(Преимущественно
аскетического характера.Нумерация глав по
калькуттскому изданию)
ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ
Главы
- 174. Беседа Брамина. Брамин утешает раджу
Сенаджита по случаю смерти сына. Печаль
бесполезна, все суетно и тленно
- 175. Беседа отца с сыном. Отрицание ведических
традиций и жертв
- 176. Песнь Шампаки. Фольклорный текст с
социальной направленностью против богатых.
“Похвала бедности”
- 177. Песнь Манки. Фольклорный текст о
бедняке-горемыке, у которого судьба отнимает
последнюю пару бычков. Вывод – отвращение от
мира и сознание суетности стремления к счастью и
богатству.
- 178. Песнь Бодхьи. Отречение от собственности.
Фольклорный мотив о “Шести учителях” –
животных, поведение которых свидетельствует о
бесполезности собственности
- 179. Беседа Прахрады и Аджагары. Истинно счастлив
лишь санньясин, отрешившийся от желаний и
собственности
- 180. Беседа шакала и Кашьяпы. Индра в
образе шакала поучает кичливого и малодушного
брамина
- 181. Без особого названия. Ортодоксальный
полемический текст о благих плодах блюстителей
ведической традиции и злой судьбе нигилистов.
Изложение теории кармического воздаяния
-
БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
(Космология, психология и социология Санкхьи)
- 182. О происхождении мира. Своеобразный порядок
таттв, отличающийся от обычной концепции
Санкхьи. Разумный первотворец. Миф о Браме и
лотосе
- 183. Развитие стихий. Вариант их порядка:
пространство, вода, огонь, воздух, земля
- 184. Доказательство наличия стихий в растениях.
Свойства стихий
- 185. О пранах тела и йогических упражнениях для
управления ими
- 186. Бхарадваджа сомневается в существовании
дживы, так как природу можно понять с точки
зрения теории стихий без необходимости
предположения существования добавочных сил
- 187. Бхарадваджа отрицает дживу на основании
отсутствия признаков его существования. Бхригу
поясняет учение о дживе аналогией с огнем, не
уничтожающимся после' сгорания дров. Бхарадваджа
не убеждается доводами Бхригу
- 188. Переход к социологии. Обоснование
взаимоотношения варн первичной бра-маничностыо.
Происхождение варн в процессе творчества
- 189. Характеристика варн по их внутренним
качествам и деятельности.
- 190. Полемика о цели человека.
Гедонизм: счастье как высший путь. Возражения
Бхарадваджи
- 191. Изложение теории о ступенях жизни (ашрама).
Поведение домохозяина. О поведении домохозяина,
отшельника (ванапрастха) и странника
(паривраджака). (Более архаический прозаический
текст).
- 192. Добавочный прозаический текст о поведении
домохозяина, отшельника, странника. С двадцатой
шлоки ритмический текст о блаженной северной
стороне (вставка в духе Нараянии)
- 193. Аскетически-йогический текст (от лица
Бхишмы). О добронравии. Общие и частные правила
поведения
- 194. Учение о внутреннем “я”, его отношение к
органам тела и гунам. Определение трех гун. Атман
и Пракрити. О познающем поле. Довод – “Мошка и
смоковница”, “Водяная птица и вода”. О
созерцании Атмана отшельниками. Нет признаков
Атмана, он непознаваем
- 195. Учение о внутреннем “я”. Техника и тематика
четырех йогических размышлений
- 196. Полемика против ведической практики
шепотной молитвы; шептунам недоступен высший
путь, доступный последователям Санкхьи и Йоги. Об
йогических упражнениях (вариант гл. 195).
- 197. Шептуны занимаются бесплодным делом и
попадают в различные кромешные бездны
-
ПОВЕСТЬ О ШЕПТУНЕ
(Полемическая ортодоксальная вставка)
- 198. Подмена понятия “кромешная бездна”
понятием “область отдельных богов” (Рудры,
Адитьи, Васу и пр.)
