М. Шильман ЦИКЛИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ АВТОНОМНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР
Введение
Сосредотачивая внимание на феномене пульсаций, присущих всем иерархическим структурам и в первую очередь крупным государствам в различных сферах их жизнедеятельности, исследователями прямо или косвенно отмечается тот факт, что малые системы не демонстрируют подобных циклических закономерностей явно. В то же время утверждается, что большинство выявляемых циклов носит общий характер, вследствие чего можно делать выводы о роле периодических составляющих и об осцилляции как о форме исторического развития. Рассмотрение метрических соотношений исследуемых колебаний базируется преимущественно на анализе наиболее крупных исторических систем и весьма протяженных историко-географических территорий. Относительно более мелких и менее долговременных исторических объектов принимается положение об их "автоматическом" подключении ко всему спектру системных ритмов - политических, экономических, культурных, религиозных и т. д. В результате малые исторические объекты приобретают соответствующий силе их влияния подчиненный статус, рассматриваясь в свете системных тенденций или - в случае оценки взаимоотношения центра-периферии - сквозь призму основополагающих пульсаций центральной структуры.
При таком положении вещей происходит акцентирование внимания на ходе развития максимально крупных исторических образований и естественная центрация исследовательской установки. Это позволяет вскрывать общие тенденции изменения уровня общественной организации, но определяет и ограничивает множество попадающих в зону рассмотрения исторических объектов цензом значимости и величины. В нашем исследовании ставится несколько иная задача - протестировать при помощи статистического метода основные черты и формы мирового процесса развития как можно большего числа государственно-ориентированных (state-based) исторических систем в максимально возможном масштабе. Для этого нам будет необходимо коснуться вопросов появления ранних государственных форм и определить основные аспекты их трансформации.
Чифдом и государство
Сложности, возникающие при попытках однозначно определить исторический статус тех или иных государственных образований, коренится преимущественно в невозможности установления некоего единого эталона или универсального критерия, не зависящего ни от местоположения анализируемой структуры, ни от времени ее образования, ни от длительности и обстоятельств развития. Несмотря на то, что параметры, согласно которым предпринимаются попытки сделать выводы о государственном "цензе" (экономические, военно-политические, демографические и пр.) не столь многочисленны, конструктивный результат может быть достигнут лишь в результате комплексного описания с учетом как можно большего числа индивидуальных пространственных и временных особенностей. Немалую роль в таком описании играет определение формы социальной организации, напрямую связанное с обсуждением общей проблемы возникновения государства.
Невозможность жесткой фиксации практически неуловимого перехода между ранними формами социальной организации заметны, прежде всего, по неоднозначности определений и весьма приблизительной дифференциации этих форм. Магистральным направлением в определении этих различий можно признать градацию, основанную на схеме последовательного повышения степени государственной структурированности, первым порогом в которой является переход от чифдом (chiefdom) к раннему государству (early state) [11]. В то же время исключительная резкость подобного перехода не отвечает реальному историческому материалу, вследствие чего появляется необходимость вводить понятие сложного чифдом (complex chiefdom), не отказываясь от оперирования понятием раннего государства. Отдельно выделяются также первичные чифдом (primary chiefdoms), ввиду того, что основная масса чифдом - образования вторичные, складывавшиеся под воздействием соседних более развитых структур. Введение этих промежуточных пунктов играет роль итераций, направленных на все более скрупулезное определение границы между до-государственными и государственными структурами. Но, совершая попытки двустороннего приближения к искомой грани, использование все большего числа определений размывает эту грань.
Поскольку различные исторические структуры являются универсальными феноменами, появляется и необходимость, и возможность выделить условные "типичные" образования по ряду критериев, среди которых ведущую роль играют демографические и экономические показатели. Попытка такого выделения была сделана [4, p.110-111] на основании суммы данных нескольких независимых источников. В соответствии с приводимой градацией гипотетический "типичный" простой чифдом определяется численным размером в 1,000 человек, сложный чифдом - в 50,000, первичное государство - в 100,000. Указанные размеры вполне согласуются с минимальным размером города (10,000 человек), служащего обычно точкой политической консолидации и определяющим грань, разделяющую несамостоятельное в экономическом отношении поселение (town) и имеющий свое экономическое лицо центр (city). Правомерность использования и надежность этого показателя и для аналитических работ, и для теоретических построений отмечает в частности Д. Уилкинсон [14]. Кроме того, функциональная значимость десятитысячного рубежа не только в процессах урбанизации косвенно подтверждается результатами исследований, свидетельствующих о наличии состояния нестабильности при показателях численности населения между 2,000 и 7,000 определяющего границу системной неустойчивости, которая отделяет один тип структуры общественного устройства от принципиально другого [8, p. 38-40].
