М.А. Кукарцева "Современная философия истории США"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, целями настоящей работы было исследование эпистемологической сущности современной философии истории, выступающей в социальной философии XX века в качестве одной из центральных аналитических программ, определяющих специфику рассмотрения истории и связанных с ней иных феноменов культуры; выявление особого состояния современной философии, обусловленного изменением мировоззренческих ориентаций общества второй половины XX века, его социокультурной и пространственно-временной заданностью, новыми формами философской коммуникации и рефлексии, вытекающими из постнеоклассических онтологических и гносеологических допущений. Автору удалось достичь следующих результатов, претендующих на самостоятельность и новизну.

1. Показано, что философия истории обладает собственным предметом, объектом, формирует автономное проблемное поле философских исследований: онтология, эпистемология, аксиология тотальности исторического.

2. Установлено, что в философии истории существует множество различных дискурсов (способов рассуждения), что спровоцировано методологической и субстратной вариативностью философского знания, а также неизбежным присутствием эзотерики и экзотерики в формах философского знания. Отсюда абстракции философии истории разных уровней обобщения имеют самые различные формы выражения, что позволяет философии истории искать идею истории в любом сегменте объективной или субъективной реальности. Обоснован тезис о том, что при соблюдении аргументативной и логической строгости объяснительной теории можно применять любой методологический и эвристический подход в философско-историческом исследовании.

3. Системным методом обоснована целостность и типологизация философии истории. Выделена система философии истории как система открытая и вариативная, т. е. способная включать в себя новое значение либо на уровне субстрата, либо на уровне структуры или концепта, и специфицирована на онтологическую, эпистемологическую, аксиологическую подсистемы философии истории. Вариативность соответственно концепта, структуры, субстрата указанных систем провоцирует существование множества их разных субсистем (антропологической, нарративной, этико-телеологической и т. д.). Каждая заданная подсистема и субсистема философии истории содержит в себе необходимые аспекты других систем (подсистем), реализует себя в особых философско-исторических категориях, зависит от типа и уровня философской рефлексии, доступной исследователю.

4. Установлены особенности современной философии истории. Выявлено, что определяющим моментом философско-исторического знания второй половины XX века является ситуация общего перехода гуманитарной области знания от модернистской к постмодернистской общенаучной парадигме исследований. Уточнены основные общеметодологические установки и характеристики постмодернизма, проанализированы релевантные типы дискурсов. Доказано, что современная философия истории осуществляет постепенный отход от рассмотрения онтологической и аксиологической проблематики истории и фокусирует свое внимание на эпистемологии, где преобладают постструктуралистские и деконструктивистские подсистемы. Особо выделена когнитивная интенция современной философии истории к осуществлению междисциплинарного синтеза, в связи с чем проанализирована экспликация понятия междисциплинарности в философско-исторических исследованиях и, конкретно, мера допустимого присутствия в ней методологических подходов современной философии науки, синергетики, семиотики, антропологии, психологии, лингвистики.

5. Установлены особенности северо-американской философии истории второй половины XX века как конкретизация и развитие основных черт современной философии истории. В результате анализа современного состояния исторической и отчасти философской науки США доказано, что философия истории США характеризуется: 1) сильным влиянием профессиональной рефлексии историков, в меньшей степени - работающих в традиционной (ранкеанской) парадигме нарративных описаний, в большей - новых историков с неизбежным акцентом на междисциплинарном синтезе и менее императивном - на нарративе; 2) неопрагматической ориентированностью и как следствие - внимание к "малым" историческим ситуациям и процесс политизации философии истории; 3) деконструктивистской и постструктуралистской интерпретацией истории, сопровождающейся абсолютизацией лингвистической концепции исторического нарратива, риторического и референциального модусов его текста, влиянием на философско-историческую рефлексию современных литературных теорий; 4) аналитическим анализом истории в парадигме логического позитивизма и философии языка, акцентом на исследовании логической структуры языка исторического нарратива; 5) реализацией двух стандартов научности - математического и гуманитарного, в общем виде понимаемых как дистинкция объяснительной и интерпретационной парадигм анализа искомого объекта; 6) спецификацией философии истории как преимущественно нарративной и нарративно-дискурсивной; 7) реализацией себя как эпистемологической подсистемы в ее разных субсистемах; 8) заметной восприимчивостью к теоретическим и отчасти методологическим идеям континентальной философии истории.

6. Выявлены и проанализированы основные эвристики аналитической философии истории США в диапазоне от позитивизма и логического эмпиризма до позднего Витгенштейна. Вскрыты основные методологические интенции аналитической теории действия, разрабатываемые в рамках аналитической герменевтики, общеметодологические установки релевантных исследований аналитической философии языка. На основе исследования существенных особенностей аналитической философии истории делается вывод, что она, дескриптируя и объясняя исторические факты, представляет собой эпистемологическую систему философии истории в ее позитивистской, герменевтической, лингво-аналитической подсистемах, имеющих специфические системные компоненты.