- 199. Повесть о брамине-шептуне, достигшем
великого плода шептаньем мантр тысячелетним
- 200. Спор шептуна брамина с князем Икшваку о том,
кому принадлежит плод шептанья. Оба – брамин и
князь достигают Брахмо. Описание техники
махасамадхи, вызывающей кровоизлияние в мозг
-
БЕСЕДА МАНУ И ВРИХАСПАТИ
(Йогический текст, близкий Анугите)
- 201. О способах Освобождения. Все телесное –
область удовольствия и страдания. Кто хочет
освободиться, должен покинуть и то, и другое
- 202. Об отношении воплощающего к органам (вариант
гл. 194)
- 203. О связях воплощающего с телом; объяснение,
почему воплощающийся не виден
- 204. О путях познания Атмана путем отрешения от
привязанностей к проявленному. Строение
психического организма (индрии, манас и пр.).
- 205. О происхождении противоречий и снятии их
путем направления буддхи во внутрь для
достижения Освобождения. Освобождение как
полная психическая интраверсия
- 206. Развитие учения об интраверсии как основном
положении йоги. Освобождение достигается
направлением манаса и буддхи в Запредельное
-
КОСМОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ РАННЕГО
ВИШНУИЗМА
(Большой текст вишнуитской (ранней) Санкхьи)
- 207. Возникновение мира и существ как акт
творения верховного бога Вишну создавшего богов
(в том числе и Шиву) и вселенную. Начало
вишнуитской бхакти, проповедуемое Нарадой.
Перечисление народов, не верующих в Вишну
- 208. О сторонах света; об их влиянии на судьбу
человека, особенно путешествующего.
Боги и риши, покровители сторон
- 209. Восстание данавов под предводительством
Нараки (ада). Сказание о деяниях Вишну. Его
воплощение в образе Вепря для уничтожения
данавов.
-
ВЕЛИЧИЕ ДУХА ВАРШНЕИ
- 210. Брамин отвечает-на вопрос ученика, чем
обусловливается перевоплощение. Варшнея есть
первопричина миропроявления, которое
осуществляется постепенным развитием таттв.
Сознание (манас) универсально. Атман в теле
деятелен. Он скрыто пребывает в теле, как огонь в
дровах. Его деятельность обусловливает
перевоплощения
- 211. Манас есть принцип, связывающий плотные
элементы (махабхуты). Первопричина есть
непроявленная природа, сути – ее признаки, в силу
которых она проявляется. Душа и есть
непроявленное. Она первее всех вещей. Как
первопричина она связана с материальными
причинами (таттвами). Так приходит в движение
колесо миропроявления. Оно дробит формы, как
жернов зерна. Причина не познает
следствия, а следствие – причину. Индивидуальная
душа (аханкара) разрушима, познающий поле вечен.
Мудрый различает познающего поле и пракрити
- 212. Нужно утончать свои психические элементы,
приумножая саттву. Тело связано с землей;
психические качества связаны с Гунами.
Накопление высших качеств и саттвы – одно. Так
достигается Освобождение. Веды – плохая дорога
для достижения Атмана (31 шлока)
- 213. Гуны скрывают Вишну. Джива есть потенция
непроявленной природы, проявляющейся как
аханкара и буддхи. Причинность есть переход во
времени потенциального в актуальное. Женщина
есть символ материи; мужчина – образ познающего
поле. К сыновьям нужно относиться, как к глистам.
- 214. Брахмачарья (половое воздержание) есть
способ достижения Брахмо, нужна избегать женщин.
Теория возникновения в теле семени и связанные с
этим страсти. Мантра против этого. Сущность
достижения Брахмо
- 215. Непривязанность есть путь к Освобождению;
нельзя принимать участия в страдании другого,
так как это связывает, каждый вкушает плод своей
кармы. Невреждение нужно соблюдать, чтобы не
связывать себя делами. Достижение Брахмо есть
состояние полной интраверсии, обособленности от
всего внешнего
- 216. Варшнея есть внутренний Атман. Нужно
избегать сна, чтобы не оскверниться во сне и так
не создать новых уз. Объяснение сновидений.