Никоим образом не пытаясь игнорировать объективные различия, имеющиеся между чифдом-образованиями (chiefdom formation) и образованиями государственными (state formation), мы имеем намерение показать высокую степень условности этих дефиниций с точки зрения тех или иных критериев. "Мягкость" перехода от одной формы к другой проявляется во множестве нюансов, на которые обращают особое внимание Чейз-Дан и Холл [3], подчеркивая, что часть имеющихся между ними различий - просто вопрос масштаба. Государство обычно больше, чем чифдом, однако эффективно организованный чифдом, имеющий доступ к богатым природным ресурсам, может соперничать в размерах с малоэффективным государством. Государство и чифдом разнятся характером интеграции: в первом случае власть институализируется безотносительно к степеням родства, во втором - превалирует использование фиктивных семейных отношений. В то же время факты наличия в ранних государствах архаичных "семейных" связей во властных структурах и предельная их формализация руководством развитых чифдом делает это различие зыбким. Поиск независимых ресурсов для их самостоятельного использования является общим и для государств, и для чифдом. Основными различиями, не объясняющими появления государства, но проводящими разграничительную черту, остаются, по сути, лишь права и обязательства властных элит, идеологическая политика и экономическая логика.
Становится очевидным, что непроходимая грань между чифдом с городским центром численностью более 10,000 жителей и ранним (первичным) государством отсутствует. Несмотря на имеющиеся различия между государством и чифдом, последний в своей развитой сложной форме представляет собой в целом определенную структуру, лишь усложнение и усовершенствование которой позволяет именовать его государством. Усиление политической интеграции, сказывающееся во все большей специализации и оптимизации административной деятельности, расширении урбанистического строительства и повышение интенсивности военных действий приводят к объединению в пределах единого образования все больших территорий и все большего числа населения. Подобный рост преимущественно количественных показателей, принципиально не изменяя уже сложившейся прочной централизованной иерархически оформленной структуры общества, способствует повышению степени его внутренней взаимосвязанности, в свете которой все отчетливее проступают государственные черты и признаки.
Следует отметить, что далеко не каждый чифдом даже в случае достижения высокого уровня развития, подчинения своему влиянию обширной территории и многочисленного населения дорастает до уровня полноценного государства. Центробежные тенденции регионального уровня, усиливающиеся в ходе укрупнения и усложнения системы, неизбежно оппонируют тенденциям централизации. Складывающаяся таким образом ситуация порождает необходимость все большего усиления авторитета и военно-административных возможностей центральной власти как залога сохранения баланса сил и состояния внутренней динамической стабильности [6]. В случае если сила центра оказывается недостаточной, структура разваливается на ряд более простых или входит своими частями в состав соседних аналогичных структур, в которых не взяли верх сепаратистские устремления. При таком исходе ее политическая история обрывается, в лучшем случае оставляя следы в редких памятниках материальной культуры.
Состояние балансирования на грани коллапса является общим моментом для процессов структурного усложнения и успешно экстраполируется на исторические системы любого ранга [12], причем с ростом степени сложности системы вероятность достижения ею неравновесного состояния и последующего разрушения возрастает. Однако нас с точки зрения поставленной задачи будут интересовать в первую очередь не условия и последствия прохождения системой зоны бифуркации, а сценарий, в ходе которого траектория системы продолжается в направлении дальнейшего усложнения. В этом случае доминантные процессы централизации ведут, как мы уже говорили, к все большему усилению центральной власти, разветвлению административного аппарата и повышению военных возможностей. В экономическом плане отмечается рост объемов потребления товаров роскоши, играющих жизненную роль в формировании первичных государственных структур [7]. Параллельно происходит расширение в географическом и политическом пространстве, усиление контроля над экономикой торговыми потоками и интенсификация обмена информацией. Образно говоря, пирамида структурной иерархии государственного образования одновременно и "заостряется", и увеличивает площадь своего основания.
Расширение всех сфер общественной жизни при повышении роли аппарата власти и появлении необходимости исполнения им новых функций, связанных с изменением масштаба решаемых задач, приводит к тому, что отношения молодой структуры с ближайшими более развитыми соседями радикально изменяются. Естественная патронажно-клиентная и вассальная субординация ослабляется по мере созревания собственного военно-политического механизма и института власти. Ее место занимает система взаимоотношения равнозначно легитимных и упорядочивающих свои владения правителей, готовых вести борьбу за гегемонию в регионе, размеры которого превышают суммарную площадь подконтрольных им территорий. Переход от простого чифдом через более сложный к государству сопровождается стремлением не только к номинальной самостоятельности, но и к политической независимости.
Государственные структуры
Даже при параллельном использовании широкого спектра параметров невозможно однозначно провести демаркационные линии между различными степенями и фазами структурированности древних обществ. Для того чтобы стали возможны какие-либо системные обобщения, необходимо допустить некую вольность понятий, что позволяет хоть и не столь конкретизировать пограничные условия, но иметь шанс группировать структурно однотипные исторические образования для последующего анализа всего их множества в целом. В значительной степени в этом случае приходится положиться на результат действия "естественной" исторической фильтрации данных и выносить суждения ретроспективно.
