1 Каган М. С. Взаимоотношение наук, искусства и
философии как историко-культурная проблема //
Гуманитарий. СПб., 1995.
2 Заметим, что само по себе это не ново и
встречалось в истории философии, истории,
филологии и других гуманитарных науках не раз.
3 Лооне Э. Современная философия истории. Таллин,
1980. С. 24.
4 Gardiner P. Nature of Historical Explanation. L., 1952.
5 Деятельность философов П. Гардинер понимал как
разработку логики и методологии истории путем
семантического анализа исторических терминов.
6 Хвостова К. В. История: проблемы познания //
Вопросы философии. 1997. № 4 С. 63.
7 Смоленский Н. И. Возможна ли общеисторическая
теория // Новая и новейшая история. 1996. № 1. С. 4.
8 Martin R. On “Telling the Truth about Histоry” by Applby, Hunt and Jakob //
History and Theory. 1995. Vol. 34. № 3. P. 3.
9 Смоленский Н. И. Указ. соч. С. 5.
10 Hamerow T. Reflections on History and Histоrians. Univ. of Wisc. Press, 1987. Р.
206.
11 Цит. по: Табачникова С.В. Комментарий // Фуко М.
Воля к истине. М., 1996. С. 350.
12 Уинч П. Идея социальной науки. М., 1996. С. 4.
13 Там же. С. 78.
14 Розов Н. С. Возможность теоретической истории:
Ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии.
1995. № 12. С. 55.
15 Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993. С. 15-16.
16 Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //
Вопросы философии. 1989. № 9. С. 119.
17 См.: Современные теории цивилизаций. М., 1995.
18 Стасюлевич М. М. Философия истории в
главнейших ее системах. 2-е изд. Спб., 1902. С. 22.
19 Розов Н. С. Указ. соч. С. 42.
20 Киссель М. А. Цивилизация как диалектическая
проблема: (Проблема цивилизации в философии Р. Дж.
Коллингвуда) // Цивилизации. М., 1992. С. 45.
21 Хвостова К. В. Указ. соч. С. 63.
22 Кареев Н. И. Основные вопросы философии
истории. М., 1883. Т. 1.
23 Предмет науки может быть рассмотрен в трех
основных значениях: как единство содержания и
объема; как только содержание; как понятие более
широкое, чем объект науки.
24 Розов Н. С. Указ. соч. С. 66.
25 Ignatov A. Antropologische Geschichtsphilosophie: Fur eine
Philosophie der Geschichte in der Zeit der Postmоderne. Sankt Augustin, 1993.
26 Раппопорт Х. Философия истории в ее главнейших
течениях. Спб., 1898. С. 11.
27 Goldstein L. Historical Knowing. Austin, 1976.
28 Ракитов А. И. Историческое познание:
(Системно-гносеологический подход). М., 1982. С. 125-154.
29 Ankersmit F. Тhe Reality Effect in the Writing of History: the Dynamics of
Historiographical topology. Amsterdam, 1989.
30 Заметим, что под историей мы понимаем изучение
неких последовательностей в отношении некоторой
системы (точки) отсчета; под историографией -
создание и анализ реестра исторических
источников с целью получения нового знания об
истории.
31 Aron R. Lecons sur l'histoir. P., 1989. P. 92.
32 Вригт Г. Объяснение и понимание //
Логико-философские исследования. М., 1986. С. 165.
33 См.: Уемов А. И. Логика и методология системных
исследований. Киев; Одесса, 1977; Он же. Системный
подход и общая теория систем. М., 1978; Дмитревская
И. В. Специфика философии как системы знания //
Диалектика как методология научного познания.
Иваново, 1988. С. 20-31; Она же. Текст как система:
понимание, сложность, информативность. Иваново,
1985.
34 Гадамер Х. Г. История понятий как философия //
Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 37.
35 И. Гобозов также предлагает рассматривать
исторические факты с точки зрения их
онтологического, гносеологического,
аксиологического деления // (Гобозов И. Философия
истории: проблемы и перспективы // Философия и
общество. 1997. № 2. С. 188). На наш взгляд,
продуктивная идея Гобозова не содержит в себе
четкого выведения оснований подобной
типологизации. Кроме того, в этом случае, на наш
взгляд, мы имеем дело с фактом параллелизма
концептуальных построений на одну тему двух
независимых друг от друга исследователей.
36 Здесь и далее в скобках выборочно обозначены
только некоторые из исследователей, реализующих
определенный вариант философии истории.
37 Бессмертный Ю. Л. История на распутье // Споры о
главном. М., 1993. С. 22.
38 Bouthoul G. Les mentalit(s. P., 1971. Р. 32.
39 Vovelle M. Ideologies et mentalit(s. P., 1982.
40 Europ(ische Mentalitаtsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarstellungen. Stuttgart,
1993.
41 Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к
истине. М., 1996. C. 81.
42 Parsons T. Social Structures and Personality. N.Y., 1964.
43 Erikson E. Childhood and Society. N. Y., 1963; Idem. Insight and Responsibility. N.
Y., 1964; Idem. Young Man Luther: A Study in Psychoanalysis History. N. Y., 1958.
44 Demons D. The Unredeemed Captive: A Family Story from Early America.
N. Y., 1994.
45 Weinstein F. Psychohistory and the Crisis of the Social Science // History and
Theory. 1995. Vol. 34. № 4. Р. 305.
