М.А. Кукарцева "Современная философия истории США"

Глава II СОВРЕМЕННАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ США

§3. Философия истории "новой" истории США второй половины XX века

Постмодернистская эпистемологическая революция 70-х годов поставила историческую науку и историографию перед необходимостью как бы вновь найти себя. Основной предмет "старой" истории - политические события и ее основной методологический прием - нарратив, отвергались "новой" историей безоговорочно. Старые мастера: Макаулэй, Ранке, Мишле, Паркман, Прескотт, Моммсен - в глазах "новых" историков стали цениться не более, чем хорошие хронисты, генеалогисты, рассказчики занимательных историй из области политической и общественной жизни прошлого. Они создали своего рода иерархию ценностей в определении значительности исторических событий; масштаб приоритетов, необходимый для селекции наиболее важного в истории и сохранения его в исторической памяти людей. Основной критерий, который они использовали и который всегда, при любых обстоятельствах имплицитно содержался в их рассуждениях - мера соотнесенности анализируемого исторического со структурами власти в государстве и обществе.

Основным тезисом методологии “старых” историков было требование учета всего в истории, в том числе и негативных примеров. Старая история - это преимущественно история политическая, конституциональная, дипломатическая, интеллектуальная, реализующаяся, как правило, через нарративы. В начале XX века переход от нарратива старой истории к интерпретационной парадигме исторического исследования расценивался как коперниканский переворот в историографии.

Одна из влиятельнейших школ новой истории - школа “Анналов” провозгласила “омерзительной” классическую триаду старой истории: “политическая история - история повествовательная - история событийная” - и обратилась к исследованию структур исторического процесса через новые эпистемологические модели. И. Валлерстейн утверждал, что история сегодня должна отказаться от принятого в XIX веке триединства “политика - экономика – культура”. Теперь каждый член этого отношения должен иметь самостоятельную логику и независимые процессы развития, найти новый язык, который позволил бы истории говорить одновременно о вечном и о мгновенном движении социальных процессов внутри и между сегментами предмета исторической науки. “Старая” история оперировала вопросами типа: “Что случилось?”, “Как это случилось?” В “новой” истории эти вопросы трансформировались в один: “Почему это случилось?”

"Новая" история, таким образом, несла новые исследовательские, методологические и концептуальные парадигмы. Заметим, что мотивы этих парадигм стали проникать в историческую науку уже в начале XVIII в. с включением в нее результатов социологических, экономических, психологических, культурологических и других исследований. Работы Вольтера “Опыт о нравах и духе народов” и Мишле “История Франции” заложили первые идеи новой истории. В 1838 году Джекоб Буркхардт, а в 1898 - Карл Лампрехт в своих работах развили эти идеи, и Карл Лампрехт сформулировал "генетический метод", акцентирующий значение причинности в историческом объяснении более, чем значение нарративистики. По мнению Г. Химмелфарб, этот метод стал прообразом метода подводящей теории.

В 1912 году Дж. Робинсон в своей книге-манифесте "Новая история: этюды, иллюстрирующие перспективу в современной истории" провозгласил окончательное наступление эры "новой" истории. Последнюю он предложил понимать как историю "обыденного человека", т. е. не короля, героя, дипломата и т. п. Не изучение документов прошлого, архивистика, как методологические приемы старой истории, а изучение находок и открытий в антропологии, экономике, психологии должно, по убеждению Робинсона, стать новой методологической парадигмой "новой" истории. Так и случилось. После 1945 года и по сегодняшний день “вчерашние антигерои истории стали ее героями: цветные, индейцы, транссексуалы и сексуальные меньшинства, женщины, иммигранты, рабочие, политические диссиденты, людские отбросы городов и т. д.” (257).