Исходя из сделанного выше вывода о том, что развитые урбанизированные чифдом с населением, на порядок и более превосходящим по своей численности население простого чифдом, а также сложные чифдом, сопоставимые по масштабу с ранними государствами, обладают сформированной структурой, соответствующей уровню государства, мы считаем возможным объединение их совместно с государствами в одном массиве государственно-ориентированных (state-based) образований или государственных структур. Намереваясь в дальнейшем оперировать понятием "государственная структура", отличным от понятия "государство", мы вынуждены дать этому понятию дополнительное описание и определение.
Любое явно выраженное государство относится к государственным структурам, однако далеко не каждая государственная структура может быть названа полноценным государством. Сформировавшиеся государства или империи с определенной формой правления, развитой административной системой и зрелым институтом власти могут быть причислены к государственным структурам по определению. Разночтения по вопросу отнесения к государственным структурам тех или иных исторических объектов появляются при рассмотрении менее определенных переходных моделей, формы организации которых определяются результирующей между степенью их автономности и характером воздействия со стороны соседних образований.
Вне всякого сомнения, все государственные структуры связаны с определенной территорией и имеют известную продолжительность существования, то есть они фиксированы и в пространстве, и во времени. Многие атрибуты, присущие государствам, присущи и государственным структурам, однако степень внутренней организации многих государственных структур еще далека от типичного "государственного" образца. Существование самых различных форм социальной организации, вынуждает прямо или косвенно классифицировать эти формы и делать выводы о возможности причисления тех или иных политических организаций к государственным структурам.
Принцип определения государственной структуры в чем-то сродни одному из принципов определения цивилизации, - решающим фактором является соответствие уровня развития степени внутренней военно-политической взаимосвязи (level-and-politicomilitary-connectedness) [15] и степени административной согласованности. Наконец, принципиальным моментом является уже упоминавшийся нами статус политической независимости, свидетельствующий об уровне развития, достаточно высоком для того, чтобы констатировать государственную структурированность общества.
Метод демонстрируемого ниже анализа опирается на два основных положения, в большей или меньшей степени уже оговоренных: оперирование государственными структурами и фиксация тех периодов времени, когда они имели статус политической независимости. Искомым результатом является пошаговое определение их суммарного числа на протяжении 3500 лет (с XXVIII в. до н. э. до VIII в.), производимое с дискретностью в один век. Для решения этой задачи создается единый список или база данных, включающая в себя государственные структуры, определенные и датированные силами исторических наук, после чего вступает в действие расчет, в ходе которого обрабатываемые элементы выступают в качестве условных единиц (units). Безусловно, такой подход несет все черты предельной формализации протекавших процессов, однако позволяет с достаточной степенью достоверности получить оцифрованную информацию, на основании которой появляется дополнительная возможность об этих процессах судить.
База данных
Формируя базу данных по государственным структурам, мы руководствовались принципами критического подхода к зачастую неточным и противоречивым историческим датировкам, стараясь по мере возможности отсеять оценочные мнения идеологического характера. В случае появления тех или иных несообразностей тенденция сужать временные рамки, укорачивать продолжительность существования независимых государственных структур преобладала над соблазном принимать во внимание в общем менее достоверные расширенные рамки датировок. Составляя столь пространный список в согласии с информацией, имеющейся в специальных справочных и энциклопедических изданиях, в соответствие с важностью демографических параметров, отмеченной выше, для отслеживания исторического ценза городских центров и территорий с координационной целью использовались материалы исследований Т. Чандлера [2] и К. Мак-Эведи [9].
Хотя при выборе учитывалось месторасположение государственных структур, и принималась в учет корреляция между основными параметрами каждого рассматриваемого объекта и средним уровнем развитости конкретного исторического региона, при подготовке базы данных к дальнейшему анализу было решено отказаться от группировки по территориальному принципу и представить отобранные элементы в алфавитном порядке с указанием начальной и конечной даты их существования. Такой подход, усиливающий авторскую установку на рассмотрение всех элементов исследования в качестве равноправных единиц, еще раз подчеркивает основную поставленную задачу - выявить статистические закономерности общего процесса образования и гибели государственных структур, абстрагируясь в данном случае от каких-либо специфических особенностей каждой из них. Структуры, прошедшие отбор, в ходе которого учитывалась их специфика, попадают в общий список и впоследствии учитываются в нем как унифицированные, имея различием лишь хронологические метки.
В результате база данных для государственных структур приобретает в табличном исполнении следующий вид (Таб. 1):
Таблица 1.