46 Meyerhoff H. History and Philosophy: an Introduction // Philosophy of History in Our
Time. L.; N. Y., 1959. P. 20.
47 Psychoanalysis and History / Ed. by B. Mazlish et al. N. Y., 1963.
48 Ibid. P. 56.
49 Himmelfarb G. The New History and the Old. Harvard Univ. Press, 1987. P. 165-168.
50 Psychoanalitical Interpretation of History / Ed. G. Wolmen. N. Y.,
1978.
51 Карсавин Л. П. Указ. соч. С. 98.
52 Ксенополь А. Д. Понятие ценности в истории: Пер.
с фр. Киев, 1912. С. 21.
53 Там же. С. 23.
54 Лооне Э. Указ. соч. С. 95.
55 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное
понятие: Опыт многомерной реконструкции //
Вопросы философии. 1996. № 4. С. 24.
56 Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая
проблема философии истории. М., 1994. С. 28.
57 Там же. С. 193.
58 Cahoon L. The Ten Modernisms // Journal of Social Philosophy. 1993. Vol. 24. № 3.
P. 202-209; Idem. The Dilemma of Modernity: Philosophy of Culture,
Anticulture. Albany, 1988.
59 Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. С. 21.
60 Lyotard J.-F. The Postmodern Explained: Correspondance, 1983 - 1985. Minneapolis:
Univ. of Minneapolis Press, 1993. P. 80.
61 Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах
(пост( // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 59.
62 Козловски П. Указ. соч. С. 39.
63 Апель К.-О.
Трансцендентально-герменевтическое понятие
языка // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 76.
64 Бодрийар Ж. Фрагменты из книги "О
соблазне" // Иностранная литература. 1994. № 1. С.
59.
65 Munz P. What is Postmodern anywhay? // Philosophy and Literature. 1992. Vol. 16. №
12. P. 35.
66 Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм.
Постмодернизм. М., 1996. C. 205.
67 Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Oxford, 1983. P. 6.
68 Munz P. Op. cit. P. 341.
69 Гараджа А. После времени: Французские философы
постсовременности // Иностранная литература. 1994.
№ 3. С. 54-55.
70 Jameson F. Postmodernism and Consumer Society // The Antiaeshetic:
Essays on Postmodern Culture. Port Townsend, 1984.
71 Ильин И. Указ. соч. С. 207.
72 Патанджали. Йога-Сутра. М., 1988.
73 Штейнер Е. С. Иккю Содзюн. М., 1987. С. 145.
74 Welsh W. Unsere Postmoderne Moderne. Weinheim, 1987. S. 4.
75 Козловски П. Указ. соч. С. 32.
76 Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С.
Классика и современность: две эпохи в развитии
буржуазной философии // Философия и наука. М., 1972.
С. 55.
77 Там же. С. 91.
78 Ракитов А. И. Указ. соч. С. 138.
79 Aron R. La philosophie critique de l'historie. P., 1969. P. 15.
80 Лооне Э. Указ. соч. С. 56.
81 Дьяконов И. Н. Пути истории. М., 1994. С. 25.
82 В настоящей работе мы намеренно не
рассматриваем формационные и цивилизационные
модели философии истории в силу достаточно
широкого освещения этой проблемы в трудах
отечественных и зарубежных исследователей.
83 О понятии мироцелостности см.: Чешков М. А.
Мироцелостность и история // Вопросы истории. 1995.
№ 2.
84 Фурсов А. И. Мир-системный анализ // ИНИОН РЖ.
Серия 11, Социология. 1993. № 1. С. 53.
85 Wallerstein I. The Modern World System. N. Y., 1974-1989. Vol. 1-3; Frank A.
Theoretical Introduction to 2000 Years of World System // Historical Review. 1990. Vol.
13. № 2.
86 Roberson R. Mapping the Global Condition. Globalisation as the Central
Conception // Theory, Culture and Society. 1990. Vol. 7. № 2/3. Ананьев А. Н.
Проблемы глобализма в американской
историографии 80-х гг. М., 1993.
87 Blackham H. J. The Philosophy of History Reconsidered // New Humanist. 1994. Vol.
108. № 4, P. 8.
88 Ignatov A. Указ. соч.
89 Fukyama F. The End of History and the Last Man. L., 1992.
90 Об этом см.: Fukyama F. El futuro despues del fin de la historia // Estudios
publicоs Santiago. 1993. № 52; Dragojevic S. The End of History // History of Europian
Ideas Elsmford. N. Y.; Oxford, 1993. Vol. 17. № 1; Thompson P. Progress, Reason and the
End of History // Ibid. 1994. Vol. 18. № 3.
91 Рорти Р. Прагматизм без метода // Логос. 1995. № 8.
C. 166.
92 Klein K. L. In Search of Narrative Mastery: (Postmodernism and the
Peoples without History) // History and Theory. 1994. Vol. 34. № 4. P. 267.
93 Жук С. И. Эффект зеркала: (Журнал "Вильям энд
Мэри Куотерли" и современная американская
историография) // Американский ежегодник. 1994. С. 24.
94 Козловски П. Указ. соч. С. 33.
95 Прекрасный анализ идей К. Поппера см.: Розов Н.
С. Указ. соч.