Нечто подобное мы встречали в исторической науке Нового времени эпохи крушения монархий и социальных революций. "Новая" история открыла такие сферы исторических исследований, которые ранее были неизвестны или игнорировались вовсе. В 1971 году Г. Уэллс усилил акцент: "новая" история есть история не о "простом" человеке, а для него, "это совместное путешествие всего человечества по всем классам и всем этносам" (258). Новая история проявляет преимущественный интерес к глубинным структурам истории, эксплицируемым в многовековых исторических реальностях, в повседневной истории, в коллективном бессознательном истории. В 80-х годах школа “Анналов” предложила метафору, превосходно иллюстрирующую сущность новой истории. Новая история – “история молчаливого человечества(“- это море, на поверхности которого плавают исторические события, а в глубине лежит анонимный народ. Необходимо проникнуть в глубины моря и, поставив в центр исследования не героя, а безымянного человека и его повседневную жизнь, купно проанализировать все аспекты человеческой мысли, поведения, деятельности и через это постигнуть всю глубину истории. Ж. Ле Гофф полагает, что новая история в этом отношении есть принципиально новый виток в историографической спирали, т. к. новая история дала возможность рассматривать историческое бытие человека с позиций знаний о среде его обитания - экономике, культуре, социуме, политике, психологии, обычаях, эмоциях, языке и т. д., чего никогда не делала старая история.

Восприемниками идей новой истории на рубеже XIX - XX веков стали Видаль де Ла Бланш, Франсуа Силиан, Эмиль Дюркгейм. Истинными "отцами" новой истории стали во Франции Анри Берр с его “Журналом исторического синтеза” и Марк Блок и Люсьен Февр с “Анналами экономической и социальной истории”, в США - Лоуренс Стоун. В своей знаменитой работе "Семья, секс и брак в Англии в 1500-1800 гг." (259) он, анализируя указанные в заглавии книги проблемы, использовал антропологический подход и рекомендовал подобную методологию, как абсолютную в исторических исследованиях. Оригинальность Стоуна проявилась в том, что в другой своей не менее знаменитой работе “Прошлое и настоящее” (260) он выступил с суровой, а иногда просто убийственной критикой методологии и сути "новой" истории, предупредил “новых” историков об опасности методологического доктринерства и предложил вернуться к литературно-историческому нарративу как "стенограмме мирового кода".

Нарратив, по мнению Стоуна, отрицает “бесплодные” методологические претензии аналитической философии и теории единства науки. “Независимо от принятого способа изложения, аналитического или повествовательного, принципиально важно вернуться к тому, что до недавнего времени считалось хорошим историческим изложением, а именно: к ясности языка и мысли” (261).

Основные формы "новой" истории таковы:

- социальная: анализ обыденной каждодневной жизни обычных людей как основа истории;

- антропологическая: сопоставление традиций и привычек людей как основа истории;

- устная: анализ не фиксированных воспоминаний современников как источник ментальной информации;

- mentalitе: анализ исторических ментальностей как фокус характеров, мыслей, мотивации поведения отдельных людей и целых этносов;

- engagе: ангажированная история, т. е. не анализирующая, а заказная. (подобна заказным социологическим исследованиям);

- эмпирическая: анализ непосредственных действий и чувств людей как исходный исторический материал;

- популистская: анализ “больных” проблем истории как действительно и единственно исторических;

- количественная, или клиометрия: анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики;

- психоистория: анализ бессознательных аспектов индивидуального и коллективного поведения людей как основы истории;

- макроистория: изучение универсальных законов истории и коллективного субъекта истории;

- микроистория: изучение событий, заключенных в сжатых пределах времени и пространства, и индивидуального субъекта истории;

- гендерная: выявление путей социальной организации полов в разные исторические периоды.

Очевидно, что существуют и другие, еще более специфические формы истории как итоги развития общей постмодернистской парадигмы, распространенной на историческое знание. В США в дополнение к перечисленным образовались такие формы "новой" истории как "черная" (изучение жизни негров), этническая, сексуальная и т. п. И это нормально, т. к. "современная история вслед за определенными направлениями социологии, этнологии, культурологии и социальной антропологии обнаруживает тенденцию к изучению "малых групп" (262), что продиктовано доминирующим в современном гуманитарном знании отрицанием метанарратива и интересом к прагматическому прочтению истории. В США специфика новой истории определяется сочетанием следующих трех основных обстоятельств: установка на сциентизацию истории, превращение ее в из разновидности чисто субъективного гуманитарного творчества в “полноценную” социальную науку; широкое использование междисциплинарного подхода; утверждение новой истории как социально полезной, прикладной науки.

