Мокшадхарма. Разрозненные аскетическо-йогические тексты
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 175 -184)
- ГЛАВА 220
- (7984–8003)
Юдхиштхира сказал:
- 1. Как поступая, достигают счастья, как поступая, впадают в несчастье?
- Как поступая, совершенный безбоязненно странствует в Мире, Бхарата?
Бхишма сказал:
- 2. Старцы, размышляющие об откровенье, самообладание считают похвальным
- Для всех варн, но в особенности для браминов.
- 3. У невладеющего собой и успех соответственный бывает,
- (Ибо) подвиг, обряды, правда – все заключается в самообузданье.
- 4. Самообуздание развивает мощь, самообуздание очистителем именуют,
- Владеющий собой, бесстрашный, очищенный от зла Великого (Махана) находит.
- 5. Владеющий собой засыпает счастливо и пробуждается счастливо,
- Счастливо странствует в мире, сердце его спокойно.
- 6. Самообуздание поддерживает мощь, им укрепленный преодолевает (препоны),
- В себе самом постоянно много разных врагов, он видит.
- 175
- 7. Все существа необузданных, как хищников, боятся,
- Для их укрощения Самосущий создал раджу.
- 8. Самообуздание превосходит все ступени жизни,
- Большим, чем плод (исполнения) всех обрядов, считается (плод) самообузданья.
- 9. Я назову тебе признаки тех, кому самообуздание присуще:
- Отсутствие малодушия и начинаний, благочестие, удовлетворённость,
- 10. Постоянство, честность, почитание учителя, отсутствие краснобайства, чванства.
- Безропотность, сочувствие всем существам, бесхитростность, безгневность,
- 11. Отсутствие пересудов, сплетен, восхвалений, порицаний.
- Взыскующий праведности не должен стремиться к желаньям.
- 12. Пусть общается (с отказавшимися) от вражды к хвале, к порицанию равный,
- Благостный и добронравный, умиротворивший себя, свой собственный владыка.
- 13. Достигнув уважения в мире, после ухода он возносится на небо.
- В труднодостижимом всем существам помогает* и радуется блаженный;
- 14. Преданный благу всех существ, он не чувствует ненависти ни к одному человеку,
- Как великое море, он не волнуется, (глубинно) насыщенный познанием, он спокоен.
- 15. У кого перед существами нет страха, кто существам не страшен,
- Всеми существами чтим, тот мудр и самообуздан.
- 16. Он не радуется даже при большой удаче, не огорчается при неудаче;
- Безгранично его познанье; самообузданным называют такого брамина.
- 17. Усердствуя в добрых делах и (постижении) Шрути, странствует чистый,
- Всегда преданный самообузданью, он его великий плод вкушает.
- 18. Терпение, безропотность, благоречие, удовлетворенность,
- Правдивость, несуетность, щедрость – это не путь злободушных.
- 176
- 19. Целомудренный брамин, похоть, гнев, зависть к другому,
- Бахвальство преодолев, (преодолев) власть прихоти, гнева, победив чувства,
- 20. Отважный в ужасной тьме, усугубляя обеты,
- (Своего) часа ожидая, да странствует в мире, не нарушая, (устава), собой владея*.
- ТАК В СВЯТОЙ "МАХАБХАРАТЕ", В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
- ГЛАСИТ 220 ГЛАВА – ВОСХВАЛЕНИЕ САМООБУЗДАНИЯ
177
- ГЛАВА 221
- (8004–8020)
Юдхиштхира сказал:
- 1. Дваждырожденный, блюдущий обеты, вкушающий (остатки жертвы) хавис
- Уставную пищу браминов, как (узнается), Прадед?
Бхишма сказал:
- 2. Не следующие обрядам вкушения (пищи), указанным Ведами, занятые (своими) делами
- И вкушающие по указаниям Вед, Юдхиштхира, и (те и другие) нарушают обряды.
Юдхиштхира сказал:
- 3. “Это – тапас”, – так говорят о посте иные люди,
- Махараджа, это ли тапас? Ежели нет, то какой здесь бывает тапас?
Бхишма сказал:
- 4. Полумесячное голодание тапасом иные люди считают,
- Но это самоистязание, а не тапас – так думают благие*.
- 5. Отречение и смирение – так определяется высший тапас;
- Брахмачарин всегда соблюдает пост и послушанье.
- 178
- 6. Да будет всегда непоколебим в решеньях певец, да будет всегда богом,
- Рачительным хозяином, всегда неустанным, любителем своего долга, Бхарата!
- 7. Пусть никогда не вкушает мясного, всегда соблюдает очищенье.
- Чествуя богов и гостей, пусть всегда вкушает амриту*.
- 8. Да вкушает он всегда остатки (жертвенной пищи), пусть всегда соблюдает гостеприимство.
- Благочестивым (к предкам) всегда пусть будет, всегда чтит богов и браминов.
Юдхиштхира сказал:
- 9. Как ему пост соблюдать постоянно? Как хранить ему целомудрие постоянно?
- Как он должен всегда вкушать остатки? Как соблюдать ему постоянно гостеприимство?
Бхишма сказал:
- 10. Кто (лишь) утром и вечером вкушает пищу
- И не вкушает в промежутке, тот постоянный постник*.
- 11. Целомудренным бывает дваждырожденный, к жене входящий в урочное время.
- Человек должен всегда говорить правду и никогда не отступать от знанья.
- 12. Пусть не ест нежертвенного мяса*, но пусть не отказывается совсем от мяса;
- Пусть будет постоянно щедрым, чистым, недремлющим, днем пусть не засыпает.
- 13. Человек, трапезующий после слуг и гостя,
- Чистую амриту вкушает: таков закон, Юдхиштхира.
- 14. Дваждырожденный, не трапезующий раньше тех, кого накормить он должен,
- Этим воздержанием добывает себе небесное (блаженство).
- 15. Кто после богов, предков, слуг и гостей вкушает
- Остатки, того называют “вкуситель остатков”.
- 16. Для таких – непреходящие миры в обители великого Брамы;
- Они шествуют как небожители*; апсары им служат.
- 179
- 17. Вместе с богами, предками они вкушают* (трапезу),
- Радуются сынам, внукам; им (указана) высочайшая дорога.
- ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ "УМИРОТВОРЕНИЕ", В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
- ГЛАСИТ 221 ГЛАВА – ВОПРОШЕНИЕ ОБ АМРИТЕ
180
- ГЛАВА 222
- (8021–8057)
Юдхиштхира сказал:
- 1. В этом мире с хорошим или нехорошим делом
- Связан пуруша* и его плоды вкушает, Бхарата.
- 2. Но (действительно ли человек) выполнитель (дела)? Вот сомненье.
- Об этом хочу досконально от тебя услышать. Прадед!
Бхишма сказал:
- 3. Об этом такую древнюю быль повествуют
- О беседе Прахрады с Индрой, о, Юдхиштхира:
- 4. (Был) отрешённый, очистившийся от греха, потомок знатного, рода, умудрённый в Писанье,
- Незакоснелый в самости (аханкаре), радующийся своим обязанностям, стоящий в правде,
- 5. Равнодушный к похвале, порицанью, самообузданный, живущий в заброшенном доме,
- Подвижных и неподвижных существ приход и уход постигший,
- 6. Не радующийся приятному, не скорбящий при неприятном,
- На золото и на ком земли одинаково (равнодушно) смотрящий,
- 7. Твердо знающий собственное благо, решительный в сужденьях,
- Высочайшее и глубочайшее в существах познавший, всеведущий, на всё одинаково смотрящий.
- 181
- 8. К (тому) Прахраде, сидящему уединенно, сдержанному в чувствах,
- Шакра, желая приумножить познанье, приблизясь, молвил:
- 9. "Царь, те качества, за которые какого-либо человека почитают,
- Все эти качества непреходящими в тебе, владыка мы видим.
- 10. Видно, что ум (буддхи) твой младенчески (ясен),
- Ибо ты размышляешь об Атмане; что же здесь ты считаешь за благо?
- 11. Запутанный в сети, лишённый (своего) положенья*, во власть ненавистников попавший,
- Утративший счастье, горький, ты не горюешь.
- 12. Или ты достиг познания, владыка дайтьев, или же по твердости духа
- Ты выглядишь благоденствующим, Прахрада, хотя ты видишь себя в несчастье?”
- 13. Так он говорил; мудрец, решительный в сужденьях,
- Являя свое постижение, голосом кротким ответил.
Прахрада сказал:
- 14. Кто возникновенья и гибели существ не постигает,
- Тот может по-детски удивляться, не удивляется разумный.
- 15. Сворачивается и разворачивается в силу своей природы
- Все существующее и несуществующее; но для пуруши нет цели.
- 16. Раз у пуруши нет цели, то никто и не совершает действий;
- И, хотя сам он не действует, здесь его (действующим) воображают,
- 17. А кто действующим, праведным или неправедным себя считает,
- Познание того порочно, он не знает истины, так полагаю.
- 18. Если бы делателем был пуруша, то, конечно, ради своего блага, Шакра,
- И все б его начинания удавались, и не было б вообще неудачи.
- 19. Предотвращение нежелательного и желательного достиженье
- Представляются целью усилий, но тогда где же целеустремленность пуруши?
- 20. Предотвращение нежелательного и желательного достиженье
- Без приложения (собственных) усилий мы наблюдаем; это происходит силой природы.
- 182
- 21. Некоторым достойным* и разумнейшим – так бывает –
- Приходится просить имущества у недостойных и худоумных.
- 22. Раз побуждаемые (только) природой выступают все свойства.
- Хорошие и плохие, то кому здесь и чем гордиться?
- 23. Все – от природы, таково мое решительное суждение,
- Обоснованное (учением) об Атмане; иного познания для меня не существует.
- 24. Но (говорят): получение хорошего или дурного плода зависит от поступков;
- Внимай, я объясню всю значимость действий.
- 25. Как (других птиц) оповещает птица, склёвывая пищу,
- Так и все дела являются признаком природы*.
- 26. Кто видит (лишь) измененья и не видит высшей Пракрити,
- Тот ребячески удивляется, не удивляется узревший.
- 27. Кто решает: здесь существа появляются силой своей природы,
- Как постигший это может испытать высокомерие, гордость?
- 28. Все предписанья закона и непостоянство существ мне известны,
- Поэтому я не скорблю, ибо всё это недолговечно, Шакра!
- 29. Без собственности, без самости, без надежд, от уз освобожденный,
- Самостоятельный, отрешенный, на возникновенье и гибель существ я взираю.
- 30. Совершенный в познанье, самообузданный, свободный от надежд, свободный от жажды
- Взирает на непреходящий мир; у него нет забот, Шакра.
- 31. К природе, ее измененьям нет у меня ни вражды, ни приязни,
- Не вижу я и врага, который бы мог на меня ополчиться,
- 32. Нечего мне желать, Шакра, ни вверху, ни внизу, ни посредине,
- Ибо я не прибегаю к помощи познаваемого, познавания, знанья.
Шакра сказал:
- 33. То, чем достигают познанья, чем достигается умиротворенье,
- Мне сообщи это средство, усердно тебя вопрошающему, Прахрада.
- 183
Прахрада сказал:
- 34. Прямотой, незаблужденьем, удовлетворением, самообладаньем,
- Повиновением старцам, Шакра, великого человек, достигает
- 35. От самосущей природы (свабхава) он получает познанье, умиротворяется самосущий.
- Все, на что бы ты ни взглянул, – от самосущей (природы).
- 36. От сказанного владыкой дайтьев Шакра пришел в изумленье,
- И, тогда удовлетворенный, почтил это слово.
- 37. Затем, восхвалив владыку дайтьев, царь трех миров Ишвара,
- Отпущенный индрой асуров, отправился в свою обитель.
- ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, КНИГЕ "ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ"
- ГЛАСИТ 222 ГЛАВА – БЕСЕДА ШАКРЫ И ПРАХРАДЫ
184