96 Rawls J. A Theory of Justice. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1971.
97 Геллнер Э. Слова и вещи. М., 1962. С. 47.
98 Philipse H. Towards a Postmodern Conception of Metaphysics: On the
Genealogy and Successor Disciplines of Modern Philosophy // Metaphilosophy. Oxford, 1994.
Vol. 23. № 1. P. 37.
99 Порус В. Н. Эпистемология: некоторые тенденции
// Вопросы философии. 1997. № 2. С. 108.
100 Там же.
101 Там же.
102 Гайденко П. П. Категория времени в буржуазной
европейской философии истории XX века //
Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
С. 226.
103 Уинч П. Указ. соч. С. 7.
104 Thesis. 1994. № 4. С. 158.
105 Hamerow T. Указ соч. P. 196.
106 Каган М. С. Указ. соч. С. 28.
107 Лепти Б. Некоторые общие вопросы
междисциплинарного подхода // Споры о главном. М.,
1993. С. 74.
108 Tucker A. Normativny filosofie dejn // Filosoficky (asopis. Praha, 1993. Vol. 41. C.
4.
109 Brittain G. Explanation and Reduction // The Journal of Philosophy.
1979. № 65; Churchland P. Reduction: Qualia and the Direct Introspection of Brain Status
// Ibid. 1985. № 82; Idem. Scientific Pluralism and the Plasticity of Mind. Cambridge
Univ. Press, 1979.
110 Ankersmit F. Op. cit. P. 34.
111 Заметим, что сам Фуко в "Археологии
знания" отказывается от структурализма, к
теоретикам которого его причисляют и
последователи его творчества и его враги.
Несмотря на то, что в работе "Слова и вещи"
Фуко неоднократно употребляет слово
"структура" и характеризует результат своей
работы как функциональный анализ, он
неоднократно подчеркивал, что к структурализму
он проявил интерес только в связи с
осуществляемой им критикой в рамках
классической рациональности "теории
субъекта" или "философии субъекта".
112 Цит. по: Табачникова С. В. Указ. соч. С. 338.
113 Фуко М. Порядок дискурса. С. 60.
114 Там же. С. 74.
115 Там же. С. 80.
116 Это правило Фуко выделяет в связи с
рассмотрением принципов метода дискурсивного
исследования: кроме названного он вычленяет
принцип переворачивания, принцип прерывности,
принцип специфичности.
117 Фуко М. Порядок дискурса. С. 79-80.
118 Цит. по: Фуко М. Воля к истине. С. 351.
119 Foucault M. Neitzsche, la g(n(alogie, l'histoire // Hommage … Jean
Hyppolite. P. 1971.
120 Цит. по: Табачникова С. В. Указ. соч. С. 350.
121 Деррида Ж. Импликации // Деррида Ж. Позиции,
Киев, 1996. С. 14.
122 Силичев Д. А. Ж. Деррида: деконструкция или
философия в стиле постмодерн // Философские
науки. 1992. № 3. С. 107.
123 Деррида Ж. Позиции // Деррида Ж. Указ. соч. С. 75-76.
124 Там же.
125 Там же. С. 74.
126 Речь идет о науке письма, а не о
противопоставлении письма слову. "Письмо" -
один из философских терминов, введенных
постмодернизмом с целью разграничить
традиционное философское понятие рефлексии как
размышления и постмодернистское понятие
дискурса. По сути же дела, "письмо" есть
аналог рефлексии.
127 Деррида Ж. Позиции. С. 15.
128 Там же. С. 46.
129 Там же. С. 17.
130 Там же. С. 130.
131 Там же. С. 81.
132 Т.е. существующему всегда и обозначающему
даже то, чего нет.
133 Деррида Ж. Позиции. С. 79.
134 Там же. С. 105.
135 Eco U. La maitrise de Barthes // Magazin literaire. № 314. (octobre). P. 41-45.
Цит. по: Козлов C. Умберто Эко в поисках границ //
Новое литературное обозрение. М.,1996. № 2. С. 6.
136 Деррида Ж. Позиции. С. 105.
137 Там же.
138 Риторика вообще включает в себя 5 частей:
нахождение материала, расположение материала,
словесное выражение материала (стилистика),
запоминание, произнесение.
139 Ильин И. Указ. соч. С. 184.
140 Ранке Л. фон. Об эпохах новой истории. М., 1898.
141 Дмитревская И. В. Текст как система. С. 20-22.
142 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности.
М., 1978. С. 206-230.
143 Там же. С. 226.
144 Согрин В. В. Критические направления
немарксистской историографии США. М., 1987.
145 Becker C. Everyman His Own Historian // The American
Historical Review. 1932. Vol. 37. № 2. P. 221-236.
146 Кунина А. Е. США: методолoгические проблемы
историографии. M., 1988.
147 Beard Ch., Vagts A. Currents of Thouht in Historiography // American
Historical Review, 1937. Vol. 42. № 3.
148 Ibid. P. 478.
149 Beard Сh. Written History as an Act of Faith.// The Philosophy of History in Our
Time. N. Y., 1959; Item. The Nature of Social Sciences in Relations to Objectivity of
Inquary. N. Y., 1934.
150 Жук С. И. Указ. соч. С. 211.
