ОГЛАВЛЕНИЕ
Мокшадхарма. Мелкие
тексты социального характера
(Махабхарата, вып. V, кн. 1, Мокшадхарма,
Ашхабад-Ылым, 1983, с. 447 - 457)
- ГЛАВА 289
- (10553—10611)
Юдхиштхира
сказал:
- 1. Не познавшему сущности Писания, находящемуся
постоянно в сомненье,
- Не достигшему решения как достичь
блага? Скажи, Прадед!
Бхишма сказал:
- 2. Постоянное почитание гуру, уважение к старцам,
- Внимание к Закону называется
верховным благом.
- 3. Об этом такую древнюю быль повествуют
- О собеседовании Галавы с
божественным риши Нарадой;
- 4. Свободному от заблуждений и сонливости, певцу,
насыщенному знаньем, победившему чувства,
- Самообузданному Нараде сказал
Галава, страстно желающий блага:
- 5. “Качества, за которые человека уважают в мире,
- Состояния, непреложные для (благого),
да будут мне указаны, муни.
- 6. Да благоволит разрешить наше сомнение
всеведущий владыка,
- Не заблуждающийся находящимся
длительно в заблужденье да возвестит сущность
мира.
- 7. Ведь подлежащее выполнению, исчерпывающе
осуществляется знаньем;
- Мы не разумеем, что надлежит делать,
посему да благоволит указать нам владыка,
- 447
-
- 8. Все учения о поведении нравственность
определяют,
- Но все учат, владыка, (о разном): “Это
благо”, “Это благо”.
- 9. Гляди на тех, певец, настаивающих на (своих)
писаньях,
- Своими писаниями удовлетворённых, мы
для себя не находим блага.
- 10. Если бы существовал один закон, то было бы
ясно, в чем благо.
- Но из-за разнообразия законов благо
еще более уходит в тайну.
- 11. По этой причине у меня возникает смущенье —
что же есть благо?
- Да будет это мне разъяснено, владыка;
я — ученик, да буду я наставлен!”.
Наряда сказал:
- 12. Есть четыре направления*, сынок, каждое
определяется особо;
- Рассмотри их все и тогда примыкай (к
одному из них), Галава.
- 13. Итак, распространяемые то там, то здесь все
эти направленья,
- Многообразные нравственные уставы
рассмотри, певец, настойчиво, каждое особо.
- 14. Без сомнения, некоторые не идут всецело,
(сосредоточась), в намеченной (цели),
- Тогда как держащиеся правильных
взглядов достигают верховной цели.
- 15. Лучшее положение, никогда не вызывающее
сомнений, (такое):
- Надо поддерживать друзей, а врагов
сдерживать надо.
- 16. Троякое* достижение мудрые называют благом;
- Постоянное добронравие есть
воздержание от злых деяний.
- 17. Общение с благими, несомненно, есть благо,
- (Равно) и сострадательность ко всем
существам, и прямота в поступках.
- 18. Ласково сказанное слово есть несомненное
благо,
- Также предоставление богам, предкам,
гостям (надлежащей) доли;
- 19. Забота о домочадцах, правдивое слово — также
благо;
- (Равно) и трудновыполнимое познание
истины — благо;
- 20. Я называю правдой то, что для существ
непреходящее благо;
- Отказ от личного начала (аханкара),
трезвение*,
- 448
-
- 21. Удовлетворённость, одинокое странствование
называются верховным благом.
- Также закономерное* изучение Вед и
дополнений к ним — (благо).
- 22. Стремление познать цель знания — несомненное
благо.
- К звуку, образу, вкусу, касанию, запаху
только наслаждения ради*
- 23. Не очень-то надо стремиться, раз благо
(ставить) целью.
- Блуждания по ночам, дневного сна,
лживости, предательства, пьянства,
- 24. Чрезмерных* (упражнений) в йоге и (полного)
отказа от Йоги должен избегать стремящийся к
благу.
- Не следует возвеличивать себя, других
порицая:
- 25. Преобладания над рядовыми людьми
собственными достоинствами следует добиваться,
- Невысокого качества, обычно бывает
самомнящие люди;
- 26. Из-за недостатка нравственности у себя (люди)
других, нравственных, упрекают в пороках;
- При случае они воображают себя, по
самомнению,
- 27. Высокодостойными, ослеплённые своим
чванством.