Распределение гун по степени психического
развития: саттва – свойство богов, раджас и тамас
– асуров. Махэшвара (Вишну) проявляется как
внутренний Атман
- 217. Варшнея есть внутренний Атман. Для
постижения Брахмо надо понять четыре состояния
психики, различаемые йогой: сон, глубокий сон,
качественное Брахмо, бескачественное Брахмо.
Бездеятельность вневременна, бессмертна;
деятельность есть смерть. Природа и Пуруша
взаимосвязаны, выше их – Брахмо. Внутренний
Атман есть зритель; для его познания необходим
тапас, устремляющий к Высшему. Бхакти есть
истинный путь к Бхагавану – Вишну – Гари, она
освобождает от жажды жизни (тришны).
-
СЛОВО
ПАНЧАШИКХИ
(Наиболее ранний текст атеистической Санкхьи)
- 218. Джанака критикует учение Вед о
перевоплощении, как не способствующее
постижению Атмана. Встреча Панчашикхи, ученика
Асури, с ученицей Капилы. Разъяснения Панчашикхи
об Освобождении. Душа есть не что иное, как тело.
Отрицание теории перевоплощений: как нельзя
восстановить разрушенное тело,
так нельзя думать, что вновь рождающийся
получает плод действия умершего; это разные тела
и разные “я”. Спор материалиста и идеалиста.
Агамы (Упанишады) только сбивают с дороги.
Сущность Освобождения от страданий – отказ от
привязанностей и желаний
- 219. Космология. Учение о плотных сутях (бхутах).
Психология. Восприятие: связь предмет – чувства
(воспринимающие индрии) – манас. В сознании есть
то, что приносят чувства, поэтому тело и душа
тождественны. Психика определяется соотношением
гун. Для правильного развития психики необходима
гармонизация субъекта и объекта. Путь к
Освобождению в полной отрешенности от чувства.
Сущность Освобождения – безвозвратное
растворение в природе, слияние с ней, как реки с
океаном. Освобожденный рассыпается, как ком
земли, упавший на камень. Джанака полностью
признает учение Панчашикхи и принимает муни как
учителя
-
РАЗРОЗНЕННЫЕ
АСКЕТИЧЕСКО-ЙОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
- 220. Самообуздание есть сущность работы над собой
ради Освобождения. Достигший помогает другим
(текст близок махаянизму)
- 221. Умение правильно принимать пищу равносильно
вкушению амриты
- 222. Беседа Шакры и Прахрады. Шакра спрашивает,
как может Прахрада (постигнутый бедой)
оставаться спокойным. Прахрада поучает, что все
совершается природой, а пуруша бездейственен, а
потому равнодушен ко всему происходящему
-
ВАРИАЦИИ
НА ТЕМУ ГЛАВЫ 222
(С привнесением мифологических элементов)
- 223. Беседа Бали и Шакры. Шакра злорадствует
несчастью Бали
- 224. Беседа Бали и Шакры. Бали учит Индру, что не
следует быть заносчивым: счастье изменчиво,
мимолетно, так как время властвует над всем.
Учение о Брахмо с параллелями из Упанишад
- 225. Миф о счастье. Распределение счастья. Шри
уходит от Бали вследствие его нравственного
падения и переходит к Индре. Никто не может
вынести полного счастья, а потому Индра
распределяет Шри между землей, водой. огнем и
праведниками
- 226. Беседа Шакры и Намучи об умении принять все
происходящее со стойким равнодушием
- 227. Беседа Бали и Васавы. Время – истинный
властитель всего, а потому ко всему надо
относиться спокойно
- 228. Вариант мифа о счастье. Шри является Индре и
объясняет ему причину своего ухода от Бали
развращением нравов среди асуров. Вывод: счастье
обусловливается нравственностью
-
ТЕКСТ,
БЛИЗКИЙ РАННЕМУ БУДДИЗМУ
- 229. Беседа Джайгишавьи и Аситы о способе
достижения Брахмо. Освобождение есть полное
отвращение от жизни и не сопряжено с
положительными моментами (т. е. вне слияния с
Атманом, вне зависимости от будущей жизни)
- 230. Беседа Шакры и Уграсены. Шакра восхваляет
Нараду как друга всех существ (мотивы ранней
бхакти)
-
ВОПРОСЫ
ШУКИ
(Большой текст Санкхьи и Йоги)
- 231. Космогония. Брахмо есть основа
миропроявления. Исчисление времени. Теория
мировых циклов. Характеристика юг в отношении
длительности и проявления закона (дхармы)
- 232. Последовательность произведения сутей
(бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть
время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши,
как целокупности таттв. О причинности.
