Мокшадхарма. Слово Панчашикхи (наиболее ранний текст атеистической Санкхьи)
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 164 -174)
- ГЛАВА 218
- (7881–7929)
Юдхиштхира сказал:
- 1. О, знающий добронравие, каким поведеньем (потомок) Джанаки*, царь Митхилы,
- Знающий освобождение, покинувший человеческие услады, достиг свободы?
Бхишма сказал:
- 2. Об этом такую древнюю быль повествуют:
- Каким поведением знающий добронравие пришел к превеликому счастью.
- 3. Потомок Джанаки, Джанадэва, был царем митхилийского народа.
- Об уставах (дхармах), ведущих к сверхплотскому, он размышлял прилежно.
- 4. Сто наставников постоянно жили в его доме,
- Они разъясняли уставы, касающиеся разных ступеней жизни.
- 5. Их разъяснениями о состояниях после успения и о рождениях после смерти,
- Особенно же учением об Атмане, стойкий в Агамах, он не был доволен.
- 6. И вот великий муни, по имени Панчашикха*, (духовный) потомок Капилы,
- Странствуя по всей земле, тогда пришёл к Митхилу.
- 164
- 7. Знаток сущности обязанностей санньясина, он был решителен (в их объясненье);
- Ради праведной жизни он преодолел двойственность и сомненья.
- 8. Среди людей идёт молва, что он был единственный, среди ришей, не поддавшийся вожделенью,
- (И достигший) великого счастья, превосходного, крайне труднодостижимого умиротворенья.
- 9. Приверженцы Санкхьи называют Капилу владыкой существ, великим риши
- И как бы в образе его (являясь, Панчашикха) вызывал восхищенье.
- 10. Его, долговечного, называют первым, учеником (риши) Асури.
- Он бесконечные тысячелетия существовал в Пятиречье*.
- 11. Придя туда, к сидящим большим кругом (духовным) потомкам Капилы,
- Он погрузился в пятиречие (знания), опытный в Панчаратре*.
- 12. Знающий пять (наук), блюдущий пять (уставов), он именуется Пятипламенным, Панчашикхой.
- Он им изъяснил высшую цель – местопребывание . непроявленного Пуруши.
- 13. Его учитель (Асури), совершенный в жертве (Соме) и ещё больше в умерщвлении плоти,
- Тот прозорливец, спрошенный, разъяснил (учение) о познающем поле.
- 14. То единое, проявляющееся в разных образах вечное Брахмо,
- То непреходящее постиг уже в этом (земном) круге Асури,
- 15. А его учеником стал Панчашикха с тех пор, как он женским молоком питался
- Некой браминки, по имени Капила, из домочадцев (Асури).
- 16. Став ее сыном, он сосал этой женщины груди.
- Так он приобщился к роду Капилы и непреходящему разумению (буддхи).
- 17. Так мне рассказывал (сам) владыка о потомстве Капилы,
- О своем приобщении к роду Капилы и о (своём) всеведении непревосходимом.
- 165
- 18. О недовольстве Джанаки узнав, (тот) знаток обрядов и высшего постиженья
- Придя, (своими) доводами сто Наставников привёл в смущенье.
- 19. Джанака в полное восторге от взглядов потомка Капилы,
- Последовал его (ученью), а сто наставников отправил.
- 38. Ему, вполне подготовленному, совершившему поклонение, знаток основы (дхармы)
- Поведал о высшем Освобожденье, как оно мыслится (школой) Санкхьи.
- 21. Рассказав об отречении от варны*, он рассказал об отречении от действий,
- Рассказав об отречении от действий*, он рассказал об отречении от долга* (дхармы).
- 22. (Рассказал), как связь с (кастовым) долгом, с плодами дел и прочим (происходит)
- Из-за неутоляющего, гибнущего, шаткого, неверного заблужденья.
- 23. Так как предстоящая гибель (непосредственно) видна и засвидетельствована миром,
- Опровергается утверждающий: “Есть Высшее, согласно Агамам*”.
- 24. “Не я” это есть смерть “я”*; смерть есть (принявшее) образ старости горе,
- Так в заблужденье о “я” помышляют; это нелегкое, противоречивое рассужденье –
- 25. Если бы оно было правильным, то наблюдалась бы несуразица в мире,
- Например, утверждение, что раджа не стареет и не умирает*.