- Никого не порицающий, не занимающийся
самовозвышением.
- 28. Дальновидный, преисполненный добродетелями
достигает большой славы:
- Без слов распространяет душистый
(цветок) приятный, чистый запах;
- 29. Не превозносясь, сияет солнце в безоблачном
небе;
- Эти и другие (предметы), лишённые
сознания.
- 30. Не превозносясь, сияют славой в мире;
- Глупый самохвал не блистает в мире,
- 31. А совершенно познавший сияет, даже скрываясь
в пещере.
- Замирает недоброе слово, хоть и
сказанное громогласно;
- 32. Но сияет в мире благое слово, даже сказанное
тихо.
- Болтовня заблудших, чрезмерно себя
превозносящих,
- 33. Показывает их внутреннее “я” (так же ясно),
как лучи — огнеподобное (солнце).
- По этой причине к знанию особенно
стремятся (люди),
- 449
-
- 34. Высшее достижение для существ — познание, так
полагаю.
- Не следует говорить без вопроса и на
невнимательный вопрос (отвечать не нужно),
- 35. (В тех случаях) даже познавший мудрец пусть
сидит, как неразумный, (молча),
- Поэтому среди праведных, постоянно
блюдущих дхарму, нужно селиться,
- 36. Среди людей честных, радующихся своему долгу.
- Там же, где обязанностей четырёх варн
не соблюдают*,
- 37. Стремящийся к благу ни в коем случае не должен
селиться.
- Но и здесь (среди мудрых) без
начинании нужно жить, только (случайно)
полученным* существуя.
- 38. Незапятнанно чистое среди чистых и злое среди
злых (человек) получает.
- Как осознаётся разница от
прикосновения к капле воды или к искре,
- 39. Так и прикосновение к нам чистого или
грешного мы различаем.
- Мудрый, питающийся остатками,
вкушает, не разбирая качества пищи.
- 40. Знай, кто вкушает с разбором, тот и (плоды
своих) дел вкушает*.
- Если собравшимся и непочтительно
задающим вопросы
- 41. Брамин станет говорить о Законе (дхарме), то
владеющий собой должен оставить это место.
- Но где общение ученика и учителя
происходит, как должно,
- 42. Упорядочено согласно Шастрам, кто же такой
удел покинет?
- Где мудрому настойчиво предъявляются
взятые с ветра обвинения в пороках,
- 43. Как станет там жить желающий (к себе) уважения
учёный?
- Где обычно жадные (до наслаждений)
разрушают плотину Закона (Дхармы),
- 44. Кто такую страну не бросит, как загоревшуюся
одежду?
- Где свободные от самости (люди)
неукоснительно соблюдают дхарму,
- 45. Там, среди праведных и добронравных, подобает
селиться.
- Где люди соблюдают Закон лицемерно,
ради своих целей,
- 450
-
- 46. Там нельзя жить вместе с ними, ведь это
лицемерные люди!
- Где грешники вершат дела. желая
(наслаждений) жизни,
- 47. Оттуда надо поспешно бежать,
словно от змеи спасаясь!
- Дело, от (совершения) которого
возникает острое раскаяние, как на (смертном)
ложе,
- 48. И начинать не следует тому, кто желает себе
блага.
- Где раджа и непосредственно
приближенные к радже люди
- 49. Раньше домохозяев вкушают пищу, такое царство
владеющий собой пусть покинет!
- А где сначала едят знатоки Писания,
(блюдущие) постоянно вечную дхарму,
- 50. Рачительные в жертвоприношениях и научении, в
том царстве и нужно селиться.
- Где правильно установленные
возгласы: вашат, свадха, сваха —
- 51. Неустанно звучат, без колебаний там можно
навсегда поселиться.
- Где появился нечистый, развращающий
нравы браминов,
- 52. Того царства нужно сторониться, как
подброшенной приманки.
- Где дружелюбные люди подают без
просьбы,
- 53. Со спокойной мыслью может там жить владеющий
собой, совершивший подлежащее совершенью
- (Где) ослушников подвергают
наказанию, а совершенных духом почитают,
- 54. Туда нужно идти, среди благонравных и
праведных поселиться.