Диалектика причинности: свобода воли и причинный
ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от
юги
- 233. Учение о днях и ночах Брахмо и окончании
мировых циклов (пралае)
- 234. (Браманическая вставка). Соблюдение
обязанностей домохозяина – средство достичь
неба. Список прославленных даятелей
- 235. Поведение брамина, Желающего перейти через
поток жизни
- 236. Поток .жизни переплывают на корабле мудрости
упражнением в самообладании. Иогическая техника.
О приведении манаса в спокойное состояние. О
фиксации внимания на некоторых точках тела (на
переносице и пр.). О признаках успеха в
упражнениях; созерцание собственного образа в
огне, ветре. О происхождении плотных сутей
(махабхута). О двух атманах: Пуруше и Пракрита
(познающий поле и поле). Саттва и познающий поле
различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с
Гитой). О необходимости превзойти
йогические силы (вибхути) для Освобождения
(параллелизм с Патанджали)
- 237. Разъяснение Вьясы о трояком знании
самостного и освобожденного человека. О внешней
и внутренней власти, достигаемой знанием. О
двойственном определении существ (диалектика
проявления): подвижные – неподвижные, многоногие
– двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу
превосходит Брахмо, который поэтому и есть
истинный брамин
- 238. Диалектика свободы воли. Необходимость как
закономерность природы. Формула обязанностей
варн (каст). Веды в конце юги
- 239. О постижении Брахмо. Необходимость подсобных
моментов (тапас, самообуздание и пр.). Состав тела
и боги, покровители органов. Особое положение
саттвы, так как гуны – пустой звук. Саттва
исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и
семнадцатый – Атман. Два состояния Атмана:
преходящее и непреходящее. (Особая терминология
текста).
- 240. Техника и цель йогических упражнений.
Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки.
О необходимости преодолеть ряд вегетативных
рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель
сосредоточия – познание Атмана. (Последняя шлока
главы носит характер концовки).
- 241. Продолжение текста, близкого Упанишадам. О
соблюдении ведических обрядов и о знании. Два
пути обрядности: для экстравертированных (мирян)
и интравертированных (йогинов). Уподобление
Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия
периодов воплощения с промежуточными стадиями
фаз луны
- 242. О ступенях жизни. Обязанности послушника
- 243. Обязанности домохозяина. Четыре стадии
состояния домохозяина: собирающих зерно в
закрома, в горшки, питающихся оставленными
колосьями, повторяющих Пранаву (священный слог)
- 244. Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост,
принесение жертвоприношения в три огня тела.
Время перехода к четвертой стадии. Подготовка к
ней
- 245. Обязанности санньясина. Жизнь санньясина.
Практика отрешенности, сосредоточия.
Символическая жертва, ввергаемая в огонь
“Вайшванары”
- 246. Разъяснение о познающем поле. Градация сутей
(бхутов). Бессмертие есть “конечный столб”. О
достижении бессмертия без бога, силой
внутреннего созерцания (параллелизм с
Иогасутрами). Тайна всех Вед – Атман учение
которое предназначено для немногих
- 247. Космология и психология. Связь бхутов,
индрий, предметов. Характеристика гун
- 248. Сенсуализм. Манас производит существование
внешнего мира. Манас есть видоизмененная буддхи,
которая распределяется в индриях. Индрий
экстравертированы, а потому несовершенны и не
могут видеть Атмана, который является тогда,
когда укрощены индрий. Атман – творец гун.