№ |
Государственная структура |
Продолжительность существования |
№ |
Государственная структура |
Продолжительность существования |
1 |
Абхазское ц-во |
8 - 10 вв. |
122 |
Мавретания |
1 в. до н.э. - 1 в. |
2 |
Аван |
25 - 22 вв. до н.э. |
123 |
Магадха- Маурьев г-во |
7 - 1 вв. до н.э. |
3 |
Аванти |
7 - 4 вв. до н.э. |
124 |
Маин |
12(15) - 7 вв. до н.э. |
4 |
Аварский каганат |
6 - 7 вв. |
125 |
Македония |
5 - 2 вв. до н.э . |
5 |
Австразия |
6 - 8 вв. |
126 |
Мана ц-во |
8(9) - 7(6) вв. до н.э. |
6 |
Айрарат |
4 - 3 вв. до н.э. |
127 |
Мари |
21 - 18 вв. до н.э. |
7 |
Аккад |
24 - 22 вв. до н.э. |
128 |
Матарам |
8 - 11 вв. |
8 |
Аксум |
1 - 11 вв. |
129 |
Маукхари |
7 - 9 вв. |
9 |
Алалах |
28 - 12 вв. до н.э. |
130 |
Мелитена |
8 - 7 вв. до н.э. |
10 |
Албания Кавказская |
2 в. до н.э. - 10 в. |
131 |
Мерсия |
6 - 9 вв. |
11 |
Алоа |
7 - 16 вв. |
132 |
Мидия |
7 - 6 вв. до н.э. |
12 |
Аммон |
14(13) - 8(7) вв. до н.э. |
133 |
Микенское ц-во |
16 - 12 вв. до н.э. |
13 |
Амурру |
15 - 12 вв. до н.э. |
134 |
Митанни |
16 - 14 вв. до н.э. |
14 |
Анга |
8 - 6 вв. до н.э. |
135 |
Моав |
12(?) - 8(7) вв. до н.э. |
15 |
Андхра |
3 в. до н.э. - 3 в. |
136 |
Мукурра |
6 - 16 вв. |
16 |
Аншан |
24 - 20 вв. до н.э. |
137 |
Мушков ц-во |
8 - 7 вв. до н.э. |
17 |
Арабский халифат |
7 - 9 вв. |
138 |
Набатея |
3 в. до н.э. - 2 в. |
18 |
Аракан |
1 - 11 вв. |
139 |
Наньчжао-Дали |
7 - 13 вв. |
19 |
Арам |
11 - 8(?) вв. до н.э. |
140 |
Напата-Мероэ |
8 в. до н.э. - 4 в. |
20 |
Арвад |
15 - 7 вв. до н.э. |
141 |
Нейстрия |
6 - 7 вв. |
21 |
Аргос |
15(14) - 12 вв. до н.э. 7 - 6 вв. до н.э. |
142 |
Нумидия |
2 - 1 вв. до н.э. |
22 |
Арзава |
15 - 14 вв. до н.э. |
143 |
Одрисов г-во |
5 - 4 вв. до н.э. |
23 |
Армения |
2 - 1 вв. до н.э. 4 в. |
144 |
Осроэнское г-во |
2 - 1 вв. до н.э. |
24 |
Аррапха |
15 - 14(13) вв. до н.э. |
145 |
Остготов г-во |
5 - 6 вв. |
25 |
Ассам |
6 - 7 вв. |
146 |
Паллавов г-во |
4 - 9 вв. |
26 |
Ассирия |
15 -12 вв. до н.э. 9 - 7 вв. до н.э. |
147 |
Пальмира |
1 в. до н.э. - 3 в. |
27 |
Атрибис |
8 - 7 вв. до н.э. |
148 |
Пандьев г-во |
1в. до н.э. - 10 в. |
28 |
Атропатена |
3 - 1 вв. до н.э. |
149 |
Парфия |
3 в. до н.э. - 3 в. |
29 |
Аулак-Намвьет |
3 - 2 вв. до н.э. |
150 |
Пегу |
1 в. до н.э. - 1 в. |
30 |
Афины |
14 - 2 вв. до н.э. |
151 |
Пергам |
3 - 2 вв. до н.э. |
31 |
Ахиява |
15 - 14 вв. до н.э. |
152 |
Персия |
7 - 4 вв. до н.э. |
32 |
Ашшур |
19 - 18(17) вв. до н.э. |
153 |
Пилос |
16 - 13 вв. до н.э. |
33 |
Бактрия |
7 - 6 вв. до н.э. |
154 |
Понтийское ц-во |
4 - 1 вв. до н.э. |
34 |
Баладитьяпура |
6 - 8 вв. |
155 |
Проме |
1 - 3 вв. |
35 |
Библ |
16 - 7 вв. до н.э. |
156 |
Пэкче |
1 - 7 вв. |
36 |
Бит-Якин |
8 - 7 вв. до н.э. |
157 |
Рим |
8 в. до н.э. - 5 в. |
37 |
Болгария |
7 - 11 вв. |
158 |
Родос |
5 в. до н.э. - 1 в. |
38 |
Боспорское ц-во |
5 в. до н.э. - 4 в. |
159 |
Саба |
10(?) - 2(?) вв. до н.э. |
39 |
Бургундия |
5 - 6 вв. |
160 |
Самаль |
14(15) - 11 вв. до н.э. 9 - 8 вв. до н.э. |
