М. Шильман

НА ТУ СТОРОНУ ЭТОЙ СТОРОНЫ

Кто хоть до некоторой степени пришел к свободе разума, тот не может чувствовать себя на земле иначе, чем странником, хотя и не путником, направляющимся к определенной конечной цели: ибо такой цели не существует.

Ф. Ницше "Человеческое, слишком человеческое" (Эпилог)

Фигура Странника, оказавшись на виду или взятая во внимание, разваливается на две неравные доли по образу и подобию соответствующей словарной статьи современного словаря русского языка. В свою очередь тот, кому предстоит выбрать из двух предлагающихся значений, и сам оказывается на распутье. Он может видеть в Страннике того, кто постоянно находится в пути, перемещается, передвигается, а может присягнуть на верность культурной традиции, удерживающей образ паломника, пилигрима, идущего пешком на богомолье. Выбор каждого зависит и от его степени религиозности, и от местоположения черты его оседлости. Но в данном случае предпочтительней довериться словарю и, отстраняясь от религиозного контекста, отказаться от второго значения, помеченного как "устаревшее". А для пущей академичности прибегнуть к помощи Ницше.

Нет смысла дублировать эпиграф. Ницше как странствующий по жизни, по таланту и по философии, поднял Странника на почти недосягаемую высоту Философа, чья участь – "искание всего странного". Те, кто "живут философами и странниками" обозревают наличествующее сверху; в этом смысле странничество – некий взгляд со стороны, сверху, с вершины и свысока. "Вольнодумец и странник", называющий себя тенью Заратустры, "вечно в дороге, но без цели и даже без родины". Он всегда ино-странный, всегда "по ту сторону", все время в стороне от себя. Странник сам (по) себе другой; он – некий двусторонний по-сторонний. По(ту/сю)сторонний. Он становится тем, кто обретается в движении "туда-сюда", Fort-Da. Странник, идущий поверху, сторонится и метафизики, и религии, чтобы не быть односторонним "опотустороненным". Для него есть табу на "идолослужения и обманы": его служение в движении и его истина – обманка самого себя.

Странник осуществляет движение, и это надо понимать дословно. Движение есть его существо. Потому движение странника не подчинено конкретной цели, но самоценно как подвижничество, (по)движение, по-двиг. Образно говоря, странничество сопряжено с драйвом – это движ, движняк. Движение призвано (ото)двигать все статичное и стабильное на второй план. Собственно, движение странника (с)двигает сами планы, позволяя смотреть на обыденное со стороны и оценивать его извне. Под занавес "Веселой науки" Ницше указывает на то "что делает странник, желающий узнать, насколько высоки городские башни: для этого он покидает город". Чтобы взглянуть на привычное взглядом постороннего, необходимы подвижки стереотипов и привычек. Для этого нужна некоторая дистанция, достигаемая за счет движения – намеренного отстранения, раз-двигающего про-странство и организующего тот зазор, отдаление, где селится взгляд. Одним словом, странник – это тот, кто вносит элемент подвижности в неподвижную среду воззрений. Не глаз Фихте, созерцающий самое себя, но снующий зрачок, который от-страняется, чтобы "приблизить во взгляде".

Для странника движение важно лишь как возможность за-двинуть привычную жизнь в угол, забросить за спину. В отличие от путника он не держит путь, не стоит на пути, не ищет путей. Странник вообще не сторонник чего-либо определенного – направления или маршрута. Напротив, он идет (сразу) "на все четыре стороны", не отдавая предпочтения какой-либо из них. Движение странника происходит не в терминах физической географии и не имеет аналогии с движением тела в пространстве Ньютона. Странствовать можно и в тексте, в бесконечном комментарии, как это демонстрирует, например, талмудическая практика. Ведь странник не столько осваивает пространство (освоение грозит отчуждением), сколько задает его, определяет его топологию. Он не ставит задачи обустройства в данном (ему) мире, не ищет в нем "свое место", но уместен, будучи в центре того, что строит(ся) вокруг.

Странствующий "живет неправильно", странно, его жизнь без направления вызывает удивление. Впрочем, эта бесконечно необжитое местонахождение странно только для домоседа, ведущего сидячий образ жизни; но вряд ли странник удивит кочевника. В чем-то они сродни – как номады, обитатели простора, ведущие свою жизнь, а не какой-либо определенный образ жизни. Тот, кто направлен сразу во все стороны, старается быть (всегда) в стороне. Он уходит от полноты (на/за)езженного бытия, у-страняя эту полноту, опустошает его, оставляет его в стороне. Охота за простором дает страннику простоту бродячей жизни, не отягощенной никакими общественными иерархиями или социальными структурами. С этой точки зрения в странничестве просматривается стратегия (у/о)прощения жизни. В тяге к пустоши странник выдает намерение опростать свою жизнь. Выпростать бытие. Опорожнить его, освободить от матриц нормативного поведения и культурного оптимума, и тем открыть его для наполнения новым "содержанием". Чтобы не значилось "домом бытия", странник покидает этот дом – он просто, молча и бесцельно движется, сторонясь дома. И в сторону (от) дома.