Отношение Атмана и Пракрити. Классические
аналогии: рыба – вода, мошка – лист (ранний
вариант Санкхьи)
- 249. Действуют гуны природы. Освобождение есть
интраверсия в Атмана. Освобожденный не привязан
к внешнему
- 250. Познание Все-Атмана есть- высшая дхарма, в
этом тайна Упанишад и Вед. Это познание
достигается сосредоточием и интраверсией. Таков
путь для достижения небытия. Это можно открывать
только достойному сыну или ученику
- 251. Сущность Освобождения – рассечение уз Камы,
других уз нет. Тайна Вед – правда; правды –
самообуздание; самообуздания – отдача; отдачи –
тапас; тапаса – отрешенность; отрешенности –
счастье; счастья – умиротворенность
- 252. Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с
органами. Одиннадцатый в •реле – Атман
(выраженные буддийские мотивы глав 250-252).
- 253. О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма,
Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрита),
но прозревается в ней
- 254. Притча о городе и горожанах (индриях).
Властительница – буддхи; градоправитель –
манас. Манас предает чувства – страсти (Атману не
отводится места в “городе”)
- 255. О свойствах плотных сутей (махабхутов),
манаса,буддхи. (Текст обрывается. Счет глав
нарушен, возможно, вследствие утраты главы
оборвавшегося текста)
-
МИФ О
СМЕРТИ
(Мифологический шиваитский текст)
- 257. Беседа Праджапати (Брамы) и смерти. Брама
гневается по поводу перепроизводства существ,
огонь его гнева опалил мир
- 258 Шива заступается за людей. Брама вбирает в
себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не
хочет выполнять приказа Брамы губить живое из
боязни нарушить закон невреждения и уходит
совершать умерщвление плоти
- 259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей
милость не нарушать закона невреждения, так как
предшествующие болезни изматывают существа, и
смерть для них становится желанной, она
освобождает от уз заблуждения
-
ТЕКСТ О
ДХАРМЕ
- 260. Признаки дхармы. Максима: “Не делай другим,
того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе”
- 261. Признаки дхармы. Диалектическое
противоречие между безусловным требованием
закона и несовершенством его исполнителей
-
БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАЛАЛИ
(Вайшья поучает брамина; вариант повести “Беседа
брамина и охотника” из “Беседы Маркандеи”)
- 262. Аскеза Джалали, его самомнение и
самодовольство. Голос советует брамину
поучиться у купца Туладхары
- 263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность
дхармы есть невреждение. Отрицание ведических
кровавых жертвоприношений как преступления.
Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание
рабства как жестокости (джайнистско-буддийские
мотивы)
- 264. Кровавые жертвы должны заменяться
бескровными (принцип вишнуизма). Идея
символической жертвы (садханы) правдой и
самообузданием
- 265. Бесполезность нечистой жертвы без
нравственной работы над собой. Сила жертвы не в
ритуале, а в благоговейной любви (мотив
вишнуитской бхакти)
- 266. Песнь Вичакхьи
НЕВРЕЖДЕНИЕ
(Продолжение противоведического текста)
ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ
(Фольклорный мотив)
- 267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою
мать, а сам удаляется совершать аскезу.
Одумавшись, он раскаивается в сделанном и,
трепеща, возвращается домой. Сын в это время все
обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил
выполнить его. Поучение: невреждение выше долга
сыновьегв повиновения
- 268. Беседа Сатьявана и Бьюматсены о допустимости
смертной казни. Сатьяван против смертной казни и
защищает мысль: раджа, чтобы управлять народом,
должен научиться управлять самим собой
-
БЕСЕДА КОРОВЫ И КАПИЛЫ
(Критика Вед и ведических обрядов)
- 269. Капила, проходя мимо места, где совершались
кровавые жертвоприношения, воскликнул: “О, эти
Веды!” Брамин Сьюмарашми, вселившись в корову,
затевает с Капилой спор, выступая как защитник
ведических ритуалов
- 270. Разворачивается философская дискуссия.
Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду.
Сущность Освобождения не в ритуализме, а в
самообладании и отрешенности. В результате
сложного диалога Сьюмарашми признает себя
побежденным и просит Капилу научить его
правильному пониманию Писания и сущности
Освобождения
- 271. Капила описывает поведение древних мудрецов.
