Мокшадхарма. Тексты санкхьи и йоги (с крупными ортодоксальными вставками)
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма, Ашхабад-Ылым, 1983, с. 440 - 446)
- ГЛАВА 287
- (10485—10531)
Юдхиштхира сказал:
- 1.Тот, кто известен (на земле), как внутренний Атман человека,
- Откуда он? Что это “Внутренний Атман?” Скажи мне, Прадед.
Бхишма сказал:
- 2.Всё высшее знание разума (буддхи), о котором ты меня вопрошаешь
- Я возвещу тебе, сын мой; это учение слушай!
- 3. Земля, вода, воздух, пространство, свет — пятый,
- Всех существ возникновение и уход — эти великие сути.
- 4. Это тело есть сочетание их качеств, тур-Бхарата;
- Ведь постоянно возникают и растворяются гуны.
- 5. Итак, произведя существа, возвращаются снова и снова
- Из существ великие сути, как волны (возвращаются) в море.
- 6. Как черепаха втяпивает высунутые члены,
- Так и тонкие сути вновь втягиваются* в великие сути.
- 7. Итак, (в телах) звук — от пространства, а свойство земли — его плотность;
- (Свойство) ветра — дыхание (прана), вкус — от воды, образ — от света, так говорится.
- 8. Всё стоящее и подвижное —из этой (основы);
- При растворении всё, в неё входит и оттуда снова возникает.
- 9. Во всех существах творец вселенной пять великих сутей,
- Какую где предусмотрел, для вещественности приспособил.
- 440
- 10. Звук, слух и полость — (эти) три от лона акаши;
- Вкус, влажность, язык свойствами воды считают.
- 11. Образ, глаз и переваривание (пищи) — эту тройку огненной называют;
- Запах, обоняние, .телесность свойствами земли считают.
- 12. Дыхание, касание, движение считаются. свойствами ветра.
- Так перечислены свойства, присущие пяти сутям, раджа.
- 13. Саттва,. раджас, тамас, время, действие и буддхи, Бхарата,
- Шестой — манас в существах приспособил владыка.
- 14. Что выше ступней и ниже головы ты видишь,
- Внутри всего этого вращается буддхи.
- 15. Есть пять чувств в человеческом теле; шестым считается манас;
- Седьмым — буддхи, так говорят, а восьмым — познающий поле.
- 16. Индрии и деятель мыслятся как целокупность;
- Состояния, в которых находятся те (перечисленные), — саттва, раджас, тамас.
- 17. Глаз — для зрения; манас зарождает сомненья,
- А буддхи (их) разрешает; свидетелем называется познающий поле*;
- 18. Затем (следуют) тамас, раджас, саттва, время и дело, Бхарата,
- Гунами* руководит буддхи (вселенский разум), - всеми индриями также руководит буддхи
- 19. И шестым — манасом; если нет буддхи, конец и гунам;
- То, чем буддхи (разум) видит, называется глазом; чем слышит — ухом;
- 20. Обоняя, (буддхи) становится обонянием; она, ощущая вкусы, становится чувством вкуса,
- Касаясь — осязанием*; так многообразно изменяется буддхи.
- 21. Она становится манасом, когда чего-либо желает;
- Так бывает пять - становищ буддхи, в каждом (органе) отдельно;
- 22. Они называются индриями; когда те страдают, страдает и буддхи;
- Пребывая в человеке, буддхи подвергается смене трёх состояний:
- 441
- 23. Иногда она воспринимает приятное, иногда страдает.
- Иногда она не задевается ни счастьем, ни страданьем.
- 24. Определяясь этими состояниями, эти три состояния сменяет она непрестанно;
- Как волнующегося супруга рек, океан охватывает берег,
- 25. Так, в (определённое) состояние придя, в (этом) состоянии, (например) в манасе, пребывает буддхи;
- Из-за пребывания в таком состоянии она становится страстью.
- 26. Радость, приятность, спокойствие, блаженство
- В человеке возникают как свойства саттвы.
- 27. Мука, скорбь, неудовлетворённость, нетерпеливость —
- Признаки раджаса, (вызванные) причиной или являющиеся без причины.
- 28. Неведение, тупость, заблуждение, нерадивость, упрямство,
- Неприспособленность, угрюмость, затемнение, медлительность, сонливость —
- 29. Как бы ни проявлялись они — (это) различные свойства (тамаса мрака).
- О том, что бывает сопряжено с приятностью в уме, теле,
- 30. (Нужно подумать): “Развивается состояние ясности” (саттвы) и затем не обращать на него вниманья.
- О том, что сопряжено с неприятностью, вызывает страдание,
- 31. Нужно подумать: “Развивается страсть” (раджас) и воздержаться от начинаний.
- А что бывает сопряжено с заблуждением в уме, теле —
- 32. Бессмысленное, невежественное, — нужно принимать за тамас.
- Так возвещены, сколько их здесь есть, все пути буддхи.
- 33. Постигший это становится пробуждённым; какие иные признаки пробуждённого еще возможны?
- Познай очень тонкое различие между саттвой и познающим поле,
- 34. (Саттва) производит качества (гуны), а тот не производит качеств.
- Обе сущности* (бхута) обособлены от пракрита, хотя и сопряжены с ней постоянно.
- 35. Как рыба (есть не что) иной, чем вода, хотя и связана (с водою).
- Гуны не знают Атмана, он же хорошо знает гуны;
- 442
- 36. Хотя он (ошибочно) считается производителем (гун), он только их надсмотрщик*,
- Нет опоры* у саттвы: производное гун есть материя мысли (четана)*.
- 37. Иных гун, чем производит саттва, он (джива) не знает;
- Саттва вбирает (произведенные) гуны, познающий поле их (только) созерцает.
- 38. Сочетание этих двух, саттвы и познающего поле, прочно.
- Индриями освещается (находящаяся) внутри буддхи;
- 39. Они (индрии) подобны светильнику: (освещают, хоть и) лишены сознанья, безглазы;
- Поняв присущее им состояние, пусть человек существует,
- 40. Не скорбя и не радуясь: так он самость избудет.
- В силу своей природы он* производит эти гуны*,
- 41. Как паук нити; гуны следует рассматривать как нити —
- Разорванные, они не восстанавливаются, развития в них незаметно;
- 42. Так считают одни*; другие же считают, что (эти) нити гибнут.
- От созданных мечтаниями ума (буддхи), крепких уз сердца
- 43. Освободившийся, разрубив сомнения, сидит счастливо и беспечально.
- Отстав от берега, в реку, полную заблуждения, все люди входят,
- 44. Не зная брода, заключающегося в преданности (йоге) и познании (буддхи);
- Но знающие так не идут: они переправляются на другой берег,
- 45. Стойкие, постигшие внутреннего Атмана, ведь лучший корабль — это знанье.
- 46. Для знающих нет великого страха, у незнающих же бывает страх весьма великий,
- Ибо нет ни для кого более высокого пути, чем достижение здесь уравновешенности (мысли).
- 47. Совершил ли он много грехов или только один (тот) грех неведения, он не порицает сделанного раньше;
- Не ощущает он и влечения ни к тому, чему следовал, ни к тому, что отвергнул.
ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ”
ГЛАСИТ 287 ГЛАВА — ОБ (ОТРЕШЕНИИ) ОТ ПЯТИ СУТЕЙ
- 443
- ГЛАВА 288
- (10532—10552)
Юдхиштхира сказал:
- 1. Перед большой болью и смертью дрожит все живое,
- Как (поступать), чтобы этого для нас не существовало? Поведай, Прадед!
Бхишма сказал:
- 2. Об этом такую древнюю быль повествуют
- О беседе Нарады и Саманги, Бхарата:
Парада сказал:
- 3. Тебя пригнуло грудью* к земле, но ты как бы двумя руками (поток) переплываешь;
- Ты выглядишь всегда бодрым и беспечальным.
- 4. Не видно в тебе никакого, даже малейшего возбужденья,
- Ты выглядишь счастливым, как сытый, беспечный ребёнок.
Саманга сказал:
- 5. Суть бывшего, настоящего и будущего, о, почтительно вопрошавший,
- Мне известна, поэтому уравновешенности я не теряю.
- 6. Начинания, равно как их плоды, я знаю,
- Те разнообразные плоды мирские, поэтому и не творю безрассудства;
- 7. Без брода, опоры, цели, пути, Бхарата*,
- Слепые, глухие (люди) живут, но взгляни, и мы живём так же!
- 444
- 8. Небожители живут иначе, без болезней — так им присуще;
- (Живут) и сильные, и слабые, так и мы по-своему существуем.
- 9. (Богатые) живут с тысячами, но и с сотнями существуют;
- Живут и с бедою; гляди же, и мы существуем.
- 10. Если мы беспечальны, то к чему нам обряды, дела (благочестия), Нарада?
- Если радости, страдания прошлого исчезли, к чему за них цепляться?
- 11. “Корень познания — умиротворение чувств”, — так говорят познавшие люди.
- Скорбят от заблуждения чувств; для введенного в заблуждение чувствами нет познанья!
- 12. Заблуждается высокомерный, и высокомерие есть заблуждение; для такого нет ни этого, ни высшего мира.
- Небесконечно страдание, существование радостей непостоянно;
- 13. Чему свойственно бывание, тому свойственно изменение, это не вызывает страдания у мне подобных.
- За желанные наслаждения не следует цепляться не следует думать о постигшем несчастье.
- 14. Пусть не завидует самоуглубленный другим и не радуется предстоящему достиженью,
- Не радуется изобилию, достижению целей; при гибели имущества пусть не унывает.
- 15. Ни родственники, ни богатство, ни Писание, ни мантры, ни отвага
- Не (спасут) от несчастья, не переправят на другой (берег); лишь нравственность приводит к умиротворенью.
- 16. Нет разума у неподвизающегося, неподвизающийся не достигает счастья;
- Царь*, суровость и отрешенность от страданий — эти оба — счастье.
- 17. Приятное порождает довольство, высокомерие возрастает от довольства;
- В ад ведёт высокомерие; поэтому я их (всех) покидаю.
- 18. На печаль, страх, высокомерие, (порождённые) заблужденьем, счастье — несчастье
- Я гляжу, как зритель в мире; они действуют в теле.
- 445
- 19. Богатства и желания полностью оставив, свободный от треволнений,
- Я странствую по этой земле, отринув жажду и заблужденье.
- 20. Ни смерти, ни обиды, ни жадности — ничего иного
- Ни здесь, ни в том мире не страшится испивший амриту (этого ученья).
- 21. Это, брамин, я познал, совершив великий, непреходящий подвиг.
- Итак, постигшее горе меня не одолевает, Нарада!
ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ” В КНИГЕ “УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ "ОСНОВА ОСВОБОЖДЕНИЯ"
ГЛАСИТ 288 ГЛАВА — БЕСЕДА САМАНГИ И НАРАДЫ446