40 |
Вавилония |
19 - 13 вв. до н.э. 12 - 7/7 - 6 вв. до н.э. |
161 |
Само |
7 в. |
41 |
Валабхи |
5 - 8 вв. |
162 |
Сасанидов г-во |
3 - 7 вв. |
42 |
Ванга |
7 - 6 вв. до н.э. |
163 |
Свевов кор-во |
5 - 6 вв. |
43 |
Вандалов г-во |
5 - 6 вв. |
164 |
Северо-Вэйское |
4 - 6 вв. |
44 |
Вансуан |
6 - 7 вв. |
165 |
Селевкидов г-во |
4 - 1 вв. до н.э. |
45 |
Ватса |
7 - 6 вв. до н.э. |
166 |
Сидон |
16(15) - 12 вв. до н.э. |
46 |
Венецианская р-ка |
7 - 18 вв. |
167 |
Силла |
1 - 9 вв. |
47 |
Вестготов г-во |
5 - 8 вв. |
168 |
Сингальское г-во |
3 в. до н.э. - 13 в. |
48 |
Видеха |
6(7) - 5 вв. до н.э. |
169 |
Синдское г-во |
5 - 4 вв. до н.э. |
49 |
Византия |
4 - 15 вв. |
170 |
Сицилия |
5 - 3 вв. до н.э. |
50 |
Вифиния |
3 - 1 вв. до н.э. |
171 |
Скифия |
7 - 6 вв. до н.э. 4 в. до н.э. - 3 в. |
51 |
Вридджи |
6(7) - 5 вв. до н.э. |
172 |
Согд |
7 - 6 вв. до н.э. |
52 |
Вэй |
5 - 3 вв. до н.э. |
173 |
Софена |
2 - 1 вв. до н.э. |
53 |
Вэй Северная |
4 - 6 вв. |
174 |
Спарта |
8 - 2 вв. до н.э. |
54 |
Галатия |
1 в. до н.э. |
175 |
Суй-Тан империя |
6 - вв. |
55 |
Гассанидов г-во |
5 - 7 вв. |
176 |
Суссекс |
5 - 9 вв. |
56 |
Гераклея Понтийская |
5(4) - 3 вв. до н.э. |
177 |
Табал |
12(?) - 7(8) вв. до н.э. |
57 |
Греко- Бактрийское ц-во |
3 - 2 вв. до н.э. |
178 |
Тартесc |
8(?) - 6(?) вв. до н.э. |
58 |
Греко- Финикийское ц-во |
2 - 1 вв. до н.э. |
179 |
Тибет |
7 в. |
59 |
Гуптов г-во |
4 - 6 вв. |
180 |
Тир |
21 - 12 вв. до н.э. |
60 |
Гурджара- Пратихары г-во |
7 - 10 вв. |
181 |
Тиринф |
16 -12 вв. до н.э. |
61 |
Давань |
2 - 1 вв. до н.э. |
182 |
Тиро- Сидонское ц-во |
10 - 8 вв. до н.э. |
62 |
Дакия |
1 в. до н.э. - 1 в. |
183 |
Троя |
18 - 14 вв. до н.э. |
63 |
Дамасское ц-во |
12(?) - 8 вв. до н.э. |
184 |
Тьямпа |
1(2) - 3 в. |
64 |
Данунитов г-во |
9 - 8(7) вв. до н.э. |
185 |
Тюркский каганат |
6 - 8 вв. |
65 |
Дварапати |
4 в. |
186 |
Угарит |
15 - 12 вв. до н.э. |
66 |
Джамби |
7 в. |
187 |
Ур |
25 - 24 вв. до н.э. 22 - 21 вв. до н.э. |
67 |
Египет |
28 - 21/21 - 7 вв. до н.э. 7 - 6 вв. до н.э. 4 - 1 вв. до н.э. |
188 |
Урарту |
9 - 6 вв. до н.э. |
68 |
Жуань-жуаней г-во |
5 - 6 вв. |
189 |
Урук |
28 - 24 вв. до н.э. 22 в. до н.э. |
69 |
Иберийское ц-во |
4(3) - 1 вв. до н.э. |
190 |
Фессалия |
18 - 12 вв. до н.э. |
70 |
Идрисидов г-во |
8 - 9 вв. |
191 |
Фивы |
14 - 4 вв. до н.э. |
71 |
Израиль |
10 - 8 вв. до н.э. |
192 |
Филистимляне (Пентаполис) |
12 - 8 вв. до н.э. |
72 |
Иллирия |
3 - 1 вв. до н.э. |
193 |
Фракия |
7 - 4 вв. до н.э. |
73 |
Индо - Парфянские ц-ва |
1 в. |
194 |
Франкское г-во |
5 - 9 вв. |
74 |
Иония |
8 - 7 вв. до н.э. |
195 |
Фригия |
10 - 7 вв. до н.э. |
75 |
Исин |
21 - 18 вв. до н.э. |
196 |
Фунань |
1 - 4 вв. |
76 |
Итурейское ц-во |
1 в. до н.э. |
197 |
Хадрамаут |
7(?) в. до н.э. - 4(?) в. |
77 |
Иудея |
10 - 6 вв. до н.э. 2 в. до н.э. - 1 в. |
198 |
Хазарский каганат |
7 - 10 вв. |
78 |
Кадамбов г-во |
4 - 7 вв. |
199 |
Халеб |
12 - 7 вв. до н.э. |