Веды охватываются одним словом “Отрешенность”,
второе слово – “Удовлетворенность” ведет к
третьему – “Освобождение”
-
ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ
(Фольклор)
- 272. Кундадхара, дух облака, поучает жадного
брамина
- 273. Жадный брамин, соблазнившись апсарами в
райских видениях, решил принести кровавую
жертву. Дхарма его останавливает и поучает
- 274. О зле, дхарме, отвращении от мира.
Освобождении. Иогический текст в духе джайнизма
- 275. Описание йогического поведения. Основа
Освобождения – аскетическая обособленность
Брахмо определяется как отрицательная нирвана, а
не как соединение с Атманом
-
БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ
(Своеобразный вариант системы Санкхьи)
276. Система таттв, отличающаяся от
общепринятой
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ БЕСЕДА
МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ
(Кшатрий поучает брамина)
- 277. Брамин Мандавья спрашивает раджу Джанаку об
освобождении от жажды жизни. Джанака поучает, что
Освобождение достигается отказом от внешней и
внутренней собственности (вариант эпизода из
“Анугиты”, вып. IV этой серии, гл. 32, с. 345)
- 278. Повторение главы 175 (в переводе опущена)
- 279. Песнь Хариты: наставление паривраджаке
(страннику-санньясину)
- 280. Песнь Вритры о сохранении спокойствия в беде
(вариант беседы Бали и Индры)
-
ТЕОЛОГИЯ ВИШНУ
281. Текст “Песни Вритры” обрывается на
первой шлоке, и следует вставка, написанная иным
размером. Санаткумара излагает теологию Вишну.
Учение о перевоплощении дживы и о
соответственном изменении. Прохождение джи-вы
через все царства природы. Вритра, выслушав
поучение, сливается с Атманом
МИФ О СРАЖЕНИИ ШАКРЫ С ВРИТРОЙ
(Вариант эпизода III книги)
- 282. В битве против Вритры Шакре помогает
браманическая троица: Вишну, Шива, Праджапати
(Брама)
- 283. Шакра (кшатрий) убивает Вритру силой Вишну; из
убитого Вритры выходит “Смерть браминов” и
вселяется в Шакру. Тот ищет защиты у Брамы, и
Брама распределяет “Смерть браминов” между
огнем, растениями, водой, апсарами и
устанавливает “табу”, нарушение которого
влечет за собой вселение “Смерти браминов” в
нарушителя
-
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРЯЧКИ
(Мифологические шиваитские тексты)
- 214. Шива, подстрекаемый Умой, разоряет жертву
Дакши за то, что тот не выдели; ему части. От
возбуждения у Шивы выступил пот, капля которого,
упав на землю, превращается в чудовище-горячку.
Брама, явясь к месту происшествия, утихомиривает
Шиву. Глава заканчивается восхвалением Вишну
- 285. Разрушение жертвы Дакши; второй вариант –
более поздний, где Шива представлен более
могущественным
- 286. Тысяча имен Шивы (хвала Шиве, сложенная
Дакшей)
-
ТЕКСТЫ
САНКХЬИ И ЙОГИ
(С крупными ортодоксальными вставками)
- 287. Об отрешении от пяти сутей. Изложение
космо-психологической системы – Санкхьи.
Желающий Освобождения должен отрешиться от
плотных и тонких сутей. Средство Освобождения –
постижение Познавшего поле путем знания
- 288. Беседа Саманги и Нарады. Единственный способ
избавиться от страха и страдания –
самообладание и отрешенность
-
-
МЕЛКИЕ
ТЕКСТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
289. Слово о благе. Благой должен искать
общения с благими и. жить в стране, управляемой
благим царем
290. Беседа Сагары и Ариштанемй. Истинное счастье в
Освобождении. Хороший раджа должен владеть собой
и достичь отрешенности
-
ВСТРЕЧА БХАВЫ И ПОТОМКА БХРИГУ
(Шиваитский мифологический текст)
291. Миф о планете Венере и Шукре. Шива
проглатывает Шукру, как Солнце планету Венеру, и
возвращает его, с другой стороны, как свое время
ПЕСНЬ ПАРАШАРЫ
(Проблемы нравственно-социального характера)
- 292. О благе. Судьба человека – следствие его дел.