- 26. “Есть”, “не есть” – так (часто) утверждают без достаточного основанья*, –
- Ну разве можно так утверждать, опираясь на достоверный (опыт) миропроявленья?
- 27. Очевидность есть корень тех двух доказательства и ссылки на откровенье.
- Откровение (Агама) – ничто, если оно нарушает очевидность и умозаключение.
- 28. Где бы ни было такое рассуждение, с ним надо покончить!
- Душа (джива) есть не что иное, как тело; отрицателями* это мнение установлено (прочно).
- 166
- 29. (Доказательство)*: существование воспроизводительной силы даже в кусочке баньяна, предсуществование в молоке масла,
- Рождение, память, магнит, блеск самоцвета, пожирание Влаги (солнцем).
- 30. Молитвы к богам, посмертное покидание душою тела (бхутов),
- Прекращение деятельности после смерти – вот решительные возраженья*.
- 31. Недоказательно (утверждение), что любая причина материальна;
- (Ибо) тождество бессмертного и смертного недопустимо*.
- 32. Неведение – (причина) жажды деятельности в повторных рождениях, так говорят иные*,
- И заблуждение, жадность, привычки к греху,– (тоже) причины.
- 33. Деятельность они называют уготованным* семенем, а неведенье – полем,
- Жажду – производителем; сочетание этих (трех) есть повторение рожденья.
- 34. Когда в этом поле происходит уничтоженье, сожжение, разрушение существ смертью,
- То возникает отсюда* новое тело; это уничтожением существ называют.
- 35. Но раз оно иное по своему облику, по рождению, добродетели, цели.
- То как (возможно сказать): “Это тот самый?” Не есть ли это последовательная (во времени) связь*, а не (новое) сочетание (того же)?
- 36. (Возражение): если это так, то что за радость а раздаче даров и напряженном умерщвлении плоги,
- Раз одним совершённый поступок к любому иному переходит?
- 37. Ведь даже так выходит, что за чужой поступок (переживают) несчастье!
- Счастлив ли кто иль несчастлив, (все равно) невидимое определяется непосредственным восприятьем*.
- 38. Ведь не может восстановиться разбитое палицей тело,
- Так и обособленное сознание (джнана) стать иным не может, (значит, и перевоплощение) невозможно.
- 39. Как века, времена года, приятное, неприятное, зной, прохлада
- Воспринимаются неустойчивыми, так и смерть живого.
- 167
- 40. Достигшему старости (предстоит) смерть, уничтоженье;
- Дом сперва постепенно ветшает, затем гибнет.
- 41. Чувства, манас, ветер, кровь, мясо и кости
- Постепенно гибнут и в свои вещества (дхату) уходят.
- 42. Закономерность* вселенной нарушилась, если б дары и обряды
- Плоды приносили, но (ведь) в этом цель Вед* и мирских начинаний.
- 43. Таковы многочисленные обоснования правильного размышленья.
- (Утверждается); есть то, есть это, (непосредственному) восприятию не противореча.
- 44. А у тех, что за разными доказательствами гонятся (непрестанно),
- Когда-нибудь, как дряхлое дерево, свалится разум.
- 45. Тая из-за целесообразного и нецелесообразного мучаются из рода в роды;
- Как (плохими) погонщиками слоны, Агамами* они сбиваются с дороги.
- 46. Так к цели нескончаемого счастья прилепясь, многие по ней сохнут,
- Но попадают в еще большие беды; хотя и оставив соблазны, они все же идут во власть смерти.
- 47. Гибнущему человеку с его хрупкой жизнью что в домочадцах, что в рушащихся начинаньях?
- Ведь все покинув, люди мгновенно уходят и не вернутся больше.
- 48. Земля, пространство, вода, огонь, ветер должны постоянно поддерживать тело;
- Кто это видит, как может быть радостным? Ведь против гибели что поделать?
- 49. Засвидетельствовав неложность, безошибочность, возвышенность этого восхитительного слова,
- Пораженный князь (Джаяака), обдумав, вопрошать стал снова.
- ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
ГЛАСИТ 218 ГЛАВА – СЛОВО ПАНЧАШИКХИ168
- ГЛАВА 219
- (7930–7983)
Бхишма сказал:
- 1. Наставленный превосходным учителем (риши) бог народа, Джанака,
- Далее стал вопрошать о существовании и несуществовании после кончины.