151 Meyerhoff H. History and Philosophy: An Introduction // Philosophy of History in Our
Time. L.; N. Y., 1959. Р. 22-23.
152 Hamerow T. Op. cit. P. 10.
153 Novick P. That Noble Dream: the "Objectivity Question" and
the American Historical Profession. N. Y., 1988.
154 См.: Новая и новейшая история. 1995. № 1.
155 Applby A., Hunt L., Jakob M. Telling the Truth about History. N. Y., 1994.
156 Ibid. P. 194.
157 Ibid. P. 3.
158 Patnam H. Realism and Reason. Cambridge (Mass.), 1983.
159 См.: Rorty R. Putnam and the Relativist Menace // Journal of Philosophy. Vol. 90
(1993); Margolis G. Compating Dummettes and Putnam's Realism // Philosophical Quaterly.
Vol. 14 (1994); Anderson D. What is Realistic about Putnam's Internal Realism //
Philosophical topics. Vol. 20 (1992); etc.
160 Applby A., Hunt L., Jakob M. Op. cit. P. 255.
161 Ibid. P. 256.
162 Впервые обоснование прагматической
концепции исторического познания осуществил Д.
Мид в 1935 году (Mead G. Philosophy of the Present. N. Y., 1935). Он
полагал, что история должна использовать
полезные, работающие на конкретном материале
истории исследовательские теории.
163 Рорти Р. Указ. соч. С. 172. Cм. об этом: Stusterman R.
Pragmatism and Liberalism Between Dewey and Rorty // Political Theory. L., 1994. Vol. 22.
№ 3.
164 Рорти Р. Указ. соч. С. 155.
165 Вольф Ж.-К. Прагматизм с методом или без
такового? // Логос. 1996. № 8. С. 191, 195.
166 Решер Н. Американская философия сегодня //
Путь. 1995. № 6. С. 133.
167 Rorty R. Philosophy in America Today // Rorty R. Consequences of Pragmatism.
Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1982. P. 228-229. См. об этом:
Грязнов А. Ф. Феномен аналитической философии в
западной культуре XX века // Вопросы философии. 1996.
№ 4.
168 Ankersmit F. Op. cit. P. 36.
169 Rorty R. Essays on Heidegger and Others // Porty R. Philosophical Papers. Cambridge:
Camb. Univ. Press, 1991. Vol. 2.
170 Ibid. P. 1-2.
171 Rorty R. Pragmatism, Relativism and Irrationalism // Rorty R. The
Consequences of Pragmatism. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1982.
172 Фейерабенд П. Избранные труды по методологии
науки. М., 1986. С. 158-159.
173 Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature.
174 Ibid. Р. 11.
175 Ibid. Р. 45, 46.
176 Ankersmit F. The Dilemma of Contemporary Anglo-Saxon Philosophy of History //
History and Theory. Beiheft 25. 1986. № 4. Р. 15.
177 Ricoeur P. Temps et recit. P., 1983 - 1987. Vol. 1 - 3.
178 Ricoeur P. La metaphore viv(. P., 1975.
179 Т.е. структуры нарратива.
180 Ricoeur P. Temps et recit. Vol. 3. P. 67.
181 Понятие мимезиса, заимствованное из
аристотелевской "Поэтики", является для
Рикера ключевым концептом нарратива.
182 Ricoeur P. Temps et recit. Vol. 1. P. 14.
183 Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные
работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 389.
184 Барт Р. Указ. соч. С. 389.
185 На П. Гардинера большое влияние оказывала
позитивистcкая парадигма научного исследования,
но методологически его идеи были сходны с
концепциями У. Дрея и П. Уинча.
186 См. об этом: Ильин В. В. Критерии научности
знания. М., 1989; Кезин А. В. Научность: эталоны,
идеалы, критерии. М., 1985.
187 Кезин А. В. Стандарты научности в гуманитарном
знании // Вестник Московского университета. Серия
Философия. 1992. № 2. С. 83, 84, 86.
188 Миронов В. В. Образы науки в современной
культуре и философии. М., 1997.
189 Droysen G. Grundriss der Historic. Berlin, 1858.
190 Номические суждения - суждения, выражающие
необходимость в противоположность случайности,
выражающие законы природы в чистом виде.
191 Существует несколько типов концептуализации
различия естественных и общественных наук:
предложенный Баденской школой неокантианства
(различие в объектах, в типах знания, в методах),
герменевтикой (объяснение - понимание),
аналитической философией (аналитические -
синтетические, оценочные - дескриптивные
суждения), критический рационализм
(гипотетико-дедуктивная теория - система
предположений, выражающих законы разной степени
общности, связанные определенными логическими
отношениями для естественных наук, система
эмпирических ситуаций - экстраполяция на основе
ситуационной логики для гуманитарных наук).
192 Sampson G. The Transformational Generative Paradigme and Modern Linguistic Theory //
Language. 1976. Vol. 52. P. 963.
193 Putnam H. Meaning and the Moral Sciences. L., 1978. P. 70.
194 Breen T. Narrative of Commercial Life: Consuption, Ideology and
Community on the Eve of the American Revolution // William and Mary Quaterly. 1993. Vol.
50. P. 471-501.
195 Грязнов А. Ф. Вместо послесловия // Путь. 1995. № 8.
C. 177, 178.
196 Himmelfarb G. Op. cit. P. 3.
197 Рорти Р. Указ. соч. С. 156.