Веды не обязательны как нравственное
руководство
- 293. Вариант той же темы с более выраженным
критическим отношением к Ведам. Кармический
причинно-следственный ряд непреложен, и
раскаяние не устраняет плода дурного поступка
- 294. Ортодоксальная вставка. Человек сам для себя
опора. Судьбу свою он создает строжайшим
выполнением указания Вед, которые являются
нравственным критерием
- 295. Ортодоксальное изложение кастовых
обязанностей
- 296. Ортодоксальное объяснение социального зла в
духе шиваизма. Асуры развратили добродетельных
людей древности, отчего началось социальное
разложение. Шива одной стрелой (йоги) разрушил
три города асуров (гнев, жалость, вожделение) и
вернул людей к добродетели, но семена зла
остались, особенно у раджей, и с этим надо
бороться (браминский аспект борьбы варн)
- 297. Изложение законов подвижничества. Сила
подвига (тапаса). Согласно закону о ступенях
жизни состояние домохозяина есть центральное
- 298. Либерализм в понимании варн: люди всех варн,
исполняющие долг своей варны, достойны уважения
и небесной награды, даже шудры
- 299. Социальная нравственность опирается на
семью. Необходимость почитания родителей и гуру.
Правила ведения битвы с нравственной точки
зрения. Различные виды смерти праведных и
неправедных
- 300. Нравственность, как высшая истина
заключается в отрешении от самости. Самостный
человек никому не может помочь. Человек должен
силой йоги вытащить себя из самсары
-
ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОИ САНКХЬИ
(ВИШНУИТСКОЙ)
- 301. Беседы Хансы и садхьев об Освобождении – оно
заключается в праведности, отрешенности,
мудрости. Ханса – символ Атмана
- 302. Цель йоги – слияние с Нараяной, но в работе
над собой йогин опирается на силу, а не на помощь
Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу,
подлежит осуждению. Смысл йоги – полная
интраверсия в самадхи. Средство – размышление
(пренебрежение психофизическими приемами; нет
упоминания даже о пранаяме). Существует много
йогических традиций.
- 303. Учение об Освобождении. Соединение двух
разнородных текстов: буддийского и вишнунтскрго.
Пессимистическая картина мира, как океана
страдания, из которого нужно выбраться, причем
вопрос о сохранении сознания после Освобождения
остается открытым. Текст обрывается и
заканчивается вишнуитской концепцией Йоги и
Санкхьи, владыка которых – Вишну-Нараяна
-
БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ
- 304. Теистическая Санкхья с системой двадцати
пяти таттв; двадцать пятая таттва – Вишну
- 305. Деятельность человека направлена на него
самого; все, что он ни делает, он делает для себя.
Связь Пуруши и Пракрита воображаема. Пуруша
свободен и не подвержен греху
- 306. Продолжение рассуждений, начатых в
предыдущей главе
- 307. Новый мотив в космологии Санкхьи, зачаток
религиозного сексуализма в в вишнуизме. Джанака
(кшатрий) выдвигает теорию отношения
действительного и недействительного, как
отношение супругов, обменивающихся качествами.
Вусиштха (брамин) отвергает этот взгляд и
настаивает на антагонистическом отношении:
недействительное (связь с пракрити) выше системы
таттв пракрити, в которую входит и двадцать пятая
таттва. Над этим – действительное (двадцать
шестая таттва?), а еще выше – вечное Брахмо, не
подлежащее определению
- 308. Полное изложение Йоги и Санкхьи. О дхарме и ее
выполнении. Своеобразная концепция Санкхьи: 8
основ (Махан, аханкара, буддхи, 5 плотных сутей) и 16
изменений (10 индрий, манас, 5 особых качеств).
Двадцать пятая таттва – Пуруша воздействует на
Пракрити (действительная, а не мнимая связь).