79 |
Кадеш |
16 - 14 вв. до н.э. |
200 |
Хамат |
14(?) - 8 вв. до н.э. |
80 |
Калинга |
3 в. до н.э. - 1 в |
201 |
Харакена |
2 - 1 вв. до н.э. |
81 |
Калинга |
6 - 8 вв. |
202 |
Хараппа - Мохенджо -Даро |
26(?) - 18 вв. до н.э. |
82 |
Камарупа |
6 - 10 вв. |
203 |
Хариджитов г-во |
8 - 9 вв. |
83 |
Кангюй |
2 в. до н.э. - 3 в. |
204 |
Харши империя |
7 в. |
84 |
Каппадокия |
4(3) - 1 вв. до н.э. |
205 |
Хаяса |
15 - 14 вв. до н.э. 8 - 7 вв. до н.э. |
85 |
Карантания |
7 - 8 вв. |
206 |
Хеттское г-во |
17 - 13 вв. до н.э. |
86 |
Карлукский каганат |
8 - 10 вв. |
207 |
Химьяритское г-во |
2 в. до н.э. - 2 в. |
87 |
Карфаген |
8 - 2 вв. до н.э. |
208 |
Хорезм |
7 - 6 вв. до н.э. 4 в. до н.э. - 1 в. |
88 |
Кархемиш |
11(12) - 8 вв. до н.э. |
209 |
Хунну |
2 - 1 вв. до н.э. |
89 |
Катабан |
10 - 1 вв. до н.э. |
210 |
Цзинь |
8 - 5 вв. до н.э. |
90 |
Катна |
21 - 14 вв. до н.э. |
211 |
Цзинь |
3 - 5 вв. |
91 |
Кашмир |
8 - 12 вв. |
212 |
Ци |
7 - 3 вв. до н.э. |
92 |
Кедар |
7 - 5 вв. до н.э. |
213 |
Цинь |
7 - 3 вв. до н.э. |
93 |
Кент |
5 - 8 вв. |
214 |
Цинь-Хань империя |
3 в. до н.э. - 3 в. |
94 |
Киданей г-во |
7 - 12 вв. |
215 |
Чалукья Зап.- Раштракутов г-во |
7 - 10 вв. |
95 |
Кизик |
8 - 7 вв. до н.э. 3 - 1 вв. до н.э. |
216 |
Чалукья- Чалукья Вост. |
6 - 11 вв. |
96 |
Киликия |
2 - 1 вв. до н.э. |
217 |
Ченла |
7 - 8 вв. |
97 |
Кинда |
5 - 7 вв. |
218 |
Чера |
3 в. до н.э. - 9(?) в. |
98 |
Кипр |
15 - 8(7) вв. до н.э. |
219 |
Чжоу |
11 - 7 вв. до н.э. |
99 |
Кирена |
7 - 6 вв. до н.э. |
220 |
Чжэнь-Бохай |
7 - 10 вв. |
100 |
Киш |
28 - 24 вв. до н.э. |
221 |
Чола |
1 - 4 вв. |
101 |
Когуре |
1 - 7 вв. |
222 |
Чосон |
3 в. до н.э. - 1 в. |
102 |
Колхида |
7(6) - 5 вв. до н.э. |
223 |
Чу |
8 - 3 вв. до н.э. |
103 |
Коммагена |
10 - 7 вв. до н.э. 2 - 1 вв. до н.э. |
224 |
Шакья |
7 - 6 вв. до н.э. |
104 |
Кордовский эмират |
8 - 10 вв. |
225 |
Шан (Инь) |
16 - 11 вв. до н.э. |
105 |
Кошала |
7(6) - 5 вв. до н.э. |
226 |
Шривиджайя |
7 - 13 вв. |
106 |
Крит |
21(?) - 12 вв. до н.э. |
227 |
Шрикшетра |
4 - 8 вв. |
107 |
Куммийское ц-во |
23 - 17 вв. до н.э. 14 в. до н.э. |
228 |
Эбла |
24 - 21 вв. до н.э. |
108 |
Куру-Панчала |
8 - 6 вв. до н.э. |
229 |
Эдом |
12(?) - 7(6) вв. до н.э. |
109 |
Кушанская империя |
1 - 4 вв . |
230 |
Элам |
21 - 12 вв. до н.э. 9 - 7 вв. до н.э. |
110 |
Куэ |
10 - 8(7) вв. до н.э. |
231 |
Элимаида |
2 - 1 вв. до н.э. |
111 |
Лагаш |
25(?) - 21 вв. до н.э. |
232 |
Эмеса |
1 в. до н.э. |
112 |
Лазское ц-во |
1- 6 вв. |
233 |
Эпир |
3 - 2 вв. до н.э. |
113 |
Лангобардов г-во |
6 - 8 вв. |
234 |
Эссекс |
7 - 11 вв. |
114 |
Ланкасука |
1 - 12 вв. |
235 |
Этолия |
3 - 2 вв. до н.э. |
115 |
Ларса |
21 - 18 вв. до н.э. |
236 |
Этрурия |
8 - 3 вв. до н.э. |
116 |
Лахмидов г-во |
3 - 7 вв. |
237 |
Эфталитов г-во |
5 - 6 вв. |
117 |
Лидия |
7 - 6 вв. до н.э. |
238 |
Эшнунна |
21 - 18 вв. до н.э. |
118 |
Ликия |
1 в. до н.э. - 1 в. |
239 |
Юэ |
9 - 4 вв. до н.э. |
119 |
Лихьян |