- Где распутников усмиряют, тех, что с
праведниками обращаются дурно,
- 55. (Где) необузданных, жадных строгим наказаниям
подвергают,
- А раджа знает закон и по закону
страной управляет,
- 56. Живет, отстранив вожделение, властвуя над
(своими) страстями, там можно селиться без
колебаний.
- Все князья, живущие окрест
соблюдающего такие нравы,
- 57. Вскоре приобщаются к счастью; преуспевать там
будет счастье.
- Сынок, на твой вопрос вот что я мог
сказать о благе,
- 451
-
- 58. Ибо я не могу досконально (всё) благое
исчислить.
- Кто, ревностный духом, это поведение
усвоит,
- 59. Тому силой его подвига (уже) здесь явлено
будет великое благо,
ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ
“УМИРОТВОРЕНИЕ”, В КНИГЕ “ОСНОВА
ОСВОБОЖДЕНИЯ”
ГЛАСИТ 289 ГЛАВА - СЛОВО О БЛАГЕ
- 452
- ГЛАВА 290
- (10612—10658)
Юдхиштхира
сказал:
- 1. Как должен странствовать на земле царь,
подобно мне, преданный Закону (Дхарме)?
- Какие качества ему должны быть
присущи, чтобы от уз привязанностей он смог
освободиться?
Бхишма сказал:
- 2. Об этом я расскажу древнее повествованье
- (О том), что сказал Ариштанеми,
спрошенный Океаном.
Океан сказал:
- 3. Брамин, какое великое благое (дело) здесь (на
земле) совершив, вкушают счастье?
- Как возможно печаль "и тревогу
устранить? Это я знать желаю!
Бхишма сказал:
- 4. На этот вопрос Таркшья (Ариштанеми),
величайший знаток Писаний,
- Постигший высший путь, сказал такое
благое слово:
- 5. “Счастье (здесь) в мире — в освобожденье,
заблуждающийся не достигает счастья,
- Он привязан к сыну, скоту, занят
имуществом, хлебом;
- 453
-
- 6. Не успокаивается привязанный разум (буддхи),
излечить его невозможно;
- Изнеженный глупец в сетях (желаний)
еще не готов к освобожденью,
- 7. Утехами здесь рождённые узы я тебе назову;
узнай от меня об этом;
- Имеющий уши (слышать) мудрому внимать
способен.
- 8. Произведя сыновей, юными их оженив в (своё)
время,
- Зная, что они существуют
благополучно, свободный, иди, куда хочешь.
- 9. Зная, что жена, родившая сыновей, любящая
сыновей, пришла в (преклонный) возраст,
- Покинь её в (подходящее) время, на
высшую Цель взирая.
- 10. (Родив) потомство или бездетный, свободный иди
по воле,
- Использовав чувствами предметы
чувств по закону,.
- 11. Покончив с влечением к ним, от них свободный,
иди по воле,
- Будь равнодушным к случайному*
подаянью.
- 12. Так в общих чертах я тебе поведал
- О цели освобождения; что дальше скажу
тебе, случай!
- 13. Без страха, счастливо странствуют в мире
освобожденные люди;
- Но гибнут привязанные мужи, в этом нет
сомненья.
- 14. (Странствуя), пусть собирают пищи столько,
сколько (собирают) муравьи или черви.
- Непривязанные к миру счастливы,
привязанные же гибнут.
- 15. Желая освобождения, тебе не следует
тревожиться о домочадцах:
- “Как будут они без меня?”, — так
помышляя.
- 16. Существо само по себе возникает, само по себе
вырастает,
- К счастью — несчастью, к смерти оно
само по себе приходит,
- 17. Пищу, одежду и все, что мать и отец собирают,
- Они получают по своей (врождённой)
карме*, в мире нет ничего, не обусловленного
раньше.
- 18. Что существа должны вкусить на земле, Благой
(Дхатар) определил заранее,
- В мире все странствуют, направляемые
совершёнными делами.
- 454
-
- 19. Раз и сам (человек), что ком глины, от всего
зависим,
- То кто же может заботиться о
домочадцах, коль и сам не крепок?
- 20. Ведь когда смерть на твоих глазах уносит
домочадцев,
- Несмотря на большие твои усилия (их
спасти), тебе задуматься нужно.
- 21. А когда (родной) остаётся жить, нуждаясь в
поддержке, защите,
- Неприспособленный (к жизни), тебе
приходится умирать и его покинуть.