7. Выявлены и исследованы основные эвристики (риторика, референциальность, "письмо читателя") и основные проблемы (исторической репрезентации, реконструкции, соотношения текста и контекста) деконструктивистской и постструктуралистской философии истории США. Произведен философский анализ методологических интенций "старой" и "новой" философии истории. Определено, что рассмотрение истории "новой" философии истории осуществляется как интерпретативная деятельность мышления по определению и приумножению смыслов текста исторического нарратива. Объектом "новой" философии истории выступает текст исторического нарратива как особая знаковая система и смысловая реальность. "Новая" философия истории видит свою задачу в расшифровке символов этой знаковой системы, определяет историографические проблемы окружающего мира как проблемы в первую очередь текстуальные и лингвистические и пробует решать их лингвистическими средствами и методами. "Новая" философия истории ориентирована не на науку, а на искусство и литературу и обозначает своей фундаментальной целью деконструкцию "старого, как Аристотель" отношения истории к поэзии как дистинкцию факта и вымысла. Определено, что аналитический философско-исторический нарративизм есть теория индивидуального исторического текста, а деконструктивистско-постструктуралистский вариант указанного нарративизма - теория всей практики истории, понимаемой как исторический текст в целом. Аналитическая философия истории предлагает синхронную характеристику исторической реальности, а деконструктивистско-постструктуралистская философия истории - диахронный анализ исторического и выступает как риторическая, референциальная, лингвистическая подсистемы эпистемологической системы философии истории. В работе обосновано положение, что философия истории есть особая философская деятельность, анализирующая принципы и условия познания истории и ищущая, находящая и конструирующая смыслы возникновения и существования истории. Современная философия истории, работая в диапазоне от рационально-теоретического или рефлективного подхода до эмоционально-образного, ассоциативного мышления выступает как наиболее полное и свободное знание предельных оснований исторического.

Подводя итоги, необходимо также остановиться на тех проблемах, которые не были затронуты или недостаточно затронуты в работе, но которые имеют хорошую перспективу для их дальнейшей разработки. Прежде всего, это феномен пересечения проблемного поля философии истории, философии языка, герменевтики, философии сознания, феноменологии. В данной работе этот феномен рассмотрен в аспекте нарратологии. Вместе с тем, в связи с общей тенденцией современной философии к мысленному увязыванию и даже отождествлению природы методов и объектов с природой лингвистических сущностей, сущностей "чистого сознания", смысла, в связи с одержимостью современной философии (во многом благодаря интеллектуальной экспансии постструктурализма и деконструктивизма) поисками скрытых значений возникает настоятельная необходимость исследовать методологические экстремумы, теоретико-понятийный аппарат, а также общий идейный контекст указанных областей гуманитарного знания и выявить тот эпистемологический рефлексивно-концептуальный уровень, на котором происходит конкретное эвристическое взаимодействие этих областей и формулировка новых научных конструкций. Кроме того, открывается широкое поле для исследования феномена пересечения философско-исторической проблематики и проблематики философской антропологии в онтологическом (человек и история), гносеологическом (человек как существо, "делающее" историю и "бытийствующее" в истории), аксиологическом (человек как созидатель истории как особого рода ценности) аспектах; философии истории и психоанализа и, в частности, того, почему, как и в каком направлении идеи психоанализа оказались мощным катализатором философско-исторических исследований. Особый интерес представляет анализ ряда релевантных идей экзистенциализма (Хайдеггер, Ортега-и-Гассет), соединяющих язык, сознание и историю в некую общую область творчества в современной философии. Общая идейная переориентация философии конца XX века, инспирированная новой культурной ситуацией, отмечена стремлением открыть, сделать бесконечными семантические перекодировки бытия и знания, что, в том числе, ведет и к многоаспектному подходу к философии истории, стимулирующему ее связи с другими областями науки и как результат - демонстрирующему гибкость и эвристичность ее конструктивных возможностей.

Обозначенные пути развертывания философско-исторических исследований составляют отдельную самостоятельную область научных поисков и иллюстрируют перспективы дальнейшего развития идей и положений, изложенных в данной работе.

Summary

Philosophy of history is a priority sphere among sociophilosophical research themes. Nowadays it is obvious that philosophical and historical problems have penetrated into all levels of social awareness and have resulted in discussions in every parts of society to such an extent that it is becoming a kind of fashion and even a norm of behavioral communication of a modern (especially Russian) person. History is becoming a favorite subject for criticism and discussions not only for professionals in the sphere, but also for all those thinking. The results of those discussions in the problematics of sense, idea, and ways of history, its entity/manifoldness, its functioning mechanism and ways of cognition are all being splashed out press and other means of mass media. On the whole, this is not surprising as philosophy of history is a unique relationship between the general and the particular, world history and the life of a given individual, within the all-human moral, social and cultural values, being "dissolved" in everyday life structures.

At the same time, clearer becomes the necessity of discussions in development of history and its cognition being held outside of its philosophical analysis; it is crucial to combine the data of historic and philosophic knowledge while coordinating them and focusing attention on imperativeness of realizing the sociohistoric goals faced by mankind in their entity. That is why the idea of investigating the modern algorithm of modeling contemporary philosophic and historic knowledge, determining the perspective of theoretic cognition in the history of mankind, is considered an essential part of fundamental research in philosophy of the XX century.