В этом-то и состоит его сверхзадача – устранение неустранимого. Шагом наружу странник отстраняется от жилища, об-наруживается; каждый следующий шаг (в сторону) может приблизить его к "дому". Отказ от себя, само(у/от)странение готовит почву для отстранения от отстраненного. Вознамерившись уходить (от) себя, странник уходит и от ушедшего. Поэтому странничество – как непрекращающийся уход от себя по своей же воле – это, в некотором смысле, от-себятина. Странник простирается, размножается, он наполняет пространство пучком ипостасей. Извечное "познай себя" реализуется им через "простри себя". Странник размыкает субъекта, он расщепляет замкнутую на себя и инкрустированную вещами "самость". Он – самодвижущееся нивелирование привычки мыслить "Я" в категориях стабильности и единства. Именно поэтому странник в какой-то мере мыкается. В стороне от привычных вещей, вытворяя нечто странное, несусветное.

Творящее (про)странствие есть опространствливание, рас-пространение "вовне" субъективности без свойств и поиск свойственного ей – на практике. Соответственно, движение странника не вызывается никакой "внешней силой"; оно есть (само)развертывание изнутри, выворачивание нутра, действие шиворот-навыворот. Его пространство – это и странствие, и рана; это влекущая странность и отвлекающая прострация. Единственной "действующей причиной" здесь можно считать лишь то внутреннее напряжение, которое разряжается странствованием. Странничество – как намерение распространить себя за пределы себя – жаждет простора, войти в который равнозначно тому же, что и очутиться в (ином) пространстве. Совершать в нем пространный экскурс. В этом смысле странник со-верш(ае/и)т себя с собой, олицетворяя скольжение по изнанке привычного бытия. Странник вершит(ся) на вершине, опуская очи долу, озирая долину. "Я, странник и скиталец по горам…", – представляется Заратустра, вдыхающий острый воздух и понимающий, что странствие – это и разряжение (разрядка, но не отдых), и разрежение (уменьшение плотности, но не растворение) в пространстве.

Странствие – это и разрешение (от бремени) бытия. Странник парит (над) бытием: он находится над "всем" и испаряется как "все". Он – в паре с самим собой – смотрит сверху вниз и снизу вверх – с вершины в пропасть и из долины на горы. Странник – это пара; пара-человек и пара-бог, – тот, кто находится вне-и-возле и человека, и бога. В стороне и от того, и от другого – в страннике – "вершина и пропасть – слились теперь воедино!". Перелицовка бытия показывает, что и его лицевая часть, и изнанка служат подкладками друг друга, равноценными масками, вкупе составляющими апогей странничества и экстаз странника. И власть над бытием.

Философ-странник, по Ницше – "всякого рода бродячий элемент", высится над бытием, богом, моралью, традицией посредством отстранения от всего, чем/где можно жить, где/в чем можно прижиться, что производит терапевтический эффект. Это возвышение означает разворот привычных перспектив, чехарду верха и низа. В первую очередь со своих высот низвергается "святое" и "возвышенное". На смену страннику перед Господом, человеку, чья земная жизнь – "тень смертная", идет "Странник и его тень". В своем новом (на)значении странник отбрасывает тень, странствуя ни перед кем; бог оказывается тенью идущего на убыль человека. Для странника и человеческое, и божественное стремится к ничтожеству. Странник изничтожается, это замечает Делез: "Тень есть сам странник… странствует одна лишь тень". А тени не нужен рядом ни господин, ни раб: она не попадается в гегелевский капкан и самоустраняется из отношений раба и господина. Странник Ницше, говорящий "я не люблю около себя рабов", и философский дискурс, который, по определению Деррида "вытесняет на обочину (т.е. оттесняет в сторону – М.Ш.) женщин, животных и рабов" – одно и то же "лицо". Странник подобен дискурсу: он так же, как и дискурс в своем исходном значении, есть движение в разных направлениях, круговорот, мелькание, бегание туда и сюда. В аспекте движения "во все стороны" они выглядят близнецами, лишенными "энтелехии". Странник – ни Господин, ни Раб, он – "ни то ни се", он – странствует.

Мы странники – скандируется в финале "Воли к власти" – "мы – атеисты и имморалисты", "мы – в стороне"; странник выдвигает на первый план случайное положение в свете и внешние события жизни, прикрывающие задник планов. Внешние события не служат страннику домом, – движущийся попросту бездомен и отчасти без(д)умен. Эфемерная передышка для странника связана с временным пристанищем, в котором нельзя останавливаться, с очередной маской, в которую нельзя вживаться, с тем, что странник приемлет, но к чему не привязывается и чему не принадлежит. Странник почти присутствует в (своей) тени, он играет(ся) "по ту сторону добра и зла", а когда (в конце концов) его спрашивают об отдыхе – просит вечного продолжения: "Еще одну маску! Вторую маску". Я – Властелин масок. Я – Странник. Я – Господь.

(Полилог: Философия. Культурология. Вып. 2. Странник: Альманах Харьковской гос. акад. культуры, 2006 г.)

Rambler's Top100
Hosted by uCoz