Джанака сказал:
- 2. Если после кончины нет никакого сознанья*, Владыка,
- Тогда что толку в знанье – незнанье?
- 3. Достоверно: всё тленно, виждь это, о, брамин превосходный
- Заблуждение, незаблуждение – в них разница есть ли?
- 4. (Но раз) при существовании нет распада (личности), а после гибели – распаденье,
- (То) для кого же стараться, уготовлять? По существу здесь какое возможно решенье?
Бхишма сказал:
- 5. К охваченному тьмою, потрясенному, как бы больному
- Обратился со словами успокоения вещий Панчашикха.
Панчашикха сказал:
- 6. Недостоверно, что здесь всё разрушимо, но и существование не представляется достоверным.
- (Человек) есть сочетание тела, чувств, сознанья (четана).
- 169
- 7. Они обособлены, но в деятельности накладывался друг на друга.
- Пятиричны сути* (джату): вода, пространство, земля, огонь, воздух.
- 8. По собственной природе они составляются и разъединяются по собственной природе
- Пространство, ветер, жар, земля, влага,
- 9. Соединение этих пяти есть тело, (итак), оно сложно*.
- Сознание (джнана), жар, ветер – (таково) тройственное сочетание тела*.
- 10. Чувства, предметы чувств, самобытие*, сознание (четана), манас,
- Прана-апана, изменения и естества (обусловливают) возникновенье.
- 11. Слух, касание, вкус, зрение, обонянье –
- Тот пять чувств, им предшествует читта*.
- 12. Здесь с осуществлением знания стойко сочетано тройственное* (состояние) самосознанья:
- Его называют радостью или страданием, или свободой от радости и страданья.
- 13. Звук, касание, образ, вкус, запах – вот явления,
- Свойство этой пятёрки с шестым* (манасом) – способствовать познанью до смерти.
- 14. С ними (связано) проявление деятельности и определение целей всех сутей.
- Это (определение) называют “высшим”, “чистым”, также “буддхи”, или “великим непреходящим”.
- 15. Кто это сочетание свойств* за сущность “я”* принимает,
- Из-за неправильности такого взгляда (испытывает) бесконечное, неутолимое страданье.
- 16. Кто как на “не я” на это взирает, “те не я и они не мои” – так (утверждает),
- То какая же причина сможет (тогда) продлить (его) страданья?
- 17. Теперь непревосходимое учение об отрешенности – “Всесокрушающим” его именуют –
- Выслушай; оно будет способствовать твоему освобожденью.
- 18. Отрешение ото всех даже предписанных действий
- Те, что следуют заблуждению, всегда называют тяжкой, великой бедою*.
- 170
- 19. В отрешении от имущества* – (обрядовая) деятельность, в отрешении от наслаждений – обеты,
- В отрешении от счастья – йогическое умерщвление плоти, в отрешении ото всего – полнота достижений.
- 20. Такой путь отрешения ото всего, а не иной указан
- Для устранения страданий; другим путём этого трудно достигнуть.
- 21. Говоря о пяти познавательных индриях, шестым я примысливал к ним манас.
- Теперь скажу о пяти действующих индриях; шестым (к нам примысливая) силу*.
- 22. Нужно знать: две руки – индрии работы, две ноги – индрии хожденья,
- Индрия деторождения – половой орган, а задний проход – выделенья,
- 23. (Органы) речи – для произнесенья звука: вот пять деятельных (индрии) я перечислил.
- Итак, с манасом – одиннадцать; (их) вместе о буддхи надо отбросить.
- 24. Для восприятия слышимого – ухо, звук и сознанье* (читта).
- Соответственно – касания, запаха, образа, вкуса –
- 25. Эти пять троек (нужны) для постижения качеств,
- И сменой (троек) устанавливается смысл речи*.
- 26. Эти тройки могут быть темны, страстны, ясны,
- И только через них (совершается) познавание, обусловливающее все состояния (мысли).
- 27. Радость, довольство, блаженство, умиротворение сознания, счастье
- Ясными (саттвичными) нужно считать, где и откуда б они ни явились.
- 28. Неудовлетворённость, горячность, уныние, нетерпение, жадность –
- Это признаки страсти (раджаса), как бы ни возникли они: по причине или без причины.
- 29. Отсутствие распознавания, заблуждение, нерадивость,
- Как бы ни проявлялись они, это – различные свойства мрака.
