного
производителя»: даже экзотические товары привозились не «из-за границы», а
«издалека».
Историческое определение
Но человек – существо несовершенное; ему, порой, важнее
не то, что у него есть, а знание о том, чего и сколько ему принадлежит. А что означает
чем-то обладать? Считать, описывать… и ограждать от посягательств. Именно
развитию письма люди обязаны переписью населения, описью имущества, реестром
земель или площадью государства. Описывая себя, свое или наше, человек провел
границы повсюду – в пространстве, во времени, в правах, в морали и даже в
семье. А с появлением того, что находится за границей – нормальности, страны
или языка – появились, как казалось, веские основания квалифицировать все
«нездешнее» как хорошее или плохое.
Легендарная фраза из гипотетического армейского лексикона
– «там вам не здесь» – подводит своеобразный итог тому состоянию, в которое
попала наша культура по мере своего становления. Она стала, по большому счету, филигранной
технологией уплаты дани системе глобальной безопасности, в которую входят
всевозможные границы – от государственных кордонов до гигиенических табу. Человек
цивилизованный стал тем, кто променял свою естественную свободу на искусственную
защиту от внешнего мира, от соседей, от самого себя, от пагубных влияний и от
лишних мыслей. Ведь тому, кто захотел отличаться от подобного себе ближнего,
было просто необходимо отграничить себя и тем определить.
Так началась наша
многовековая погоня за отличиями и знаками отличий, практика извлечения
удовольствий из контрастов и борьба за непохожесть ни на кого и несхожесть ни с
кем.
Современная неопределенность
Парадокс заключается в том, что жаждущие
во что бы то ни стало не казаться похожими друг на друга, абсолютно неразличимы
именно в этом стремлении как близнецы-братья. Преследуя оригинальность, каждый становится,
на самом деле, лишь копией своей копии. Судите сами: всякая попытка выделиться
из окружающей массы путем создания ансамбля из товаров отчаянного ширпотреба,
кажется нелепой. Но – как это ни удивительно – требуемый эффект отчасти
достигается. Вещи, выпущенные миллионными тиражами, придают нам –
многомиллионной армии пользователей – желаемую пестроту. Так, все-таки,
индивидуален ли современный человек или он представляет собой лишь безликую
частицу массы? Есть ли свидетельства нашей уникальности или же каждый – лишь
аранжировка безликого и абстрактного «современника»?
Как только мы приближаемся к границе – будь то граница
Евросоюза, дверь в отдел кадров или турникет метрополитена – мы перестаем
существовать как личность и становимся «идентифицированными единицами». Каждого
представляет его загранпаспорт, код налоговой службы, тип визы, штриховка
пластиковой карточки или чип-карта мобильного телефона. Пересечь границу, не
будучи набором цифр, может только контрабандист, шпион, далай-лама или Джеймс Бонд. Любой другой рядовой гражданин не сможет даже
приблизиться к границе, не предъявив документального свидетельства того, что он
– лояльное, нормальное, «оцифрованное» существо. Но
вот ведь в чем загвоздка: это ведь вовсе каждый из нас – уникален, а только наши
номера – неповторимы.
Граница как пропуск в
будущее
Всякая граница коварно указывает – что можно делать, и
чего нельзя. Она создает некое пространство заключения – тюрьму, психиатрическую
лечебницу, учебное заведение или партийную организацию. Граница – это провокация:
ее соблазнительно и охранять, и
преступать. Существуют ли границы в нашем хваленом мире демократизации? Еще
как! Только теперь границы стали так гибки, незаметны с виду и комфортны, что
мы уже надрессированы носить их с собой.
Главное свойство границы – испрашивать пропуск. И тут на
помощь приходят братья наши меньшие – буйный выводок электронных приспособлений,
которые, скорее, приспосабливают нас к себе, чем приспосабливаются к нам. Они закодированы,
закрыты паролями, увиты логинами, инкрустированы пин-кодами... Шифровка доступа стала универсальной заменой
традиционного «здравствуй», – сначала докажи, что у тебя есть пропуск во
здравие, а уж потом тебе споют на все лады аллилую.
Одним словом, современный человек дошел до такого
совершенства в установлении границ между собой и «всем остальным», что он – как
ни прискорбно – теперь сам себе граница, пользователь и системный
администратор. И недалек тот день, когда процесс рождение человека будет
начинаться с появления на экране монитора сообщения: «Зарегистрированный
пользователь начал сканирование портов…»
«События», октябрь 2007