1(2) в. до н.э. - 2(?) в. |
240 |
Ямато ц-во |
4 - 6 вв. |
120 |
Личчхави |
7 - 5 вв. до н.э. |
241 |
Ямхад |
21 - 17(16) вв. до н.э. |
121 |
Лу |
9 - 5 вв. до н.э. |
242 |
Япония |
с 7 в. |
Разумеется, даже подобный список, включающий в себя более двухсот позиций, не может претендовать на конечную полноту. Можно надеяться лишь на то, что он пропорционально и системно отражает истинное положение вещей, выявить которое в полной мере вряд ли возможно. Для того чтобы снять разночтения, могущие возникнуть в связи с представленной выборкой, следует отметить некоторые нюансы, повлиявшие на включение в нее тех или иных элементов.
Особая тщательность требовалась при идентификации наиболее ранних (III - сер. II тыс. до н. э.) государственных образований, к которым относятся политические структуры Месопотамии, царства Леванта и Анатолии, цивилизация долины Инда и первые государства Китая. С учетом особенностей месопотамской политической системы [16], в наш список попал ряд ранних городов-государств, количество которых было определено самостоятельно, однако не противоречило мнению исследователей, акцентирующих без ущерба для системного анализа внимание не более чем на 14-15 наиболее значимых центров из существовавших 20-ти [13, p
. 48]. Определенное число мелких и недолговечных сирийских царств 2-й пол. II тыс. до н. э., датирование образования и разрушения которых если и производится, то в чересчур широких пределах в список не вошло. Из легендарной дюжины царств Балканского п-ова и побережья Малой Азии II тыс. до н. э. в списке учитывается более половины. Подобным образом обстоит дело и с княжествами долины Ганга середины - 2-й пол. I тыс. до н. э.: из 16-ти наименований, упоминаемых в различных источниках, список включает 7 наиболее крупных. К региональным особенностям следует отнести и принципиально иной подход, который был применен по отношению ко времени греческой колонизации VIII - VI вв. до н. э. Произошедшая "структурная революция" привела к появлению столь большого числа "классических" городов-государств (более 100), что учет всех их в формируемой базе данных оказался бы противоестественным. Зачастую ценз государственной структуры сверялся с размерами города, вокруг которого происходили процессы политической централизации. Однако учитывался и тот факт, что далеко не все первичные чифдом и ранние государства имели экономическую возможность быть урбанизированными центрами [10, p. 184]. Это отчетливо проявляется на примере древнеегипетских номов, которые в подавляющем большинстве случаев не выступают отдельными политическими элементами, а также при анализе множества китайских княжеств II - I тыс. до н. э., крупнейшие из которых учтены в списке.Определившись в исходном множестве, на базе которого и предполагается делать выводы статистического характера о формах изменения в ходе истории суммарного количества независимых государственных структур, мы вправе переходить к оперированию числами и интерпретации получаемых соотношений.