- 30. Всё, что здесь сопряжено с приятностью, в сознанье (манасе) или в теле
- Надо рассматривать как развитие саттвичного состоянья.
- 171
- 31. Что сопряжено с неудовлетворённостью, причиняет неприятность
- О том следует думать: “Вот развивается страстность (раджас)”,
- 32. А что сопряжено с заблужденьем в теле иль мысли,
- Что (Неразумно, распознавать неспособно, то считать нужно тёмным,
- 33. Слух утверждён в пространстве, звук утвержден на слухе, оба (слух и пространство)
- Настороженным иль ненастороженным распознаются или не распознаются.
- 34. Соответственно* ухо, кожа, глаз, язык и нос – пятый;
- Касание, вкус, обоняние – все в сознании, а сознанье есть манас.
- 35. В Десяти (индриях) соответственно их сути пребывает
- Деятельность сознания* (читта) как одиннадцатая, а двенадцатая – буддхи.
- 36. Если этих (двенадцати) не согласованы состоянья, значит, мрак (тамас) ещё не уничтожен
- А если есть согласованность их состояний, значит, и деятельность их правильно происходит.
- 37. Но и тот, кто тонкие индрии заметил, благодаря (полученному) ведическому наставленью (Агаме),
- О них размышляя, (их) постигнуть не может, пока его одолевают три гуны.
- 38. Мысль, пораженная тьмой, нестойкая, путается быстро;
- Она нарушает (взаимосвязи) тела*, это мудрые называют мраком.
- 39. Кто преданный Агамам* не видит суетности (мира),
- Тот и здесь (в непосредственном) опыте воспринимает лишь беззаконие, он связан мраком.
- 40. Это рассмотренное качество, произведенное собственной деятельностью (человека),
- У иных полностью разворачивается, у других же идёт к угасанью,
- 41. Размышляющие о внутреннем атмане называют “полем” это скопление (сутей)
- А “Познающим поле” называют находящуюся в сердце (манасе) сущность (бхаву),
- 42. И раз эта (связь) подлежит различенью, то как может быть вечным тело,
- Раз во всех существах (оно) обусловлено своей природой?
- 172
- 43. Как имя и проявление теряют реки, достигшие океана,
- И он их течение вбирает, так и существа исчезают.
- 44. А раз это так, то откуда возникнуть вновь самосознанию после смерти,
- Если полностью поглощается и совсем сливается (со Вселенной) джива?*.
- 45. Кто знает это учение об освобождении, не заблуждается, Атмана ищет,
- Тот не пятнается нежеланными плодами действий, как лист лотоса не смачивается влагой.
- 46. Освобождённый от ужасных сетей, расставленных потомством, богами,
- Покинув двоицу – счастье–несчастье, свободный от признаков, он идет верховной дорогой.
- 47. Под кровом Писания и Предания покоясь, он не боится бед, старости, смерти.
- Исчезли его заслуги, грехи отпали, значит, причины, плоды (их) исчезли*.
- 48. Непорочного, безвидного пространства достигнув, отрешённые в Великом (Махане) предаются созерцанью;
- Как сидящий в паутине паук, когда она порвана, падает и лежит неподвижно,
- 49. Так освобождённый покидает страдания и рассыпается, словно ком земли, упавший на камень;
- Как сбрасывает старые рога олень или змея – кожу*
- 50. И, сбросив, не озираясь, уходит, так освобождённый покидает страданье.
- Как с дерева, упавшего в воду, вспорхнув, улетает непривязанная к нему птица,
- 51. Так эту двоицу – счастье–несчастье, покинув,
- Освобожденный от признаков идет запредельной, высочайшей дорогой.
- 52. Есть еще песнь, спетая царем Митхилы, когда он увидел огнем охваченный город:
- "Конечно, здесь ничего моего не горит!" – именно так сказал земли охранитель.
- 173
- 53. Сказанное самим Панчашикхой это слово убедило раджу;
- Рассмотрев (его) досконально, радуясь (постиженью) запредельного, (он) странствовал беспечально.
- 54. Кто читает, владыка земли, это учение об освобождении и постоянно на него взирает,
- Тот не подлежит вновь возвращению: бесстрастный, он станет свободен, как царь Митхилы, (наставленный) потомком Капилы.
- ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
- ГЛАСИТ 219 ГЛАВА – НАСТАВЛЕНИЕ ПАНЧАШИКХИ
- 174