In order to achieve maximum specification of the scientific analysis results and their newness, the proposed research is based on north-American philosophy of history of the 2nd half of XX century as the most developed version of contemporary philosophy of history. It also covers the whole range of discussions in philosophic and historic problems: starting with goals of science and criteria of scientific analysis in historic knowledge through the issue of specific rationality in historic analysis and its correlation with various forms of artistic and poetic cognition of history. The North-American philosophy of history of the 2nd half of XX century focuses dominating significance of epistemological, methodological and ontological extremums in modern philosophic and historic knowledge.

Generally, interest towards philosophic and historic problems is rather stable both in Russian and world philosophy. However, the former one has for a long time and for obvious reasons existed solely as a Marxist theory of socioeconomic formations with the dominating statement: philosophy of history presents once-and-for-all established concrete historic means of actualization of revolutionary-practical human perception of world. Within this framework several attempts were made to treat problems of philosophy of history and their historic and critical analysis as those of a separate scientific discipline.

The deepest thought in Soviet philosophy was given to the philosophy of history problematics of XX century by the Tartu school philosophers E. Loone and A. Pork Their works are united by interest towards analysis of Anglo-Saxon analytic tradition, mainly to logical positivism and, in smaller degree, to philosophy of language. However, they paid little attention to other tendencies in modern philosophy of history (structuralism, post-structuralism, existentialism, deconstructivism, etc.)

Far from entire investigation remained philosophic and historic ideas of analytical hermeneutics, mainly developed in the United States.

Generally, the North-American philosophy of history is being investigated in the XX century solely as its analytic version: there are but a few works touching upon other aspects of relevant analysis. In Russia, large amount of works on modern American Studies present a limited research in American History proper and also in the situation in and around American Historic Science. The U.S. philosophy of history as an independent leading sphere in research remains practically uninvestigated in Russian humanities.

The given book is aimed at researching the essence of modern U.S. philosophy of history acting in social philosophy of XX century as one of the central analytic programs determining the specific approach to history and other related cultural phenomena; another goal is identifying the specific state of modern philosophy conditioned by changes in the society worldview orientations that occurred in the 2nd half of XX century and by its sociocultural and temporal-and-spatial settings as well as by new forms of philosophic communication and reflection.

The newness of the project results is estimated as follows:

1. It is proved that philosophy of history possesses a multitude of different discourses, which is provoked by methodological and substrative variativeness of philosophic knowledge and by unavoidable presence of esoterics and ecsoterics in the forms of philosophic knowledge. Consequently, the abstractions of philosophy of history taken at different generalization levels have various forms of expression and that allows philosophy of history to search for the idea of history in any segment of objective or subjective reality. Grounds is given to support the idea of using any methodological and heuristical approach in philosophy of history research on condition that argumentative and logical entity is observed in the explanation theory.

2. System approach allowes for supporting the stratification of philosophy of history. The system of philosophy is defined as open and variative such as to allow for including a new meaning either of the substrate level or of the structure or concept level and to specify ontological and epistemological systems of history. Variativeness in concept, structure and substrate of the above-mentioned systems provokes existence of their multiple subsystems (anthropological, narrative, ethic-and-teleological, etc.). Every given system and subsystem of philosophy of history contains necessary aspects of other systems (subsystems) and is realized in specific categories of philosophy of history depending on types and levels of philosophic reflection available for the researcher.

3. Specific characteristics of modern philosophy of history is defined. The crucial point for philosophic and historic knowledge of 2nd half of XX century is general transition of Humanities from modernist to post-modernist all-science research paradigm. Specify general methodological guidelines and characteristics of post-modernism and analyses of relevant types of discourse is done. It is proved that modern philosophy of history is gradually retreating from researching ontological and axiologic problematics of history and is focusing on epistemology with dominating post-strucruralist and deconstructivist subsystems. Special attention is paid to cognitive intention of modern philosophy of history to interdisciplinary synthesis, for which reason the explication of the interdisciplinary idea in philosophy-of-history research, specifically, the measure of allowable presence of methodological approaches, which exist in modern philosophy of science, synergetics, semiotics, anthropology, psychology, psychology, and linguistics is analyzed

4. The characteristics of North-American philosophy of history of 2nd half of XX century as specification and development of modern philosophy of history is determined

5. Singled out and analyzed the main heuristics of the U.S. analytic philosophy of history ranging from positivism and logic empirism to late Witgenstein The main methodological intentions of the action analytical theory within analytical hermeneutics and general methodological guidelines of relevant research in analytical philosophy of language.is ostend

6. Main heuristics (rhetorics, referentiality) and main problems (historical representation, reconstruction, correlation of text and context) of U.S. deconstructivist and post-structuralist philosophy of history.is investigated. A philosophic analysis of methodological intentions of "old" and "new" philosophy of history.is made.

Research sources are original texts by the researched philosophers and historians, reviews on personalia and trends, works on philosophy of language, philosophy of science, hermeneutics, phenomenology, literary criticism, psychology - all related to the given theme.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz