АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНСКОЙ ССР

                                                            МАХАБХАРАТА
  
                                                     
   Выпуск V
                                                              Книга 1

МОКШАДХАРМА

(ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ)

(КН. 12, ГЛ. 174-335, ШЛОКИ 6457-12649)

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ
Перевод, предисловие академика АН ТССР Б.Л. Смирнова
Махабхарата. Философские тексты. Изд. 2-е. —А.: Ылым, 1983. —664 с., ил.
Вып.V, кн.1. (“Мокшадхарма”).

“Мокшадхарма” — один из важнейших памятников, господствовавших в индийской философии в середине I тысячелетия до н.э. Это — сборник философских бесед и трактатов, связанных с общей темой “Санкхья и Йога”: например, о бесполезности печали, об отрицании ведических традиций и жертв; об отречении от собственности и желаний; излагается ранняя теистическая Санкхья; приведены аскетическо-йогические и мифологические шиваитские тексты и т.д.

Для историков, филологов, научных сотрудников и всех интересующихся историей зарождения философской мысли Древнего Востока.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем выпуске переводов из “Махабхараты” вниманию читателя предлагается самый объемистый философский текст этого памятника, составляющий вторую половину XII книги поэмы. В “Махабхарате” согласно традиции различают три слоя, или редакции, условно называемые редакциями Вьясы, Вайшампаяны и Саути. Считается по традиции самой “Махабхараты”, что первоначально поэма состояла из 24000 шлок; она называлась просто “Вharata” — “Бхаратиада” и повествовала о междоусобице племён куру, многочисленного народа, обитавшего между Индом и Гангом. Постепенно первоначальный остов поэмы стал обрастать произведениями, лишь очень формально связанными с основной тематикой. В то время господствовало философское течение “Санкхья”, рожденное в среде кшатриев. Многие века оно было если не единственным, то господствующим и настолько связанным с “Йогой”, что выработалась формула: “Санкхья и Йога — одно” (“Бхагавадгита”, V, 5).

Думается, что изучение индийской философии надо начинать именно с Санкхьи-Йоги как наидревнейших философских систем, ибо “Упанишады”, будучи для индийской мысли неисчерпаемым источником вдохновения, хотя и являются грандиозными философскими произведениями, но ещё несистематизированные. Для начинающих — они просто “закрытая книга”.

“Махабхарата” создавалась столетиями, философские концепции, изложенные в ней, хотя и определяются общей направленностью, но далеко неоднородны. По этому памятнику можно проследить пути исканий человеческой мысли в раннее утро истории культуры человечества. С переводом “Мокшадхармы” советский читатель получает в основном все первоисточники ранней Санкхьи и Йоги, находящиеся в “Махабхарате”. Конечно, ими не ограничиваются литературные памятники этих систем. Среди Упанишад есть более ранние зачатки Санкхьи — в Чхандогья упанишаде, в Майтраяна упанишаде. По своим идеям Шветашватара упанишада стоит настолько близко к “Бхагавадгите”, что оба памятника можно отнести к одному историческому слою, но качественно Гита гораздо выше Шветашватара упанишады. Творческое развитие системы Санкхьи можно проследить еще много веков после “Махабхараты”; последний, блестящий представитель течения Санкхьи, Виджнанабхикшу жил в XVI в. н. э.

Таким образом, переведенные тексты отражают лишь один отрезок истории развития философского течения Санкхьи, но зато это — период интенсивного развития системы, по существу определяющий все остальные этапы.

“Мокшадхарма” — не целостное творение, а скорее сборник философских бесед и трактатов, связанных общей темой “Санкхья и Йога”, но подход отдельных ее текстов к этой теме весьма разнообразен: от выраженного теистического монизма до столь же решительного материализма. Чтобы облегчить читателю работу, в оглавлении текст разбит на тематические отделы на основании изложенных в “Мокшадхарме” бесед, так как каждая “беседа” образует известное тематическое целое: беседы поучающего с поучаемым (например, Васиштхи и Караладжанаки); в подзаголовках указано общее содержание данной беседы (например, изложение ранней теистической Санкхьи); кроме того, конспективно дается содержание каждой главы в отдельности. Толковый словарь-указатель и примечания к тексту приводятся в кн. 2 “Нараяния”.