198 Мы рассматриваем аналитическую философию
истории, восходящую к позднему Витгенштейну, и
аналитическую философию, развиваемую в рамках
позитивизма и логического эмпиризма.
199 Аналитические суждения - суждения, которые
истинны или ложны по определению или в силу
значения входящих в них терминов. Например, 2 + 2 = 4.
Синтетические суждения - суждения, которые
истинны или ложны в силу их соответствия (или
несоответствия) фактам действительности.
Синтетические суждения поддаются верификации.
Оценочные высказывания есть высказывания этики,
эстетики, теологии. Дескриптивные высказывания -
высказывания логики, математики и естественных
наук.
200 В контексте отрицания спекулятивной
философии истории К. Поппером.
201 Mandelbaum M. The Problem of Historical Кnowledge. N. Y., 1938.
202 См., например: Порк А. Историческое объяснение.
Таллин, 1981.
203 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1993;
Gempel G. The Function of General Laws in History // Journal of Philosophy. 1943. Vol. 39,
sect. 4; Nagel E. The Structure of Science. L., 1971. В целом об этой
позиции см.: Ижиков Ю. И. Теория (охватывающего
закона( Поппера - Гемпеля:
логико-методологический анализ: Автореф. дис. ...
канд. филос. наук. ЛГУ, 1989.
204 Gempel G. G. Aspects of Scientific Explanation and Other Essays in
the Philosophy of Science. N. Y.; L., 1965; Idem. Explanation in Science and in History //
Philosophical Analysis and History. N. Y., 1966.
205 Сходные идеи развивал П. Гардинер, но, как
замечает Г. фон Вригт, его (методологические
интенции( были все-таки параллельны идеям
аналитической герменевтики У. Дрея.
206 Gempel G. G. Explanation in Science and in History. Р. 107.
207 Dray W. H. Laws and Explanation in History. N. Y., 1957.
208 Впервые применил герменевтику к анализу
истории немецкий философ XVIII века И. Хладениус. Он
использовал силлогистику при анализе
исторических суждений и этим предварил создание
аналитической герменевтики. Вообще о связи
аналитической философии и герменевтики см.: Apel
K.-O. Philosophy of Language and the Geisteswissenschaften. Dordrecht(Holland), 1967;
Gadamer H.-G. Hermeneutic // Contemporary Philosophy. Firenze, 1969. Vol. 3.
209 При этом необходимо видеть
различия типов правил: для монаха, для анархиста,
для самодержца и пр.
210 Уинч П. Указ. соч. С. 87.
211 Там же. С. 98, 99.
212 Kripke S. Wittgenstein on Rules and Private Language. Cambridge: Harvard Univ.
Press, 1988.
213 Anscombe G. E. M. Intentions. Oxford, 1957.
214 Вригт Г. фон. Указ. соч. С. 64.
215 Фон Вригт подчеркивает, что он анализирует
каузальное объяснение в терминах отношений
обусловленности, хотя каузальные термины могут
использоваться во множестве значений.
216 Вригт Г. фон. Указ. соч. С. 189.
217 Вригт следует логике раннего Витгенштейна,
согласно которому элементарное предложение есть
атомарное, родовое предложение.
218 Об этом см.: Ивин А. А. Логика времени //
Неклассическая логика. М., 1971.
219 Вригт Г. фон. Указ. соч. С. 114.
220 Там же. С. 170.
221 Там же. С. 171.
222 Там же. С. 178.
223 Там же. С. 192.
224 См., например: Macdonald G., Pettit P. Semantics and Social Science. L.,
1980.
225 См. об этом: Stoutland F. Philosophy of Action: Davidson, Wright and the Debate over Causation // Contemporary Philosophy. 1982. Vol. 3.
226 Mel A. Acratic Action and Practical Role of Best Jugment // Pacific Philosophical
Quaterly: Berceley, 1992. № 1.
227 Ibid. P. 8.
228 Ibid. P. 8.
229 Р. Рорти, наоборот, считает, что наши поступки
можно описать и как действие, и как поведение, но
действия содержат начало подлинной
деятельности, что объективно мешает поведению.
230 Свидерский Э. Интерпретационная парадигма //
Социологический журнал. 1994. № 3. С. 55.
231 См., например: Popper K. A Pocket Popper. Oxford, 1983.
232 Danto A. Analitic Philоsophy of Аction. N. Y., 1973. Р. 25-26.
233 Гайденко П. Научная рациональность и
философский разум в интерпретации Эдмунда
Гуссерля // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 134.
234 Там же. С. 135.
235 Шутц А. Некоторые структуры жизненного мира //
Философия языка и семиотика / Пер. с англ. А.
Портнова, М. Кукарцевой. Иваново, 1995. С. 228-229; Idem. Der
sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, eine Einleitung in die verstehende Soziologie.
Tubingen, 1932.
236 Ankersmit F. Op. cit. P. 10-13.
237 Danto A. The Analitical Philosophy of History. Cambridge (Mass.),
1965. P. 4.
238 По мнению Б. Г. Могильницкого, этот процесс
сегодня принял необратимый характер (см.:
Могильницкий Б. Г. К вопросу о
теоретико-методологических основах
немарксистской историографии // Современная
зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
С. 19).
239 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 17.