- 22. Ведь ты по смерти родного никогда не узнаешь,
- Счастлив, несчастлив ли он, разве тебя
не вразумляет это?
- 23. Умер ли ты, живёшь ли, быть может, человек тот
(твой родич) вкушает
- Плод своих (прежних) дел, почём ты
знаешь? Так заботься о собственном благе.
- 24. Итак, познав, что никто никому не принадлежит
в этом мире,
- К освобождению направь сердце;
(теперь) дальнейшее постигни!
- 25. Воплощённый, побеждающий здесь жажду, голод и
подобные состоянья,
- Также гнев, жадность и заблужденье,
освобождён, саттвичен.
- 26. Человек, который вином*, женщинами, игрой в
кости,
- Охотой не опьяняется в заблуждении,
тот навсегда свободен.
- 27. “Изо дня в день, из ночи в ночь всегда
приходятся мужчине
- О пропитании заботиться”, — так
говоря, кто (от забот) потеет, тот зовётся
познавшим беды;
- 28. Кто всегда снова и снова от женских лон своё
существованье
- Прилежно старается* освободить, тот и
(становится) свободным.
- 29. Кто возникновение и гибель (всех) существ, а
также их движенье
- В этом мире отчётливо распознаёт, тот
свободен.
- 30. Кто стоящую среди тысяч, среди миллионов
колесниц (выбирает лишь одну) подходящую упряжку,
- Кто (для себя) одно (лишь) место видит в
(целом) чертоге, тот свободен.
- 455
-
- 31. Кто видит, что мир подвержен смерти, болезнями
измучен,
- Удручен нуждою, свое освобождение тот
(видит).
- 32. Спокоен тот, кто видит, а невидящий получает
удары.
- Кто малым довольствуется в этом мире,
только тот свободен.
- 33. “Агни-Сома* (Пожиратель и Пожираемое) — весь
мир”, — кто так постигает
- И не впечатляется изумительными
явлениями (бхава), тот свободен.
- 34. Воплощённый, для которого равны (голая) земля
и (мягкое) ложе,
- Рисовое яство и ничтожный кус, — тот
свободен.
- 35. Для кого льняная ткань или плетёнка из куши,
шёлк или рогожа,
- Иль шерстяная одежда равны, тот
свободен.
- 36. Кто видит, что мир возник из пяти сутей,
- И соответственно такому взгляду
существует здесь в мире, тот свободен.
- 37. Для кого безразличны счастье — несчастье,
достижение и неудача, победа иль пораженье*,
- Желанное иль ненавистное (людям),
робость или уверенность*, тот вполне свободен.
- 38. Из смеси кровей*, мочи, кала и (другой) скверны
- Состоит многопорочное тело, кто это
видит, тот свободен,
- 39. Седину, морщины, хромоту, истощение,
блёклость,
- Согбенность (за собой) влечёт
старость; кто это видит, тот зрячий.
- 40. Время ослабляет мужскую силу, ослабляет
зренье,
- Глухоту, одышку (приносит);
освобождается тот, кто это видит,
- 41. Ушли риши, боги, ушли асуры* из этого мира
- В мир иной; освобождается тот, кто это
видит.
- 42. Ушли владыки, тысячи могучих царей (миновали),
- Они покинули землю; освобождается
познавший это.
- 43. Как трудно листаются богатства, как легко
настигают беды!
- Освобождается тот, кто невзгоды
домохозяина видит.
- 456
-
- 44. Обычно потомство беспутно, а челядь
бесчестна;
- Кто же не почтит освобождения, видя
такое в мире?
- 45. Человек, умудрённый жизненным опытом и
Писаньем,
- Видит как бы обескровленными всех
потомков Ману; такой вполне свободен,
- 46. Выслушав моё слово, странствуй, как
освобождённый,
- Или (оставайся) домохозяином, с
безошибочным, решительным разумом, свободный!”
- 47. Тот владыка земли, выслушав полностью его
слово,
- Охранял свой народ согласно
качествам, рождённым освобожденьем.
ТАК В СВЯТОЙ “МАХАБХАРАТЕ”, В КНИГЕ
"УМИРОТВОРЕНИЕ", В КНИГЕ “ОСНОВА
ОСВОБОЖДЕНИЯ”
ГЛАСИТ 290 ГЛАВА — БЕСЕДА САГАРЫ И АРИШТАНЕМИ
457