[ 654-664]

ОГЛАВЛЕНИЕ
(с конспективным изложением глав)

РАЗРОЗНЕННЫЕ ТЕКСТЫ
(Преимущественно аскетического характера.Нумерация глав по калькуттскому изданию)

ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ

Главы

174. Беседа Брамина. Брамин утешает раджу Сенаджита по случаю смерти сына. Печаль бесполезна, все суетно и тленно
175. Беседа отца с сыном. Отрицание ведических традиций и жертв
176. Песнь Шампаки. Фольклорный текст с социальной направленностью против богатых. “Похвала бедности”
177. Песнь Манки. Фольклорный текст о бедняке-горемыке, у которого судьба отнимает последнюю пару бычков. Вывод – отвращение от мира и сознание суетности стремления к счастью и богатству.
178. Песнь Бодхьи. Отречение от собственности. Фольклорный мотив о “Шести учителях” – животных, поведение которых свидетельствует о бесполезности собственности
179. Беседа Прахрады и Аджагары. Истинно счастлив лишь санньясин, отрешившийся от желаний и собственности
180. Беседа шакала и Кашьяпы. Индра в образе шакала поучает кичливого и малодушного брамина
181. Без особого названия. Ортодоксальный полемический текст о благих плодах блюстителей ведической традиции и злой судьбе нигилистов. Изложение теории кармического воздаяния
 

БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
(Космология, психология и социология Санкхьи)

182. О происхождении мира. Своеобразный порядок таттв, отличающийся от обычной концепции Санкхьи. Разумный первотворец. Миф о Браме и лотосе
183. Развитие стихий. Вариант их порядка: пространство, вода, огонь, воздух, земля
184. Доказательство наличия стихий в растениях. Свойства стихий
185. О пранах тела и йогических упражнениях для управления ими
186. Бхарадваджа сомневается в существовании дживы, так как природу можно понять с точки зрения теории стихий без необходимости предположения существования добавочных сил
187. Бхарадваджа отрицает дживу на основании отсутствия признаков его существования. Бхригу поясняет учение о дживе аналогией с огнем, не уничтожающимся после' сгорания дров. Бхарадваджа не убеждается доводами Бхригу
188. Переход к социологии. Обоснование взаимоотношения варн первичной бра-маничностыо. Происхождение варн в процессе творчества
189. Характеристика варн по их внутренним качествам и деятельности.
190. Полемика о цели человека. Гедонизм: счастье как высший путь. Возражения Бхарадваджи
191. Изложение теории о ступенях жизни (ашрама). Поведение домохозяина. О поведении домохозяина, отшельника (ванапрастха) и странника (паривраджака). (Более архаический прозаический текст).
192. Добавочный прозаический текст о поведении домохозяина, отшельника, странника. С двадцатой шлоки ритмический текст о блаженной северной стороне (вставка в духе Нараянии)
193. Аскетически-йогический текст (от лица Бхишмы). О добронравии. Общие и частные правила поведения
194. Учение о внутреннем “я”, его отношение к органам тела и гунам. Определение трех гун. Атман и Пракрити. О познающем поле. Довод – “Мошка и смоковница”, “Водяная птица и вода”. О созерцании Атмана отшельниками. Нет признаков Атмана, он непознаваем
195. Учение о внутреннем “я”. Техника и тематика четырех йогических размышлений
196. Полемика против ведической практики шепотной молитвы; шептунам недоступен высший путь, доступный последователям Санкхьи и Йоги. Об йогических упражнениях (вариант гл. 195).
197. Шептуны занимаются бесплодным делом и попадают в различные кромешные бездны
 

ПОВЕСТЬ О ШЕПТУНЕ
(Полемическая ортодоксальная вставка)

198. Подмена понятия “кромешная бездна” понятием “область отдельных богов” (Рудры, Адитьи, Васу и пр.)
199. Повесть о брамине-шептуне, достигшем великого плода шептаньем мантр тысячелетним
200. Спор шептуна брамина с князем Икшваку о том, кому принадлежит плод шептанья. Оба – брамин и князь достигают Брахмо. Описание техники махасамадхи, вызывающей кровоизлияние в мозг
 

БЕСЕДА МАНУ И ВРИХАСПАТИ
(Йогический текст, близкий Анугите)

201. О способах Освобождения. Все телесное – область удовольствия и страдания. Кто хочет освободиться, должен покинуть и то, и другое
202. Об отношении воплощающего к органам (вариант гл. 194)
203. О связях воплощающего с телом; объяснение, почему воплощающийся не виден
204. О путях познания Атмана путем отрешения от привязанностей к проявленному. Строение психического организма (индрии, манас и пр.).
205. О происхождении противоречий и снятии их путем направления буддхи во внутрь для достижения Освобождения. Освобождение как полная психическая интраверсия
206. Развитие учения об интраверсии как основном положении йоги. Освобождение достигается направлением манаса и буддхи в Запредельное
 

КОСМОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ РАННЕГО ВИШНУИЗМА
(Большой текст вишнуитской (ранней) Санкхьи)

207. Возникновение мира и существ как акт творения верховного бога Вишну создавшего богов (в том числе и Шиву) и вселенную. Начало вишнуитской бхакти, проповедуемое Нарадой. Перечисление народов, не верующих в Вишну
208. О сторонах света; об их влиянии на судьбу человека, особенно путешествующего. Боги и риши, покровители сторон
209. Восстание данавов под предводительством Нараки (ада). Сказание о деяниях Вишну. Его воплощение в образе Вепря для уничтожения данавов.
 

ВЕЛИЧИЕ ДУХА ВАРШНЕИ

210. Брамин отвечает-на вопрос ученика, чем обусловливается перевоплощение. Варшнея есть первопричина миропроявления, которое осуществляется постепенным развитием таттв. Сознание (манас) универсально. Атман в теле деятелен. Он скрыто пребывает в теле, как огонь в дровах. Его деятельность обусловливает перевоплощения
211. Манас есть принцип, связывающий плотные элементы (махабхуты). Первопричина есть непроявленная природа, сути – ее признаки, в силу которых она проявляется. Душа и есть непроявленное. Она первее всех вещей. Как первопричина она связана с материальными причинами (таттвами). Так приходит в движение колесо миропроявления. Оно дробит формы, как жернов зерна. Причина не познает следствия, а следствие – причину. Индивидуальная душа (аханкара) разрушима, познающий поле вечен. Мудрый различает познающего поле и пракрити
212. Нужно утончать свои психические элементы, приумножая саттву. Тело связано с землей; психические качества связаны с Гунами. Накопление высших качеств и саттвы – одно. Так достигается Освобождение. Веды – плохая дорога для достижения Атмана (31 шлока)
213. Гуны скрывают Вишну. Джива есть потенция непроявленной природы, проявляющейся как аханкара и буддхи. Причинность есть переход во времени потенциального в актуальное. Женщина есть символ материи; мужчина – образ познающего поле. К сыновьям нужно относиться, как к глистам.
214. Брахмачарья (половое воздержание) есть способ достижения Брахмо, нужна избегать женщин. Теория возникновения в теле семени и связанные с этим страсти. Мантра против этого. Сущность достижения Брахмо
215. Непривязанность есть путь к Освобождению; нельзя принимать участия в страдании другого, так как это связывает, каждый вкушает плод своей кармы. Невреждение нужно соблюдать, чтобы не связывать себя делами. Достижение Брахмо есть состояние полной интраверсии, обособленности от всего внешнего
216. Варшнея есть внутренний Атман. Нужно избегать сна, чтобы не оскверниться во сне и так не создать новых уз. Объяснение сновидений. Распределение гун по степени психического развития: саттва – свойство богов, раджас и тамас – асуров. Махэшвара (Вишну) проявляется как внутренний Атман
217. Варшнея есть внутренний Атман. Для постижения Брахмо надо понять четыре состояния психики, различаемые йогой: сон, глубокий сон, качественное Брахмо, бескачественное Брахмо. Бездеятельность вневременна, бессмертна; деятельность есть смерть. Природа и Пуруша взаимосвязаны, выше их – Брахмо. Внутренний Атман есть зритель; для его познания необходим тапас, устремляющий к Высшему. Бхакти есть истинный путь к Бхагавану – Вишну – Гари, она освобождает от жажды жизни (тришны).
 

СЛОВО ПАНЧАШИКХИ
(Наиболее ранний текст атеистической Санкхьи)

218. Джанака критикует учение Вед о перевоплощении, как не способствующее постижению Атмана. Встреча Панчашикхи, ученика Асури, с ученицей Капилы. Разъяснения Панчашикхи об Освобождении. Душа есть не что иное, как тело. Отрицание теории перевоплощений: как нельзя восстановить разрушенное тело, так нельзя думать, что вновь рождающийся получает плод действия умершего; это разные тела и разные “я”. Спор материалиста и идеалиста. Агамы (Упанишады) только сбивают с дороги. Сущность Освобождения от страданий – отказ от привязанностей и желаний
219. Космология. Учение о плотных сутях (бхутах). Психология. Восприятие: связь предмет – чувства (воспринимающие индрии) – манас. В сознании есть то, что приносят чувства, поэтому тело и душа тождественны. Психика определяется соотношением гун. Для правильного развития психики необходима гармонизация субъекта и объекта. Путь к Освобождению в полной отрешенности от чувства. Сущность Освобождения – безвозвратное растворение в природе, слияние с ней, как реки с океаном. Освобожденный рассыпается, как ком земли, упавший на камень. Джанака полностью признает учение Панчашикхи и принимает муни как учителя
 

РАЗРОЗНЕННЫЕ АСКЕТИЧЕСКО-ЙОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

220. Самообуздание есть сущность работы над собой ради Освобождения. Достигший помогает другим (текст близок махаянизму)
221. Умение правильно принимать пищу равносильно вкушению амриты
222. Беседа Шакры и Прахрады. Шакра спрашивает, как может Прахрада (постигнутый бедой) оставаться спокойным. Прахрада поучает, что все совершается природой, а пуруша бездейственен, а потому равнодушен ко всему происходящему
 

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ГЛАВЫ 222
(С привнесением мифологических элементов)

223. Беседа Бали и Шакры. Шакра злорадствует несчастью Бали
224. Беседа Бали и Шакры. Бали учит Индру, что не следует быть заносчивым: счастье изменчиво, мимолетно, так как время властвует над всем. Учение о Брахмо с параллелями из Упанишад
225. Миф о счастье. Распределение счастья. Шри уходит от Бали вследствие его нравственного падения и переходит к Индре. Никто не может вынести полного счастья, а потому Индра распределяет Шри между землей, водой. огнем и праведниками
226. Беседа Шакры и Намучи об умении принять все происходящее со стойким равнодушием
227. Беседа Бали и Васавы. Время – истинный властитель всего, а потому ко всему надо относиться спокойно
228. Вариант мифа о счастье. Шри является Индре и объясняет ему причину своего ухода от Бали развращением нравов среди асуров. Вывод: счастье обусловливается нравственностью
 

ТЕКСТ, БЛИЗКИЙ РАННЕМУ БУДДИЗМУ

229. Беседа Джайгишавьи и Аситы о способе достижения Брахмо. Освобождение есть полное отвращение от жизни и не сопряжено с положительными моментами (т. е. вне слияния с Атманом, вне зависимости от будущей жизни)
230. Беседа Шакры и Уграсены. Шакра восхваляет Нараду как друга всех существ (мотивы ранней бхакти)
 

ВОПРОСЫ ШУКИ
(Большой текст Санкхьи и Йоги)

231. Космогония. Брахмо есть основа миропроявления. Исчисление времени. Теория мировых циклов. Характеристика юг в отношении длительности и проявления закона (дхармы)
232. Последовательность произведения сутей (бхутов) и живых существ из Брахмо. Брахмо есть время (Кала). Развитие таттв. Определение пуруши, как целокупности таттв. О причинности. Диалектика причинности: свобода воли и причинный ряд природы. Их единство. Динамика причинности. О кастовых обязанностях в зависимости от юги
233. Учение о днях и ночах Брахмо и окончании мировых циклов (пралае)
234. (Браманическая вставка). Соблюдение обязанностей домохозяина – средство достичь неба. Список прославленных даятелей
235. Поведение брамина, Желающего перейти через поток жизни
236. Поток .жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообладании. Иогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания на некоторых точках тела (на переносице и пр.). О признаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, ветре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и Пракрита (познающий поле и поле). Саттва и познающий поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости превзойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали)
237. Разъяснение Вьясы о трояком знании самостного и освобожденного человека. О внешней и внутренней власти, достигаемой знанием. О двойственном определении существ (диалектика проявления): подвижные – неподвижные, многоногие – двуногие и пр. Всю диалектическую лестницу превосходит Брахмо, который поэтому и есть истинный брамин
238. Диалектика свободы воли. Необходимость как закономерность природы. Формула обязанностей варн (каст). Веды в конце юги
239. О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, самообуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положение саттвы, так как гуны – пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый – Атман. Два состояния Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста).
240. Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия – познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки).
241. Продолжение текста, близкого Упанишадам. О соблюдении ведических обрядов и о знании. Два пути обрядности: для экстравертированных (мирян) и интравертированных (йогинов). Уподобление Атмана невидимому месяцу в новолуние; аналогия периодов воплощения с промежуточными стадиями фаз луны
242. О ступенях жизни. Обязанности послушника
243. Обязанности домохозяина. Четыре стадии состояния домохозяина: собирающих зерно в закрома, в горшки, питающихся оставленными колосьями, повторяющих Пранаву (священный слог)
244. Обязанности отшельника: жизнь в лесу, пост, принесение жертвоприношения в три огня тела. Время перехода к четвертой стадии. Подготовка к ней
245. Обязанности санньясина. Жизнь санньясина. Практика отрешенности, сосредоточия. Символическая жертва, ввергаемая в огонь “Вайшванары”
246. Разъяснение о познающем поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть “конечный столб”. О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Иогасутрами). Тайна всех Вед – Атман учение которое предназначено для немногих
247. Космология и психология. Связь бхутов, индрий, предметов. Характеристика гун
248. Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизмененная буддхи, которая распределяется в индриях. Индрий экстравертированы, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрий. Атман – творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба – вода, мошка – лист (ранний вариант Санкхьи)
249. Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобожденный не привязан к внешнему
250. Познание Все-Атмана есть- высшая дхарма, в этом тайна Упанишад и Вед. Это познание достигается сосредоточием и интраверсией. Таков путь для достижения небытия. Это можно открывать только достойному сыну или ученику
251. Сущность Освобождения – рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед – правда; правды – самообуздание; самообуздания – отдача; отдачи – тапас; тапаса – отрешенность; отрешенности – счастье; счастья – умиротворенность
252. Тело состоит из таттв (сутей), они связаны с органами. Одиннадцатый в •реле – Атман (выраженные буддийские мотивы глав 250-252).
253. О непрестанном упражнении в йоге. Бхутатма, Брахмо непричастно прадхане (авьякта пракрита), но прозревается в ней
254. Притча о городе и горожанах (индриях). Властительница – буддхи; градоправитель – манас. Манас предает чувства – страсти (Атману не отводится места в “городе”)
255. О свойствах плотных сутей (махабхутов), манаса,буддхи. (Текст обрывается. Счет глав нарушен, возможно, вследствие утраты главы оборвавшегося текста)
 

МИФ О СМЕРТИ
(Мифологический шиваитский текст)

257. Беседа Праджапати (Брамы) и смерти. Брама гневается по поводу перепроизводства существ, огонь его гнева опалил мир
258 Шива заступается за людей. Брама вбирает в себя гнев и порождает смерть (Мритью). Мритью не хочет выполнять приказа Брамы губить живое из боязни нарушить закон невреждения и уходит совершать умерщвление плоти
259. Миллионы лет аскезы Мритью. Брама дарует ей милость не нарушать закона невреждения, так как предшествующие болезни изматывают существа, и смерть для них становится желанной, она освобождает от уз заблуждения
 

ТЕКСТ О ДХАРМЕ

260. Признаки дхармы. Максима: “Не делай другим, того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе”
261. Признаки дхармы. Диалектическое противоречие между безусловным требованием закона и несовершенством его исполнителей
 

БЕСЕДА ТУЛАДХАРЫ И ДЖАЛАЛИ
(Вайшья поучает брамина; вариант повести “Беседа брамина и охотника” из “Беседы Маркандеи”)

262. Аскеза Джалали, его самомнение и самодовольство. Голос советует брамину поучиться у купца Туладхары
263. Туладхара разъясняет брамину, что сущность дхармы есть невреждение. Отрицание ведических кровавых жертвоприношений как преступления. Осуждение торговли мясом и земледелия. Отрицание рабства как жестокости (джайнистско-буддийские мотивы)
264. Кровавые жертвы должны заменяться бескровными (принцип вишнуизма). Идея символической жертвы (садханы) правдой и самообузданием
265. Бесполезность нечистой жертвы без нравственной работы над собой. Сила жертвы не в ритуале, а в благоговейной любви (мотив вишнуитской бхакти)
266. Песнь Вичакхьи

НЕВРЕЖДЕНИЕ
(Продолжение противоведического текста)

ПОВЕСТЬ О МЕДЛИТЕЛЕ
(Фольклорный мотив)

267. Разгневанный брамин велит сыну убить свою мать, а сам удаляется совершать аскезу. Одумавшись, он раскаивается в сделанном и, трепеща, возвращается домой. Сын в это время все обдумывал приказ отца; как Медлитель не спешил выполнить его. Поучение: невреждение выше долга сыновьегв повиновения
268. Беседа Сатьявана и Бьюматсены о допустимости смертной казни. Сатьяван против смертной казни и защищает мысль: раджа, чтобы управлять народом, должен научиться управлять самим собой
 

БЕСЕДА КОРОВЫ И КАПИЛЫ
(Критика Вед и ведических обрядов)

269. Капила, проходя мимо места, где совершались кровавые жертвоприношения, воскликнул: “О, эти Веды!” Брамин Сьюмарашми, вселившись в корову, затевает с Капилой спор, выступая как защитник ведических ритуалов
270. Разворачивается философская дискуссия. Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду. Сущность Освобождения не в ритуализме, а в самообладании и отрешенности. В результате сложного диалога Сьюмарашми признает себя побежденным и просит Капилу научить его правильному пониманию Писания и сущности Освобождения
271. Капила описывает поведение древних мудрецов. Веды охватываются одним словом “Отрешенность”, второе слово – “Удовлетворенность” ведет к третьему – “Освобождение”
 

ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ
(Фольклор)

272. Кундадхара, дух облака, поучает жадного брамина
273. Жадный брамин, соблазнившись апсарами в райских видениях, решил принести кровавую жертву. Дхарма его останавливает и поучает
274. О зле, дхарме, отвращении от мира. Освобождении. Иогический текст в духе джайнизма
275. Описание йогического поведения. Основа Освобождения – аскетическая обособленность Брахмо определяется как отрицательная нирвана, а не как соединение с Атманом
 

БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ
(Своеобразный вариант системы Санкхьи)

276. Система таттв, отличающаяся от общепринятой

 

ОТДЕЛЬНЫЕ МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ БЕСЕДА МАНДАВЬИ И ДЖАНАКИ
(Кшатрий поучает брамина)

277. Брамин Мандавья спрашивает раджу Джанаку об освобождении от жажды жизни. Джанака поучает, что Освобождение достигается отказом от внешней и внутренней собственности (вариант эпизода из “Анугиты”, вып. IV этой серии, гл. 32, с. 345)
278. Повторение главы 175 (в переводе опущена)
279. Песнь Хариты: наставление паривраджаке (страннику-санньясину)
280. Песнь Вритры о сохранении спокойствия в беде (вариант беседы Бали и Индры)
 

ТЕОЛОГИЯ ВИШНУ

281. Текст “Песни Вритры” обрывается на первой шлоке, и следует вставка, написанная иным размером. Санаткумара излагает теологию Вишну. Учение о перевоплощении дживы и о соответственном изменении. Прохождение джи-вы через все царства природы. Вритра, выслушав поучение, сливается с Атманом

 

МИФ О СРАЖЕНИИ ШАКРЫ С ВРИТРОЙ
(Вариант эпизода III книги)

282. В битве против Вритры Шакре помогает браманическая троица: Вишну, Шива, Праджапати (Брама)
283. Шакра (кшатрий) убивает Вритру силой Вишну; из убитого Вритры выходит “Смерть браминов” и вселяется в Шакру. Тот ищет защиты у Брамы, и Брама распределяет “Смерть браминов” между огнем, растениями, водой, апсарами и устанавливает “табу”, нарушение которого влечет за собой вселение “Смерти браминов” в нарушителя
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРЯЧКИ
(Мифологические шиваитские тексты)

214. Шива, подстрекаемый Умой, разоряет жертву Дакши за то, что тот не выдели; ему части. От возбуждения у Шивы выступил пот, капля которого, упав на землю, превращается в чудовище-горячку. Брама, явясь к месту происшествия, утихомиривает Шиву. Глава заканчивается восхвалением Вишну
285. Разрушение жертвы Дакши; второй вариант – более поздний, где Шива представлен более могущественным
286. Тысяча имен Шивы (хвала Шиве, сложенная Дакшей)
 

ТЕКСТЫ САНКХЬИ И ЙОГИ
(С крупными ортодоксальными вставками)