240 Danto A. The Analitical Philosophy of History. P. 143-181, 251-252.
241 White M. The Logic of Historical Narration // Philosophy and
History. N. Y., 1963. Р. 7.
242 Danto A. Analitical Philosophy of History. Р. 225.
243 Gelly W. Philosophy and Historical Understanding. Cambridge, 1964.
244 Scriven M. Truisms as the Grounds for Historical Explanations
// Theories of History / Еd. by P. Gardiner. N. Y., 1959.
245 Mandelbaum M. Op. cit.
246 Люббе Г. Что значит: этому можно дать только
историческое объяснение? // Thesis. 1994. № 4. C. 214.
247 Исследования Остина, Роулса, Патнэма, Рорти и
др.
248 Эмпирические обобщения есть объект
исследования, т. е. экспланандум, а закон - базис
объяснения, т. е. эксплананс.
249 Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование //
Thesis. 1994. № 4.
250 Там же. С. 129.
251 Вригт Г. фон. Логика и философия в XX веке //
Вопросы философии. 1992. № 8. С. 80.
252 Гайденко П. Категория времени в буржуазной
европейской философии истории XX века. С. 226.
253 Ankersmit F. The Reality Effect in the Writing of History. Р. 12.
254 Черняк Е. Б. История и логика: структура
исторических категорий // Вопросы истории. 1995. №
10. С. 32.
255 Вригт Г. фон. О логике норм и действий. Нормы,
истина и логика // Логико-философские
исследования. М., 1989. С. 294 (см.: Словарь исчислений
и формулы деонтической логики). Деонтическая
логика купно с доксатической логикой вопросов,
эпистемологической, прохетической логиками есть
подразделения традиционной модальной логики как
части интенциональной логики. Последняя
исследует мир в терминах вещей и есть его
качественное понимание. Экстенсиональная логика
исследует мир в терминах множеств и есть его
количественное понимание.
256 Лооне Э. Указ. соч. С. 73.
257 Hamerow T. S. Op. cit. P. 184.
258 Цит. по: Ibid. P. 190.
259 Stone L. Family, Sex and Marriage in England in 1500 - 1800. L., 1977.
260 Stone L. Past and Present. L., 1981.
261 Стоун Л. Будущее истории // Thesis. 1994. № 4. С. 172.
262 Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность
истории // Вопросы философии. 1990. № 11. С. 38.
263 Himmelfarb G. Op. сit. Р. 3.
264 Fogel R., Engerman S. Time of the Cross: The Economy of American
Negro Slavery. Boston, 1974.
265 Болховитинов Н. Н., Согрин В. В. Об основных
тенденциях в развитии историографии США //
Современная зарубежная немарксистская
историография. М., 1989. С. 85.
266 Стоун Л. Указ. соч. С. 161.
267 Hamerow T. Op. сit. Р. 186. О клиометрии вообще см.
работы докт. ист. наук, проф. К. В. Хвостовой, напр.:
Хвостова К. В. Методологические проблемы
применения системных методов в исторических
исследованиях // Вопросы истории. 1989. С. 85.
268 Hamerow T. Op. сit. Р. 18.
269 Stedman Jones G. S. Languages of Class Studies in English Working Class History,
1832 - 1982. Cambridge, 1983; Wahrman D. Virtual Representation, Parlimentary Reporting
and Languages of Class in 1790 // Past and Present. 1992. № 136.
270 Смит С. Постмодернизм и
социальная история на Западе: проблемы и
перспективы // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 157.
271 Handlin O. Truth in History. L., 1979.
272 См.: Листиков С. В., Станкевич С. Б. Изучение
социальной истории в США // Современная
зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
C. 437.
273 Зверева Г. И. Онтология новой
интеллектуальной истории // Вестник РГГУ. 1997. № 3.
C. 184.
274 Ankersmit F. The Reality Effect in the Writing of History. P. 1.
275 Modern Europian Intellectual History: Reappraisals and New Perspectives. Ithaca,
1982.
276 Quine W. Two Dogmes of Empirism. N. Y., 1953.
277 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 1.
278 Ankersmit F. The Reality Effect in the Writing of History. P. 5.
279 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография.
М., 1980. C. 207-208.
280 Дмитревская И. В. Текст как систма. C. 38-39.
281 Kripke S. Naming and Necessity // Semantics of Naturel Language / Ed. by Harman G.,
Davidson D. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1972; Donnellan K. Proper Names and
Identifying Description // Synthese. Dordrecht: D.Reidel Publishing Company, 1970. Vol.
21; Pytnam H. The Meaning of Meaning // Philosophical papers: Vol. 2. Mind, Language and
Reality. Cambridge, 1975.
282 Louch A. R. History as Narrative // History and Theory. 1969.
Vol. 8. № 1. P. 60.
283 White H. Metahistory: Historical Imagination in XIX Century. N. Y., 1973.
284 Kellner H. A. Bedrock of Order: Hayden White's Linguistic Humanism // History and
Theory. Beiheft 19(1980). P. 1.
285 White H. Metahistory. Р. 2.
286 Ibid. Р. 5.
287 Ibid. Р. 5.
288 Ibid. Р. 7.
289 Fryer N. Anatomy of Criticism. N. Y., 1958. Уайт заимствует
классификацию сюжетных структур, используемую
Фраем. Уайт считает эту классификацию наиболее
пригодной для исследования работы историка, т. к.
