ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Мокшадхарма. Текст, близкий раннему буддизму
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 219 - 224)

 

ГЛАВА 229
(8429 - 8453)

Юдхиштхира сказал:

1. Каким нравом, поведением, каким званьем, какой отвагой
Достигается запредельное природе, нерушимое состояние Брахмо?

Бхишма сказал:

2. Прилежно (блюдущий) основы освобождения, постящийся, победивший чувства,
Достигает того запредельного природе, нерушимого состояния Брахмо,
3. Об этом такую древнюю быль повествуют
О беседе Джайгишавьи и Аситы, Бхарата:
4. Многопознавшего Джайгишавью, получившего
Преданьем о законах Праведности,
Безгневного и неликующего, спросил Асита Дэвала.

Дэвала сказал:

5. Ты не прельщаешься хвалой и не гневаешься за порицанье.
Каково же твое познание? Откуда оно? Его высшая цель какая?

Бхишма сказал:

6. Так тот вопросил, и молвил ему великий подвижник
Непоколебимое, богатое смыслом, чистое, великое слово.
219

Джайгишавья сказал:

7. Тот путь добродетельных, их цель, их великое умиротворенье
Об этом тебе возвещу, (внимай), великий риши!
8. Всегда одинаковые при порицании и прославлении, Дэвала,
Умалчивающие об оказанном (другому) добре, благодеянье,
Говорящему недоброе, недобрым (словом) не отвечают.
Разумные, они ударившему не отвечают ударом.
10. Действуют во благовременье, о неполученном не жалеют,
Не сокрушаются о прошлом, не признают (хорошим)
11. Выражение почтения ради получения богатство, Дэвала;
Они выполняют должное, сильные, совершенные в обетах
12. Зрелые в веденье, многопознавшие, победившие гнев, победившие чувства,
Никогда не совершают погрешностями мыслью, словом, делом.
13. Независтливые, они никогда не вредят друг другу;
Мудрые, oни никогда не распаляются из-за чужой удачи,
14. Не порицают другого, но и не восхваляют чрезмерно;
Порицаемые или хвалимые, они не меняют (своего) поведенья,
15. Вполне умиротворенные, благу всех существ они рады,
Не гневаются и не ликуют, ни против кого не совершают проступка.
16. Освободясь от сердечных уз, они странствуют счастливо,
Нет у них привязанностей, и к ним не привязываются другие.
17. У них нет врагов, и они ни к кому не враждебны.
Те смертные, которые так поступают, живут всегда счастливо.
18. Они следуют долгу и все познали, брамин превосходный,
А те, что сбиваются с этой дороги, те радуются и унывают.
19. На что и почему мне роптать, раз я стал на эту дорогу?
При хвале, порицанье из-за чего мне волноваться?
20. Чего желают, к томy пусть и стремятся люди,
А мне ни порицания, ни похвалы, ни унижения, ни возвышения не нужно.
220

21. Знающий истину, как амритой насыщается с пренебреженьем,
Но восхваленья всегда избегает мудрый, как яда.
22. Презираемый счастливо спит без страха и здесь, и в потустороннем мире,
Ото всех зол свободный; а кто презирает - тому не спится.
23. Мудрые к высшему пути стремятся,
Счастливы и благоденствуют люди, этот обет соблюдая,
24. Всемерно сосредоточивая ум, обуздывая чувства,
Они достигают запредельного природе, нерушимого состояния Брахмо.
25. Ни ракшасы, ни упыри, ни гандхарвы, ни боги
Высшего, запредельного пути того подвижника достичь не могут.

ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
 ГЛАСИТ 229 ГЛАВА - БЕСЕДА ДКАЙГИШАВЬИ И АСИТЫ

221

ГЛАВА 230
(8454-8477)

Юдхиштхира сказал

1. Есть ли на земле радующий все существа, друг всего мира,
Потомок Ману, что всеми добродетелями преисполнен?

Бхишма сказал:

2. Спрошенный об этом, я тебе изложу, тур-Бхарата,
Беседу Уграсены, Нарады и Кешавы.

Уграсена сказал:

3. Мир справедливо прославляет Нараду.
Думаю, он преисполнен (благих) качеств; о нем прошу рассказать мне.

Сын Васудэвы сказал:

4. Владыка кукуров, какие возвышенные свойства
Нарады я уважаю, повелитель народов, слушай!
5. Его поведение не побуждается самостью, мучающей тело,
Он действует всецело согласно Писанью, за это его везде уважают.
6. Недовольство, нерадивость, нерешительность, страх не присущи Нараде,
Он не гневлив, витязь (духа), за это его везде уважают.
7. Чрезвычайно уважаем Нарада, нет надменности в его речи,
(Нет в нем) ни вожделенья, ни жадности — за это его везде уважают.
222

8. Он знает сушность учения о запредельном Атмане, терпелив, силен, победил чувства.
Прямодушен, правдив, за это его везде уважают.
9. Великолепием, славой, разумностью, рожденьем,
Самообузданьем, подвигом он знатен, за это его везде уважают,
10. Он - добронравен, преисполнен счастья, наслаждается благим, чист, заботлив,
Благочестив, независтлив, за это его везде уважают.
11. Он стоек в делах, греха в нем не видно, 
Не за богатство питает приязнь, за это его везде уважают.
12. Он благостно стремится воспринять Веды, Шастры, Преданье,
Он незаносчив, стоек, за это его везде уважают.
13. Нет у него ни приятелей, ни неприятелей: он беспристрастен;
Он говорит, что думает; за это его везде уважают.
14. Знаток Писании, разных былин сказитель, учен, не похотлив, не коварен,
Беспечален, безгневен, не жаден, за это его везде уважают.
15. К богатству, владению, вожделению он не стремится по своей природе,
Он отсек свои пороки, за это его везде уважают.
16. Непоколебимый в бхакти непорицаемый, бесхитростный, знаток Писанья,,
От заблуждений, пороков он отрешился, за это его везде уважают.
17. Отрешённый ото всех привязанностей, он (этим) показывает, что (лишь) Атману предан;
Сомненьям он не отдается надолго, он красноречив, за это его везде уважают.
18. Он никогда не бахвалится, не погрязает в стремленье к (чувственным) предметам,,
Он не завистлив, мягкоречив, за это его везде уважают.
19. На различные людские мненья он без осуждения взирает,
Он сведущ в науке обхождения, за это его везде уважают,
223

20. Он не порочит никакого преданьях, он живет по собственным уставам,
Не тратит (попусту) времени, владеет собою, за это его везде уважают.
21. Умудренный трудами, он совершенен в познанье, в самоуглублении (самадхи) ненасытен,
Постоянно (высшему) приобщен, неутомим; за это его везде уважают.
22. Никогда не предается постыдному, ревнует о благе другого,
Не нарушает чужой тайны, за это его везде уважают.
23. Не радуется, достигнув цели, не достигнув, не унывает;
Стойкий разумом, он ни (к чему) не привязан; за это его везде уважают.
24. Он бодр, здоров и чист, преисполнен достоинств;
Он знает благовременность и благопотребность; кто с ним дружить не станет?
ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
 ГЛАСИТ 230 ГЛАВА - БЕСЕДА СЫНА ВАСУДЭВЫ И УГPACEHЫ

224

Rambler's Top100
Hosted by uCoz