Новая история внесла в историографию не только новые исторические источники (исследование человеческой психики, сознания, праздников, карт, икон, фольклора), но и новую методологию, точнее, постмодернистский методологический плюрализм, в силу присущности каждому типу новой истории собственного набора методологических приемов. Эти методологические приемы должны были символизировать, по замыслу новой истории, изменения в стиле мышления современного историка, релевантные духу времени и собственно истории, а не какой-либо другой науке. Главная претензия новой истории - аккумулирование в результатах исторического исследования практически полезного социального и исторического опыта.

В США новая история в наибольшей мере реализовалась в клиометрии (экономической истории), в социальной истории, включающей в себя как автономную рабочую историю (социальный протест и критика общественного устройства), в психоистории, в популистской истории, в “черной”, этнической, феминистской, сексуальной. Вообще, как справедливо замечает Г. Химмелфарб, американские историки находятся под большим влиянием их континентальных коллеги регулярно совершают ознакомительные поездки в Европу для пополнения своего методологического и содержательного багажа (263). Несмотря на это, новая история в США достигла высоких результатов. К числу наиболее успешных относится клиометрия, хотя в последние 10 - 15 лет количество исторических исследований, основанных на статистике, заметно уменьшилось.

Клиометрия исходит из императива необходимости каждому историку (как необходимости знать иностранный язык) умения применять в исторических исследованиях количественные методы, статистику, компьютерные программы, решающие математические задачи и строящие математические модели истории. Основоположником, создателем клиометрии является Пьер Шоню, хотя А. Тойнби полагал, что первым применил статистические методы в истории и в философии истории П. Сорокин, используя их в осуществлении культурологического анализа общества в работе “Культурная и социальная динамика”. С точки зрения Шоню, исторический процесс равен процессу математического поиска. Тело западной цивилизации, считает Шоню, неумолимо раздирают две тенденции: экономического роста, роста новых технологий и негативные трансформации в области культуры и религии в результате утраты людьми воли к жизни. В итоге взаимодействия этих тенденций западная цивилизация становится цивилизацией техногенной, сциентизированной, холодной и резкой.

Поэтому единственно адекватной методологией ее исследования является математическое измерение ритма поступающих в нее технических инноваций, статистическое измерение динамики рождения и смерти, экономическое исследование движения цен и т. д. Клиометрия, в сущности, апеллирует к поведенческому механизму истории, выражающемуся в цифрах, картах, графиках, таблицах и т. д. Клиометристы стремятся “онаучить”, “оматематизировать” историю, считая, что методологически это - наиболее научный способ исторического объяснения. В США “отцами” клиометрии являются Роберт Фогель и Стэнли Энгерман. В 1974 году они выпустили известнейшую ныне книгу “Время на перекрестке: экономика рабства американских негров” (264), в которой количественно исследовали экономику рабовладельческого Юга США.

В книге содержится множество статистически подтвержденных данных об отношении между расами, связях внутри семьи рабов, между семьями рабов и т. д., но в книге ничего нет о сущности экономики рабства. Более того, по итогам проведенного исследования авторы делают вывод, что средняя величина дохода на душу населения рабовладельческого Юга указывает на достаточно высокий уровень жизни рабов США. Н. Н. Болховитинов и В. В. Согрин считают, что “коренной порок новой экономической науки (клиометрии. - М. К.) Фогеля и Энгермана - несостоятельность их методологических и теоретических позиций, отсутствие у них сколько-нибудь удовлетворительной теории исторического прогресса (онтологическая несостоятельность), так и теории научного познания (гносеологическая несостоятельность). При отсутствии теоретико-методологической основы их впечатляющие графики и модели остаются не более чем игрой в цифры” (265).