287. Об отрешении от пяти сутей. Изложение космо-психологической системы – Санкхьи. Желающий Освобождения должен отрешиться от плотных и тонких сутей. Средство Освобождения – постижение Познавшего поле путем знания
288. Беседа Саманги и Нарады. Единственный способ избавиться от страха и страдания – самообладание и отрешенность
 
 

МЕЛКИЕ ТЕКСТЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

289. Слово о благе. Благой должен искать общения с благими и. жить в стране, управляемой благим царем
290. Беседа Сагары и Ариштанемй. Истинное счастье в Освобождении. Хороший раджа должен владеть собой и достичь отрешенности

 

ВСТРЕЧА БХАВЫ И ПОТОМКА БХРИГУ
(Шиваитский мифологический текст)

291. Миф о планете Венере и Шукре. Шива проглатывает Шукру, как Солнце планету Венеру, и возвращает его, с другой стороны, как свое время

ПЕСНЬ ПАРАШАРЫ
(Проблемы нравственно-социального характера)

292. О благе. Судьба человека – следствие его дел. Веды не обязательны как нравственное руководство
293. Вариант той же темы с более выраженным критическим отношением к Ведам. Кармический причинно-следственный ряд непреложен, и раскаяние не устраняет плода дурного поступка
294. Ортодоксальная вставка. Человек сам для себя опора. Судьбу свою он создает строжайшим выполнением указания Вед, которые являются нравственным критерием
295. Ортодоксальное изложение кастовых обязанностей
296. Ортодоксальное объяснение социального зла в духе шиваизма. Асуры развратили добродетельных людей древности, отчего началось социальное разложение. Шива одной стрелой (йоги) разрушил три города асуров (гнев, жалость, вожделение) и вернул людей к добродетели, но семена зла остались, особенно у раджей, и с этим надо бороться (браминский аспект борьбы варн)
297. Изложение законов подвижничества. Сила подвига (тапаса). Согласно закону о ступенях жизни состояние домохозяина есть центральное
298. Либерализм в понимании варн: люди всех варн, исполняющие долг своей варны, достойны уважения и небесной награды, даже шудры
299. Социальная нравственность опирается на семью. Необходимость почитания родителей и гуру. Правила ведения битвы с нравственной точки зрения. Различные виды смерти праведных и неправедных
300. Нравственность, как высшая истина заключается в отрешении от самости. Самостный человек никому не может помочь. Человек должен силой йоги вытащить себя из самсары
 

ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОИ САНКХЬИ (ВИШНУИТСКОЙ)

301. Беседы Хансы и садхьев об Освобождении – оно заключается в праведности, отрешенности, мудрости. Ханса – символ Атмана
302. Цель йоги – слияние с Нараяной, но в работе над собой йогин опирается на силу, а не на помощь Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу, подлежит осуждению. Смысл йоги – полная интраверсия в самадхи. Средство – размышление (пренебрежение психофизическими приемами; нет упоминания даже о пранаяме). Существует много йогических традиций.
303. Учение об Освобождении. Соединение двух разнородных текстов: буддийского и вишнунтскрго. Пессимистическая картина мира, как океана страдания, из которого нужно выбраться, причем вопрос о сохранении сознания после Освобождения остается открытым. Текст обрывается и заканчивается вишнуитской концепцией Йоги и Санкхьи, владыка которых – Вишну-Нараяна
 

БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ

304. Теистическая Санкхья с системой двадцати пяти таттв; двадцать пятая таттва – Вишну
305. Деятельность человека направлена на него самого; все, что он ни делает, он делает для себя. Связь Пуруши и Пракрита воображаема. Пуруша свободен и не подвержен греху
306. Продолжение рассуждений, начатых в предыдущей главе
307. Новый мотив в космологии Санкхьи, зачаток религиозного сексуализма в в вишнуизме. Джанака (кшатрий) выдвигает теорию отношения действительного и недействительного, как отношение супругов, обменивающихся качествами. Вусиштха (брамин) отвергает этот взгляд и настаивает на антагонистическом отношении: недействительное (связь с пракрити) выше системы таттв пракрити, в которую входит и двадцать пятая таттва. Над этим – действительное (двадцать шестая таттва?), а еще выше – вечное Брахмо, не подлежащее определению
308. Полное изложение Йоги и Санкхьи. О дхарме и ее выполнении. Своеобразная концепция Санкхьи: 8 основ (Махан, аханкара, буддхи, 5 плотных сутей) и 16 изменений (10 индрий, манас, 5 особых качеств). Двадцать пятая таттва – Пуруша воздействует на Пракрити (действительная, а не мнимая связь).
309. Иная концепция двадцать пятой таттвы. По существу это не таттва, а запределыюе двадцати четырем настоящим таттвам, их соотношение не действительное, но лишь кажущееся. Когда двадцать пятый (Пуруша) осознает мнимость этой связи, он освобождается. Суть Санкхьи и Йоги одна – учение об Освобождении
310. О соотношении таттв. Двадцать шестая таттва – Брахмо; Пуруша – двадцать пятая таттва, а остальные двадцать четыре таттвы – Пракрити. Три состояния сознания: у пробужденного, пробуждающегося и непробужденного. Традиция Санкхьи: Хираньягарбха (Капила) – Васиштха – Нарада – Бхишма (Кришна-Двайпаяна не включен)
 