Результаты и выводы
Следует отметить, что попытки количественного анализа различных сфер жизни цивилизации (военной, интеллектуальной, демографической, экономической и т.п.) предпринимаются постоянно и считаются продуктивными, так как дают возможность для обоснования системных обобщений, абстрагированных от исторических перипетий. Высокая корреляция между циклическими изменениями размеров городов и территориальных размеров империй была отмечена в пределах выделенных дальневосточных и ближневосточных военно-политических систем (PMNs) [5]. Недостатком исходных данных признавалась, в первую очередь, ориентация Р. Таагеперы на предельно крупные имперские образования, что исключало из зоны рассмотрения более мелкие региональные структуры. В связи с этим К. Чейз-Даном поднимался вопрос о необходимости уменьшение масштаба элементов анализа для детального определения тенденций регионального развития. В то же время при совместном трансконтинентальном рассмотрении вышеупомянутых региональных пульсаций, дополненном демографическими показателями, был сделан вывод о том, что
при анализе количественных параметров исторических систем речь может идти о регулярном характере и о практически постоянном периоде колебаний их численных показателей [17]. В нашем случае работа с базой данных, включающей в себя наряду с крупными и предельно мелкие государственные структуры, демонстрирует такой же циклический тип изменения выбранного параметра с постоянной периодической составляющей той же длительности.Таблица 2.
Век |
- 28 |
- 27 |
- 26 |
- 25 |
- 24 |
- 23 |
- 22 |
- 21 |
- 20 |
- 19 |
- 18 |
- 17 |
- 16 |
- 15 |
- 14 |
- 13 |
- 12 |
- 11 |
Кол-во |
4 |
4 |
6 |
8 |
11 |
10 |
10 |
20 |
16 |
17 |
18 |
14 |
20 |
29 |
34 |
26 |
28 |
21 |
Век |
- 10 |
- 9 |
- 8 |
- 7 |
- 6 |
- 5 |
- 4 |
- 3 |
- 2 |
- 1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Кол-во |
27 |
34 |
51 |
66 |
44 |
34 |
34 |
45 |
51 |
51 |
40 |
27 |
25 |
30 |
35 |
47 |
56 |
46 |
Для получения наглядного представления об интересующих нас процессах и реализации возможности оперировать оцифрованными данными, мы определяем в пределах временного промежутка с XXVIII в. до н. э. по VIII в. для каждого века общее число автономных и политически независимых государственных структур. Результаты расчета удобнее представить в виде таблицы значений (Таб. 2) и соответствующего ей графического представления (Фиг. 1), при анализе которого основное внимание обращается на форму кривой.
Получаемая в результате построения кривая наглядно отражает особенности динамики изменения количества государственных структур, демонстрируя явно выраженные регулярные колебания их общего числа. Отмечаемые экстремумы этой функции - безусловные точки максимумов в XXI, XIV, VII, II-I вв. до н.э., а также сопрягаемые с ними точки минимумов в XVII, XI, V-IV вв. до н.э и III в. дают возможность рассматривать процесс образования и гибели государственных структур как осцилляцию с периодом в 6 -
7 веков.Наблюдаемая цикличность изменения числа автономных государственных структур еще раз доказывает несостоятельность предположений о плавном характере его изменения, высказанных Р. Карнейро [1, p. 205-233]. В отличие от выдвинутой им схемы развития, согласно которой количество политически независимых структур (politically sovereign units) уменьшается в ходе эволюции мировой системы при увеличении их среднего размера, следует принять как более объективную схему волнообразного изменения их общего числа. Учитывая чередование текущих максимумов и минимумов полученной кривой, а также принимая во внимание гиперболический характер ее образующей и цикличность направления изменений, следует говорить и о циклической тенденции, и о ступенчатой форме этого процесса.
Определенный интерес вызывает попытка проанализировать совместно и кривую, полученную нами, и кривую, построенную по результатам исследования Р. Таагеперы [11], которая отражает циклы изменения площади империй мира. При совмещении обеих кривых в наиболее выгодном для рассмотрения масштабе (Фиг. 2) становится ясно, что корреляция между показателями обеих графиков весьма высока.
Действительно, практически во всех случаях (за исключением отметки XXI в. до н. э) в пределах одного цикла максимальному числу государственных структур соответствует максимальное территориальное расширение империй, причем явно различимые пики обоих значений смещены относительно друг друга ориентировочно на один век. Рост числа самостоятельных исторических систем "опережает" рост в пространстве систем более высокой степени сложности, и этот порядок сохраняется на протяжении всего рассматриваемого периода, демонстрируя постоянный ритм в смене подъемов и спадов.
Такая зависимость позволяет под несколько иным углом зрения смотреть на взаимоотношения центра и периферии и допускать наличие системной "обратной связи". С ростом количества и усилением независимых структур наступает момент чрезвычайной насыщенности их конгломерата, в результате чего происходит скачок усложнения системы - организация значительно более мощных и протяженных империй. С уменьшением количества потенциальных конкурентов в регионе сложная система переходит в фазу упрощения, сжимаясь территориально. Таким образом, рост автономных образований провоцирует ответную фазу политической интеграции, в ходе которой начинается усиление центробежных тенденций, приводящее вновь к росту числа независимых государств. Следовательно, центральная структура не исключительно интенсифицирует политические процессы периферии, подключая ее к своим системным ритмам, но генерирует глобальные пульсации большой длительности в двустороннем взаимодействии с окружающими ее структурами.
Литература