она, для того чтобы быть максимально понятной,
стремится к наиболее конвенциональной форме
повествования - сказочной или детективной.
290 White H. Op. сit. Р. 8.
291 Ibid. Р. 12.
292 Ibid.
293 Pepper S. World Hypothesis: A Study in Evidence. L., 1966.
294 White H. Op. cit. P. 14.
295 Ibid. P. 15.
296 Ibid. P. 17.
297 Ibid.
298 Ibid. P. 21.
299 Manheim K. Ideology and Utopia: An Introduction to the Sociology of Knowledge. N.
Y., 1946. Манхейм выделил пять идеальных типов
современного политического сознания: Анархизм,
Консерватизм, Pадикализм, Либерализм, Фашизм,
причем Консерватизм разделил на Бюрократизм и
Историцизм. В классификации Манхейма Уайт не
рассматривает Фашизм, полагая его не релевантным
политическому и историческому сознанию XIX века.
300 Ibid. Р. 30.
301 Ibid.
302 К. Леви-Стросс - в исследовании речевых
структур примитивных обществ, Джейкобсон - в
лингвистической теории стиля, Ж.-Ф. Лакан - в
структурном психоанализе.
303 White H. Op. сit. Р. 37.
304 Кессиди Ф. Х. Сократ. М., 1976. С. 96.
305 White H. Р. 316.
306 Ibid. Р. 38.
307 Konstan D. The Function of Narrative in Hayden White's Metahistory //
Clio. 1981. Vol. 19. P. 17.
308 Зверева Г. И. Указ. соч. С. 186.
309 Eco U. Interpretation and Оverinterpretation. Cambridge Univ. Press, 1991.
310 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 25.
311 White H. Op. cit. P. 26.
312 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 26.
313 White H. The Historical Text as Literary Аrtefact // The Writing of History:
Literary Form and Historical Understanding / Ed. R. Canary, H. Kozicki. Madison; L., 1982.
P. 91.
314 Mink L. O. Narrative Form as a Cognitive Instrument // The Writing of History / Ed.
R. H. Canary and H. Kozicki. Madison, 1978. P. 145.
315 Mink L. O. History and Fictions as Modes of Comprehension // New Literary History.
Vol. 1. (1970). P. 557.
316 White H. The Value of Narrativity in the Representation of Reality //
On Narrative / Ed. W. J. T. Mitchel. Chicago, 1981. P. 23.
317 См. об этом: Трубина Е. Г. Рассказанное Я.
Екатеринбург, 1996.
318 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 19.
319 White H. The Historical Text as Literary Artefact. P. 44-45.
320 Философия без оснований: [Беседа Михаила
Рыклина с Ричардом Рорти] // Логос. 1996. № 8. С. 145.
321 Searle G. R. Ratiоnality and Realism. What is at Stake? // Daedales. Cambridge
(Mass), 1995. Vol. 122. № 4. P. 77.
322 Husserl E. The Phenomenology of Internal Time-Consciousness / Trans. J. S.
Churcheil. L.; Bloomington, 1964.
323 Merlau-Ponty M. The Phenomenology of Perception / Trans. C. Smith. N. Y., 1962.
324 Droysen G. Historic: Vorles(ngen (ber Enzyklopadie und Methodologie der Geschichte.
T(bingen, 1868.
325 Droysen G. Enzyklopadie und Methodologie der Geschichte. T(bingen, 1857/1937. S. 25.
326 Megill A. Jorn Rusen's Theory of Historiography between
Modernism and Rhetoric of Inquary // History and Theory. 1994. Vol. 33. № 1. P. 42.
327 Kansteiner W. Hyden White Critique of the Writing History // History and Theory.
1993. Vol. 32. P. 276.
328 Margolis J. The Flux of History and the Flux of Science. Berkeley, 1993; Idem.
Recounting the Past: “Description”, "Explanation" and Narrative in
Historiography // American Historical Review. 1989. Vol. 94.
329 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 21.
330 White H. The Poetics of Historical Interpretation: Disсipline and De-Sublimation;
Droysen's Historic: Historical Writing as a Bourgeouis Science // The Content of the Form.
Baltimor, 1987.
331 White H. Figuring the Nature of Time Deseased: Literary Theory and
Historical Writing // The Future of Literary Theory. N. Y., 1989. № 4. P. 39.
332 White H. The Fact of Modernism // UCLA. 1992. № 8. (april).
333 Berkhofer R. The Challenge of Poetics to (Normal) Historical Practice
// Poetics Today. 1988. № 8. P. 449.
334 Kellner H. Language and Historical Representation: Getting the Story Crooked.
Madison (Wisc.), 1989. P. 54.
335 Ibid. P. 229.
336 Ibid. P. 190.
337 Ibid. P. 24, 301.
338 White H. The Absurdist Moment // Tropics of Discourse. Baltimore, 1978. P. 237.
339 Kellner H. Language and Historical Representation.
340 Holocaust (греч.). Endl(sung (Final decisio) - нацистское
название Холокоста. Shoah - еврейское название
Холокоста.
341 Kellner H. ''Never Again'' is Now // History and Theory. 1994.
№ 2
342 Ibid. P. 127.
343 Второзаконие. 5:15 // Библия.