Полагаем, что клиометрия, построенная на методологических принципах математической теории, может все-таки выполнить восполнительную функцию при исследовании какого-либо сегмента исторической реальности. “Применяемые осмотрительно, количественные методы представляют собой прекрасный научный инструмент для выявления приблизительности и неточности суждений, особенно когда речь идет об экономике и демографии” (266). Клиометрия последних лет широко применяет синергетику в исследовании социо-исторических объектов. Синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс) конкретизирует с позиции принципа самоорганизации философские понятия самодвижения и развития, применяемые к динамике систем любой природы. С точки зрения этого принципа анализируемые системы рассматриваются в сильно неравновесных состояниях, т. е. когда в них возникают внешне хаотические диссипативные структуры, чреватые переходом прежней системы в качественно новое состояние. Тем самым появляется реальная возможность найти способ гармоничного сочетания необходимости и случайности, эволюции и революции в историческом развитии. Клиометрия при поддержке синергетики, с одной стороны, организует теоретические понятия в прикладные, с другой стороны, осуществляет широкие эмпирические обобщения. Другое дело, что в количественной истории отстает эвристическое начало, она, как и психоистория, нередко аисторична, не выходит за пределы языка цифр, и в этом смысле клиометрия действительно не вполне достаточна для историографии.

Клиометрия есть один из символов сциентизма в историографии, в определенном смысле она продолжает традицию подводящей теории Гемпеля - Поппера; один из признаков постоянного, в потенциальную бесконечность, совершенствования методологии истории и процедур исторического исследования, реализующих математический стандарт научности. Это ведет к большой рассеянности исторических теорий и ограничиванию знаний о прошлом; к нарастанию дебатов вокруг полезности исторического знания вообще; порождает сомнения в способности коллективного опыта людей корректировать свою социальную и историческую деятельность. “Клиометрия и аналитическая философия истории преимущественно беседуют только друг с другом и больше ни с кем и публикуют результаты своих бесед в узкопрофессиональных журналах” (267), - пишет Хамероу.

Иную методологию предлагает социальная история. Объект ее исследования - историческая жизнь людей на уровне анализа невербальных, неотрефлексированных, иррациональных аспектов жизни. Социальные историки игнорируют традиционное понимание политики, расценивая ее как эпифеномен исторической жизни. С их точки зрения, истинная политика - это политика “правильного”, т. е. созерцательного сознания, все остальное - ложь. Социальная история обесценивает те моменты прошлого, которые становятся бесконечно актуальными сегодня, например, саму идею политической власти и вместе с ней - идею социального и государственного контроля в обществе. “Они следуют за теми, кто видит в политике игру, свои интересы ценят более, чем идеи, а эмоции - более, чем историческую причинность” (268). Социальные историки считают своей методологией чистую созерцательность, которую они пытаются искать в герменевтике и феноменологии, но на самом деле вряд ли четко представляют себе, что это такое.

Одним из влиятельных аспектов социальной истории является история социального класса. Ее основная задача - "пережить опыт" исследуемого класса. Для этого необходимо определить тип дискурса, и прежде всего речевого, искомого класса. История социального класса отстаивает приоритеты языка в исследовании обстоятельств жизни классового общества, а также роли эстетического чувства в формировании классового сознания члена класса (269). Сегодня "лишь некоторые историки продолжают рассматривать класс как простое следствие экономического и социального положения людей, как нечто, напрямую определяемое способом производства. Вместо этого класс рассматривается как социальное самосознание, сконструированное на основе дискурса. Дискурсы класса придают смысл опыту, служат для политической ориентации и организации поддержки отдельным проектам" (270).

С подобных позиций рассуждают и политические историки. Для них отношение “старой” истории к политике есть “труп”, который вряд ли нужно эксгумировать. Политика есть лингвистически сконструированный феномен, и он может быть познан только через языковые формы. В целом "новая" история проявляет повышенный интерес к политике и суть этого интереса понятна: за политическими параметрами истории стоит феномен власти, что является современным эпистемологическим воплощением политического. Поэтому в рамках новой истории вообще отмечается расширение перспектив политических исследований, но интерпретируемых как: социолого-политический анализ истории и общества, лингво-политический анализ, семиотико-политический анализ, политическая антропология, политическая символика и ритуал, политическая ментальность и т. д. Тем не менее, разные направления новой истории и проблемы политики, политология движутся навстречу друг другу.