НАСТАВЛЕНИЕ ДЖАНАКЕ

311. Определение блага как йогического отказа от желаний

 

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

312. Производящие и произведенные таттвы. Учение об особых свойствах объекта в противопоставление манасу – вишеша (специфический раздражитель). Последовательность ступеней жизни
313. О чередовании юг, образовании таттв. Манас есть владыка индрий, и без него они, “видя, не видят”
314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок растворения таттв
315. Боги органов; распределение нравственных качеств по гунам (со гл 189 216, 239).
316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность Пуруши и Пракрити. Пракрити бессознательна, ее деятельность направляется Пурушей. Вариант учения о богах органов и о посмертных состояниях
317. Учение о различии Пуруши и Пракрита. Классические аналогии: трава (тростник) и стебель; мошка и лист; рыба и вода, огонь и жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и Пракрита – высшее достижение Санкхьи.
.318. Цель и техника йоги. Дхарана, пранаяма, дхьяна
319. О выходе дживы через различные части тела как символе психических достижении дживы. Признаки смерти и предчувствие смерти. Значение устремленности психики в момент смерти. Сосредоточенный в момент смерти на Атмане вступает в Атмана
320. Вариант учения о соотношении Пуруши и Пракрита. Учение о 26 таттвах. Смысл йоги – полная интраверсия с обособлением ото всего внешнего (кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста – атеистическая джнана (позднейшая вставка?). Отрицание ведических ритуалов
 

БЕСЕДА ПАНЧАШИКХИ И ДЖАНАКИ
(Атеистический текст в духе джайнизма)

.321. Человек одинок в пучине времени, нет никаких действительных связей, и человек ни о ком не должен заботиться и не надеяться ни на какую помощь извне. Сам человек обеспечивает себе небо и ад. Соблюдение закона обеспечивает небо (вставка?)

 

БЕСЕДА СУЛАВХИ И ДЖАНАКИ

322. Сулабха испытывает знания и йогическую силу Джанаки

 

ДЕЯНИЯ ШУКИ
(Йогический и атеистический текст с примесью фольклора и шиваитской мистики)

323. “Очистительная”. Наставление Кришны-Двайпаяны сыну Шуке о бренности мира и сущности Освобождения
324. Повторение 181 главы (ортодоксальный текст)
325. Кришна-Двайпаяна совершает аскезу ради получения сына, совершенного в йоге. Шива обещает дать желаемое
326. Миф о рождении Шуки. Шука с младенчества предается аскезе
327. Шука по указанию отца отправляется к Джанаке, чтобы получить от него наставление в йоге (мотив наставления брамина Кшатрием)
328. Наставление Джанаки о долге брамина и о способе Освобождения
329. Легенда о Вишну, вырывающем копье Сканды (мотив борьбы вишнуизма с шиваизмом). Кришна-Двайпаяна наставляет учеников в необходимости не только изучать Веды, но и распространять их
330. Ученики уходят распространять Веды, а Шука остается продолжать йогические упражнения. Легенда о семи ветрах
331. Беседа Шуки с Нарадой о суетности всего проявленного и об Освобождении
332. Счастлив лишь обособившийся от всего, ко всему безучастный
333. Шука решается силой йоги войти в солнце; без йоги невозможно освободиться
334. Вознесение Шуки
335. Шука растворяется во всем, от него остается лишь отзвук (эхо), это и есть Освобождение. Махадэва-Шива объясняет Вьясе сущность отрешения
Rambler's Top100



Hosted by uCoz