344 Oakeshott M. Rationalism in Politics. L., 1962; Idem. Experience and
its Mode. Cambridge, 1978; Idem. On History and Others Essays. Oxford, 1983.
345 Межуев В. Философия истории и историческая
наука // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 86.
346 Kellner H. ''Never Again'' is Now. Р. 129.
347 Barthes R. Camera Lucida: Reflections on Photography. N. Y., 1985.
348 White H. Historical Emplotment and the Problem of Truth // Probing
the Limits of Representation: Nazism and the Final Solution. Cambridge (Mass.), 1992. P.
48.
349 Степанов Ю. С. Индоевропейское предложение. М.,
1989. C. 134.
350 Kellner H. ''Never Again'' is Now. P. 134.
351 Lang B. The Representation of the Limits // Probing the Limits of Representation:
Nazism and the "Final Solution". Cambridge (Mass.), 1992.
352 Kellner H. (Never Again( is Now. P. 140
353 Ong Wal J. The Writer's Audience is a Fiction // Interfaces on the World. Ithaca; N.
Y., 1977. P. 78.
354 Kellner H. (Never Again( is Now. P. 141.
355 Gossman L. Towards a Rational Historiography. N. Y., 1992.
356 Ibid. P. 12.
357 Ibid. P. 32.
358 Fogel R., Engerman S. Op. cit.
359 Gossman L. Op. cit. P. 63.
360 Ibid. P. 67.
361 Gossman L. History and Literature: Reproduction or Signification // The Writing of
History. P. 32.
362 Gossman L. Towards a Rational Historiography. P. 26-27.
363 Gossman L. History and Literature. P. 9.
364 Ibid. P. 26.
365 Bann S. The Inventions of History: Essays on the Representation of the Past.
Manchester; N. Y., 1990.
366 Ibid. P. 30-31.
367 Ibid. P. 34.
368 Bann S. Romantism and the Rise of History. N. Y., 1995. P. 9.
369 Bann S. Structuralism and the Revival of Phetoric. L., 1991.
370 Bartes R. The Discourse of History / Trans. St. Bann //
Comparative Criticism. № 3 (1981).
371 Kloppenberg J. Deconstructive and Hermeneutic Strategies for
Intellectual History: the Recent Work of Domenic La Capra and David Hollinger //
Intellectual History Newletter. 1987. № 9. P. 7.
372 Заметим, что гиперболa вообще прекрасно
иллюстрирует суть пантекстуалистского подхода к
исторической работе.
373 La Capra D. Of Lampers and Readers // Intellectual History Newletter.
1978. № 19.
374 Hampton T. Writing of History: The Rhetoric of Exemplarity in Renaissance
Literature. N. Y., 1996. P. 71.
375 White H. The Content of the Form.
376 The Yale Critics: Deconstruction in America. Minneapolis, 1983.
377 La Capra D. History and Criticism. Ithaca; N. Y., 1985. P. 141.
378 La Capra D. Rethinking Intellectual History: Texts, Contexts, Language. Ithaca,
1983. P. 60.
379 Derrida J. Psyche: Inventions de l'autre. P., 1987. P. 74.
380 La Capra D. Rethinking Intellectual History. P. 68-69.
381 Дмитревская И. В. Текст как система. C. 26.
382 Там же. C. 28-38.
383 Соловьев Э. Судьбическая историософия
Хайдеггера // Прошлое толкует нас. М., 1991. C. 353.
384 Гайденко П. П. Научная рациональность ... C. 134-135.
385 Dubrow H., Strier R. The Historical Renaissance; New Essays on Tudor and Stuart
Literary Culture. N. Y., 1989. P. 4.
386 Helgerson R. Barbarous Tongues: the Ideology of Poetic Form in Renaissance England
// Dubrow H., Strier R. Op. cit. P. 278.
387 Jamison F. The Political Unconscious. Ithaca; N. Y., 1981. P. 81.
388 Ibid. P. 57-58.
389 White H. Historical Writing as a Literary Text // The Writing of History: Literary
Form and Historical Understanding. Madison (Wisc.), 1978. P. 42-43.
390 La Capra D. History and Criticism.
391 Ibid. P. 117.
392 La Capra D. Rethinking Intellectual History. P. 29-30.
393 La Kapra D. Bakhtin, Marxism and the Carnivalsque // La Capra D. Rethinking
Intellectual History. P. 291-324.
394 Orr L. The Revenge of Literature: a History of History // New
Literary History. 1989. № 18. P. 6, 13.
395 Ankersmit F. The Dilemma ... P. 20.
396 Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. C.
124.
397 Там же. C. 125.
398 Там же. C. 132.
399 Там же.
400 Там же. C. 127.
401 Ерунов Б. А. Мнение и умонастрoение в
историческом аспекте // История и психология. М.,
1971. C. 120.
402 Выготский Л. С. Воображение и творчество в
детском возрасте. М., 1967. C. 15.
403 Grabo N. The Vield Vision: the Role of Aethetics in Early American Intellectual
History // WMQ. 1962. Vol. 19. P. 493-510.
404 Walsh W. Metaphysics. L., 1963. P. 48.
405 Parner N. Making Uplost Time: Writing on the Writing of History //
Speculum. 1986. Vol. 61. P. 95.