Между тем, новая история имеет и немало противников. Например, Оскар Хандлин в работе “Правда в истории” утверждает, что профессия историка с появлением новой истории утеряна, т. к. утеряны цель и общее направление развития исторической науки (271). Г. Химмелфарб полагает, что нет “новой” или “старой” истории. Такая демаркация просто уничтожает историю как научную дисциплину. Есть просто хорошая или плохая история в смысле качества выполненных исследований. В подобном ключе рассуждают и многие неомарксистские историки и философы на Западе и в США. Новую историю нередко критикуют за сложность ее научного языка, что отпугивает и читателя и нередко специалиста от современной исторической культуры. Множество обособленных типов истории вызывает дробление предмета истории как науки, неоправданный сциентизм в историческом знании.

Все это провоцирует кризис исторической науки сегодня. Многие историки и философы склонны видеть причины этого кризиса в обострении противоречий между новой и старой историей, и единственным реальным выходом из этого кризиса, по-видимому, является “синтетический” подход, сочетающий хороший литературный язык и смелость обобщений, присущую нарративной истории, с междисциплинарными подходами новой истории. Общая же идея критики новой истории с разных позиций заключается в следующем: чрезмерное увлечение контекстом исторического сюжета и, как следствие, сползание в область голой фактологии, иррациональной второстепенности момента, несущественных исторических источников и событий.

Признавая обоснованность подобных претензий, заметим, что в ряде случаев в исследованиях новой истории “обнаруживается большая аналитическая глубина в трактовках, например, социальной структуры, социального конфликта, социальных изменений” (272), чем в работах старой истории. Новая история расширила само поле исторического исследования и отраслевую территорию истории благодаря привлечению принципиально новых исторических источников и введению в нее систем высокого класса сложности, математического аппарата, психоаналитических методов, компьютерной техники. Вообще, новую историю можно рассматривать в двух смыслах: узком, как новые научные ориентации и исследования, и в широком, как проблему обновления исторической науки вообще и развития, в этой связи, философии истории.

Здесь имеются в виду усилия историков и философов по переориентации истории и философии на “научное” исследование социально-исторического прошлого, имеющее практически важное значение сегодня. Ж. Ле Гофф в связи с этим считает, что методология новой истории диктует необходимость изучения двух видов реальности: представлений людей об этой реальности и собственно исторической и социальной реальности. Новая история дала возможность проникнуть в иррациональное истории, в живые страсти жажды власти, славы, богатства, в темные инстинкты суеверий, этноцентризма, ксенофобии и дала массу полезного и нового материала для философско-исторической онтологии, эпистемологии, аксиологии. Исследуя представления людей об исторической реальности, новая история возрождает тезис Беккера-Бирда о релятивизме в исторических исследованиях. Она полагает, что исторический факт находится одновременно в мыслях человека и нигде. Заявление о нем есть его нахождение. Поэтому исторический мир воссоздается с помощью воображения историка и, воссозданный, исследуется вновь как собственно историческая реальность. Подчеркнув большую роль воображения в исторической работе, новая история не только реабилитировала тезис Беккера-Бирда, в соответствии с которым история предстает как несбалансированный синтез вымысла и факта, но и проиллюстрировала общую тенденцию современной гуманитарной мысли к отрицанию устойчивых эпистемологических основ и теоретических посылок.