- 309. Иная концепция двадцать пятой таттвы. По
существу это не таттва, а запределыюе двадцати
четырем настоящим таттвам, их соотношение не
действительное, но лишь кажущееся. Когда
двадцать пятый (Пуруша) осознает мнимость этой
связи, он освобождается. Суть Санкхьи и Йоги одна
– учение об Освобождении
- 310. О соотношении таттв. Двадцать шестая таттва
– Брахмо; Пуруша – двадцать пятая таттва, а
остальные двадцать четыре таттвы – Пракрити. Три
состояния сознания: у пробужденного,
пробуждающегося и непробужденного. Традиция
Санкхьи: Хираньягарбха (Капила) – Васиштха –
Нарада – Бхишма (Кришна-Двайпаяна не включен)
-
НАСТАВЛЕНИЕ ДЖАНАКЕ
311. Определение блага как йогического
отказа от желаний
БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ
- 312. Производящие и произведенные таттвы. Учение
об особых свойствах объекта в
противопоставление манасу – вишеша
(специфический раздражитель).
Последовательность ступеней жизни
- 313. О чередовании юг, образовании таттв. Манас
есть владыка индрий, и без него они, “видя, не
видят”
- 314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок
растворения таттв
- 315. Боги органов; распределение нравственных
качеств по гунам (со гл 189 216, 239).
- 316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность
Пуруши и Пракрити. Пракрити бессознательна, ее
деятельность направляется Пурушей. Вариант
учения о богах органов и о посмертных состояниях
- 317. Учение о различии Пуруши и Пракрита.
Классические аналогии: трава (тростник) и
стебель; мошка и лист; рыба и вода, огонь и
жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и
Пракрита – высшее достижение Санкхьи.
- .318. Цель и техника йоги. Дхарана, пранаяма,
дхьяна
- 319. О выходе дживы через различные части тела как
символе психических достижении дживы. Признаки
смерти и предчувствие смерти. Значение
устремленности психики в момент смерти.
Сосредоточенный в момент смерти на Атмане
вступает в Атмана
- 320. Вариант учения о соотношении Пуруши и
Пракрита. Учение о 26 таттвах. Смысл йоги – полная
интраверсия с обособлением ото всего внешнего
(кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста
– атеистическая джнана (позднейшая вставка?).
Отрицание ведических ритуалов
-
БЕСЕДА ПАНЧАШИКХИ И ДЖАНАКИ
(Атеистический текст в духе джайнизма)
.321. Человек одинок в пучине времени,
нет никаких действительных связей, и человек ни о
ком не должен заботиться и не надеяться ни на
какую помощь извне. Сам человек обеспечивает
себе небо и ад. Соблюдение закона обеспечивает
небо (вставка?)
БЕСЕДА СУЛАВХИ И ДЖАНАКИ
322. Сулабха испытывает знания и
йогическую силу Джанаки
ДЕЯНИЯ ШУКИ
(Йогический и атеистический текст с примесью
фольклора и шиваитской мистики)
- 323. “Очистительная”. Наставление
Кришны-Двайпаяны сыну Шуке о бренности мира и
сущности Освобождения
- 324. Повторение 181 главы (ортодоксальный текст)
- 325. Кришна-Двайпаяна совершает аскезу ради
получения сына, совершенного в йоге. Шива обещает
дать желаемое
- 326. Миф о рождении Шуки. Шука с младенчества
предается аскезе
- 327. Шука по указанию отца отправляется к Джанаке,
чтобы получить от него наставление в йоге (мотив
наставления брамина Кшатрием)
- 328. Наставление Джанаки о долге брамина и о
способе Освобождения
- 329. Легенда о Вишну, вырывающем копье Сканды
(мотив борьбы вишнуизма с шиваизмом).
Кришна-Двайпаяна наставляет учеников в
необходимости не только изучать Веды, но и
распространять их
- 330. Ученики уходят распространять Веды, а Шука
остается продолжать йогические упражнения.
Легенда о семи ветрах
- 331. Беседа Шуки с Нарадой о суетности всего
проявленного и об Освобождении
- 332. Счастлив лишь обособившийся от всего, ко
всему безучастный
- 333. Шука решается силой йоги войти в солнце; без
йоги невозможно освободиться
- 334. Вознесение Шуки
- 335. Шука растворяется во всем, от него остается
лишь отзвук (эхо), это и есть Освобождение.
Махадэва-Шива объясняет Вьясе сущность
отрешения