Новая история отрицает каузализм и телеологию и создает новые принципы изучения истории. Она имеет своей целью осуществить последовательный синтез реконструктивного уровня исторического исследования, эмпирического уровня исследования, включающего первичную обработку реконструированного знания (знания регулярностей, сравнительные исследования), и теоретического уровня, связанного с формулировкой законов и реализующего процессы научного объяснения и понимания. Одним из главных методологических достоинств новой истории, давшей ей эту возможность, является ее установка на междисциплинарный синтез, превратившаяся в нормативно-парадигмальное требование. Правда, Ж. Ле Гофф считает, что эта установка превратила новую историю и вместе с ней всю релевантную философию истории в жертву агрессии других наук. По нашему мнению, междисциплинарность новой истории и филос офии истории показала необходимость выхода в новое исследовательское пространство, наполненное принципиально новыми смыслами.

Акцент новой истории на воображении как методологическом средстве исторической работы и на междисциплинарности - вот два важных момента, оказывающих определяющее влияние на философско-исторические построения научной мысли США. Первое стимулирует постструктуралистские и деконструктивистские теории исследования малых исторических ситуаций, а также создание особых теорий историографической работы вообще, где деобъективация понятия метода расширяет границы понятия "интерпретации" истории. Второе, помимо позитивного вовлечения в методологию исторического знания ряда новых дисциплин, и в особенности лингвистики как основы конструирования новой концепции исторической реальности, размывает границы профессиональной историографии. Междисциплинарный подход новая история понимает метод как способ исследования, обязательно укладывающийся в некий культурный контекст. "При этом метод утрачивает черты традиционно понимаемой инструментальности и становится артефактом культуры, выражением определенного состояния интеллекта" (273). Такое трактование междисциплинарности продиктовано особенностями постмодернистского дискурса, его недоверием к универсальным теоретическим системам.

Новая история с ее особым взглядом на природу исторического и на методологию его познания стимулирует развитие философско-исторической мысли США и преодолевает ранкеанский идеал исторического знания. Она оказала влияние на Хайдена Уайта в анализе им трудов историков и философов XIX века, который он осуществил с целью показать, что именно дискурсы, им свойственные, определяли темы их исследований. Новая история, ведомая постмодернистским неприятием метанарративов и требованием лингвистической фрагментированности, определила темы и направления исследования Холокоста, истории Вьетнамской и Корейской войн, истории 3-го рейха и т. д. - одних из самых популярных "событийных" тем философии истории США второй половины XX века. Она же определила и временную ограниченность этих тем как действительно "малых" исторических ситуаций.

Новая история подталкивает философию истории США в сторону герменевтического и постструктуралистского исследования истории, ограничивает поиск философии истории эпистемологическими границами. Так как новая история есть новое направление в исторической науке, оно продолжает искать себя и, прежде всего, область своего научного познания. Отсюда и невнимание к онтологии и аксиологии истории. Кроме того, литературоведческий, культурологический и философский переворот в эпистемологии, совершенный постмодерном, стимулирует интерес именно к эпистемологии и ее способности разрушить здание традиционной истории. Новая история США поставляет философии истории новые темы и методы анализа и воодушевляет ее на поиски новой эпистемологии.

В начале главы мы определили, что англо-саксонская аналитическая философия истории второй половины XX века сконцентрировала свои усилия на а) поисках удовлетворительной концепции исторического объяснения подводящей теорией Гемпеля - Поппера в контексте отрицания спекулятивной философии истории Поппером; б) анализе проблем исторического познания аналитической герменевтикой и отрицании традиционного (ранкеанского) историзма "новой" историей. сформулировав ряд новых подсистем эпистемологии философии истории, ее аналитическая версия ввела в философско-историческое исследование два стандарта научности, а новая история вслед за Беккером и Бирдом обосновала необходимость воображения в филососко-историческом анализе, усилила акцент на междисциплдинарности. Поэтому аналитическая философия истории и новая история стали закономерным и необходимым этапом восхождения философии истории США к лингвистическому исследованию истории, т. е. философия истории перестала замыкаться на исследовании хроник или ранкеанских нарративов. Постструктуралистское лингвистическое исследование исторического прошлого означает, что оно должно восприниматься как текст, созданный в определенной системе поливариативных значений. К исследованию этого феномена мы переходим в следующей главе.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz